LACK OF LIFE BALANCE
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Over the whole history of psychiatry, depression has been defined as an emotional disorder. However, Aaron Temkin Beck, American psychotherapist, Professor of Psychiatry in the University of Pennsylvania, the creator of cognitive psychiatry criticized Freud’s position. He pointed out the absence of any empirical proof for success of psychoanalysis in depression treatment. Beck came to the conclusion that depression was just the result of wrong reasoning.

Keywords:
Psychology, depression, anxiety, depression treatment, cognitive psychology
Text
Publication text (PDF): Read Download

Жизнь в нашем «обществе мобильной связи» становится все более сложной, напряженной, полной стрессов. Несмотря на все наши старания организовать свое время, добиться большего, стать более эффективными с помощью чудес современной техники, мы почему-то все чаще оказываемся «в гуще мелких дел», подчиняя работе свое здоровье, семью, целостность своей личности и многие другие вещи, которые имеют для нас первостепенное значение. Однако проблема заключается не в работе, являющейся двигателем нашей жизни, и не в жизненных трудностях или переменах. Если мы начинаем верить в то, что являемся жертвами обстоятельств, и сдаемся, принимая концепцию детерминизма, мы теряем надежду и упорство, мы смиряемся с судьбой и перестаем развиваться. «Я пешка, марионетка, винтик механизма и ничего не могу с этим поделать. Просто скажите мне, что я должен делать». Подобная позиция характерна для многих способных и даже талантливых людей, а ее результатом становятся глубокое разочаро- вание и депрессия[1]. На протяжении всей истории развития психи- атрии, депрессию определяли как эмоциональное расстройство. А вот З.Фрейд считал, что при- знание пациентом своих внутренних проблем свидетельствует о том, что он стоит на пути к выз- доровлению. Однако американский психотера- певт, профессор психиатрии Пенсильванского университета, создатель когнитивной психоте- рапии Арон Темкин Бек [3] выступил с крити- кой позиций Фрейда. Он указал на отсутствие каких - либо эмпирических доказательств успеха психоанализа в лечении депрессий. Бек пришел к выводу, что депрессия была всего лишь резуль- татом неправильного мышления. Негативные или ошибочные размышления вызывали в человеке развитие огромного количества депрессивных симптомов, отражающихся впоследствии на общем состоянии. Данная теория легла в основу когнитивной терапии, помогающей человеку «уговорить самого себя» выйти из состояния депрессии посредством укрепления собственного мышления - до тех пор, пока он не освободиться окончательно от искаженного самовосприятия. Эти исследования подстегнули огромную волну интереса, превратившую когнитивную терапию в один из столпов современной практики лечения депрессивных состояний наряду с лекарствен- ными препаратами. Негативные мысли накапливаются как снеж- ный ком. Всего только одна такая мысль может спровоцировать легкое состояние печали, кото- рое, в свою очередь, превращается в туман общего искаженного восприятия, когда все и вся начи- нает выглядеть плохо и утрачивает свой смысл. Когда человек начинает впадать в депрессию по поводу своей никчемности, то следующие четыре ощущения - поражения, ущербности, опусто- шенности и лишения чего-то важного - кажутся ему вполне реальными, пишет профессор пси- хиатрии Девид Д. Бернс. Пациенты в состоянии депрессии просто-напросто утрачивают способ- ность ясно мыслить, и чем сильнее их депрес- сия, тем искаженнее становится окружающая их действительность[4]. В той же книге Девид Д. Бернс проводит и раз- личие между искренней грустью и депрессией. Первая, пишет он, является неотъемлемой частью сущности человека, обогащает наш жизненный опыт и способствует самопознанию. Вторая уду- шает нас, закрывая от нашего взора все жизнен- ные возможности. Непсихотические депрессивные расстрой- ства - сложные психопатологические симпто- мо-синдромокомплексы, обусловленные: а) преморбидной отягощенностью личности; б) её типологической структурой; в) интенсивностью аффекта. Депрессивные расстройства