Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Профилактика суицидального поведения может осуществляться на разных уровнях. Первичная профилактика проводится в общей популяции. Ее плюсом является широкий охват, однако отсутствие четкой адресности обусловливает недостаточную ее эффективность. Вторичная профилактика направлена на работу с лицами, уже демонстрировавшими суицидальное поведение, что не дает возможность расширить рамки воздействия. Исходя из сказанного, наиболее эффективной нам представляется работа с группами риска. Она достаточно адресна и индивидуализирована, а лица из групп риска характеризуются хорошей склонностью к сотрудничеству. Выделяют макросоциальные, микросоциальные и индивидуальные факторы риска. Наше вмешательство осуществлялось на уровне двух последних групп факторов риска, поскольку именно они приводят к социально-психологической дезадаптации, связь которой с суицидальным поведением неоднократно описывалась [А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, 1978; Н.Д. Кибрик, В.М. Кушнарев, 1988; Hawton K. et al., 1998], хотя не всегда была очевидной [В.Ф. Войцех, Е.В. Гальцев, 2009]. В развитии дезадаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, вызывающие изменения привычного поведения [Н.А. Агаджанян и др., 2005; Г.А. Севрюкова, 2006; C.S. Carver et al., 1989; S. Folkman, R.S. Lazarus, 1988; J.H. Johnson, 1986; R.C. Kessler, 1997]. В этом контексте значительный риск представляет период, связанный с поступлением и обучением (особенно на первых порах) в вузе [С.А. Гапонова 1994; Э.С. Геворкян и др., 2005; В.А. Кирюшин и др., 2003; Н.Г. Гаранян и др., 2007; Г.И. Семикин, 2013]. Переход в настоящее время на новые учебные планы, связанные с модульной системой, предусматривает больший контроль успеваемости в течение семестра. Новые условия предъявляют высокие требования к адаптивным возможностям студента [Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, 2012]. Согласно данным литературы, отчетам ВОЗ и собственным наблюдениям, частота тех или иных дезадаптивных проявлений у студентов вузов наблюдается не менее чем в двух третях случаев [В.В. Храмелашвили, 2010]. Поэтому особую актуальность приобретают меры по предупреждению и коррекции состояний, связанных с социально-психологической дезадаптацией. Иными словами, социально-психологическая дезадаптация и была мишенью нашей профилактической работы. Учитывая сказанное выше, в Московском государственном техническом университете (МГТУ) им. Н.Э. Баумана с целью профилактики суицидального поведения на базе кабинета социально-психологической помощи была разработана научно-практическая программа «Выявление и коррекция дезадаптационных проявлений». Структура психологической адаптации студентов изучалась в Лаборатории психофизиологических исследований и профориентации (ЛПФИиПО) Учебно-методического центра (УМЦ) «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Цель работы: создание системы, обеспечивающей раннее выявление дезадаптационных проявлений и их коррекцию с целью профилактики суицидального поведения в условиях кабинета социально-психологической помощи. В задачи кабинета, который функционирует с 1999 года, входят: а) выявление психологических факторов риска (дезадаптивное поведение, стресс, аффективные колебания); б) создание системы психопрофилактики и психокоррекции дезадаптаций; в) обеспечение при необходимости антидепрессивной терапии в условиях специализированного центра; г) оценка эффективности проведенного вмешательства. В рамках этой программы были обследованы 15068 студентов 1-6 курсов, поступавших в санаторий-профилакторий МГТУ в 1999-2013 гг. Для этого во всех случаях применялась скрининг-анкета психологического состояния, разработанная в ЛПФИиПО УМЦ МГТУ. На дальнейших этапах при необходимости использовались инструменты, рекомендованные группой экспертов ВОЗ: полуструктурированное клиническое интервью, клиническая шкала самоотчета SCL-90-R, оценочные шкалы тревоги и депрессии Гамильтона, опросник социального функционирования Шихана. Этапы работы (рисунок 1): · Выявление групп риска развития дезадаптаций; · Клиническая оценка на основе критериев МКБ-10; · Коррекция состояния в условиях динамического наблюдения; · Оценка эффективности лечебно-профилактических мероприятий. Рисунок 1. Этапы работы Проявления адаптации и дезадаптации студентов, поступавших в санаторий-профилакторий, были сгруппированы следующим образом (рисунок 2): Рисунок 2. Распределение студентов (n = 14345) по степени адаптации Студенты, хорошо социально и психологически адаптированные, которые не предъявляли жалоб ни на здоровье, ни на психологическое состояние; они не испытывали серьезных трудностей в выполнении учебных заданий, были адаптированы в коллективе, часто имели работу или материальную поддержку помимо стипендии. Студенты с признаками непатологической дезадаптации, проявляющейся легкой астенической симптоматикой (утомляемость, головные боли, раздражительность, поверхностный сон и т. п.). Студенты с признаками патологической адаптации проявляющейся тревожно-депрессивной субклинической симптоматикой (потеря интереса к привычным занятиям, отсутствие удовольствия от ранее приятной деятельности, сниженное настроение, беспредметная тревога). Депрессивные симптомы у большинства из них были выражены не столь значительно, чтобы достигать степени патологии, либо длились менее двух недель. Их адаптация носила патологический характер за счет снижения мотиваций и появления ангедонии. Студенты с достаточно выраженными депрессивными расстройствами, длившимися не менее двух недель. У них выявлялось беспокойство, напряженность, подавленность, сужение круга интересов, обнаруживались симптомы соматизации, а также снижение активности и работоспособности. Депрессии носили как тоскливый, так и тревожный характер. Студенты 2-4 групп в обязательном порядке консультировались у врача-психоневролога и/или психолога, им оказывалась психокоррекционная помощь, а при необходимости - назначалась психофармакотерапия. Студенты 1 группы проходили собеседование у психолога. Подавляющее большинство всех обследованных (73,5%) получали немедикаментозное лечение - главным образом, релаксационную, рациональную или разъяснительную психотерапию. Остальным было назначено лечение психотропными средствами: главным образом (70,8%) ноотропами и другими препаратами, улучшающими мозговой метаболизм; реже - транквилизаторами и антидепрессантами. По названным группам проводился сравнительный анализ студентов, находившихся в санатории-профилактории в 1999-2001, в 2002-2004, в 2005-2007, в 2008-2009 и в 2010-2013 гг. Оказалось, что вес групп существенно отличается в зависимости от времени поступления (см. таблицу 1 и рисунок 3). Таблица 1 Уровень адаптации студентов, поступавших в санаторий-профилакторий Рисунок 3. Уровень адаптации по годам у студентов МГТУ Как видно из полученных данных, за последние годы произошло изменение структуры психологической дезадаптации у студентов. Уменьшилось число пациентов с выраженными депрессиями. Более чем в 2 раза снизилось количество патологически адаптированных молодых людей. Напротив, число студентов с более легкими формами дезадаптации возросло в 1,5 раза. Иными словами, сейчас мы наблюдаем уменьшение глубины дезадаптивных проявлений у студентов. Клинически это проявляется в уменьшении удельного веса расстройств депрессивного регистра за счет увеличения частоты более легких астенических расстройств, что обусловливает особую актуальность профилактической работы в этом направлении. Отмечается обратная корреляция между положительной динамикой социально-психологической адаптации студентов и суицидальным поведением. Так, если в 1999 году количество суицидальных попыток среди студентов достигало пяти в год, то в дальнейшем их число постепенно снижалось, и с 2005 года попытки самоубийства происходили не чаще одного раза в 3-4 года. Улучшение структуры социально-психологической адаптации и урежение суицидов среди студентов связано со здоровьесберегающими технологиями, разрабатываемыми и применяемыми на практике сотрудниками УМЦ. Выводы 1. В МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках профилактики суицидального поведения разработана система предупреждения социально-психологической дезадаптации студентов. 2. Данная система основана на скрининге и мониторинге учащихся, поступающих в кабинет социально-психологической помощи. 3. Особенности молодежной психологии диктуют необходимость активного выявления дезадаптаций с помощью скрининга. 4. В студенческой популяции преобладают достаточно курабельные проявления социально-психологической дезадаптации, что определяет высокую эффективность профилактики суицидального поведения в группах риска. 5. Деятельность кабинета социально-психологической помощи оптимизирует здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе.