Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ в последней редакции от 29.12.12 г. впервые закреплены положения об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов [1]. В соответствии с пунктом 16 статьи 2 № 273-ФЗ: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». В соответствии с пунктом 27 статьи 2 № 273-ФЗ: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей здоровья: - недуг - любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность; - ограниченная возможность - любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека; - инвалидность - любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов. Диапазон различий в развитии обучающихся с ОВЗ велик - от испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности (способны при специальной поддержке успешно обучаться в тех же условиях и по тем же программам, что сверстники без ограничений здоровья), до лиц со стойкими и тяжелыми нарушениями развития [2]. В соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24 ноября 1995 года (с изменениями на 29 июня 2015 года) № 181-ФЗ инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации [3]. Для студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» должны быть созданы в образовательной организации специальные условия для их обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ [1]. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидам, иначе говоря, создана инклюзивная образовательная среда. В МГТУ им. Н.Э. Баумана с 1996 года реализуется Комплексная программа здоровьесберегающего, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса (в том числе инклюзивного)» (далее программа) [5]. В прошлом году принята очередная редакция данной программы на 2015-2020 годы, в реализации которой принимают участие все структурные подразделения. Центр довузовской подготовки и Приемная комиссия проводят профориентационную работу среди обучающихся образовательных организаций среднего общего и среднего профессионального образования, в т.ч. для абитуриентов с ОВЗ и студентов-инвалидов. Деканаты факультетов Университета (заместители деканов по работе со студентами с ОВЗ и студентами-инвалидами) совместно с Учебным управлением, Научно-образовательным центром «Электронный университет» и Управлением информационной политики на официальном сайте Университета осуществляют организационно-педагогическое и информационное сопровождение инклюзивного обучения студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов (кроме слабослышащих студентов и студентов-инвалидов по слуху), решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения данной категории студентов. Головной учебно-исследовательский и методический центр (далее ГУИМЦ) осуществляет комплексное организационно-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки слабослышащих студентов и студентов-инвалидов по слуху по адаптированным и не адаптированным образовательным программам. В штате ГУИМЦ работают сурдопедагоги и сурдопереводчики для обеспечения образовательного процесса данного контингента студентов и гарантирует равный доступ к информации во время занятий. Врачи-специалисты Научно-образовательного медико-технологического центра (далее НОМТЦ) осуществляют ежегодную диспансеризацию студентов, медицинские осмотры, врачебный контроль, проводят лабораторную и функциональную диагностику, терапию, физиотерапию, психотерапию, рефлексотерапию, мануальную терапию, медицинский массаж, занятия лечебной физкультурой, исследование возможностей по оптимизации функционального состояния организма с использованием полиэффекторных воздействий, а также осуществляют другие виды медицинской деятельности, разрешенных Минздравом России в соответствии с лицензией [4]. Учебно-методический центр «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» (далее УМЦ ЗТПН) осуществляет комплексное психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, а также осуществляет мониторинг их инклюзивного образовательного процесса. С этой целью заместитель директора УМЦ ЗТПН осуществляет взаимодействие с заместителями деканов по работе со студентами с ОВЗ и студентами-инвалидами всех факультетов Университета [6]. В состав УМЦ ЗТПН входят: - Лаборатория психологической поддержки студентов (далее ЛППС), специалисты и педагоги-психологи которой участвуют в создании благоприятного психологического климата в Университете, в формировании условий, стимулирующих устойчивый личностный и профессиональный рост обучающихся, обеспечивают психологическую защищенность студентов, в том числе студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, способствуют поддержке и укреплению их психического благополучия; осуществляют координацию и методическую поддержку деятельности студенческого волонтерского движения в Университете [7]; - Лаборатория психофизиологических исследований и профотбора (далее ЛПФиПО), в которой специалисты и педагоги-психологи осуществляют психофизиологические исследования особенностей обучающихся с ОВЗ и студентов-инвалидов, внедряют специальные методики психофизиологических исследований с использованием инновационных информационных технологий, в том числе для профориентационной работы с ОВЗ и инвалидами [8, 10]; - Учебно-методическая и информационно-аналитическая лаборатория (далее УМЛ), в состав к которой входят специалисты, педагоги-психологи и инженеры, осуществляющие разработку специальных методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения с использованием современных технических и программных средств обучения для осуществления комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов. Специалисты УМЛ обеспечивают проведение мониторинга инклюзивного образовательного процесса во взаимодействии с НОЦ «Электронный университет». Физкультурно-оздоровительный факультет (далее ФОФ), состоящий из кафедры «Физическое воспитание» и кафедры «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура», в состав которой входят научно-педагогические работники, академические тьюторы, специалисты по адаптивной физической культуре, сертифицированные врачи-специалисты по лечебной физкультуре, разрабатывающие и реализующие индивидуальные программы оздоровления (ИПО) и индивидуальные программы реабилитации (ИПР), осуществляющие психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение обучения студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, обучают основам здорового образа жизни, а также в качестве педагогов-тьюторов обеспечивают образовательный процесс по дисциплине "Физическая культура" (400 ак. часов) для студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов [9]. Одним из важных элементов инклюзивного образования является разработка адаптированных образовательных программ как особой формы организации учебного процесса, которая обеспечивает высокое качество образования и как условия, определяющего успех трудоустройства и эффективной занятости выпускников вуза. Адаптированная программа отвечает особым потребностям студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, учитывает повышенную трудоемкость освоения такими студентами основных образовательных программ профессионального образования. В соответствии с пунктом 28 статьи 2 № 273-ФЗ: «Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц». Для студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» по адаптированной программе для студентов с ОВЗ и студентов с особыми образовательными потребностями по дисциплине «Физическая культура» (400 ак.часов). Целью освоения данной дисциплины является максимально возможное развитие жизнеспособности студента, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования генетически заложенных и имеющихся в наличии его двигательных возможностей и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве самодостаточного субъекта социальных отношений. Основные задачи освоения дисциплины: - укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием; - улучшение показателей физического развития; - освоение жизненно важных двигательных умений, навыков, качеств; - постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей организма; - закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма; - формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; - воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни; - овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося, с учетом имеющегося у него заболевания; - обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога; - обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера; - соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания; - знание основ физической культуры и здорового образа жизни; - владение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление собственного здоровья, развитие и совершенствование своих психофизических способностей и качеств. Большое внимание в МГТУ им. Н.Э. Баумана уделяется развитию волонтерского студенческого движения, на основе которого осуществляется личностное, индивидуализированное социальное сопровождение студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов. Волонтеры способствует социализации студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, а также продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде. Таким образом, в нашем Университете осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережения, включающее: - организационно-педагогическое сопровождение - направлено на контроль обучения студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов; контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель - студент в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений; инструктажи и семинары для преподавателей, методистов; - психолого-педагогическое сопровождение - осуществляется для студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности данной категории студентов, ее профориентацию и профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений [11]; - медицинско-оздоровительное сопровождение - диагностику физического состояния студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, мероприятия по сохранению и укреплению здоровья студентов, развитие адаптационного потенциала и приспособляемости их к учебе; - социальное сопровождение - совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Таким образом, в МГТУ им. Н.Э. Баумана создана инклюзивная образовательная среда, а руководство и администрация вуза проводит постоянную и плодотворную работу по развитию материально-технической базы Университета для обеспечения инклюзивного образования и создания доступной образовательной среды для всех студентов.