RELATIONSHIP OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND PROFESSIONAL BURNOUT AS A CURRENT ISSUE OF MODERN PSYCHOLOGY
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
In connection with increasing globalization and rapid socio-economic transformations there are high standards for experts in any professional field. It's not just about training in accordance with international standards, but also about the formation of certain skills and personality qualities necessary when competing on the global labor market. In this context, the study of emotional intelligence (psychological education) is a promising area of psychological research. Emotional intelligence is determined by the ability of an expert to adequately express his emotions, assess emotional state and motives of behavior of colleagues and clients, choose efficient communication methods and to cope with difficulties in troubled business situations, which result in burnout syndrome.

Keywords:
emotional intelligence, professional burnout, diagnostics of professional burnout, measurement of emotional intelligence, psychological studies, managing emotions, "helping" professions
Text
Publication text (PDF): Read Download

Синдром «профессионального выгорания» (ПВ) часто называют «болезнью цивилизации». Как правило, под ПВ понимают реакцию организма, возникающую вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов и проявляющуюся в симптомах эмоционального, умственного истощения и физического утомления. В научный обиход термин (англ. burn-out) был введен в 1974 г. психиатром Гербертом Фроуденбергером (США) [49] (Freudenberger, 1974) и психологом Кристиной Маслач (США) [50] (Maslach, 1976). В отечественной науке первые упоминания о данном явлении содержатся в работах Б.Г. Ананьева. Ученый употреблял термин «эмоциональное сгорание» для обозначения подавленного состояния, возникающего у людей профессий типа «человек-человек» [1] (Ananev, 1968). К настоящему времени подробно разработаны теоретические основы ПВ. Данный феномен изучается в контексте профессионального становления личности и рассматривается как динамический процесс, который развивается во времени и характеризуется нарастанием его проявлений. В зоне риска развития синдрома выгорания в первую очередь находятся представители так называемых «помогающих» профессий. Работа с людьми, в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, потенциально содержит в себе опасность переживаний, связанных с рабочими ситуациями. В литературе широко представлены сравнительные исследования выгорания у представителей различных профессиональных групп: преподавателей [4; 36; 43] (Borisova, 2003; Rukavishnikov, 2001; Formanyuk, 1994), врачей [21; 22] (Kuznetsova, 2012; Larentsova, 2009), административных работников [8] (Vidanova, 2008), адвокатов [29] (Minin, 2016) и пр. Ученые указывают на существование количественных и качественных различий в проявлениях и генезисе психического выгорания у представителей разных профессий и специализаций [10; 16; 30; 46] (Vodopyanova, Starchenkova, 2005; Druzhilov, 2010; Orel, 2005; Burish, 1993). Особый научный интерес представляют предлагаемые учеными-психологами методики диагностики ПВ [10; 48; 51] (Vodopyanova, Starchenkova, 2005; Demerouti, Mostert, Bakker, 2010; Maslach, Jackson, 1981). В частности, А.Ю. Смирнова осуществила анализ ПВ и увлеченности работой как биполярных и независимых конструктов. В своем исследовании она приводит результаты валидизации русскоязычной версии опросника ПВ Е. Демерути. Адаптированная версия, по мнению А.Ю. Смирновой, позволяет эффективно выполнить экспресс-диагностику изменения психического состояния субъекта труда по континууму: увлеченность работой - ПВ [37] (Smirnova, 2017). Научное понятие «эмоциональный интеллект» сформировалось в 1990-х гг. [14; 52] (Goulman, 2011; Salovey, Mayer, 1990), и в настоящее время активно исследуется зарубежными и отечественными учеными [6; 19; 20; 26; 31; 32; 42; 44] (Bredberri, Grivz, 2017; Karuzo, Selovey, 2016; Kiseleva, 2014; Lyusin, 2004; Pavlova, 2015; Panteleeva, 2016; Ushakov, 2004; Khlevnaya, 2012). Дж. Мейер и П. Сэловей определили ЭИ как форму интеллекта, включающую способность отслеживать и различать свои и чужие эмоции, а также использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями [52] (Salovey, Mayer, 1990). В российской психологической науке понятие ЭИ впервые использовала Г.