PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR THE STUDENTS WITH DISABILITIES AND SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN THE BAUMANN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Modern higher education is not possible without inclusive education, which provides training to students with disabilities and those who has limitations of abilities requiring special education services. The educational process in a comprehensive manner includes in the educational environment as a scientific and pedagogical workers, and doctors, specialists in the field of psychodiagnostics and psychological consulting, as well as tutoring for the introduction of health-saving and health forming technologies. Monitoring the health of students and organization of inclusive education becomes learner-centred and generates zdorovesberegayuschie safe learning environment.

Keywords:
Inclusive education, psycho-pedagogical support of educational process, Tutors, restricting health, special education services, motor activity
Text
Publication text (PDF): Read Download

Образовательные организации в комплексе осуществляют образовательно-воспитательную деятельность, создавая условия для получения высшего образования с учетом, в том числе и индивидуальных особенностей обучающихся (студентов). Студенту, имеющему хорошее здоровье конечно проще осваивать компетенции и получать новые знания, навыки и умения. В то же время есть категория студентов, которые имеют определённые ограничения возможностей здоровья и требуют особых образовательных услуг. Любая высшая образовательная организация должна предоставлять такие услуги и проводить мониторинг здоровья студентов, осуществлять инклюзивное образование. Справка №086у, которую предоставляют абитуриенты при поступлении в ВУЗы, позволяет, в общем, определить статус здоровья абитуриентов, однако для более качественного мониторинга и соответственно организации современного образовательного процесса с инклюзивным обучением требуется дополнительное медицинское обследования (диспансеризация). К сожалению не все ВУЗы обладают такими возможностями организовывать диспансеризацию и проводить мониторинг здоровья студентов. В этих целях в МГТУ им. Н.Э. Баумана (далее - Университет) успешно функционируют Научно-образовательный медико-технологический центр (НОМТЦ)[1], Учебно-методический центр «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодёжной среде» (УМЦ ЗТПН) и кафедра «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» (АФК)[2]. Кроме того, инвалиды по слуху обучаются на специальном факультете в Головном учебно-исследовательском и методическом центре. Учебно-воспитательный процесс в университете осуществляется в едином образовательном пространстве с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и реализуют инклюзивный подход в обучении студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые требуют особых образовательных услуг[3]. В целях создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды руководство Университета уделяет самое пристальное внимание внедрению в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования с учётом реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, так как здоровье студентов напрямую влияет на их же успеваемость[4]. Особое внимание обращается на психическое здоровье обучающихся, формирование у них ценностей здорового образа жизни и организацию психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Большинство трудных состояний и дезадаптация студентов возникает в связи с недостаточной способностью студентов адаптироваться к новым условиям образовательной системы после поступления в вуз или по окончании сессии. Боязнь быть отчисленными и ответственность перед родителями способствует нарастанию состояний дезадаптации и разбалансированности психических состояний. Особо в этой связи проходит адаптация у студентов уже имеющих ограничения возможностей здоровья и инвалидов, требующих особые образовательные услуги. Если в вузе не созданы условия инклюзивного образования и не внедряются в образовательный процесс здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, то количество студентов, не способных справиться с трудностями жизненных ситуаций увеличивается в разы. Особое внимание в учебном процессе инклюзивного образования уделяется развитию двигательной активности - как элемента оздоровительных практик, и осуществляется в различных формах. К примеру, терренкуры в форме прогулок на свежем воздухе под руководством преподавателя по заранее рассчитанным маршрутам исходя из количества шагов по дистанции. Рассчитано, что 10000 шагов - это для активного молодого человека суточная норма, поэтому в ходе занятий по двигательной активности маршруты прокладываются не более 4-6 тысяч шагов. Перед такими пешими прогулками и после студенты проходят врачебный контроль. Результаты врачебного контроля можно обсудить с врачами и специалистами. В этой связи, кафедры АФК и «Физическое воспитание» (ФВ), а также и УМЦ ЗТПН совместно с общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации» при поддержке Департамента здравоохранения города Москвы организуют работу по подготовке инструкторов здорового образа жизни «Инструктор ЗОЖ». В этот проект уже включены Первый Московский Государственный Медицинский университет им. И.