TO SET UP THE GOAL AND TO FORGET ABOUT IT.
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
It is impossible to achieve the real progress in any sphere of human activity without the reliable basis and knowledge of common laws. That is why we should at first learn how to use our subconscious mind in a correct way, as an instrument.

Keywords:
Psychology, subconscious mind, management, psycho-cybernetics, Ego, way of thinking
Text
Text (PDF): Read Download

Без надежной основы и без знания общеприня- тых законов ни в одной области человеческой деятельности нельзя достичь подлинного про- гресса. Поэтому мы должны сначала научиться правильно пользоваться нашим подсознанием, как «инструментом». Его силы будут действовать именно с той точностью, надежности в том объеме насколько вы сможете понять действующие здесь законы и применять их для совершенно опреде- ленных целей и намерений. Существует целый спектр различных страхов, и лишь один из них способен нас погубить: простая, но всесильная вера в то, что мы не сможем с чем-то справиться, пишет Сьюзен Джеферсон в книге «Бойся…но действуй» (1987). В переходные периоды воз- растает неопределенность жизни в обществе. Неопределенность будущего, близкого и далекого, в Российском обществе особенно велика. Если не так давно советская семья жила планированием своей жизни на пятилетку, то сейчас - не более, чем на месяц. Это приводит к нервным срывам и в целом подрывает психосоматическое здоро- вье населения. Чтобы это с вами не произошло, начинать любое дело необходимо с понимания конечной цели. А это значит, что любой шаг в жизни необходимо начинать с четкого осознания своего жиз- ненного предназначения. Это значит понимать, к чему вы стремитесь, что позволит вам лучше представлять себе, где вы находитесь в данный момент, и каждый шаг делать в нужном направле- нии. Невероятно легко попасть в ловушку актив- ности, в круговорот дел и событий, расходуя все больше и больше усилий на то, чтобы карабкаться вверх по карьерной лестнице - и все это для того, чтобы потом осознать, что лестницу эту приста- вили не к той стене. Можно быть очень занятым человеком и при этом не очень эффективным (это мы часто наблюдаем у гипертимных личностей). Часто оказывается, что победы, к которым мы стремились, - всего лишь мыльные пузыри, а успех был достигнут в ущерб тому, что, как мы вдруг осознали, является более важным. Люди самых разнообразных профессий - уче- ные, актеры, политики, бизнесмены, спортсмены, слесари - часто тратят все силы на то, чтобы иметь больший доход, большую популярность или чтобы достичь определенного профессио- нального уровня, а потом обнаруживают, что их стремление к достижению этой цели затмило то, что на самом деле для них гораздо важнее и что теперь навсегда упущено. Мы можем быть очень занятыми, очень производительными, но по-настоящему эффективными мы станем лишь в том случае, если, начиная, будем представлять себе конечную цель. Я не могу удержаться и не привести пример из книги Стивена Кови «Семь навыков высоко- эффективных людей»(1989). Может этот пример позволит вам сесть, сосредоточиться и подумать? Он пишет: « Представьте себе, что вы отправляе- тесь на похороны близкого вам человека. Вот вы подъезжаете к залу для прощальной церемонии или к церкви, паркуете машину и выходите из нее. Вы входите в помещение, видите цветы, слышите негромкую органную музыку. Вы видите лица родных и друзей умершего и чувствуете общую горечь утраты и волнующую близость к тому, кто ушел. Вот вы проходите вперед, заглядыва- ете в гроб и внезапно видите там самого себя. Это ваши похороны, которые состоятся тремя годами позже. Все эти люди пришли сюда, чтобы почтить вашу память, выразить вам свою любовь и признательность за прожитую вами жизнь. Вот вы садитесь на скамью и в ожидании тра- урной церемонии просматриваете оказавшуюся у вас в руках программку. Ожидается четыре выступления. Первым выступит кто-то из членов вашей семьи или из родственников, приехавших со всех концов страны, - муж или жена, един из ваших детей, братьев, сестер или племянников, ваши тетя или дядя, двоюродный брат или сестра, дедушка или бабушка. Вторым выступающим дол- жен быть один из ваших друзей - тот, кто сможет рассказать, каким вы были человеком. Третий выступающий - сослуживец, ваш коллега по про- фессии. А четвертый - представитель приходской общины вашей церкви или какой-то обществен- ной организации, в которой вы состояли. А теперь серьезно задумайтесь о том, какие слова о себе и своей жизни вы бы хотели услы- шать от каждого из выступающих. Каким мужем или женой, отцом или матерью предстанете вы в их выступлениях? Каким сыном или дочерью, братом или сестрой? Каким другом? Каким кол- легой по работе? Какую оценку своего характера хотели бы вы получить? Какие свои дела и дости- жения хотели бы запечатлеть в их памяти? Вни- мательно посмотрите на окружающих вас людей. Какой след хотели бы вы оставить в их жизни?» А теперь о кибернетике. Но при чем здесь кибернетика? Что такое кибернетика? Термин происходит от греческого слова, обозначающего «рулевой корабля», и в современном значении обозначает системы коммуникаций и контроля в механизмах и животных: к примеру, ком- пьютер или крыса организуют свои действия, таким образом, который наиболее эффективно поможет им справиться с поставленной задачей. Основателем кибернетики был американский математик Норберт Винер, занимавшийся во время войны 1941-1945 г.