CURRENT PROBLEMS OF EDUCATION QUALITY IMPROVEMENT IN HIGH SCHOOL
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article examines the problems associated with improving the quality of education in universities. The issue acquires its special relevance in the context of the processes and trends taking place in all spheres of society and in higher education. In the analysis of the stated theme, the author poses questions not only about the quality of training of student but also about the quality of training of teaching staff, reforming of the education system, the implementation of student-centered learning, the need to strengthen the connection of practice and theory, the importance and the need for targeted and systemic effects on the individual student. The relevance of this topic is not in doubt, as the article discusses methods and techniques of training specialists with higher education and socio-sought-after result. The main attention in the work the author focuses on the preparation of the competitive personality of high school graduates.

Keywords:
personality of the student, competency-based approach, selection of teachers, the development of universal competences, student-oriented training, a competitive personality
Text
Publication text (PDF): Read Download

В современных социокультурных условиях, когда осуществляются глобализация и модернизация многих сфер жизнедеятельности человека, на одно из первых мест выходят вопросы, связанные с обучением и воспитанием личности, готовой адекватно принимать вызовы времени, активно и творчески решать сложные задачи. Подготовить такую личность можно в том случае, если все социальные институты (семья, школа, вуз и другие образовательные учреждения) будут ориентированы на формирование конкурентоспособной личности, соответствующей по своим характеристикам требованиям этого времени. И если говорить о деятельности образовательных организаций, то здесь первостепенное значение приобретают задачи, решение которых обеспечивает возможность подготовить грамотного будущего специалиста, обладающего не только необходимым уровнем знаний, умений и навыков, но и способного делать самостоятельный выбор, определять вектор своего личностно-профессионального развития. Достичь такого результата можно в том случае, если для каждого образовательного учреждения вопрос качества образовательного процесса, качества и уровня получаемых знаний не будет терять своей актуальности. В психолого-педагогической и научно-методической литературе проблема качества образования, получаемых знаний студентов всегда находилась в центре внимания исследователей. В частности, актуальные проблемы качества высшего образования раскрываются в трудах Г.А. Бордовского, Л.Н. Давыдовой, В.Г. Казакова, Л.Л. Кондратьевой, В.В. Поляковой и др. Одним из вопросов в контексте обозначенной проблемы является потребность и готовность студентов получать знания в области будущей профессии. Но здесь возникает определенное противоречие: представления студентов и их ожидания не совпадают с реальным содержанием, требованиями, функциями, которые выполняются специалистом в выбранной ими сфере профессиональной деятельности. Иначе говоря, студенты, поступающие в вузы, часто не имеют реального представления о будущей специальности, которой они овладевают, о перспективах ее востребованности на рынке труда. В этом случае главная задача, которую они видят перед собой - завершить процесс взросления в комфортной интеллектуальной среде и тем самым получить на выходе возможность профессионализации уже в конкретных областях жизнедеятельности, зачастую абсолютно не связанных с базовым высшим образованием. Разрешение этого противоречия связано в первую очередь с организацией деятельности, направленной, с одной стороны, на предварительную профессиональную диагностику, что позволит минимизировать возможность поступления в вузы абитуриентов, не имеющих специальных способностей, потребностей, интереса к конкретному виду деятельности, с другой стороны, на создание условий, обеспечивающих достойный уровень качества образования в высшей школе. И если профессиональная диагностика должна осуществляться на этапе, который предшествует этапу обучения в вузе, то вопрос качества образовательного процесса решается непосредственными его участниками. Следовательно, ответ на вопрос «как повысить качество образования студента, как вырастить за пять лет высшего образования специалиста, который найдет себе достойное применение в нашем обществе?» должно искать само образовательное учреждение с учетом наработанного педагогического и академического опыта, качества подготовки абитуриентов, требований рынка потребителей и пр. И здесь следует обратиться к анализу общих требований, предъявляемых к специалисту с высшим образованием. На некоторые важные общие качества, необходимые современному специалисту с высшим образованием, указал В.П. Елютин (1980 г.). В своих работах исследователь отмечал, что современное общественное производство требует от специалиста умения творчески мыслить, самостоятельно ставить принципиально новые задачи, быть мобильным, динамичным, способным адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям труда . Эти требования и сегодня не только не потеряли своей актуальности, но и приобрели новое значение. Практика показывает, что современные студенты - это потенциальные организаторы и руководители производства. Многим из них придется решать вопросы эффективного менеджмента: создание команды, организация партнерства, моральная и материальная заинтересованность подчиненных, распределение функциональных обязанностей, стимулирование изобретательской и рационализаторской деятельности и т. д. И к этой функции - эффективный менеджмент - также необходимо готовить будущего специалиста, что сегодня достаточно востребовано в производственной деятельности. И это не противоречит, а подчеркивает значимость заявленного компетентностного подхода в системе высшего образования. В рамках компетентностного подхода по-новому рассматривается и личность студента, который кроме академических знаний должен овладеть системой общественно значимых ценностей, проявлять активность в различных сферах жизни. Иначе говоря, высшая школа ориентирована не только на подготовку будущего специалиста, но и конкурентоспособной личности. А период обучения в вузе совпадает с периодом формирования мировоззренческой системы человека. И то, какие интересы, желания, влечения формируются у студентов - это результат деятельности всего профессорско-педагогического состава, руководства вуза, а также готовности студентов принимать все выдвигаемые требования и активно участвовать в студенческой жизни. Безусловно, процесс формирования компетенций в области академических знаний, в сфере межличностного взаимодействия, в вопросах самопознания и самореализации требует моральных, эмоциональных, интеллектуальных, временных затрат и усилий. В частности, с чего необходимо начинать решать задачи, связанные с повышением качества образовательного процесса и подготовкой компетентного специалиста. Представляется, что в первую очередь надо ставить вопрос о качестве подготовки профессорско-преподавательского состава. Каждый вуз должен акцентировать внимание на подборе педагогических кадров и создании условий для их постоянного обучения, повышения квалификации и переподготовки, что обусловлено не только тенденциями общественного развития, но и требованиями профессионального педагогического сообщества. Во-вторых, актуализировать вопросы, связанные с формированием и развитием умений студентов учиться, т. е. в течение всего времени пребывания студента в вузе шаг за шагом, упорно и последовательно учить его учиться. При этом процесс формирования универсальных компетенций следует продолжать и после завершения отведенного для этого стандартом первого цикла образовательной программы. Важнейшей составляющей повышения качества образования студентов является реформирование системы образования. Основным назначением происходящих в системе высшего образования преобразований является развитие ее способности готовить и выпускать новую генерацию специалистов, подготовленных для осуществления всех инновационных преобразований в экономике и социальной сфере. Целью такой педагогической системы становится формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании новой конкурентоспособной, наукоемкой продукции. В этом потоке преобразований не стоит забывать о факторах риска. В качестве примера можно назвать такой фактор: сегодняшние студенты ждут, чтобы им дали готовые знания, и часто они не нацелены на самостоятельный поиск и самообучение. Такой подход к образовательному процессу объясняется недостатком времени, отсутствием желания, неумением самостоятельно работать и т. д. Достаточно часто это приводит к расхождению того, что называется квалификация и компетентность, т. е. наличие высшего образования и диплома не подкреплено профессиональной компетенцией выпускника. Если говорить о способности студентов работать самостоятельно, то здесь можно привести идеи Н.А. Рубакина, изложенные в первой половине XX-го столетия относительно роли высококачественного самообразования для результатов образовательного процесса и подготовки будущих специалистов . В настоящее время самообразование понимается большинством населения как самообучение. В результате самообразование как один из наиболее доступных и менее затратных путей к успеху. К сожалению, не всегда молодые люди понимают и принимают этот путь формирования компетенций, закрепления полученных знаний в вузе. Потребность в получении качественного образования сегодня стала еще более очевидной. У современной молодежи, по сравнению с предшествующими поколениями, имеется гораздо больше возможностей: временных (дистанционное обучение), финансовых (возможность трудоустройства, помощь родителей), а также поддержка со стороны общества и государства в виде грантов, премий за научные открытия и пр. Но, несмотря на это, многие вузы, отдельные исследователи отмечают снижение роли государства в оказании помощи и поддержки одаренных студентов, что обусловлено экономическим кризисом, недостаточной практической востребованностью представляемых разработок и т. д. Несмотря на это, современная высшая школа ставит перед собой задачи, которые ориентируют всех субъектов образовательной среды на достижение