АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с повышением качества образования в вузах. Заявленная проблема приобретает свою особую актуальность в контексте процессов и тенденций, происходящих во всех сферах общества и в системе высшего образования. При анализе заявленной темы автор ставит вопросы не только качества подготовки студента, но и качества подготовки профессорско-педагогического состава, реформирования системы образования, реализации личностно-ориентированного обучения, необходимости укрепления связи практики с теорией, важности и необходимости целенаправленного и системного воздействия на личность обучаемого. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как в статье рассматриваются методы и способы подготовки специалистов с высшим образованием и достижения социально востребованного результата. Основное внимание в работе автор акцентирует на подготовку конкурентоспособной личности выпускника высшей школы.

Ключевые слова:
личность студента, компетентностный подход, подбор педагогических кадров, формирование универсальных компетенций, личностно-ориентированное обучение, конкурентоспособная личность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В современных социокультурных условиях, когда осуществляются глобализация и модернизация многих сфер жизнедеятельности человека, на одно из первых мест выходят вопросы, связанные с обучением и воспитанием личности, готовой адекватно принимать вызовы времени, активно и творчески решать сложные задачи. Подготовить такую личность можно в том случае, если все социальные институты (семья, школа, вуз и другие образовательные учреждения) будут ориентированы на формирование конкурентоспособной личности, соответствующей по своим характеристикам требованиям этого времени. И если говорить о деятельности образовательных организаций, то здесь первостепенное значение приобретают задачи, решение которых обеспечивает возможность подготовить грамотного будущего специалиста, обладающего не только необходимым уровнем знаний, умений и навыков, но и способного делать самостоятельный выбор, определять вектор своего личностно-профессионального развития. Достичь такого результата можно в том случае, если для каждого образовательного учреждения вопрос качества образовательного процесса, качества и уровня получаемых знаний не будет терять своей актуальности. В психолого-педагогической и научно-методической литературе проблема качества образования, получаемых знаний студентов всегда находилась в центре внимания исследователей. В частности, актуальные проблемы качества высшего образования раскрываются в трудах Г.А. Бордовского, Л.Н. Давыдовой, В.Г. Казакова, Л.Л. Кондратьевой, В.В. Поляковой и др. Одним из вопросов в контексте обозначенной проблемы является потребность и готовность студентов получать знания в области будущей профессии. Но здесь возникает определенное противоречие: представления студентов и их ожидания не совпадают с реальным содержанием, требованиями, функциями, которые выполняются специалистом в выбранной ими сфере профессиональной деятельности. Иначе говоря, студенты, поступающие в вузы, часто не имеют реального представления о будущей специальности, которой они овладевают, о перспективах ее востребованности на рынке труда. В этом случае главная задача, которую они видят перед собой - завершить процесс взросления в комфортной интеллектуальной среде и тем самым получить на выходе возможность профессионализации уже в конкретных областях жизнедеятельности, зачастую абсолютно не связанных с базовым высшим образованием. Разрешение этого противоречия связано в первую очередь с организацией деятельности, направленной, с одной стороны, на предварительную профессиональную диагностику, что позволит минимизировать возможность поступления в вузы абитуриентов, не имеющих специальных способностей, потребностей, интереса к конкретному виду деятельности, с другой стороны, на создание условий, обеспечивающих достойный уровень качества образования в высшей школе. И если профессиональная диагностика должна осуществляться на этапе, который предшествует этапу обучения в вузе, то вопрос качества образовательного процесса решается непосредственными его участниками. Следовательно, ответ на вопрос «как повысить качество образования студента, как вырастить за пять лет высшего образования специалиста, который найдет себе достойное применение в нашем обществе?» должно искать само образовательное учреждение с учетом наработанного педагогического и академического опыта, качества подготовки абитуриентов, требований рынка потребителей и пр. И здесь следует обратиться к анализу общих требований, предъявляемых к специалисту с высшим образованием. На некоторые важные общие качества, необходимые современному специалисту с высшим образованием, указал В.