Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Жизнь в нашем «обществе мобильной связи» становится все более сложной, напряженной, полной стрессов. Несмотря на все наши старания организовать свое время, добиться большего, стать более эффективными с помощью чудес современной техники, мы почему-то все чаще оказываемся «в гуще мелких дел», подчиняя работе свое здоровье, семью, целостность своей личности и многие другие вещи, которые имеют для нас первостепенное значение. Однако проблема заключается не в работе, являющейся двигателем нашей жизни, и не в жизненных трудностях или переменах. Если мы начинаем верить в то, что являемся жертвами обстоятельств, и сдаемся, принимая концепцию детерминизма, мы теряем надежду и упорство, мы смиряемся с судьбой и перестаем развиваться. «Я пешка, марионетка, винтик механизма и ничего не могу с этим поделать. Просто скажите мне, что я должен делать». Подобная позиция характерна для многих способных и даже талантливых людей, а ее результатом становятся глубокое разочаро- вание и депрессия[1]. На протяжении всей истории развития психи- атрии, депрессию определяли как эмоциональное расстройство. А вот З.Фрейд считал, что при- знание пациентом своих внутренних проблем свидетельствует о том, что он стоит на пути к выз- доровлению. Однако американский психотера- певт, профессор психиатрии Пенсильванского университета, создатель когнитивной психоте- рапии Арон Темкин Бек [3] выступил с крити- кой позиций Фрейда. Он указал на отсутствие каких - либо эмпирических доказательств успеха психоанализа в лечении депрессий. Бек пришел к выводу, что депрессия была всего лишь резуль- татом неправильного мышления. Негативные или ошибочные размышления вызывали в человеке развитие огромного количества депрессивных симптомов, отражающихся впоследствии на общем состоянии. Данная теория легла в основу когнитивной терапии, помогающей человеку «уговорить самого себя» выйти из состояния депрессии посредством укрепления собственного мышления - до тех пор, пока он не освободиться окончательно от искаженного самовосприятия. Эти исследования подстегнули огромную волну интереса, превратившую когнитивную терапию в один из столпов современной практики лечения депрессивных состояний наряду с лекарствен- ными препаратами. Негативные мысли накапливаются как снеж- ный ком. Всего только одна такая мысль может спровоцировать легкое состояние печали, кото- рое, в свою очередь, превращается в туман общего искаженного восприятия, когда все и вся начи- нает выглядеть плохо и утрачивает свой смысл. Когда человек начинает впадать в депрессию по поводу своей никчемности, то следующие четыре ощущения - поражения, ущербности, опусто- шенности и лишения чего-то важного - кажутся ему вполне реальными, пишет профессор пси- хиатрии Девид Д. Бернс. Пациенты в состоянии депрессии просто-напросто утрачивают способ- ность ясно мыслить, и чем сильнее их депрес- сия, тем искаженнее становится окружающая их действительность[4]. В той же книге Девид Д. Бернс проводит и раз- личие между искренней грустью и депрессией. Первая, пишет он, является неотъемлемой частью сущности человека, обогащает наш жизненный опыт и способствует самопознанию. Вторая уду- шает нас, закрывая от нашего взора все жизнен- ные возможности. Непсихотические депрессивные расстрой- ства - сложные психопатологические симпто- мо-синдромокомплексы, обусловленные: а) преморбидной отягощенностью личности; б) её типологической структурой; в) интенсивностью аффекта. Депрессивные расстройства в целом харак- теризуются патологически сниженным настро- ением (гипотимией), снижением психической и двигательной активности, побуждений к дея- тельности и других мотиваций, а также сома- то-вегетативной дисфункцией. Эти расстройства проявляются в рамках раз- личных нозоформ и заболеваний. В частности, в МКБ-10 они обозначены вариантами дина- мики: единственным и повторяющимся (рек- курентным) депрессивным эпизодом с разной интенсивностью в форме а) лёгкой депрессии (субдепрессии) - F 32.0; б) депрессии средней тяжести (умеренной) - F 32.2. Клинически депрессии являются сложными полиморфными синдро - мокомплексами. По А. В. Снежневскому [1983] депрессиям присущи такие когнитивные свойства, как отрицатель- ная, уничтожающая оценка собственной лично- сти, внешнего мира и будущего. Депрессивные состояния отличаются большим многообразием и распространенностью. Схематически выделяют девять основных клинических вариантов депрес- сий, объединяемых в три группы: Соматогенные депрессии - органическая и симптоматическая. Эндогенные - шизофреническая, циркуляр- ная, периодическая. Психогенные - невротическая, реактивная и другие. Эти деления считаются условными, так как депрессии в целом являются динамически неста- бильными, подверженными разнообразным переходам и сдвигам. Существуют переходные депрессии между эндогенными, соматогенными и психогенными. Актуальность