в целом харак- теризуются патологически сниженным настро- ением (гипотимией), снижением психической и двигательной активности, побуждений к дея- тельности и других мотиваций, а также сома- то-вегетативной дисфункцией. Эти расстройства проявляются в рамках раз- личных нозоформ и заболеваний. В частности, в МКБ-10 они обозначены вариантами дина- мики: единственным и повторяющимся (рек- курентным) депрессивным эпизодом с разной интенсивностью в форме а) лёгкой депрессии (субдепрессии) - F 32.0; б) депрессии средней тяжести (умеренной) - F 32.2. Клинически депрессии являются сложными полиморфными синдро - мокомплексами. По А. В. Снежневскому [1983] депрессиям присущи такие когнитивные свойства, как отрицатель- ная, уничтожающая оценка собственной лично- сти, внешнего мира и будущего. Депрессивные состояния отличаются большим многообразием и распространенностью. Схематически выделяют девять основных клинических вариантов депрес- сий, объединяемых в три группы: Соматогенные депрессии - органическая и симптоматическая. Эндогенные - шизофреническая, циркуляр- ная, периодическая. Психогенные - невротическая, реактивная и другие. Эти деления считаются условными, так как депрессии в целом являются динамически неста- бильными, подверженными разнообразным переходам и сдвигам. Существуют переходные депрессии между эндогенными, соматогенными и психогенными. Актуальность проблемы аффективной патоло- гии в целом и, прежде всего, депрессий, опреде- ляется продолжающимся ростом, дезадаптирую- щим влиянием на социальное функционирование таких больных, их трудоспособность и качество жизни, бременем экономических затрат. Проблемой является низкая выявляемость депрессий в поликлинической сети в связи с их атипическим течением, чаще в форме соматизи- рованных синдромов и соматических «масок» [В. Н. Краснов, 2003]. В 1980 году группой сотрудников отдела общей психопатологии НИИ психиатрии М3 РФ под руководством О. П. Вертоградовой были разработаны методические рекомендации «Пси- хопатологические критерии диагностики депрес- сий», нацеленные на необходимость выявления и диагностику депрессий в связи с большим их клиническим полиморфизмом, отягощенностью течения и хронизацией. Авторами было уста- новлено, что клиническую структуру депрессий составляет осевой синдромокомплекс аффек- тивного содержания, включающий тревогу (тре- вожную депрессию), как основную по степени выраженности, и две её формы - тоскливую и апатическую депрессию. Эти три аффективные формы депрессии, как основные из числа всех известных, находятся во взаимоотягощенной связи друг с другом, причем каждая из этих форм предопределяет специфику клинической картины. Симптомы этих трех форм депрес- сий присутствуют, в большей или меньшей степени, во всех других формах депрессий как обязательные. По клинической структуре депрессий были выделены три основные группы клинических форм: а) депрессии идеаторного (мыслительного) типа (без витального компонента); б) аффектив- ного типа (с выраженным витальным компонен- том); в) «телесного» (маскированного) типа. По степени выраженности эмоциональных пережи- ваний (вербальной продукции) и психомотор- ной активности выделены две основные формы динамики депрессий: а) идеаторные (мыслитель- ные) депрессии; б) моторные (с двигательной заторможенностью). Психопатологические феномены, имеющие определяющее значение при формировании депрессий: Тревога - аффективное состояние, предметное (ожидание предстоящих событий), или беспред- метное (воображаемых событий или опасности). Тревога занимает особое место в оформлении депрессий, является её обязательным компо- нентом [до 100% по А. Б. Смулевичу, 2004]. Это состояние вызывает внутреннее эмоциональное напряжение, сужение поля сознания. Патофизи- ологические механизмы тревоги формируются как защитные, направлены на то, чтобы в ситу- ации стресса подготовить организм к реакциям «бегства» или «борьбы». Активизируется функ- ция адренэргической системы - увеличивается секреция кортизола и других веществ, повы- шается тонус симпатической нервной системы, учащается пульс, расширяются зрачки и другие признаки. Тревога