ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА ПО ДАННЫМ МНОГОЛЕТНЕГО НАБЛЮДЕНИЯ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В результате обследования более 15000 студентов доказана необходимость психологического вмешательства с целью профилактики суицидального поведения. Представлена модель организации службы социально-психологической помощи в студенческом санатории-профилактории как важнейшего звена здоровьесберегающих технологий. Работа службы направлена на предупреждение и лечение таких пограничных состояний, как проявления неврозов, нарушения личности, субдепрессии, психогенные реакции и т. п. Студенты обучаются правильному поведению в конфликтных и кризисных ситуациях, что способствует профилактике суицидального поведения. Статья представляет интерес для валеологов, психологов, психотерапевтов, занимающихся профилактикой отклоняющегося поведения среди учащейся молодежи.

Ключевые слова:
социально-психологическая дезадаптация, суицидальное поведение, профилактика в группах риска, психологическое вмешательство / коррекция, кризисные состояния
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Профилактика суицидального поведения может осуществляться на разных уровнях. Первичная профилактика проводится в общей популяции. Ее плюсом является широкий охват, однако отсутствие четкой адресности обусловливает недостаточную ее эффективность. Вторичная профилактика направлена на работу с лицами, уже демонстрировавшими суицидальное поведение, что не дает возможность расширить рамки воздействия. Исходя из сказанного, наиболее эффективной нам представляется работа с группами риска. Она достаточно адресна и индивидуализирована, а лица из групп риска характеризуются хорошей склонностью к сотрудничеству. Выделяют макросоциальные, микросоциальные и индивидуальные факторы риска. Наше вмешательство осуществлялось на уровне двух последних групп факторов риска, поскольку именно они приводят к социально-психологической дезадаптации, связь которой с суицидальным поведением неоднократно описывалась [А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, 1978; Н.Д. Кибрик, В.М. Кушнарев, 1988; Hawton K. et al., 1998], хотя не всегда была очевидной [В.Ф. Войцех, Е.В. Гальцев, 2009]. В развитии дезадаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, вызывающие изменения привычного поведения [Н.А. Агаджанян и др., 2005; Г.А. Севрюкова, 2006; C.S. Carver et al., 1989; S. Folkman, R.S. Lazarus, 1988; J.H. Johnson, 1986; R.C. Kessler, 1997]. В этом контексте значительный риск представляет период, связанный с поступлением и обучением (особенно на первых порах) в вузе [С.А. Гапонова 1994; Э.С. Геворкян и др., 2005; В.А. Кирюшин и др., 2003; Н.Г. Гаранян и др., 2007; Г.И. Семикин, 2013]. Переход в настоящее время на новые учебные планы, связанные с модульной системой, предусматривает больший контроль успеваемости в течение семестра. Новые условия предъявляют высокие требования к адаптивным возможностям студента [Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, 2012]. Согласно данным литературы, отчетам ВОЗ и собственным наблюдениям, частота тех или иных дезадаптивных проявлений у студентов вузов наблюдается не менее чем в двух третях случаев [В.В. Храмелашвили, 2010]. Поэтому особую актуальность приобретают меры по предупреждению и коррекции состояний, связанных с социально-психологической дезадаптацией. Иными словами, социально-психологическая дезадаптация и была мишенью нашей профилактической работы. Учитывая сказанное выше, в Московском государственном техническом университете (МГТУ) им. Н.Э. Баумана с целью профилактики суицидального поведения на базе кабинета социально-психологической помощи была разработана научно-практическая программа «Выявление и коррекция дезадаптационных проявлений». Структура психологической адаптации студентов изучалась в Лаборатории психофизиологических исследований и профориентации (ЛПФИиПО) Учебно-методического центра (УМЦ) «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Цель работы: создание системы, обеспечивающей раннее выявление дезадаптационных проявлений и их коррекцию с целью профилактики суицидального поведения в условиях кабинета социально-психологической помощи. В задачи кабинета, который функционирует с 1999 года, входят: а) выявление психологических факторов риска (дезадаптивное поведение, стресс, аффективные колебания); б) создание системы психопрофилактики и психокоррекции дезадаптаций; в) обеспечение при необходимости антидепрессивной терапии в условиях специализированного центра; г) оценка эффективности проведенного вмешательства. В рамках этой программы были обследованы 15068 студентов 1-6 курсов, поступавших в санаторий-профилакторий МГТУ в 1999-2013 гг. Для этого во всех случаях применялась скрининг-анкета психологического состояния, разработанная в ЛПФИиПО УМЦ МГТУ. На дальнейших этапах при необходимости использовались инструменты, рекомендованные группой экспертов ВОЗ: полуструктурированное клиническое интервью, клиническая шкала самоотчета SCL-90-R, оценочные шкалы тревоги и депрессии Гамильтона, опросник социального функционирования Шихана. Этапы работы (рисунок 1): · Выявление групп риска развития дезадаптаций; · Клиническая оценка на основе критериев МКБ-10; · Коррекция состояния в условиях динамического наблюдения; · Оценка эффективности лечебно-профилактических мероприятий. Рисунок 1. Этапы работы Проявления адаптации и дезадаптации студентов, поступавших в санаторий-профилакторий, были сгруппированы следующим образом (рисунок 2): Рисунок 2. Распределение студентов (n = 14345) по степени адаптации Студенты, хорошо социально и психологически адаптированные, которые не предъявляли жалоб ни на здоровье, ни на психологическое состояние; они не испытывали серьезных трудностей в выполнении учебных заданий, были адаптированы в коллективе, часто имели работу или материальную поддержку помимо стипендии. Студенты с признаками непатологической дезадаптации, проявляющейся легкой астенической симптоматикой (утомляемость, головные боли, раздражительность, поверхностный сон и т. п.). Студенты с признаками патологической адаптации проявляющейся тревожно-депрессивной субклинической симптоматикой (потеря интереса к привычным занятиям, отсутствие удовольствия от ранее приятной деятельности, сниженное настроение, беспредметная тревога). Депрессивные симптомы у большинства из них были выражены не столь значительно, чтобы достигать степени патологии, либо длились менее двух недель. Их адаптация носила патологический характер за счет снижения мотиваций и появления ангедонии. Студенты с достаточно выраженными депрессивными расстройствами, длившимися не менее двух недель. У них выявлялось беспокойство, напряженность, подавленность, сужение круга интересов, обнаруживались симптомы соматизации, а также снижение активности и работоспособности. Депрессии носили как тоскливый, так и тревожный характер. Студенты 2-4 групп в обязательном порядке консультировались у врача-психоневролога и/или психолога, им оказывалась психокоррекционная помощь, а при необходимости - назначалась психофармакотерапия. Студенты 1 группы проходили собеседование у психолога. Подавляющее большинство всех обследованных (73,5%) получали немедикаментозное лечение - главным образом, релаксационную, рациональную или разъяснительную психотерапию. Остальным было назначено лечение психотропными средствами: главным образом (70,8%) ноотропами и другими препаратами, улучшающими мозговой метаболизм; реже - транквилизаторами и антидепрессантами. По названным группам проводился сравнительный анализ студентов, находившихся в санатории-профилактории в 1999-2001, в 2002-2004, в 2005-2007, в 2008-2009 и в 2010-2013 гг. Оказалось, что вес групп существенно отличается в зависимости от времени поступления (см. таблицу 1 и рисунок 3). Таблица 1 Уровень адаптации студентов, поступавших в санаторий-профилакторий Рисунок 3. Уровень адаптации по годам у студентов МГТУ Как видно из полученных данных, за последние годы произошло изменение структуры психологической дезадаптации у студентов. Уменьшилось число пациентов с выраженными депрессиями. Более чем в 2 раза снизилось количество патологически адаптированных молодых людей. Напротив, число студентов с более легкими формами дезадаптации возросло в 1,5 раза. Иными словами, сейчас мы наблюдаем уменьшение глубины дезадаптивных проявлений у студентов. Клинически это проявляется в уменьшении удельного веса расстройств депрессивного регистра за счет увеличения частоты более легких астенических расстройств, что обусловливает особую актуальность профилактической работы в этом направлении. Отмечается обратная корреляция между положительной динамикой социально-психологической адаптации студентов и суицидальным поведением. Так, если в 1999 году количество суицидальных попыток среди студентов достигало пяти в год, то в дальнейшем их число постепенно снижалось, и с 2005 года попытки самоубийства происходили не чаще одного раза в 3-4 года. Улучшение структуры социально-психологической адаптации и урежение суицидов среди студентов связано со здоровьесберегающими технологиями, разрабатываемыми и применяемыми на практике сотрудниками УМЦ. Выводы 1. В МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках профилактики суицидального поведения разработана система предупреждения социально-психологической дезадаптации студентов. 2. Данная система основана на скрининге и мониторинге учащихся, поступающих в кабинет социально-психологической помощи. 3. Особенности молодежной психологии диктуют необходимость активного выявления дезадаптаций с помощью скрининга. 4. В студенческой популяции преобладают достаточно курабельные проявления социально-психологической дезадаптации, что определяет высокую эффективность профилактики суицидального поведения в группах риска. 5. Деятельность кабинета социально-психологической помощи оптимизирует здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе.
Список литературы