результатов, прописанных современными образовательными стандартами: формирование необходимых личностно-профессиональных компетенций, обеспечивающих возможность эффективного освоения профессиональных функций. И здесь важна готовность будущих специалистов принимать обозначенные требования. А в условиях современных информационных технологий существуют огромные возможности для самостоятельного освоения и закрепления того, что дает вуз: книги, диски, видео- и аудиокурсы, интернет-ресурс, многочисленные тренинговые программы и пр. Несмотря на это, многие из них используются недостаточно эффективно, т. к. у многих студентов отсутствует опыт разработки программ собственного образования; они недостаточно информированы об источниках расположения той или иной информации, а также о способах целенаправленного использования возможных ресурсов. И эти проблемы можно разрешать достаточно эффективно при условии создания и активного функционирования в вузах психолого-педагогических и акмеологических служб (Деркач, 2007). Поэтому сегодня во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации, модернизации и повышения качества образовательного процесса, качества получаемой информации, академических знаний с использованием средств информационных технологий. По мнению Н.Г. Ершовой, одним из способов повышения качества образования студентов является применение личностно-ориентированного обучения, которое значительно активизировало образовательную и воспитательную функции педагогического контроля (Ершова, 2000). Существующие исследования показывают, что в рамках этого подхода наиболее приемлемым является использование активных методов обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов, их потребностей и пр. Результатом внедрения личностно-ориентированного подхода стало увеличение количества студентов, желающих выполнять задания нетрадиционными способами, проявлять активность в учебном процессе, участвовать в деловых играх, изучать и в дальнейшем совершенствовать иностранные языки, более ответственно относится к занятиям и к организации самостоятельной работы (Якиманская, 1995). Применение модульной технологии в реализации образовательных программ и осуществлении педагогического контроля создало нужный мотивационный стимул и активизировало учебно-познавательную деятельность студентов . Большое значение сегодня придается и организации практики студентов. Теоретический анализ научной литературы, собственные наблюдения показали, что во время практики студенты приобретают трудовой опыт, решают насущные профессиональные задачи, что обеспечивает возможность личностно-профессионального совершенствования. При этом существует фактор риска при организации практики студентов: часто этот процесс ограничивается решением узко производственных вопросов, а развитие личности будущего профессионала не осуществляется в период этой формы подготовки к будущей профессиональной деятельности. Необходимо укрепление связи практики с теорией, усиление в ней исследовательских моментов. Роль научно-исследовательской деятельности студентов в организации образовательного процесса и развития личности хорошо известна. Включение будущих специалистов в этот вид деятельности, с одной стороны, способствует повышению уровня академических знаний, с другой стороны, обеспечивает эффективность развития таких личностных характеристик, как активность, самостоятельность, ответственность, творчество, что, в общем, обеспечивает повышение качества подготовки выпускников . К обозначенным способам, методам повышения качества подготовки будущих специалистов следует добавить еще один - важность и необходимость целенаправленного и системного воздействия на личность обучаемого, что соотносится с идеями представителей акмеологического направления о формировании профессионализма деятельности через профессионализм личности. Безусловно, решение задач, связанных с повышением качества образования в высшей школе, которые ставятся обществом и профессиональным сообществом перед вузами, педагогическими коллективами; стремление студентов к успешному овладению вузовской программой, устойчивая готовность и потребность применять свои знания, развивать собственную личность имеет практическую значимость, т. к. результатом деятельности вуза по подготовке специалистов является выпуск на рынок труда конкурентоспособной личности, готовой встраивать себя в рыночные отношения, способной проявлять активность, создавать и выдавать общественно значимый продукт, творчески заявлять о себе в профессиональной деятельности.
References

1. Derkach, A.A. (2007). Akmeologicheskaya sreda vysshey shkoly. Voronezh: Nauchnaya kniga.

2. Ershova, N.G. (2000). Metodicheskie aspekty psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya uchebno-vospitatel'nogo processa v period adaptacii studentov k obucheniyu v vysshey shkole. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 5, 14-17.

3. Obolonskiy, Yu.V. (2014). Psihologicheskaya model' lichnosti. Zhivaya psihologiya, 2, 52-60.

4. Yakimanskaya, I.S. (1995). Razrabotka tehnologii lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Voprosy psihologii, 2, 13-21.

Login or Create
* Forgot password?