ORGANIZATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN BAUMANN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Bauman Moscow State Technical University recognizes the most important task in creation of health-saving educational environment necessary for the physical, mental and moral development and formation of motivation for a healthy lifestyle among students, including those with disabilities (hereinafter OCA) and students with disabilities. The educational institution of higher education shall create the conditions for the implementation of health saving, psycho-pedagogical and medico-social support for students.

Keywords:
inclusive educational environment, well-being of students, student health, student with disabilities, students with disabilities, medical examination
Text
Publication text (PDF): Read Download

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ в последней редакции от 29.12.12 г. впервые закреплены положения об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов [1]. В соответствии с пунктом 16 статьи 2 № 273-ФЗ: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». В соответствии с пунктом 27 статьи 2 № 273-ФЗ: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей здоровья: - недуг - любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность; - ограниченная возможность - любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека; - инвалидность - любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов. Диапазон различий в развитии обучающихся с ОВЗ велик - от испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности (способны при специальной поддержке успешно обучаться в тех же условиях и по тем же программам, что сверстники без ограничений здоровья), до лиц со стойкими и тяжелыми нарушениями развития [2]. В соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24 ноября 1995 года (с изменениями на 29 июня 2015 года) № 181-ФЗ инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации [3]. Для студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» должны быть созданы в образовательной организации специальные условия для их обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ [1]. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидам, иначе говоря, создана инклюзивная образовательная среда. В МГТУ им. Н.Э. Баумана с 1996 года реализуется Комплексная программа здоровьесберегающего, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса (в том числе инклюзивного)» (далее программа) [5]. В прошлом году принята очередная редакция данной программы на 2015-2020 годы, в реализации которой принимают участие все структурные подразделения. Центр довузовской подготовки и Приемная комиссия проводят профориентационную работу среди обучающихся образовательных организаций среднего общего и среднего профессионального образования, в т.ч. для абитуриентов с ОВЗ и студентов-инвалидов. Деканаты факультетов Университета (заместители деканов по работе со студентами с ОВЗ и студентами-инвалидами) совместно с Учебным управлением, Научно-образовательным центром «Электронный университет» и Управлением информационной политики на официальном сайте Университета осуществляют организационно-педагогическое и информационное сопровождение инклюзивного обучения студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов (кроме слабослышащих студентов и студентов-инвалидов по слуху), решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения данной категории студентов. Головной учебно-исследовательский и методический центр (далее ГУИМЦ) осуществляет комплексное организационно-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки слабослышащих студентов и студентов-инвалидов по слуху по адаптированным и не адаптированным образовательным программам. В штате ГУИМЦ работают сурдопедагоги и сурдопереводчики для обеспечения образовательного процесса данного контингента студентов и гарантирует равный доступ к информации во время занятий. Врачи-специалисты Научно-образовательного медико-технологического центра (далее НОМТЦ) осуществляют ежегодную диспансеризацию студентов, медицинские осмотры, врачебный контроль, проводят лабораторную и функциональную диагностику, терапию, физиотерапию, психотерапию, рефлексотерапию, мануальную терапию, медицинский массаж, занятия лечебной физкультурой, исследование возможностей по оптимизации функционального состояния организма с использованием полиэффекторных воздействий, а также осуществляют другие виды медицинской деятельности, разрешенных Минздравом России в соответствии с лицензией [4]. Учебно-методический центр «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» (далее УМЦ ЗТПН) осуществляет комплексное психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, а также осуществляет мониторинг их инклюзивного образовательного процесса. С этой целью заместитель директора УМЦ ЗТПН осуществляет взаимодействие с заместителями деканов по работе со студентами с ОВЗ и студентами-инвалидами всех факультетов Университета [6]. В состав УМЦ ЗТПН входят: - Лаборатория психологической поддержки студентов (далее ЛППС), специалисты и педагоги-психологи которой участвуют в создании благоприятного психологического климата в Университете, в формировании условий, стимулирующих устойчивый личностный и профессиональный рост обучающихся, обеспечивают психологическую защищенность студентов, в том числе студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, способствуют поддержке и укреплению их психического благополучия; осуществляют координацию и методическую поддержку деятельности студенческого волонтерского движения в Университете [7]; - Лаборатория психофизиологических исследований и профотбора (далее ЛПФиПО), в которой специалисты и педагоги-психологи осуществляют психофизиологические исследования особенностей обучающихся с ОВЗ и студентов-инвалидов, внедряют специальные методики психофизиологических исследований с использованием инновационных информационных технологий, в том числе для профориентационной работы с ОВЗ и инвалидами [8, 10]; - Учебно-методическая и информационно-аналитическая лаборатория (далее УМЛ), в состав к которой входят специалисты, педагоги-психологи и инженеры, осуществляющие разработку специальных методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения с использованием современных технических и программных средств обучения для осуществления комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов. Специалисты УМЛ обеспечивают проведение мониторинга инклюзивного образовательного процесса во взаимодействии с НОЦ «Электронный университет». Физкультурно-оздоровительный факультет (далее ФОФ), состоящий из кафедры «Физическое воспитание» и кафедры «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура», в состав которой входят научно-педагогические работники, академические тьюторы, специалисты по адаптивной физической культуре, сертифицированные врачи-специалисты по лечебной физкультуре, разрабатывающие и реализующие индивидуальные программы оздоровления (ИПО) и индивидуальные программы реабилитации (ИПР), осуществляющие психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение обучения студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, обучают основам здорового образа жизни, а также в качестве педагогов-тьюторов обеспечивают образовательный процесс по дисциплине "Физическая культура" (400 ак. часов) для студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов [9]. Одним из важных элементов инклюзивного образования является разработка адаптированных образовательных программ как особой формы организации учебного процесса, которая обеспечивает высокое качество образования и как условия, определяющего успех трудоустройства и эффективной занятости выпускников вуза. Адаптированная программа отвечает особым потребностям студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, учитывает повышенную трудоемкость освоения такими студентами основных образовательных программ профессионального образования. В соответствии с пунктом 28 статьи 2 № 273-ФЗ: «Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц». Для студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» по адаптированной программе для студентов с ОВЗ и студентов с особыми образовательными потребностями по дисциплине «Физическая культура» (400 ак.часов). Целью освоения данной дисциплины является максимально возможное развитие жизнеспособности студента, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования генетически заложенных и имеющихся в наличии его двигательных возможностей и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве самодостаточного субъекта социальных отношений. Основные задачи освоения дисциплины: - укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием; - улучшение показателей физического развития; - освоение жизненно важных двигательных умений, навыков, качеств; - постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей организма; - закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма; - формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; - воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни; - овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося, с учетом имеющегося у него заболевания; - обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога; - обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера; - соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания; - знание основ физической культуры и здорового образа жизни; - владение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление собственного здоровья, развитие и совершенствование своих психофизических способностей и качеств. Большое внимание в МГТУ им. Н.Э. Баумана уделяется развитию волонтерского студенческого движения, на основе которого осуществляется личностное, индивидуализированное социальное сопровождение студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов. Волонтеры способствует социализации студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, а также продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде. Таким образом, в нашем Университете осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережения, включающее: - организационно-педагогическое сопровождение - направлено на контроль обучения студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов; контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель - студент в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений; инструктажи и семинары для преподавателей, методистов; - психолого-педагогическое сопровождение - осуществляется для студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности данной категории студентов, ее профориентацию и профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений [11]; - медицинско-оздоровительное сопровождение - диагностику физического состояния студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, мероприятия по сохранению и укреплению здоровья студентов, развитие адаптационного потенциала и приспособляемости их к учебе; - социальное сопровождение - совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Таким образом, в МГТУ им. Н.Э. Баумана создана инклюзивная образовательная среда, а руководство и администрация вуза проводит постоянную и плодотворную работу по развитию материально-технической базы Университета для обеспечения инклюзивного образования и создания доступной образовательной среды для всех студентов.
References