1. Агаджанян Н.А. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса / Н.А. Агаджанян, Т.Ш. Миннибаев, А.Е. Северин [и др.] // Санитария и гигиена. - 2005. - № 3. - С. 48-52

2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Актуальные проблемы суицидологии: Труды МНИИП. - 1978. - Т. 82. - С. 6-28

3. Войцех В.Ф., Гальцев Е.В. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи // Социальная и клиническая психиатрия. - 2009. - Т. 19. - № 2. - С. 17-25

4. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 13. - С. 131-135

5. Гаранян Н.Г. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Я.Г. Евдокимова [и др.] // Социальная и клиническая психиатрия. - 2007. - Т. 17. - № 2. - С. 38-42

6. Геворкян Э.С. Функциональное состояние студентов при умственной нагрузке / Э.С. Геворкян, С.М. Минасян, Н.Н. Ксаджикян [и др.] // Гигиена и санитария. - 2005. - №5. - С. 55-57

7. Кибрик Н.Д., Кушнарев В.М. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи. Методические рекомендации. - М., 1988. - 21 с

8. Кирюшин В.А., Лобанов С.П., Стунеева Г.И. Динамика психофизиологических показателей у студентов // Гигиена и санитария. - 2003. - №1. - С. 47-49

9. Севрюкова Г.А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения // Гигиена и санитария. - 2006. - №1. - С. 72-74

10. Семикин Г.И. Профилактика нарушений здоровья студентов в учебных заведениях России // Образование личности. - 2013. - № 2. - С. 34-37

11. Семикин Г.И., Мысина Г.А. Здоровьесберегающая деятельность субъектов образовательной среды вуза // Гуманитарный вестник. - 2012. - № 2 (2). - С. 14

12. Семикин Г.И., Храмелашвили В.В., Кушнарев В.М. Коррекция социально-психологической дезадаптации у студентов // 14-я Научно-техническая конференция «Медико-технические технологии на страже здоровья». - М., 2012. - С. 89-97

13. Храмелашвили В.В. Методы коррекции психологической дезадаптации у студентов в условиях санатория-профилактория МГТУ им. Н.Э. Баумана // Здоровьесберегающее образование. - 2010. - № 4. - С. 14-17

14. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // Journal of Personality & Social Psychology. - 1989. - V. 56. - Is. 2. - P. 267-283

15. Folkman S., Lazarus R.S. Coping as a mediator of emotions // Journal of Personality & Social Psychology. - 1988. - V. 54. - Is. 3. - P. 466-475

16. Hawton K. Relation between suicide and suicide rates among young people in Europe / K. Hawton, E. Arensman, D. Wasserman [et al.] // Journal of Epidemiology & Community Health. - 1998. - Vol. 52. - Is. 3. - P. 191-194

17. Johnson J.H. Life events as a stressors in childhood and adolescence // Advances in Clinical Child Psychology. - Vol. 5. - Newbury Park: Sage, 1986. - P. 219-253

18. Kessler R.C. The effects of stressful life events on depression // Annual Review of Psychology. - 1997. - V. 48. - P. 191-214

Войти или Создать
* Забыли пароль?