EXPERIENCE OF SUICIDAL BEHAVIOR PREVENTION IN STUDENTS OF BAUMAN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper (based on the results of study of more than 15000 youngsters) has proved necessity for psychological intervention to prevent and correct disadaptation as the main risk factor of suicidal behavior in university students. The model of psychosocial service for the students has been described as a very important part of health technology. The psychosocial service is to prevent suicidal behavior via treatment of borderline states, such as neuroses, personality disorders, mild depression, psychogenic reactions etc. The students have learned sanogenic behavior patterns to prevent suicidal behavior. The paper is of interest for valeologists, psychologists and psychotherapists involved in prevention of deviant behavior in students.

Keywords:
psychosocial disadaptation, suicidal behavior, prevention in the risk groups, psychological intervention / correction, psychological crises
Text
Publication text (PDF): Read Download

Профилактика суицидального поведения может осуществляться на разных уровнях. Первичная профилактика проводится в общей популяции. Ее плюсом является широкий охват, однако отсутствие четкой адресности обусловливает недостаточную ее эффективность. Вторичная профилактика направлена на работу с лицами, уже демонстрировавшими суицидальное поведение, что не дает возможность расширить рамки воздействия. Исходя из сказанного, наиболее эффективной нам представляется работа с группами риска. Она достаточно адресна и индивидуализирована, а лица из групп риска характеризуются хорошей склонностью к сотрудничеству. Выделяют макросоциальные, микросоциальные и индивидуальные факторы риска. Наше вмешательство осуществлялось на уровне двух последних групп факторов риска, поскольку именно они приводят к социально-психологической дезадаптации, связь которой с суицидальным поведением неоднократно описывалась [А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, 1978; Н.Д. Кибрик, В.М. Кушнарев, 1988; Hawton K. et al., 1998], хотя не всегда была очевидной [В.Ф. Войцех, Е.В. Гальцев, 2009]. В развитии дезадаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, вызывающие изменения привычного поведения [Н.А. Агаджанян и др., 2005; Г.А. Севрюкова, 2006; C.S. Carver et al., 1989; S. Folkman, R.S. Lazarus, 1988; J.H. Johnson, 1986; R.C. Kessler, 1997]. В этом контексте значительный риск представляет период, связанный с поступлением и обучением (особенно на первых порах) в вузе [С.А. Гапонова 1994; Э.С. Геворкян и др., 2005; В.А. Кирюшин и др., 2003; Н.Г. Гаранян и др., 2007; Г.И. Семикин, 2013]. Переход в настоящее время на новые учебные планы, связанные с модульной системой, предусматривает больший контроль успеваемости в течение семестра. Новые условия предъявляют высокие требования к адаптивным возможностям студента [Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, 2012]. Согласно данным литературы, отчетам ВОЗ и собственным наблюдениям, частота тех или иных дезадаптивных проявлений у студентов вузов наблюдается не менее чем в двух третях случаев [В.В. Храмелашвили, 2010]. Поэтому особую актуальность приобретают меры по предупреждению и коррекции состояний, связанных с социально-психологической дезадаптацией. Иными словами, социально-психологическая дезадаптация и была мишенью нашей профилактической работы. Учитывая сказанное выше, в Московском государственном техническом университете (МГТУ) им. Н.Э. Баумана с целью профилактики суицидального поведения на базе кабинета социально-психологической помощи была разработана научно-практическая программа «Выявление и коррекция дезадаптационных проявлений». Структура психологической адаптации студентов изучалась в Лаборатории психофизиологических исследований и профориентации (ЛПФИиПО) Учебно-методического центра (УМЦ) «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Цель работы: создание системы, обеспечивающей раннее выявление дезадаптационных проявлений и их коррекцию с целью профилактики суицидального поведения в условиях кабинета социально-психологической помощи. В задачи кабинета, который функционирует с 1999 года, входят: а) выявление психологических факторов риска (дезадаптивное поведение, стресс, аффективные колебания); б) создание системы психопрофилактики и психокоррекции дезадаптаций; в) обеспечение при необходимости антидепрессивной терапии в условиях специализированного центра; г) оценка эффективности проведенного вмешательства. В рамках этой программы были обследованы 15068 студентов 1-6 курсов, поступавших в санаторий-профилакторий МГТУ в 1999-2013 гг. Для этого во всех случаях применялась скрининг-анкета психологического состояния, разработанная в ЛПФИиПО УМЦ МГТУ. На дальнейших этапах при необходимости использовались инструменты, рекомендованные группой экспертов ВОЗ: полуструктурированное клиническое интервью, клиническая шкала самоотчета