проблемы аффективной патоло- гии в целом и, прежде всего, депрессий, опреде- ляется продолжающимся ростом, дезадаптирую- щим влиянием на социальное функционирование таких больных, их трудоспособность и качество жизни, бременем экономических затрат. Проблемой является низкая выявляемость депрессий в поликлинической сети в связи с их атипическим течением, чаще в форме соматизи- рованных синдромов и соматических «масок» [В. Н. Краснов, 2003]. В 1980 году группой сотрудников отдела общей психопатологии НИИ психиатрии М3 РФ под руководством О. П. Вертоградовой были разработаны методические рекомендации «Пси- хопатологические критерии диагностики депрес- сий», нацеленные на необходимость выявления и диагностику депрессий в связи с большим их клиническим полиморфизмом, отягощенностью течения и хронизацией. Авторами было уста- новлено, что клиническую структуру депрессий составляет осевой синдромокомплекс аффек- тивного содержания, включающий тревогу (тре- вожную депрессию), как основную по степени выраженности, и две её формы - тоскливую и апатическую депрессию. Эти три аффективные формы депрессии, как основные из числа всех известных, находятся во взаимоотягощенной связи друг с другом, причем каждая из этих форм предопределяет специфику клинической картины. Симптомы этих трех форм депрес- сий присутствуют, в большей или меньшей степени, во всех других формах депрессий как обязательные. По клинической структуре депрессий были выделены три основные группы клинических форм: а) депрессии идеаторного (мыслительного) типа (без витального компонента); б) аффектив- ного типа (с выраженным витальным компонен- том); в) «телесного» (маскированного) типа. По степени выраженности эмоциональных пережи- ваний (вербальной продукции) и психомотор- ной активности выделены две основные формы динамики депрессий: а) идеаторные (мыслитель- ные) депрессии; б) моторные (с двигательной заторможенностью). Психопатологические феномены, имеющие определяющее значение при формировании депрессий: Тревога - аффективное состояние, предметное (ожидание предстоящих событий), или беспред- метное (воображаемых событий или опасности). Тревога занимает особое место в оформлении депрессий, является её обязательным компо- нентом [до 100% по А. Б. Смулевичу, 2004]. Это состояние вызывает внутреннее эмоциональное напряжение, сужение поля сознания. Патофизи- ологические механизмы тревоги формируются как защитные, направлены на то, чтобы в ситу- ации стресса подготовить организм к реакциям «бегства» или «борьбы». Активизируется функ- ция адренэргической системы - увеличивается секреция кортизола и других веществ, повы- шается тонус симпатической нервной системы, учащается пульс, расширяются зрачки и другие признаки. Тревога является патогенным механизмом, оказывающим динамическое воздействие на депрессии, может трансформировать (усили- вать их) до психопатологических синдромов: «аффективное расстройство» - F.3 и «невроти- ческое, связанное со стрессом и соматоформ- ными расстройствами» - F.4, «смешанное тре- вожное и депрессивное расстройство» - F 41.2. Клинически это: персистирующее, периодически возникающее расстройство настроения с чертами дисфории, длительностью не менее 1 месяца и выявлением четырех или более из следующих 10 симптомов: затруднения концентрации внимания; нарушения сна (затрудненное засыпание, сонливость или беспокойный, не приносящий отдыха сон); чув- ства слабости или утраты энергии; раздражитель- ности; беспокойства; плаксивости; склонности к чрезмерным опасениям, ожиданиям худшего; безнадежности (глубокий пессимизм в отноше- нии будущего); низкой самооценки или чувства собственной малоценности; сопровождается значительным дистрессом или нарушениями в социальной, профессиональной и других сфе- рах активности. Приведенная уточненная характеристика этого расстройства исчерпывает весь круг депрессивных состояний, сопровождающихся тревогой. На основе механизма аффективной тревоги формируются известные фобические и паниче- ские расстройства по классификации МКБ-10, но чаще всего развивается тревожная депрессия по механизмам генерализации и усиления пато- физиологических признаков тревоги. Последняя приобретает в структуре депрессии доминиру- ющее положение, становится генерализованной, что клинически может доходить до ажитации и дезорганизации психической деятельности. Установлено также, что при выраженной тревоге к депрессивной симптоматике возможно присо- единение других психопатологических феноме- нов (навязчивости, ипохондрии, соматизации, личностных заострений), что нередко вызывает формирование депрессии с соответствующей отягощенностью (депрессия навязчивая, ипо- хондрическая, соматизированная, дистимия) и другие. Тревога, по данным А. Б. Смулевича [2004], по механизму комор - бидности (отягощенности) опасна риском хронизации любого психопатоло- гического состояния. Наибольшим образом