Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Образовательные организации в комплексе осуществляют образовательно-воспитательную деятельность, создавая условия для получения высшего образования с учетом, в том числе и индивидуальных особенностей обучающихся (студентов). Студенту, имеющему хорошее здоровье конечно проще осваивать компетенции и получать новые знания, навыки и умения. В то же время есть категория студентов, которые имеют определённые ограничения возможностей здоровья и требуют особых образовательных услуг. Любая высшая образовательная организация должна предоставлять такие услуги и проводить мониторинг здоровья студентов, осуществлять инклюзивное образование. Справка №086у, которую предоставляют абитуриенты при поступлении в ВУЗы, позволяет, в общем, определить статус здоровья абитуриентов, однако для более качественного мониторинга и соответственно организации современного образовательного процесса с инклюзивным обучением требуется дополнительное медицинское обследования (диспансеризация). К сожалению не все ВУЗы обладают такими возможностями организовывать диспансеризацию и проводить мониторинг здоровья студентов. В этих целях в МГТУ им. Н.Э. Баумана (далее - Университет) успешно функционируют Научно-образовательный медико-технологический центр (НОМТЦ)[1], Учебно-методический центр «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодёжной среде» (УМЦ ЗТПН) и кафедра «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» (АФК)[2]. Кроме того, инвалиды по слуху обучаются на специальном факультете в Головном учебно-исследовательском и методическом центре. Учебно-воспитательный процесс в университете осуществляется в едином образовательном пространстве с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и реализуют инклюзивный подход в обучении студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые требуют особых образовательных услуг[3]. В целях создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды руководство Университета уделяет самое пристальное внимание внедрению в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования с учётом реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, так как здоровье студентов напрямую влияет на их же успеваемость[4]. Особое внимание обращается на психическое здоровье обучающихся, формирование у них ценностей здорового образа жизни и организацию психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Большинство трудных состояний и дезадаптация студентов возникает в связи с недостаточной способностью студентов адаптироваться к новым условиям образовательной системы после поступления в вуз или по окончании сессии. Боязнь быть отчисленными и ответственность перед родителями способствует нарастанию состояний дезадаптации и разбалансированности психических состояний. Особо в этой связи проходит адаптация у студентов уже имеющих ограничения возможностей здоровья и инвалидов, требующих особые образовательные услуги. Если в вузе не созданы условия инклюзивного образования и не внедряются в образовательный процесс здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, то количество студентов, не способных справиться с трудностями жизненных ситуаций увеличивается в разы. Особое внимание в учебном процессе инклюзивного образования уделяется развитию двигательной активности - как элемента оздоровительных практик, и осуществляется в различных формах. К примеру, терренкуры в форме прогулок на свежем воздухе под руководством преподавателя по заранее рассчитанным маршрутам исходя из количества шагов по дистанции. Рассчитано, что 10000 шагов - это для активного молодого человека суточная норма, поэтому в ходе занятий по двигательной активности маршруты прокладываются не более 4-6 тысяч шагов. Перед такими пешими прогулками и после студенты проходят врачебный контроль. Результаты врачебного контроля можно обсудить с врачами и специалистами. В этой связи, кафедры АФК и «Физическое воспитание» (ФВ), а также и УМЦ ЗТПН совместно с общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации» при поддержке Департамента здравоохранения города Москвы организуют работу по подготовке инструкторов здорового образа жизни «Инструктор ЗОЖ». В этот проект уже включены Первый Московский Государственный Медицинский университет им. И.М. Сеченова и АНО «Теория и практика физической культуры». Занятия проходят на территории ВДНХ еженедельно по воскресеньям с 11.30 до 15.30 в павильоне №5. Все участники проекта проходят врачебный контроль до и после пешего теренкура по заранее проложенным маршрутам. Маршруты проходят с учетом количества шагов (индивидуальная нагрузка) и включают в себя изучение исторических мест и памятников архитектуры. Организаторами определены 10000 шагов как дистанция для формирования выносливости и получения достаточной нагрузки для организма, кроме того инструктора проводят разминки с участниками и обучают их техникам проведения зарядки на природе с использованием особенностей местности и различных предметов. Студенты могут проконсультироваться с врачами в случае обнаружения отклонений от норм здоровья в ходе занятий. Всегда на занятиях присутствуют медицинские работники и консультанты, которые помогают обучающимся правильно оценивать свое здоровье и определять возможные физические нагрузки. Для этого учебный день завершает семинар «Основы здорового образа жизни». В ходе обучения студентам преподают ведущие специалисты в сфере здоровьесберегающих технологий