1. Federal'nyy Zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii" ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ.

2. Proekt Koncepcii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya http://institut-koorekcionnoy-pedagogiki.rf/specialnyj-fgos/.

3. Federal'nyy Zakon «O social'noy zaschite invalidov v Rossiyskoy Federacii ot 24 noyabrya 1995 goda (s izmeneniyami na 29 iyunya 2015 goda) № 181-FZ.

4. Fedotchev A.I., San Chzhun O, Semikin G.I. Sochetanie tehnologii EEG-bioupravleniya s muzykal'noy terapiey dlya effektivnoy korrekcii stress-vyzvannyh rasstroystv. - Sovremennye tehnologii v medicine, t.6, № 3, 2014.

5. Semikin G.I. Kompleksnaya celevaya programma «zdorov'esberegayuschie tehnologii i profilaktika social'no znachimyh zabolevaniy v obrazovatel'noy srede MGTU im. N.E. Baumana na 2013-2018 gody». - Zhivaya psihologiya, № 4(4), 2014

6. Hudysheva M.K., Manvelidze M.Z. Vliyanie modeli zdorov'esberegayuschey deyatel'nosti na fizicheskoe, psihicheskoe i social'noe blagopoluchie studentov. - Gumanitarnyy vestnik, № 12(14), 2013.

7. Pyatibratova I.V., Hudysheva M.K. Individual'noe i gruppovoe konsul'tirovanie v rabote psihologicheskoy sluzhby MGTU im. N.E. Baumana. - Zhivaya psihologiya, № 4(4), 2014.

8. Semikin G.I., Mysina G.A. Zdorov'esberegayuschaya deyatel'nost' sub'ektov obrazovatel'noy sredy vuza. - Gumanitarnyy vestnik, № 2(2), 2012.

9. Mysina G.A. Sozdanie usloviy dlya obespecheniya fizicheskogo, psihicheskogo i social'nogo blagopoluchiya studentov v zdorov'esberegayuschey obrazovatel'noy srede vuza/ - dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni doktora pedagogicheskih nauk / Tul'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. L.N. Tolstogo. Tula, 2011.

10. Semikin G.I. Kompleksnoe valeologicheskoe soprovozhdenie uchebnogo processa: tehnologiya i sistema «Valeo-MGTU» dlya obespecheniya skrininga i monitoringa mediko-social'nogo blagopoluchiya uchaschihsya i sotrudnikov v vuze. - Valeologiya, № 4. - 2001.

11. Obolonskiy Yu.V. Psihologicheskaya model' lichnosti. - Zhivaya psihologiya, № 2(2), 2014.

Login or Create
* Forgot password?