тре- вога усугубляет личностные декомпенсации при депрессии, особенно связанные с глубинными переживаниями (дистрессом, фрустрацией). Поэ- тому в клинической картине депрессий, сочета- ющихся, как правило, с той или иной степенью выраженности тревоги, почти всегда доминируют неразрешимые переживания, связанные сугубо со своими личностными проблемами по механизму «застывшего» аффекта тревоги (патологическое преобразование обыденных проблем, пережива- ний, в целом имеющих адекватный смысл). Один из подходов диагностики непсихоти- ческих депрессивных расстройств представлен в книге Д. Бернса «Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений»(1980). Он пишет, что можно выделить десять искажений в познании, вызы- вающих депрессию. Я долго занимался их классификацией, пишет Бернс [4], и это результат многих опытов и кли- нических экспериментов. Для того, чтобы нау- читься на практике выявлять расстройства, при- дется читателю хорошо разобраться в каждом из представленных в 10 пунктах видом искажения в процессе познания. 1. Максимализм Человек видит все в черных или белых тонах. Например: известный политик, потерпевший неу- дачу на выборах, говорит: «Так как я потерян для правительства, то я - полный «ноль»». Круглый отличник, получивший на экзамене «2», решил: «Я - законченный неудачник». Человек, мыс- лящий категориями: «все» или «ничего», видит себя неудачником, полностью проигравшим при малейшем несоответствии вещей его критериям. Этот путь развития мыслей неприемлем для обы- денной жизни, так как редко встречаются только два варианта выбора, оценки. Никто не может быть ни абсолютно уникальным, ни круглым дураком, ни полностью привлекательным, ни совершенно отталкивающим. Нет ничего пол- ностью соответствующего крайним понятиям. Если индивидуум попытается уложить жизнь в абсолютные категории, то впадет в депрессию, он будет видеть множество поводов для само дис- кредитации, так как никогда не сможет попасть в заданные рамки. Назовем этот вид ошибок при познании - «двухцветные мысли». 2. Общий вывод из единичных фактов Человек из того, что произошло с ним, делает вывод, что это будет происходить всегда, раз за разом. Один коммивояжер в состоянии депрессии, найдя птичий помет на лобовом стекле своего автомобиля, подумал: «Это судьба, птицы всегда гадят на мои окна». При таком нарушении времен- ное разочарование, даже не личное оскорбление, может вызвать болезненное состояние. Пугли- вый юноша, собрав все свое мужество, пригла- сил девушку на свидание. Когда она отказалась, найдя свидание преждевременным, он решил: «Мне никогда не скажут: «да», если я приглашу кого-нибудь на свидание. Никакая девушка не захочет встречаться со мной. Я буду одинок всю жизнь». В его нарушенной системе познания сло- жилась следующая цепочка выводов: она отвергла сейчас - она будет так поступать всегда - и все женщины будут поступать так, на сто процентов. 3. Психологическая фильтрация событий Человек выдергивает негативные детали из сло- жившейся ситуации и воспринимает их, как результат происшедшего. Например: студент пишет контрольный тест, где, как он твердо знает, из 100 вопросов на 17 ответил неправильно. Он постоянно думает об этих 17 и приходит к выводу, что за тест он получит «неудовлетворительно», и его выгонят из института. Через некоторое время студент получает рецензию, в которой говорится, что он один из немногих настолько верно ответил на контрольной. Во время депрес- сии люди надевают «очки», задерживающие все хорошее и пропускающие только негативное. Назову этот процесс «выборочной рассеянно- стью». Эта крайне «неудобная» привычка может принести в жизни много проблем. 4. Дисквалификация положительного Один из сильнейших видов расстройств во время процесса познания - переосмысление депресси- рующих положительных и нейтральных фактов в отрицательные. Средневековые алхимики меч- тали найти способ превращения свинца в золото, а если у человека депрессия, то он может раз- вить противоположный талант - превращать «золотые» события в «эмоциональный свинец», делая это неумышленно. Можно искренние ком- плименты, например, воспринять, как скрытые упреки: «Вы прекрасно выглядите» - «Где-то у меня что-то не так». Человек может рассма- тривать себя через стекло, на котором написано: «Я - второсортный», и, выдергивая из всего отри- цательные детали, получает подтверждение: «Я всегда так думал». Дисквалификация положитель- ного убивает многие радости, даруемые жизнью, делает ощущение мира темным, угнетающим. 