П. Елютин (1980 г.). В своих работах исследователь отмечал, что современное общественное производство требует от специалиста умения творчески мыслить, самостоятельно ставить принципиально новые задачи, быть мобильным, динамичным, способным адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям труда . Эти требования и сегодня не только не потеряли своей актуальности, но и приобрели новое значение. Практика показывает, что современные студенты - это потенциальные организаторы и руководители производства. Многим из них придется решать вопросы эффективного менеджмента: создание команды, организация партнерства, моральная и материальная заинтересованность подчиненных, распределение функциональных обязанностей, стимулирование изобретательской и рационализаторской деятельности и т. д. И к этой функции - эффективный менеджмент - также необходимо готовить будущего специалиста, что сегодня достаточно востребовано в производственной деятельности. И это не противоречит, а подчеркивает значимость заявленного компетентностного подхода в системе высшего образования. В рамках компетентностного подхода по-новому рассматривается и личность студента, который кроме академических знаний должен овладеть системой общественно значимых ценностей, проявлять активность в различных сферах жизни. Иначе говоря, высшая школа ориентирована не только на подготовку будущего специалиста, но и конкурентоспособной личности. А период обучения в вузе совпадает с периодом формирования мировоззренческой системы человека. И то, какие интересы, желания, влечения формируются у студентов - это результат деятельности всего профессорско-педагогического состава, руководства вуза, а также готовности студентов принимать все выдвигаемые требования и активно участвовать в студенческой жизни. Безусловно, процесс формирования компетенций в области академических знаний, в сфере межличностного взаимодействия, в вопросах самопознания и самореализации требует моральных, эмоциональных, интеллектуальных, временных затрат и усилий. В частности, с чего необходимо начинать решать задачи, связанные с повышением качества образовательного процесса и подготовкой компетентного специалиста. Представляется, что в первую очередь надо ставить вопрос о качестве подготовки профессорско-преподавательского состава. Каждый вуз должен акцентировать внимание на подборе педагогических кадров и создании условий для их постоянного обучения, повышения квалификации и переподготовки, что обусловлено не только тенденциями общественного развития, но и требованиями профессионального педагогического сообщества. Во-вторых, актуализировать вопросы, связанные с формированием и развитием умений студентов учиться, т. е. в течение всего времени пребывания студента в вузе шаг за шагом, упорно и последовательно учить его учиться. При этом процесс формирования универсальных компетенций следует продолжать и после завершения отведенного для этого стандартом первого цикла образовательной программы. Важнейшей составляющей повышения качества образования студентов является реформирование системы образования. Основным назначением происходящих в системе высшего образования преобразований является развитие ее способности готовить и выпускать новую генерацию специалистов, подготовленных для осуществления всех инновационных преобразований в экономике и социальной сфере. Целью такой педагогической системы становится формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании новой конкурентоспособной, наукоемкой продукции. В этом потоке преобразований не стоит забывать о факторах риска. В качестве примера можно назвать такой фактор: сегодняшние студенты ждут, чтобы им дали готовые знания, и часто они не нацелены на самостоятельный поиск и самообучение. Такой подход к образовательному процессу объясняется недостатком времени, отсутствием желания, неумением самостоятельно работать и т. д. Достаточно часто это приводит к расхождению того, что называется квалификация и компетентность, т. е. наличие высшего образования и диплома не подкреплено профессиональной компетенцией выпускника. Если говорить о способности студентов работать самостоятельно, то здесь можно привести идеи Н.А. Рубакина, изложенные в первой половине XX-го столетия относительно роли высококачественного самообразования для результатов образовательного процесса и подготовки будущих специалистов . В настоящее время самообразование понимается большинством населения как самообучение. В результате самообразование как один из наиболее доступных и менее затратных путей к успеху. К сожалению, не всегда молодые люди понимают и принимают этот путь формирования компетенций, закрепления полученных знаний в вузе. Потребность в получении качественного образования сегодня стала еще более очевидной. У современной молодежи, по сравнению с предшествующими поколениями, имеется гораздо больше возможностей: временных (дистанционное обучение), финансовых (возможность трудоустройства, помощь родителей), а также поддержка со стороны общества и государства в виде грантов, премий за научные открытия и пр. Но, несмотря на это, многие вузы, отдельные исследователи отмечают снижение роли государства в оказании помощи и поддержки одаренных студентов, что обусловлено экономическим кризисом, недостаточной практической востребованностью представляемых разработок и т. д. Несмотря на это, современная высшая школа ставит перед собой