является патогенным механизмом, оказывающим динамическое воздействие на депрессии, может трансформировать (усили- вать их) до психопатологических синдромов: «аффективное расстройство» - F.3 и «невроти- ческое, связанное со стрессом и соматоформ- ными расстройствами» - F.4, «смешанное тре- вожное и депрессивное расстройство» - F 41.2. Клинически это: персистирующее, периодически возникающее расстройство настроения с чертами дисфории, длительностью не менее 1 месяца и выявлением четырех или более из следующих 10 симптомов: затруднения концентрации внимания; нарушения сна (затрудненное засыпание, сонливость или беспокойный, не приносящий отдыха сон); чув- ства слабости или утраты энергии; раздражитель- ности; беспокойства; плаксивости; склонности к чрезмерным опасениям, ожиданиям худшего; безнадежности (глубокий пессимизм в отноше- нии будущего); низкой самооценки или чувства собственной малоценности; сопровождается значительным дистрессом или нарушениями в социальной, профессиональной и других сфе- рах активности. Приведенная уточненная характеристика этого расстройства исчерпывает весь круг депрессивных состояний, сопровождающихся тревогой. На основе механизма аффективной тревоги формируются известные фобические и паниче- ские расстройства по классификации МКБ-10, но чаще всего развивается тревожная депрессия по механизмам генерализации и усиления пато- физиологических признаков тревоги. Последняя приобретает в структуре депрессии доминиру- ющее положение, становится генерализованной, что клинически может доходить до ажитации и дезорганизации психической деятельности. Установлено также, что при выраженной тревоге к депрессивной симптоматике возможно присо- единение других психопатологических феноме- нов (навязчивости, ипохондрии, соматизации, личностных заострений), что нередко вызывает формирование депрессии с соответствующей отягощенностью (депрессия навязчивая, ипо- хондрическая, соматизированная, дистимия) и другие. Тревога, по данным А. Б. Смулевича [2004], по механизму комор - бидности (отягощенности) опасна риском хронизации любого психопатоло- гического состояния. Наибольшим образом тре- вога усугубляет личностные декомпенсации при депрессии, особенно связанные с глубинными переживаниями (дистрессом, фрустрацией). Поэ- тому в клинической картине депрессий, сочета- ющихся, как правило, с той или иной степенью выраженности тревоги, почти всегда доминируют неразрешимые переживания, связанные сугубо со своими личностными проблемами по механизму «застывшего» аффекта тревоги (патологическое преобразование обыденных проблем, пережива- ний, в целом имеющих адекватный смысл). Один из подходов диагностики непсихоти- ческих депрессивных расстройств представлен в книге Д. Бернса «Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений»(1980). Он пишет, что можно выделить десять искажений в познании, вызы- вающих депрессию. Я долго занимался их классификацией, пишет Бернс [4], и это результат многих опытов и кли- нических экспериментов. Для того, чтобы нау- читься на практике выявлять расстройства, при- дется читателю хорошо разобраться в каждом из представленных в 10 пунктах видом искажения в процессе познания. 1. Максимализм Человек видит все в черных или белых тонах. Например: известный политик, потерпевший неу- дачу на выборах, говорит: «Так как я потерян для правительства, то я - полный «ноль»». Круглый отличник, получивший на экзамене «2», решил: «Я - законченный неудачник». Человек, мыс- лящий категориями: «все» или «ничего», видит себя неудачником, полностью проигравшим при малейшем несоответствии вещей его критериям. Этот путь развития мыслей неприемлем для обы- денной жизни, так как редко встречаются только два варианта выбора, оценки. Никто не может быть ни абсолютно уникальным, ни круглым дураком, ни полностью привлекательным, ни совершенно отталкивающим. Нет ничего пол- ностью соответствующего крайним понятиям. Если индивидуум попытается уложить жизнь в абсолютные категории, то впадет в депрессию, он будет видеть множество поводов для само дис- кредитации, так как никогда не сможет попасть в заданные рамки. Назовем этот вид ошибок при познании - «двухцветные мысли». 