5. Скачущие умозаключения Есть два вида скачущих умозаключений: «незна- ние предшествующего» и «ошибка в предсказа- нии судьбы». Первое - это ощущение, что другие люди свысока смотрят на тебя, когда в действи- тельности их гнетут собственные проблемы. Например, вы встречаете на улице друга, но он, не поздоровавшись, проходит мимо, так как он настолько занят своими мыслями, что никого не замечает, а вы ошибочно заключаете: «Он меня игнорирует, что-то ему во мне не нравится». Вто- рое - хрустальный шар, который предсказывает только невзгоды, то есть кто-нибудь представляет что-нибудь плохое и сразу же начинает думать, что так все и произойдет, даже не замечая абсурд- ности придуманного. Пример. Другу не передали вашу просьбу перезвонить. Когда, судя по вре- мени, ждать ответного звонка смысла нет, вы решаете, что друг на вас за что-то обижен, и не догадываетесь, что ему просто забыли передать, и далее, конечно, следует вывод, что если сделать повторный звонок - друг сочтет вас надоедливым. А все эти волнения - всего лишь маленький, дешевый самообман, суть которого - слишком хорошее воображение. 6. Преувеличение и преуменьшение Другие мысли, вызывающие много проблем, - это преувеличение или преуменьшение. Уместно называть их «фокусом подзорной трубы». Посмо- тришь с одной стороны, и все увеличивается, а с другой - все уменьшается. Первое обычно проис- ходит, когда видишь собственные ошибки и пре- увеличиваешь их значимость: «Боже, я ошибся! Как ужасно! Моя репутация загублена!» Как пре- уменьшение достижений, так и преувеличение неудач гарантируют плохое самочувствие. Но проблемы не в эмоциях человека, а в тех «сумас- шедших линзах», что он носит. 7. Выводы, основанные на эмоциях Индивидуум воспринимает свои эмоции, как очевидный факт. Его логика такова: «Если я чув- ствую себя как неудачник - значит неудачи имеют место». Это заключение ошибочно, так как чув- ства отражают мысли, если последние нарушены, то эмоциональная реакция не соответствует фактам. Например, выводы, основанные на эмо- циях, включают конструкции, подобные таким, как: «Я чувствую вину, следовательно, я сделал что-то плохое», «Я чувствую свои несоответствия каким-либо требованиям, поэтому я ничего не стою». Одно из обычных последствий выводов, основанных на эмоциях, - промедление. Чело- век, подверженный «эмоциональным рассуж- дениям», например, избегает уборки на столе, думая примерно так: «Я чувствую себя плохо, когда думаю о том, что нужно убрать, поэтому сделать это очень проблематично. Шесть месяцев спустя он наконец-то решается навести марафет. Все препятствие к действию заключалось в его негативных чувствах. 8. «Можно было бы» Говоря себе «А все-таки я смог бы» или «Я должен был бы сделать это», человек чувствует обиду, его гнетет не сделанное им. «Заявление о возмож- ном» - следствие повседневной эмоциональной суматохи. Когда реальное поведение индиви- дуума много ниже его стандартов, то «возможное» и «невозможное» вызывают чувства самоотвра- щения, стыда и комплекс вины.9. Ярлыки Философское подтверждение этого утвержде- ния - сентенция о том, что «лицо человека - его ошибки». Но навешивание ярлыков является прекрасной возможностью запутываться в них каждый раз, когда описываешь свои промахи. Например, промахнувшись по воротам, можно сказать: «Я рожден, чтобы проигрывать», вместо «У меня был неудачный удар». То есть, допуская ошибку, думаешь: «Я неудачник», а не: «Я допустил ошибку». Ярлыки не только ведут к пора- жению, они еще и полностью не соответствуют действительному состоянию дел. Люди более похожи на реку, чем на монумент. Негативные ярлыки чрезмерно упрощены и лживы, не может же кто-нибудь думать о себе исключительно как о едоке, только потому, что ест или о дышаль- щике только потому, что дышит. Это нонсенс, но любой нонсенс становится болезненным, если не замечаешь его нелепости и вешаешь себе ярлык из-за несоответствия каким-то требованиям. Неточность ярлыков является основой опасных выводов, влекущих серьезные эмоциональные расстройства. Например, женщина, соблюдающая диету, съела немного мороженого: «Я толстая! Не могу сдерживать себя в еде! Я становлюсь омерзительной! Я - свинья!» Так она огорчилась, съев всего порцию мороженого. 10. Принятие ответственности за независящие от тебя события Это расстройство - мать всех комплексов. При- писывая ответственность за негативные факты всегда, когда нет для этого и малейшего повода, человек все относит на счет своих промахов и ошибок, решив, что он не соответствует миру. Пример. Мать увидела в дневнике своего ребенка плохие отметки и решила: «Я плохая мать, все это только показывает мой провал, несостоятель- ность как родителя». Принятие ответственно- сти за независящие от тебя события порождает чувство вины, человек страдает от собственной беспомощности, его обременяет неспособность что-то изменить. Приписывание особенно ярко выражено у людей, работающих учителями, советниками, врачами, продавцами. Их взаи- модействия с людьми носят болезненный харак- тер, любое заявление клиента представляется ультиматумом. Десять видов нарушений в процессе познания вызывают многие, если не все, формы депрессии. Если человек станет «на ты» с этими десятью видами, то он избавится от многих неприятностей и настроится на позитивное мышление.