задачи, которые ориентируют всех субъектов образовательной среды на достижение результатов, прописанных современными образовательными стандартами: формирование необходимых личностно-профессиональных компетенций, обеспечивающих возможность эффективного освоения профессиональных функций. И здесь важна готовность будущих специалистов принимать обозначенные требования. А в условиях современных информационных технологий существуют огромные возможности для самостоятельного освоения и закрепления того, что дает вуз: книги, диски, видео- и аудиокурсы, интернет-ресурс, многочисленные тренинговые программы и пр. Несмотря на это, многие из них используются недостаточно эффективно, т. к. у многих студентов отсутствует опыт разработки программ собственного образования; они недостаточно информированы об источниках расположения той или иной информации, а также о способах целенаправленного использования возможных ресурсов. И эти проблемы можно разрешать достаточно эффективно при условии создания и активного функционирования в вузах психолого-педагогических и акмеологических служб (Деркач, 2007). Поэтому сегодня во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации, модернизации и повышения качества образовательного процесса, качества получаемой информации, академических знаний с использованием средств информационных технологий. По мнению Н.Г. Ершовой, одним из способов повышения качества образования студентов является применение личностно-ориентированного обучения, которое значительно активизировало образовательную и воспитательную функции педагогического контроля (Ершова, 2000). Существующие исследования показывают, что в рамках этого подхода наиболее приемлемым является использование активных методов обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов, их потребностей и пр. Результатом внедрения личностно-ориентированного подхода стало увеличение количества студентов, желающих выполнять задания нетрадиционными способами, проявлять активность в учебном процессе, участвовать в деловых играх, изучать и в дальнейшем совершенствовать иностранные языки, более ответственно относится к занятиям и к организации самостоятельной работы (Якиманская, 1995). Применение модульной технологии в реализации образовательных программ и осуществлении педагогического контроля создало нужный мотивационный стимул и активизировало учебно-познавательную деятельность студентов . Большое значение сегодня придается и организации практики студентов. Теоретический анализ научной литературы, собственные наблюдения показали, что во время практики студенты приобретают трудовой опыт, решают насущные профессиональные задачи, что обеспечивает возможность личностно-профессионального совершенствования. При этом существует фактор риска при организации практики студентов: часто этот процесс ограничивается решением узко производственных вопросов, а развитие личности будущего профессионала не осуществляется в период этой формы подготовки к будущей профессиональной деятельности. Необходимо укрепление связи практики с теорией, усиление в ней исследовательских моментов. Роль научно-исследовательской деятельности студентов в организации образовательного процесса и развития личности хорошо известна. Включение будущих специалистов в этот вид деятельности, с одной стороны, способствует повышению уровня академических знаний, с другой стороны, обеспечивает эффективность развития таких личностных характеристик, как активность, самостоятельность, ответственность, творчество, что, в общем, обеспечивает повышение качества подготовки выпускников . К обозначенным способам, методам повышения качества подготовки будущих специалистов следует добавить еще один - важность и необходимость целенаправленного и системного воздействия на личность обучаемого, что соотносится с идеями представителей акмеологического направления о формировании профессионализма деятельности через профессионализм личности. Безусловно, решение задач, связанных с повышением качества образования в высшей школе, которые ставятся обществом и профессиональным сообществом перед вузами, педагогическими коллективами; стремление студентов к успешному овладению вузовской программой, устойчивая готовность и потребность применять свои знания, развивать собственную личность имеет практическую значимость, т. к. результатом деятельности вуза по подготовке специалистов является выпуск на рынок труда конкурентоспособной личности, готовой встраивать себя в рыночные отношения, способной проявлять активность, создавать и выдавать общественно значимый продукт, творчески заявлять о себе в профессиональной деятельности.
Список литературы

1. Деркач, А.А. (2007). Акмеологическая среда высшей школы. Воронеж: Научная книга.

2. Ершова, Н.Г. (2000). Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе. Теория и практика физической культуры, 5, 14-17.

3. Оболонский, Ю.В. (2014). Психологическая модель личности. Живая психология, 2, 52-60.

4. Якиманская, И.С. (1995). Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Вопросы психологии, 2, 13-21.

Войти или Создать
* Забыли пароль?