2. Общий вывод из единичных фактов Человек из того, что произошло с ним, делает вывод, что это будет происходить всегда, раз за разом. Один коммивояжер в состоянии депрессии, найдя птичий помет на лобовом стекле своего автомобиля, подумал: «Это судьба, птицы всегда гадят на мои окна». При таком нарушении времен- ное разочарование, даже не личное оскорбление, может вызвать болезненное состояние. Пугли- вый юноша, собрав все свое мужество, пригла- сил девушку на свидание. Когда она отказалась, найдя свидание преждевременным, он решил: «Мне никогда не скажут: «да», если я приглашу кого-нибудь на свидание. Никакая девушка не захочет встречаться со мной. Я буду одинок всю жизнь». В его нарушенной системе познания сло- жилась следующая цепочка выводов: она отвергла сейчас - она будет так поступать всегда - и все женщины будут поступать так, на сто процентов. 3. Психологическая фильтрация событий Человек выдергивает негативные детали из сло- жившейся ситуации и воспринимает их, как результат происшедшего. Например: студент пишет контрольный тест, где, как он твердо знает, из 100 вопросов на 17 ответил неправильно. Он постоянно думает об этих 17 и приходит к выводу, что за тест он получит «неудовлетворительно», и его выгонят из института. Через некоторое время студент получает рецензию, в которой говорится, что он один из немногих настолько верно ответил на контрольной. Во время депрес- сии люди надевают «очки», задерживающие все хорошее и пропускающие только негативное. Назову этот процесс «выборочной рассеянно- стью». Эта крайне «неудобная» привычка может принести в жизни много проблем. 4. Дисквалификация положительного Один из сильнейших видов расстройств во время процесса познания - переосмысление депресси- рующих положительных и нейтральных фактов в отрицательные. Средневековые алхимики меч- тали найти способ превращения свинца в золото, а если у человека депрессия, то он может раз- вить противоположный талант - превращать «золотые» события в «эмоциональный свинец», делая это неумышленно. Можно искренние ком- плименты, например, воспринять, как скрытые упреки: «Вы прекрасно выглядите» - «Где-то у меня что-то не так». Человек может рассма- тривать себя через стекло, на котором написано: «Я - второсортный», и, выдергивая из всего отри- цательные детали, получает подтверждение: «Я всегда так думал». Дисквалификация положитель- ного убивает многие радости, даруемые жизнью, делает ощущение мира темным, угнетающим. 5. Скачущие умозаключения Есть два вида скачущих умозаключений: «незна- ние предшествующего» и «ошибка в предсказа- нии судьбы». Первое - это ощущение, что другие люди свысока смотрят на тебя, когда в действи- тельности их гнетут собственные проблемы. Например, вы встречаете на улице друга, но он, не поздоровавшись, проходит мимо, так как он настолько занят своими мыслями, что никого не замечает, а вы ошибочно заключаете: «Он меня игнорирует, что-то ему во мне не нравится». Вто- рое - хрустальный шар, который предсказывает только невзгоды, то есть кто-нибудь представляет что-нибудь плохое и сразу же начинает думать, что так все и произойдет, даже не замечая абсурд- ности придуманного. Пример. Другу не передали вашу просьбу перезвонить. Когда, судя по вре- мени, ждать ответного звонка смысла нет, вы решаете, что друг на вас за что-то обижен, и не догадываетесь, что ему просто забыли передать, и далее, конечно, следует вывод, что если сделать повторный звонок - друг сочтет вас надоедливым. А все эти волнения - всего лишь маленький, дешевый самообман, суть которого - слишком хорошее воображение. 6. Преувеличение и преуменьшение Другие мысли, вызывающие много проблем, - это преувеличение или преуменьшение. Уместно называть их «фокусом подзорной трубы». Посмо- тришь с одной стороны, и все увеличивается, а с другой - все уменьшается. Первое обычно проис- ходит, когда видишь собственные ошибки и пре- увеличиваешь их значимость: «Боже, я ошибся! Как ужасно! Моя репутация загублена!» Как пре- уменьшение достижений, так и преувеличение неудач гарантируют плохое самочувствие. Но проблемы не в эмоциях человека, а в тех «сумас- шедших линзах», что он носит. 