УСТАНОВИТЬ ЦЕЛЬ И ЗАБЫТЬ О НЕЙ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Без надежной основы и без знания общепринятых законов ни в одной области человеческой деятельности нельзя достичь подлинного прогресса. Поэтому мы должны сначала научиться правильно пользоваться нашим подсознанием, как «инструментом».

Ключевые слова:
Психология, подсознание, управление, психокибернетика, Я, образ мышления
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Без надежной основы и без знания общеприня- тых законов ни в одной области человеческой деятельности нельзя достичь подлинного про- гресса. Поэтому мы должны сначала научиться правильно пользоваться нашим подсознанием, как «инструментом». Его силы будут действовать именно с той точностью, надежности в том объеме насколько вы сможете понять действующие здесь законы и применять их для совершенно опреде- ленных целей и намерений. Существует целый спектр различных страхов, и лишь один из них способен нас погубить: простая, но всесильная вера в то, что мы не сможем с чем-то справиться, пишет Сьюзен Джеферсон в книге «Бойся…но действуй» (1987). В переходные периоды воз- растает неопределенность жизни в обществе. Неопределенность будущего, близкого и далекого, в Российском обществе особенно велика. Если не так давно советская семья жила планированием своей жизни на пятилетку, то сейчас - не более, чем на месяц. Это приводит к нервным срывам и в целом подрывает психосоматическое здоро- вье населения. Чтобы это с вами не произошло, начинать любое дело необходимо с понимания конечной цели. А это значит, что любой шаг в жизни необходимо начинать с четкого осознания своего жиз- ненного предназначения. Это значит понимать, к чему вы стремитесь, что позволит вам лучше представлять себе, где вы находитесь в данный момент, и каждый шаг делать в нужном направле- нии. Невероятно легко попасть в ловушку актив- ности, в круговорот дел и событий, расходуя все больше и больше усилий на то, чтобы карабкаться вверх по карьерной лестнице - и все это для того, чтобы потом осознать, что лестницу эту приста- вили не к той стене. Можно быть очень занятым человеком и при этом не очень эффективным (это мы часто наблюдаем у гипертимных личностей). Часто оказывается, что победы, к которым мы стремились, - всего лишь мыльные пузыри, а успех был достигнут в ущерб тому, что, как мы вдруг осознали, является более важным. Люди самых разнообразных профессий - уче- ные, актеры, политики, бизнесмены, спортсмены, слесари - часто тратят все силы на то, чтобы иметь больший доход, большую популярность или чтобы достичь определенного профессио- нального уровня, а потом обнаруживают, что их стремление к достижению этой цели затмило то, что на самом деле для них гораздо важнее и что теперь навсегда упущено. Мы можем быть очень занятыми, очень производительными, но по-настоящему эффективными мы станем лишь в том случае, если, начиная, будем представлять себе конечную цель. Я не могу удержаться и не привести пример из книги Стивена Кови «Семь навыков высоко- эффективных людей»(1989). Может этот пример позволит вам сесть, сосредоточиться и подумать? Он пишет: « Представьте себе, что вы отправляе- тесь на похороны близкого вам человека. Вот вы подъезжаете к залу для прощальной церемонии или к церкви, паркуете машину и выходите из нее. Вы входите в помещение, видите цветы, слышите негромкую органную музыку. Вы видите лица родных и друзей умершего и чувствуете общую горечь утраты и волнующую близость к тому, кто ушел. Вот вы проходите вперед, заглядыва- ете в гроб и внезапно видите там самого себя. Это ваши похороны, которые состоятся тремя годами позже. Все эти люди пришли сюда, чтобы почтить вашу память, выразить вам свою любовь и признательность за прожитую вами жизнь. Вот вы садитесь на скамью и в ожидании тра- урной церемонии просматриваете оказавшуюся у вас в руках программку. Ожидается четыре выступления. Первым выступит кто-то из членов вашей семьи или из родственников, приехавших со всех концов страны, - муж или жена, един из ваших детей, братьев, сестер или племянников, ваши тетя или дядя, двоюродный брат или сестра, дедушка или бабушка. Вторым выступающим