г. разработкой систем ракетного наведения. Он рассматривал компью- тер и мозг человека как системы, принимающие низкоэнергетические данные и создающие новые взаимосвязи, используемые впоследствии для установления контакта с внешним миром. Доктор Максвелл Мольц решил применить данную науку для изучения человека, результатом чего и стало появление психокибернетики. Кибернетика пока- залась Мольцу столь революционной техноло- гией, поскольку она указывала на один простой факт: главным предметом выбора всегда является конечная цель. Механизм управляемой ракеты - «установить цель и забыть о ней» - может также помогать в осуществлении наших самых сокро- венных желаний. Лобные доли - часть мозга, отвечающая за процесс осознанного мышления, - могли выявить цель или создать образ человека, которым вы хотите стать, проблему, которую необходимо решить и многое другое. На долю подсознания выпала задача обеспечить достиже- ние этой цели. Когда вы начинаете, представляя себе конечную цель, вы обретаете совершенно иную перспективу. Максвелл Мольц в книге «Психокиберне- тика»(1960) утверждает, что все люди наделены «сущностью», или жизненной силой, которую нельзя объяснить в терминологии анатомии мозга и физического тела. Юнг называл эту сущность «либидо», Бергсон - «жизненным порывом». Человек представляет собой систему, пребывающую в постоянном изменении. Усло- вия неопределенности активизируют работу психических механизмов человека. В работах М.Эптера, Дж.Кагана, З.Баумана, Е. Г. Луко- вицкой и др. акцент делается на когнитивном компоненте неопределенности[5;7]. С точки зрения проявления эмоций человеком психо- логи когнитивного направления писали о том, что неопределенность вызывает различные отрицательные эмоции - отвращение, страх, ненависть, тревогу. А. Л. Галин подчеркивал, что при некоторых обстоятельствах неопреде- ленность может доставлять удовольствие, что живые системы стремятся к неопределенности, чтобы пережить позитивные эмоции. Кроме того, широко распространенным является использова- ние неопределенности в искусстве - литературе, музыке, архитектуре, где она играет центральную роль в эстетическом переживании и является неотъемлемой составляющей творческого про- цесса. На адекватный выбор стратегии преодо- ления, как указывает Л. И. Анцыферова, влияет способность к оценке ситуации[2]. Характер оценки во многом зависит от уверенности чело- века в собственном контроле ситуации и воз- можности ее изменения. В. А. Бодров отмечает, что отсутствие возможности и способности предсказывать развитие событий ведут к невоз- можности осуществления эффективного прео- доления ситуации [3]. Л. И. Анцыферова вводит термин «когнитивное оценивание», определяя его как некую активность личности, а именно «…процесс распознавания особенностей ситу- ации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения про- исходящего» [2, С.7]. От того, как у человека работает механизм когнитивного оценивания, по мнению Л. И. Анцыферовой, зависят стра- тегии, которые будет использовать человек при разрешении ситуации неопределенности. Ориентируясь на исследования Л.Анцыфе- ровой, можно говорить о четырех обобщенных типах личности, которые различаются поведе- нием и особенностями эмоционального реаги- рования в условиях неопределенности [1;2]. • Личность первого типа ориентируется на достижения, на изменение окружающего мира, на использование шансов и апробирование соб- ственных возможностей. Она стремится расши- рить свои знания о ситуации неопределенности и перевести ее в ситуацию риска, в ее вербализа- ции доминируют темы борьбы за свое существо- вание, стремление сохранить прежние интересы. Ощущает себя способной изменить ситуацию. • Второй тип личности ориентирован в основ- ном на внутренние изменения своего «Я» и частично - поведения. • Третий тип личности характеризует покор- ность судьбе, когнитивная, деятельностная сто- рона выражена весьма слабо. • Наконец, стиль реакции личности четвер- того типа определяется чувством тревоги, разо- чарования или апатии. Такие личности более всего нуждаются в психологической поддержке и помощи для выработки более адекватных тех- ник жизни и позитивного мышления. Позитивный личностный образ, который должен помогать нам в осуществлении наших желаний, не возникает ниоткуда и спонтанно - его нужно продумать и смастерить при помощи определенной психотехнологии. Мы изменяем свое мышление благодараря выбору иного способа обработки многочисленных образов, чувств и воспоминаний, существующих внутри нас, который будет помогать нам, а не саботи- ровать наше существование. Мы можем с лег- костью избавиться от плохого воспоминания, условий неопределенности просто связав его с новыми ассоциациями. Например, мы можем поставит красивую и веселую песню, которая будет звучать всякий раз, когда мы вспоминаем об этом, представить наше желаемое будущее в виде «картины», для которой мы подбираем цвет и рамку, или черно-белого кино, где мы видим себя улыбающимся, а не грустным. Как только новые ассоциации появятся на свет, ваши чувства относительно данного воспоминания преобразятся раз и навсегда. Возвращайтесь к этому воспоминанию, когда захотите, - ваши новые ассоциации будут всегда на прежнем месте. Попробуйте проделать это упражнение несколько раз, пока плохое воспоминание не исчезнет совсем. И нам не нужно опираться на силу воли, благодаря знаниям технических меха- низмов изменения происходят спонтанно, легко и быстро. Люди уже обладают необходимыми ресурсами (это подтверждает квантовая физика). Из хранилища наших воспоминаний, мыслей и ощущений, разума и тела мы можем создать новый ментальный образ, который позволит нам добиться поставленных результатов, обе- спечить стратегии безопасности в условиях нео- пределенности. Тому, что способен делать один человек, может научиться и другой. Мы можем копировать образ мышления и поведение других людей, которые добились успеха, по их модели выстроить стратегии обеспечения безопасности в условиях неопределенности и самим достичь подобных результатов. Главное, - это поставить цель, визуализировать ее и разрешить подсозна- нию выполнять свою работу.
References