SCL-90-R, оценочные шкалы тревоги и депрессии Гамильтона, опросник социального функционирования Шихана. Этапы работы (рисунок 1): · Выявление групп риска развития дезадаптаций; · Клиническая оценка на основе критериев МКБ-10; · Коррекция состояния в условиях динамического наблюдения; · Оценка эффективности лечебно-профилактических мероприятий. Рисунок 1. Этапы работы Проявления адаптации и дезадаптации студентов, поступавших в санаторий-профилакторий, были сгруппированы следующим образом (рисунок 2): Рисунок 2. Распределение студентов (n = 14345) по степени адаптации Студенты, хорошо социально и психологически адаптированные, которые не предъявляли жалоб ни на здоровье, ни на психологическое состояние; они не испытывали серьезных трудностей в выполнении учебных заданий, были адаптированы в коллективе, часто имели работу или материальную поддержку помимо стипендии. Студенты с признаками непатологической дезадаптации, проявляющейся легкой астенической симптоматикой (утомляемость, головные боли, раздражительность, поверхностный сон и т. п.). Студенты с признаками патологической адаптации проявляющейся тревожно-депрессивной субклинической симптоматикой (потеря интереса к привычным занятиям, отсутствие удовольствия от ранее приятной деятельности, сниженное настроение, беспредметная тревога). Депрессивные симптомы у большинства из них были выражены не столь значительно, чтобы достигать степени патологии, либо длились менее двух недель. Их адаптация носила патологический характер за счет снижения мотиваций и появления ангедонии. Студенты с достаточно выраженными депрессивными расстройствами, длившимися не менее двух недель. У них выявлялось беспокойство, напряженность, подавленность, сужение круга интересов, обнаруживались симптомы соматизации, а также снижение активности и работоспособности. Депрессии носили как тоскливый, так и тревожный характер. Студенты 2-4 групп в обязательном порядке консультировались у врача-психоневролога и/или психолога, им оказывалась психокоррекционная помощь, а при необходимости - назначалась психофармакотерапия. Студенты 1 группы проходили собеседование у психолога. Подавляющее большинство всех обследованных (73,5%) получали немедикаментозное лечение - главным образом, релаксационную, рациональную или разъяснительную психотерапию. Остальным было назначено лечение психотропными средствами: главным образом (70,8%) ноотропами и другими препаратами, улучшающими мозговой метаболизм; реже - транквилизаторами и антидепрессантами. По названным группам проводился сравнительный анализ студентов, находившихся в санатории-профилактории в 1999-2001, в 2002-2004, в 2005-2007, в 2008-2009 и в 2010-2013 гг. Оказалось, что вес групп существенно отличается в зависимости от времени поступления (см. таблицу 1 и рисунок 3). Таблица 1 Уровень адаптации студентов, поступавших в санаторий-профилакторий Рисунок 3. Уровень адаптации по годам у студентов МГТУ Как видно из полученных данных, за последние годы произошло изменение структуры психологической дезадаптации у студентов. Уменьшилось число пациентов с выраженными депрессиями. Более чем в 2 раза снизилось количество патологически адаптированных молодых людей. Напротив, число студентов с более легкими формами дезадаптации возросло в 1,5 раза. Иными словами, сейчас мы наблюдаем уменьшение глубины дезадаптивных проявлений у студентов. Клинически это проявляется в уменьшении удельного веса расстройств депрессивного регистра за счет увеличения частоты более легких астенических расстройств, что обусловливает особую актуальность профилактической работы в этом направлении. Отмечается обратная корреляция между положительной динамикой социально-психологической адаптации студентов и суицидальным поведением. Так, если в 1999 году количество суицидальных попыток среди студентов достигало пяти в год, то в дальнейшем их число постепенно снижалось, и с 2005 года попытки самоубийства происходили не чаще одного раза в 3-4 года. Улучшение структуры социально-психологической адаптации и урежение суицидов среди студентов связано со здоровьесберегающими технологиями, разрабатываемыми и применяемыми на практике сотрудниками УМЦ. Выводы 1. В МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках профилактики суицидального поведения разработана система предупреждения социально-психологической дезадаптации студентов. 2. Данная система основана на скрининге и мониторинге учащихся, поступающих в кабинет социально-психологической помощи. 3. Особенности молодежной психологии диктуют необходимость активного выявления дезадаптаций с помощью скрининга. 4. В студенческой популяции преобладают достаточно курабельные проявления социально-психологической дезадаптации, что определяет высокую эффективность профилактики суицидального поведения в группах риска. 5. Деятельность кабинета социально-психологической помощи оптимизирует здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе.
References