и представители профильных министерств и ведомств, а также ведущие ученые и известные спортсмены. В январе занятия со студентами проводил Лео Бокерия и Ирина Роднина, которые вместе со студентами совершили пешую прогулку в ходе которой рассказали об особенностях влияния физических нагрузок на организм человека. В Университете научно-педагогические работники кафедры АФК, занимаются со студентами с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями по специальной программе «Физическая культура для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями» (далее Программа). При этом студенты посещают одно занятие по кафедре АФК, а одно занятие они могут выбрать в школе здоровья по нозологическим группам. Таким образом, осуществляется комплексный подход с учётом инклюзивного образования со студентами-инвалидами и студентами, имеющими ограничения возможностей здоровья и особыми образовательными потребностями. В соответствии с требованиями учебной программы и учебно-методического комплекса дисциплины занятия построены на основе модульно-рейтинговой системы инклюзивного обучения с внедрением здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Научно-педагогические работники кафедры АФК, психологи УМЦ ЗТПН и врачи НОМТЦ проводят как групповые, так и индивидуальные формы занятий. Кроме того, педагоги и специалисты проводят тренинги и консультирование студентов с учетом имеющихся у них заболеваний или временных ограничений возможностей здоровья. Основные занятия в Университете проходят в специализированных аудиториях и тренинговых залах, по Программе. Два занятия в неделю включены кафедрой АФК в расписание студентов и подбираются по времени, удобному для расписания основных предметов по специальностям. Студент, имеющий освобождение от практических физических занятий в связи с ограничениями возможностей здоровья или инвалидностью имеет возможность посещать занятия по кафедре АФК. Учебный процесс проходит в группах с педагогами психологами, обучающими студентов знаниям, навыкам и умениям, способствующим саморегуляции психического здоровья и позволяющим в достаточном объеме внедрять здоровьесберегающие технологию в практику жизнедеятельности студентов. Специалисты НОМТЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана организуют проведение диспансеризации и по результатам выдают студентам паспорта здоровья, в которых указываются (путем кодировки) заболевания или инвалидность, позволяющие студентам выбрать вместо практических занятий физической культурой занятия по кафедре АФК и занятия по нозологическим группам (Школы здоровья). В этой связи, в целях совершенствования инклюзивного образования со студентами-инвалидами и студентами, имеющими ограничения возможностей здоровья, с весеннего семестра 2015/2016 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана врачи НОМТЦ и научно-педагогические работники кафедры АФК объединились и создали в рамках учебного процесса «Школы здоровья». Таким образом, студенты могут выбрать занятия в школах здоровья по нозологиям: Соматические заболевания; Сердечно-сосудистые заболевания; Заболевания опорно-двигательной системы; Профилактическая медицина; Гинекология; Кардиология; Хирургические заболевания; Офтальмология; Реабилитология, АФК; Психическое здоровье, неврология. В структуру УМЦ ЗТПН входит Лаборатория психологической поддержки студентов (ЛППС). Задачами ЛППС УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана являются: 1. Комплексная социально-психологическая помощь студентам в процессе адаптации к образовательному процессу в Университете; 2. Социально-психологическое тестирование обучающихся по кафедре «Валеология»; 3. Оказание психологической помощи в процессе обучения студентам, имеющим трудности в освоении учебного материала; 4. Диагностика состояний дезадаптации и проблем психического здоровья обучающихся; 5. Психологическое консультирование и психологическая коррекция в трудных жизненных ситуациях; 6. Участие в выполнении фундаментальных и прикладных научных исследований для создания и внедрения здоровьесберегающих технологий и первичной профилактики наркомании в учреждениях высшего профессионального образования и иных образовательных организациях, подведомственных Федеральному агентству по образованию, а также других заинтересованных министерств, ведомств и учреждений; 7. Мониторинг социально-психологического благополучия студентов Университета, разработка и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательную среду. 8. Разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления студентов в Университете, (здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии). С 2010 года в составе ЛППС УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана функционирует Центр здоровья и психологической помощи студентам (далее - Центр здоровья). Расположен Центр здоровья в здании общежития студентов бауманского университета (Госпитальный пер. д. 4/6). Основными задачами Центра здоровья являются: 1. Психологическая профилактика трудных жизненных ситуаций, вызванных проблемами с успеваемостью обучающихся; 2. Внедрение новых здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; 3. Пропаганда ценностей здорового образа жизни; 4. Профилактика различных форм отклоняющегося поведения; 5. Вовлечение студентов в дворовые виды спорта (уличный баскетбол, мини-футбол, бадминтон, настольный теннис, волейбол, фрисби и др.) 6. Содействие волонтерскому антинаркотическому