7. Выводы, основанные на эмоциях Индивидуум воспринимает свои эмоции, как очевидный факт. Его логика такова: «Если я чув- ствую себя как неудачник - значит неудачи имеют место». Это заключение ошибочно, так как чув- ства отражают мысли, если последние нарушены, то эмоциональная реакция не соответствует фактам. Например, выводы, основанные на эмо- циях, включают конструкции, подобные таким, как: «Я чувствую вину, следовательно, я сделал что-то плохое», «Я чувствую свои несоответствия каким-либо требованиям, поэтому я ничего не стою». Одно из обычных последствий выводов, основанных на эмоциях, - промедление. Чело- век, подверженный «эмоциональным рассуж- дениям», например, избегает уборки на столе, думая примерно так: «Я чувствую себя плохо, когда думаю о том, что нужно убрать, поэтому сделать это очень проблематично. Шесть месяцев спустя он наконец-то решается навести марафет. Все препятствие к действию заключалось в его негативных чувствах. 8. «Можно было бы» Говоря себе «А все-таки я смог бы» или «Я должен был бы сделать это», человек чувствует обиду, его гнетет не сделанное им. «Заявление о возмож- ном» - следствие повседневной эмоциональной суматохи. Когда реальное поведение индиви- дуума много ниже его стандартов, то «возможное» и «невозможное» вызывают чувства самоотвра- щения, стыда и комплекс вины.9. Ярлыки Философское подтверждение этого утвержде- ния - сентенция о том, что «лицо человека - его ошибки». Но навешивание ярлыков является прекрасной возможностью запутываться в них каждый раз, когда описываешь свои промахи. Например, промахнувшись по воротам, можно сказать: «Я рожден, чтобы проигрывать», вместо «У меня был неудачный удар». То есть, допуская ошибку, думаешь: «Я неудачник», а не: «Я допустил ошибку». Ярлыки не только ведут к пора- жению, они еще и полностью не соответствуют действительному состоянию дел. Люди более похожи на реку, чем на монумент. Негативные ярлыки чрезмерно упрощены и лживы, не может же кто-нибудь думать о себе исключительно как о едоке, только потому, что ест или о дышаль- щике только потому, что дышит. Это нонсенс, но любой нонсенс становится болезненным, если не замечаешь его нелепости и вешаешь себе ярлык из-за несоответствия каким-то требованиям. Неточность ярлыков является основой опасных выводов, влекущих серьезные эмоциональные расстройства. Например, женщина, соблюдающая диету, съела немного мороженого: «Я толстая! Не могу сдерживать себя в еде! Я становлюсь омерзительной! Я - свинья!» Так она огорчилась, съев всего порцию мороженого. 10. Принятие ответственности за независящие от тебя события Это расстройство - мать всех комплексов. При- писывая ответственность за негативные факты всегда, когда нет для этого и малейшего повода, человек все относит на счет своих промахов и ошибок, решив, что он не соответствует миру. Пример. Мать увидела в дневнике своего ребенка плохие отметки и решила: «Я плохая мать, все это только показывает мой провал, несостоятель- ность как родителя». Принятие ответственно- сти за независящие от тебя события порождает чувство вины, человек страдает от собственной беспомощности, его обременяет неспособность что-то изменить. Приписывание особенно ярко выражено у людей, работающих учителями, советниками, врачами, продавцами. Их взаи- модействия с людьми носят болезненный харак- тер, любое заявление клиента представляется ультиматумом. Десять видов нарушений в процессе познания вызывают многие, если не все, формы депрессии. Если человек станет «на ты» с этими десятью видами, то он избавится от многих неприятностей и настроится на позитивное мышление.
References

1. Kovi S. Tret'ya al'ternativa: Reshenie samyh slozhnyh zhiznennyh problem/Per. s angl. -M.: Al'pina Pablisher, 2013.

2. Bek A.,Rash A., Sho B., Emeri G. Kognitivnaya terapiya depressii. - SPb.: Piter, 2003.

3. Bech A. T. Cognitive therapy and the emotional disorders.-N.Y.: Amerikan Book, 1976.

4. Berns D. Horoshee samochuvstvie: novaya terapiya nastroeniy/ Per. s angl. L. Slavina - M.: Veche, Persey, AST, 1995.

Login or Create
* Forgot password?