1. Agadzhanyan N.A. Izuchenie obraza zhizni, sostoyaniya zdorov'ya i uspevaemosti studentov pri intensifikacii obrazovatel'nogo processa / N.A. Agadzhanyan, T.Sh. Minnibaev, A.E. Severin [i dr.] // Sanitariya i gigiena. - 2005. - № 3. - S. 48-52

2. Ambrumova A.G., Tihonenko V.A. Suicid kak fenomen social'no-psihologicheskoy dezadaptacii lichnosti // Aktual'nye problemy suicidologii: Trudy MNIIP. - 1978. - T. 82. - S. 6-28

3. Voyceh V.F., Gal'cev E.V. Narushenie adaptacii i suicidal'noe povedenie u molodezhi // Social'naya i klinicheskaya psihiatriya. - 2009. - T. 19. - № 2. - S. 17-25

4. Gaponova S.A. Osobennosti adaptacii studentov vuzov v processe obucheniya // Psihologicheskiy zhurnal. - 1994. - T. 15. - № 13. - S. 131-135

5. Garanyan N.G. Predekzamenacionnyy stress i emocional'naya dezadaptaciya u studentov mladshih kursov / N.G. Garanyan, A.B. Holmogorova, Ya.G. Evdokimova [i dr.] // Social'naya i klinicheskaya psihiatriya. - 2007. - T. 17. - № 2. - S. 38-42

6. Gevorkyan E.S. Funkcional'noe sostoyanie studentov pri umstvennoy nagruzke / E.S. Gevorkyan, S.M. Minasyan, N.N. Ksadzhikyan [i dr.] // Gigiena i sanitariya. - 2005. - №5. - S. 55-57

7. Kibrik N.D., Kushnarev V.M. Profilaktika dezadaptacii i suicidal'nogo povedeniya u obuchayuscheysya molodezhi. Metodicheskie rekomendacii. - M., 1988. - 21 s

8. Kiryushin V.A., Lobanov S.P., Stuneeva G.I. Dinamika psihofiziologicheskih pokazateley u studentov // Gigiena i sanitariya. - 2003. - №1. - S. 47-49

9. Sevryukova G.A. Adaptivnye izmeneniya funkcional'nogo sostoyaniya i rabotosposobnost' studentov v processe obucheniya // Gigiena i sanitariya. - 2006. - №1. - S. 72-74

10. Semikin G.I. Profilaktika narusheniy zdorov'ya studentov v uchebnyh zavedeniyah Rossii // Obrazovanie lichnosti. - 2013. - № 2. - S. 34-37

11. Semikin G.I., Mysina G.A. Zdorov'esberegayuschaya deyatel'nost' sub'ektov obrazovatel'noy sredy vuza // Gumanitarnyy vestnik. - 2012. - № 2 (2). - S. 14

12. Semikin G.I., Hramelashvili V.V., Kushnarev V.M. Korrekciya social'no-psihologicheskoy dezadaptacii u studentov // 14-ya Nauchno-tehnicheskaya konferenciya «Mediko-tehnicheskie tehnologii na strazhe zdorov'ya». - M., 2012. - S. 89-97

13. Hramelashvili V.V. Metody korrekcii psihologicheskoy dezadaptacii u studentov v usloviyah sanatoriya-profilaktoriya MGTU im. N.E. Baumana // Zdorov'esberegayuschee obrazovanie. - 2010. - № 4. - S. 14-17

14. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // Journal of Personality & Social Psychology. - 1989. - V. 56. - Is. 2. - P. 267-283

15. Folkman S., Lazarus R.S. Coping as a mediator of emotions // Journal of Personality & Social Psychology. - 1988. - V. 54. - Is. 3. - P. 466-475

16. Hawton K. Relation between suicide and suicide rates among young people in Europe / K. Hawton, E. Arensman, D. Wasserman [et al.] // Journal of Epidemiology & Community Health. - 1998. - Vol. 52. - Is. 3. - P. 191-194

17. Johnson J.H. Life events as a stressors in childhood and adolescence // Advances in Clinical Child Psychology. - Vol. 5. - Newbury Park: Sage, 1986. - P. 219-253

18. Kessler R.C. The effects of stressful life events on depression // Annual Review of Psychology. - 1997. - V. 48. - P. 191-214

Login or Create
* Forgot password?