движению обучающихся «Здоровая инициатива» в организации мероприятий по формированию антинаркотического мировоззрения; 7. Психологическая помощь и консультирование по проблемам психического здоровья. Студенты обращаются к психологам Центра здоровья по телефону доверия. Работает телефон доверия и установлен график дежурства психологов, которые могут оказать сами помощь психологическую и при необходимости могут записать студента с проблемой к другому психологу. Если проблема студента находится в запущенной стадии и психическое здоровье сильно подорвано, а сам студент уже не в состоянии управлять своими эмоциями, то специалист-психолог направляет такого студента на прием к психотерапевту. Расписание работы психологов можно посмотреть на сайте кафедры «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» по адресу https://health.bmstu.net/. Кроме того, у каждого преподавателя и психолога Центра здоровья заведены индивидуальные страницы в информационно-коммуникативной среде «Интернет». К примеру, страница автора статьи Миронова А.С. расположена по адресу http://www.bmstu.ru/ps/~amironov/. Каждый психолог на странице вывешивает всю актуальную информацию о себе как специалисте и график приема студентов, обращающихся за психологической помощью и поддержкой. В штате УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана работает врач-психиатр, который оказывает психотерапевтическую помощь студенту и при необходимости может госпитализировать такого студента в кризисное отделение ГКБ №20 города Москвы, с которым у УМЦ ЗТПН есть договор о взаимодействии.[5] В стационарном обследовании студент получает психотерапевтическую и при необходимости психиатрическую помощь, и далее ему рекомендуется дальнейшее лечение или реабилитация. На основании решения специалистов кризисного отделения студенту может быть предоставлен академический отпуск по болезни. По окончании академического отпуска студенту оказывается психологическая помощь и сопровождение для успешной адаптации к учебному процессу, которое осуществляют психологи Центра здоровья. Кроме того, администрация факультетов может попросить специалистов Центра здоровья или ЛППС в случае необходимости оказать психологическую помощь студентам. Такие студенты по направлению деканатов попадают на прием к психологам, которые в дальнейшем работают с проблемой при участии психологов, которые осуществляют психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности студента. Так же, могут друзья или подруги студента, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью к психологам, которые в свою очередь помогут обратившимся педагогически грамотно замотивировать такого студента самому обратиться за помощью. Психолого-педагогическое сопровождение обучения в Университете осуществляют специалисты УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана и кафедры АФК. Кроме того, специалисты ЛППС и Центра здоровья являются доцентами и преподавателями на кафедре АФК, что повышает эффективность психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного и образовательного процесса в Университете. Специалисты психологи постоянно работают в учебном процессе, проводят занятия и поэтому знают особенности и основные трудности, с которыми сталкиваются студенты обучения студентов в Университете. Этот фактор позволяет оказывать психологическую помощь, проводить психологическую коррекцию и консультировать студентов с учетом знания реальных трудностей в обучении. Для просвещения студентов по психологическим проблемам на базе Центра здоровья организована работа научного семинара «Живая психология». Семинары проходят еженедельно по четвергам в определенное заранее время, а всю информацию о семинарах, тематику и кто проводит можно узнать на сайте кафедры «ЗЗТ и АФК» (https://health.bmstu.net/). Тематика семинаров определяется психологами исходя из анализа проблем, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения в бауманском университете. Вход свободный, кроме того на семинары могут попасть и волонтеры ООД «Здоровая инициатива», записавшись заранее по телефону кафедры АФК. Студенты волонтеры ООД «Здоровая инициатива», созданного на базе Университета при поддержке Минобрнауки России, занимаются пропагандой ценностей здорового образа жизни и профилактикой отклоняющегося поведения среди сверстников по принципу «равный-равному». Психологи Центра здоровья и педагоги кафедры «ЗЗТ и АФК» нередко вовлекают своих подопечных студентов в мероприятия, которые организуют волонтеры «Здоровой инициативы», так как в здоровьесберегающей деятельности проблемные студенты, общаясь со сверстниками учатся сами решать свои проблемы и даже начинают помогать другим, используя свой личный опыт преодоления жизненных трудностей. Вся информация о деятельности ООД «Здоровая инициатива» своевременно вывешивается на сайте https://volonter.bmstu.net/. Таким образом, основной задачей психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного и образовательного процессов является своевременное выявление студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, предупреждение развития проблем, оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, психологическая коррекция и психологическое консультирование в преодолении трудностей для успешного обучения. Кроме того, одной из важных задач является создание условий для инклюзивного обучения инвалидов и студентов, имеющих ограничения здоровья с особыми образовательными потребностями.