М. Сеченова и АНО «Теория и практика физической культуры». Занятия проходят на территории ВДНХ еженедельно по воскресеньям с 11.30 до 15.30 в павильоне №5. Все участники проекта проходят врачебный контроль до и после пешего теренкура по заранее проложенным маршрутам. Маршруты проходят с учетом количества шагов (индивидуальная нагрузка) и включают в себя изучение исторических мест и памятников архитектуры. Организаторами определены 10000 шагов как дистанция для формирования выносливости и получения достаточной нагрузки для организма, кроме того инструктора проводят разминки с участниками и обучают их техникам проведения зарядки на природе с использованием особенностей местности и различных предметов. Студенты могут проконсультироваться с врачами в случае обнаружения отклонений от норм здоровья в ходе занятий. Всегда на занятиях присутствуют медицинские работники и консультанты, которые помогают обучающимся правильно оценивать свое здоровье и определять возможные физические нагрузки. Для этого учебный день завершает семинар «Основы здорового образа жизни». В ходе обучения студентам преподают ведущие специалисты в сфере здоровьесберегающих технологий и представители профильных министерств и ведомств, а также ведущие ученые и известные спортсмены. В январе занятия со студентами проводил Лео Бокерия и Ирина Роднина, которые вместе со студентами совершили пешую прогулку в ходе которой рассказали об особенностях влияния физических нагрузок на организм человека. В Университете научно-педагогические работники кафедры АФК, занимаются со студентами с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями по специальной программе «Физическая культура для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями» (далее Программа). При этом студенты посещают одно занятие по кафедре АФК, а одно занятие они могут выбрать в школе здоровья по нозологическим группам. Таким образом, осуществляется комплексный подход с учётом инклюзивного образования со студентами-инвалидами и студентами, имеющими ограничения возможностей здоровья и особыми образовательными потребностями. В соответствии с требованиями учебной программы и учебно-методического комплекса дисциплины занятия построены на основе модульно-рейтинговой системы инклюзивного обучения с внедрением здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Научно-педагогические работники кафедры АФК, психологи УМЦ ЗТПН и врачи НОМТЦ проводят как групповые, так и индивидуальные формы занятий. Кроме того, педагоги и специалисты проводят тренинги и консультирование студентов с учетом имеющихся у них заболеваний или временных ограничений возможностей здоровья. Основные занятия в Университете проходят в специализированных аудиториях и тренинговых залах, по Программе. Два занятия в неделю включены кафедрой АФК в расписание студентов и подбираются по времени, удобному для расписания основных предметов по специальностям. Студент, имеющий освобождение от практических физических занятий в связи с ограничениями возможностей здоровья или инвалидностью имеет возможность посещать занятия по кафедре АФК. Учебный процесс проходит в группах с педагогами психологами, обучающими студентов знаниям, навыкам и умениям, способствующим саморегуляции психического здоровья и позволяющим в достаточном объеме внедрять здоровьесберегающие технологию в практику жизнедеятельности студентов. Специалисты НОМТЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана организуют проведение диспансеризации и по результатам выдают студентам паспорта здоровья, в которых указываются (путем кодировки) заболевания или инвалидность, позволяющие студентам выбрать вместо практических занятий физической культурой занятия по кафедре АФК и занятия по нозологическим группам (Школы здоровья). В этой связи, в целях совершенствования инклюзивного образования со студентами-инвалидами и студентами, имеющими ограничения возможностей здоровья, с весеннего семестра 2015/2016 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана врачи НОМТЦ и научно-педагогические работники кафедры АФК объединились и создали в рамках учебного процесса «Школы здоровья». Таким образом, студенты могут выбрать занятия в школах здоровья по нозологиям: Соматические заболевания; Сердечно-сосудистые заболевания; Заболевания опорно-двигательной системы; Профилактическая медицина; Гинекология; Кардиология; Хирургические заболевания; Офтальмология; Реабилитология, АФК; Психическое здоровье, неврология. В структуру УМЦ ЗТПН входит Лаборатория психологической поддержки студентов (ЛППС). Задачами ЛППС УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана являются: 1. Комплексная социально-психологическая помощь студентам в процессе адаптации к образовательному процессу в Университете; 2. Социально-психологическое тестирование обучающихся по кафедре «Валеология»; 3. Оказание психологической помощи в процессе обучения студентам, имеющим трудности в освоении учебного материала; 4. Диагностика состояний дезадаптации и проблем психического здоровья обучающихся; 5. Психологическое консультирование и психологическая коррекция в трудных жизненных ситуациях; 6. Участие в выполнении фундаментальных и прикладных научных исследований для создания и внедрения здоровьесберегающих технологий и первичной профилактики наркомании в учреждениях высшего профессионального образования и иных образовательных организациях, подведомственных Федеральному агентству по образованию, а также других заинтересованных министерств, ведомств и учреждений; 7. Мониторинг социально-психологического благополучия студентов Университета, разработка и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательную среду. 8. Разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления студентов в Университете, (здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии). С 2010 года в составе ЛППС УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана функционирует Центр здоровья и психологической помощи студентам (далее - Центр здоровья). Расположен Центр здоровья в здании общежития студентов бауманского университета (Госпитальный пер. д. 4/6). Основными задачами Центра здоровья являются: 1. Психологическая профилактика трудных жизненных ситуаций, вызванных проблемами с успеваемостью обучающихся; 2. Внедрение новых здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; 3. Пропаганда ценностей здорового образа жизни; 4. Профилактика различных форм отклоняющегося поведения; 5. Вовлечение студентов в дворовые виды спорта (уличный баскетбол, мини-футбол, бадминтон, настольный теннис, волейбол, фрисби и др.) 6. Содействие волонтерскому антинаркотическому движению обучающихся «Здоровая инициатива» в организации мероприятий по формированию антинаркотического мировоззрения; 7. Психологическая помощь и консультирование по проблемам психического здоровья. Студенты обращаются к психологам Центра здоровья по телефону доверия. Работает телефон доверия и установлен график дежурства психологов, которые могут оказать сами помощь психологическую и при необходимости могут записать студента с проблемой к другому психологу. Если проблема студента находится в запущенной стадии и психическое здоровье сильно подорвано, а сам студент уже не в состоянии управлять своими эмоциями, то специалист-психолог направляет такого студента на прием к психотерапевту. Расписание работы психологов можно посмотреть на сайте кафедры «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» по адресу https://health.bmstu.net/. Кроме того, у каждого преподавателя и психолога Центра здоровья заведены индивидуальные страницы в информационно-коммуникативной среде «Интернет». К примеру, страница автора статьи Миронова А.С. расположена по адресу http://www.bmstu.ru/ps/~amironov/. Каждый психолог на странице вывешивает всю актуальную информацию о себе как специалисте и график приема студентов, обращающихся за психологической помощью и поддержкой. В штате УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана работает врач-психиатр, который оказывает психотерапевтическую помощь студенту и при необходимости может госпитализировать такого студента в кризисное отделение ГКБ №20 города Москвы, с которым у УМЦ ЗТПН есть договор о взаимодействии.[5] В стационарном обследовании студент получает психотерапевтическую и при необходимости психиатрическую помощь, и далее ему рекомендуется дальнейшее лечение или реабилитация. На основании решения специалистов кризисного отделения студенту может быть предоставлен академический отпуск по болезни. По окончании академического отпуска студенту оказывается психологическая помощь и сопровождение для успешной адаптации к учебному процессу, которое осуществляют психологи Центра здоровья. Кроме того, администрация факультетов может попросить специалистов Центра здоровья или ЛППС в случае необходимости оказать психологическую помощь студентам. Такие студенты по направлению деканатов попадают на прием к психологам, которые в дальнейшем работают с проблемой при участии психологов, которые осуществляют психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности студента. Так же, могут друзья или подруги студента, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью к психологам, которые в свою очередь помогут обратившимся педагогически грамотно замотивировать такого студента самому обратиться за помощью. Психолого-педагогическое сопровождение обучения в Университете осуществляют специалисты УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана и кафедры АФК. Кроме того, специалисты ЛППС и Центра здоровья являются доцентами и преподавателями на кафедре АФК, что повышает эффективность психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного и образовательного процесса в Университете. Специалисты психологи постоянно работают в учебном процессе, проводят занятия и поэтому знают особенности и основные трудности, с которыми сталкиваются студенты обучения студентов в Университете. Этот фактор позволяет оказывать психологическую помощь, проводить психологическую коррекцию и консультировать студентов с учетом знания реальных трудностей в обучении. Для просвещения студентов по психологическим проблемам на базе Центра здоровья организована работа научного семинара «Живая психология». Семинары проходят еженедельно по четвергам в определенное заранее время, а всю информацию о семинарах, тематику и кто проводит можно узнать на сайте кафедры «ЗЗТ и АФК» (https://health.bmstu.net/). Тематика семинаров определяется психологами исходя из анализа проблем, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения в бауманском университете. Вход свободный, кроме того на семинары могут попасть и волонтеры ООД «Здоровая инициатива», записавшись заранее по телефону кафедры АФК. Студенты волонтеры ООД «Здоровая инициатива», созданного на базе Университета при поддержке Минобрнауки России, занимаются пропагандой ценностей здорового образа жизни и профилактикой отклоняющегося поведения среди сверстников по принципу «равный-равному». Психологи Центра здоровья и педагоги кафедры «ЗЗТ и АФК» нередко вовлекают своих подопечных студентов в мероприятия, которые организуют волонтеры «Здоровой инициативы», так как в здоровьесберегающей деятельности проблемные студенты, общаясь со сверстниками учатся сами решать свои проблемы и даже начинают помогать другим, используя свой личный опыт преодоления жизненных трудностей. Вся информация о деятельности ООД «Здоровая инициатива» своевременно вывешивается на сайте https://volonter.bmstu.net/. Таким образом, основной задачей психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного и образовательного процессов является своевременное выявление студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, предупреждение развития проблем, оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, психологическая коррекция и психологическое консультирование в преодолении трудностей для успешного обучения. Кроме того, одной из важных задач является создание условий для инклюзивного обучения инвалидов и студентов, имеющих ограничения здоровья с особыми образовательными потребностями.
References