дол- жен быть один из ваших друзей - тот, кто сможет рассказать, каким вы были человеком. Третий выступающий - сослуживец, ваш коллега по про- фессии. А четвертый - представитель приходской общины вашей церкви или какой-то обществен- ной организации, в которой вы состояли. А теперь серьезно задумайтесь о том, какие слова о себе и своей жизни вы бы хотели услы- шать от каждого из выступающих. Каким мужем или женой, отцом или матерью предстанете вы в их выступлениях? Каким сыном или дочерью, братом или сестрой? Каким другом? Каким кол- легой по работе? Какую оценку своего характера хотели бы вы получить? Какие свои дела и дости- жения хотели бы запечатлеть в их памяти? Вни- мательно посмотрите на окружающих вас людей. Какой след хотели бы вы оставить в их жизни?» А теперь о кибернетике. Но при чем здесь кибернетика? Что такое кибернетика? Термин происходит от греческого слова, обозначающего «рулевой корабля», и в современном значении обозначает системы коммуникаций и контроля в механизмах и животных: к примеру, ком- пьютер или крыса организуют свои действия, таким образом, который наиболее эффективно поможет им справиться с поставленной задачей. Основателем кибернетики был американский математик Норберт Винер, занимавшийся во время войны 1941-1945 г.г. разработкой систем ракетного наведения. Он рассматривал компью- тер и мозг человека как системы, принимающие низкоэнергетические данные и создающие новые взаимосвязи, используемые впоследствии для установления контакта с внешним миром. Доктор Максвелл Мольц решил применить данную науку для изучения человека, результатом чего и стало появление психокибернетики. Кибернетика пока- залась Мольцу столь революционной техноло- гией, поскольку она указывала на один простой факт: главным предметом выбора всегда является конечная цель. Механизм управляемой ракеты - «установить цель и забыть о ней» - может также помогать в осуществлении наших самых сокро- венных желаний. Лобные доли - часть мозга, отвечающая за процесс осознанного мышления, - могли выявить цель или создать образ человека, которым вы хотите стать, проблему, которую необходимо решить и многое другое. На долю подсознания выпала задача обеспечить достиже- ние этой цели. Когда вы начинаете, представляя себе конечную цель, вы обретаете совершенно иную перспективу. Максвелл Мольц в книге «Психокиберне- тика»(1960) утверждает, что все люди наделены «сущностью», или жизненной силой, которую нельзя объяснить в терминологии анатомии мозга и физического тела. Юнг называл эту сущность «либидо», Бергсон - «жизненным порывом». Человек представляет собой систему, пребывающую в постоянном изменении. Усло- вия неопределенности активизируют работу психических механизмов человека. В работах М.Эптера, Дж.Кагана, З.Баумана, Е. Г. Луко- вицкой и др. акцент делается на когнитивном компоненте неопределенности[5;7]. С точки зрения проявления эмоций человеком психо- логи когнитивного направления писали о том, что неопределенность вызывает различные отрицательные эмоции - отвращение, страх, ненависть, тревогу. А. Л. Галин подчеркивал, что при некоторых обстоятельствах неопреде- ленность может доставлять удовольствие, что живые системы стремятся к неопределенности, чтобы пережить позитивные эмоции. Кроме того, широко распространенным является использова- ние неопределенности в искусстве - литературе, музыке, архитектуре, где она играет центральную роль в эстетическом переживании и является неотъемлемой составляющей творческого про- цесса. На адекватный выбор стратегии преодо- ления, как указывает Л. И. Анцыферова, влияет способность к оценке ситуации[2]. Характер оценки во многом зависит от уверенности чело- века в собственном контроле ситуации и воз- можности ее изменения. В. А. Бодров отмечает, что отсутствие возможности и способности предсказывать развитие событий ведут к невоз- можности осуществления эффективного прео- доления ситуации [3]. Л. И. Анцыферова вводит термин «когнитивное оценивание», определяя его как некую активность личности, а именно «…процесс распознавания особенностей ситу- ации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения про- исходящего» [2, С.7]. От того, как у человека работает механизм когнитивного оценивания, по мнению Л. И. Анцыферовой, зависят стра- тегии, которые будет использовать человек при разрешении ситуации неопределенности. Ориентируясь на исследования Л.