1. Ancyferova L. I. Lichnost' v trudnyh zhiznennyh usloviyah: pereosmyslivanie, preobrazovanie situ- aciy i psihologicheskaya zaschita // Psihologicheskiy zhurnal. - 1994. - T.15. - №1. - S. 3 - 19.

2. Ancyferova L. I. Psihologiya povsednevnosti: zhiznennyy mir lichnosti i «tehniki» ee bytiya // Psihologicheskiy zhurnal. - 1993. - №2. - S.3-16.

3. Bodrov V. A. Kognitivnye processy i psihologicheskiy stress // Psihologicheskiy zhurnal. - 1996. - T. 17. - №4. - S.64-74.

4. Galin A. L. Sostoyaniya neopredelennosti i vdohnoveniya tvorcheskom povedenii cheloveka. www.db-is.net/

5. Krichnik E. P. Psihologicheskie problemy trudovoy deyatel'nosti v usloviyah neopredelennosti http:// flogiston.ru/users/gsk

6. Lukovickaya E. G. Neopredelennost' i otnoshenie k ney: psihologicheskoe opredelenie //Teoreticheskie i prikladnye voprosy psihologii. - Vyp.2, ch.2; SPbGU. - 1996. - S.53 - 62.

7. Rotenberg V. S. Snovideniya mozg i d-t' mozgawww.koob.ru

8. Tarabrina N. V. Metodika izucheniya frus tracionnyh re akciy //Inos trannaya psihologiya. - 1994. - T.2. - №2(4). - S.68-76.

Login or Create
* Forgot password?