1. Volkov A.A., Sinopal'nikov V.I., Voynova N.A., Agaeva H.K., Volkov D.A. Uchebno-nauchnyy mediko-tehnologicheskiy centr kak osnova sozdaniya innovacionno-vnedrencheskogo centra v oblasti biomedicinskih tehnologiy. Nauchno-prakticheskiy zhurnal «Zhivaya psihologiya» №4(4)2014 g.s.69-77.

2. Mironov A.S. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie uchebnogo processa v MGTU im. N.E. Baumana. Nauchno-prakticheskiy zhurnal «Zhivaya psihologiya» №4(4)2014 g.s.91-101.

3. Pankratov V.N. Samoregulyaciya psihicheskogo zdorov'ya: Prakticheskoe rukovodstvo. - M.: Izd-vo Instituta psihoterapii, 2001 - 352 s.

4. Semikin G.I., Mysina G.A. Formirovanie bezopasnoy obrazovatel'noy sredy v MGTU im. N.E. Baumana. Nauchno-prakticheskiy zhurnal «Zhivaya psihologiya» №4(4)2014 g.s.33-43.

5. Semikin G.I., Mysina G.A., Kalinina Z.N., Bliznyuk E.G., Mironov A.S., Kruk V.M. Profilaktika asocial'nyh yavleniy i formirovanie zdorovogo obraza zhizni molodezhi.M.; Tula: Izd-vo TGPU im. L.N. Tolstogo, 2009 - 244 s.

6. Semikin G.I., Mysina G.A., Kalinina Z.N., Mironov A.S. i dr. Profilaktika deviantnogo povedeniya molodezhi. Uchebnoe posobie. M.; Tula: Izd-vo TGPU im. L.N. Tolstogo, 2013 - 240 s.

Login or Create
* Forgot password?