Анцыфе- ровой, можно говорить о четырех обобщенных типах личности, которые различаются поведе- нием и особенностями эмоционального реаги- рования в условиях неопределенности [1;2]. • Личность первого типа ориентируется на достижения, на изменение окружающего мира, на использование шансов и апробирование соб- ственных возможностей. Она стремится расши- рить свои знания о ситуации неопределенности и перевести ее в ситуацию риска, в ее вербализа- ции доминируют темы борьбы за свое существо- вание, стремление сохранить прежние интересы. Ощущает себя способной изменить ситуацию. • Второй тип личности ориентирован в основ- ном на внутренние изменения своего «Я» и частично - поведения. • Третий тип личности характеризует покор- ность судьбе, когнитивная, деятельностная сто- рона выражена весьма слабо. • Наконец, стиль реакции личности четвер- того типа определяется чувством тревоги, разо- чарования или апатии. Такие личности более всего нуждаются в психологической поддержке и помощи для выработки более адекватных тех- ник жизни и позитивного мышления. Позитивный личностный образ, который должен помогать нам в осуществлении наших желаний, не возникает ниоткуда и спонтанно - его нужно продумать и смастерить при помощи определенной психотехнологии. Мы изменяем свое мышление благодараря выбору иного способа обработки многочисленных образов, чувств и воспоминаний, существующих внутри нас, который будет помогать нам, а не саботи- ровать наше существование. Мы можем с лег- костью избавиться от плохого воспоминания, условий неопределенности просто связав его с новыми ассоциациями. Например, мы можем поставит красивую и веселую песню, которая будет звучать всякий раз, когда мы вспоминаем об этом, представить наше желаемое будущее в виде «картины», для которой мы подбираем цвет и рамку, или черно-белого кино, где мы видим себя улыбающимся, а не грустным. Как только новые ассоциации появятся на свет, ваши чувства относительно данного воспоминания преобразятся раз и навсегда. Возвращайтесь к этому воспоминанию, когда захотите, - ваши новые ассоциации будут всегда на прежнем месте. Попробуйте проделать это упражнение несколько раз, пока плохое воспоминание не исчезнет совсем. И нам не нужно опираться на силу воли, благодаря знаниям технических меха- низмов изменения происходят спонтанно, легко и быстро. Люди уже обладают необходимыми ресурсами (это подтверждает квантовая физика). Из хранилища наших воспоминаний, мыслей и ощущений, разума и тела мы можем создать новый ментальный образ, который позволит нам добиться поставленных результатов, обе- спечить стратегии безопасности в условиях нео- пределенности. Тому, что способен делать один человек, может научиться и другой. Мы можем копировать образ мышления и поведение других людей, которые добились успеха, по их модели выстроить стратегии обеспечения безопасности в условиях неопределенности и самим достичь подобных результатов. Главное, - это поставить цель, визуализировать ее и разрешить подсозна- нию выполнять свою работу.
Список литературы

1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситу- аций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т.15. - №1. - С. 3 - 19.

2. Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. - 1993. - №2. - С.3-16.

3. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - №4. - С.64-74.

4. Галин А. Л. Состояния неопределенности и вдохновения творческом поведении человека. www.db-is.net/

5. Кричник Е. П. Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности http:// flogiston.ru/users/gsk

6. Луковицкая Е. Г. Неопределенность и отношение к ней: психологическое определение //Теоретические и прикладные вопросы психологии. - Вып.2, ч.2; СПбГУ. - 1996. - С.53 - 62.

7. Ротенберг В. С. Сновидения мозг и д-ть мозгаwww.koob.ru

8. Тарабрина Н. В. Методика изучения фрус трационных ре акций //Инос транная психология. - 1994. - Т.2. - №2(4). - С.68-76.

Войти или Создать
* Забыли пароль?