Г. Гарскова в 1999 г. [13] (Garskova, 1999). Она рассматривала ЭИ как способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза [2, с. 83] (Andreeva, 2008). Нам более близка концепция, предложенная российским исследователем Д.В. Люсиным, который трактует ЭИ как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [26] (Lyusin, 2004). Данное качество в первую очередь необходимо представителям профессий типа «человек-человек» с высокой степенью личной ответственности. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что ЭИ не является неизменным качеством. Он представляет собой психологическое образование, которое формируется на протяжении жизни человека под влиянием факторов, обуславливающих его уровень и специфические индивидуальные особенности [40] (Lyusin, Ushakov, 2009). Для измерения гипотетических конструктов, на которых строится ЭИ, ученые применяют опросники, методики и шкалы: EQ-i (Emotional Quotient Inventory) Р. Бар-Она, SSRI (Schutte et al. Self-Report Index), ECI (Emotional Competence Inventory) и др. В частности, опросник Д.В. Люсина ЭмИн состоит из двух шкал - межличностного и внутриличностного ЭИ, каждая из которых включает по 3 субшкалы, соответствующие способностям, связанным с пониманием эмоций и управлением ими [25] (Lyusin, 2009). Измерение ЭИ с помощью опросников, как свидетельствует практика их применения в прикладной психологии, достаточно надежно и обладает приемлемой критериальной валидностью. Осознавая остроту проблемы ПВ, исследователи всё больше внимания уделяют направлению профилактики и коррекции выгорания [9; 24; 33; 46] (Vodopyanova, 2011; Lukyanov, 2007; Pakhomova, Mikhalets, 2013; Burish, 1993). При этом они обращают внимание на адаптивную, ресурсную и протективную функцию ЭИ [3; 15; 18] (Bodrov, 2006; Derevyanko, 2008; Karpov, Petrovskaya, 2008). Так, Т.И. Солодкова в своем диссертационном исследовании доказывает, что, если ЭИ хорошо развит, человек восстанавливает утраченные ресурсы за сравнительно короткое время [39, с. 7] (Solodkova, 2011). М.С. Кайдина также подчеркивает, что ПВ в меньшей степени подвержены те, кто обладает способностью правильно понимать свое поведение и поведение других людей в постоянном видоизменении психических состояний и межличностных отношений [17] (Kaydina, 2012). Л.А. Степнова определяет процесс повышения уровня самопознания, саморегуляции и самореализации как важный внутренний резерв личности [41] (Stepnova, 2017). А.С. Петровская усматривает взаимосвязь между индивидуальной мерой выраженности ЭИ и результативными параметрами профессиональной деятельности [34] (Petrovskaya, 2007). Н.Е. Водопьянова и К.Н. Шестакова полагают, что ПВ связано с нарушением мотивационной регуляции субъекта труда, и указывают на то, что мотивация профессиональной деятельности и удовлетворенность работой связаны с позитивным мышлением, которое может быть представлено как механизм регуляции активности субъекта труда [11] (Vodopyanova, Shestakova, 2014). В последние годы появились исследования, посвященные изучению взаимосвязи уровня ЭИ и риска развития синдрома ПВ у специалистов различных профессий [7; 27; 28; 39] (Vasileva, 2016; Manoylova, 2004; Manyanina, 2010; Solodkova, 2011). Е.Н. Бочкаревой в процессе исследования сотрудников контактного центра была подтверждена гипотеза о том, что и ЭИ, и уровень ПВ сотрудников подвержены общим ситуативным факторам, изменение которых сказывается как на способности ориентироваться в эмоциях и управлять ими, так и на степени вовлеченности в работу организации [5] (Bochkareva, 2016). Связь ЭИ и синдрома выгорания у студентов изучалась М.А. Воробьевой [12] (Vorobeva, 2016). При этом ею были выявлены фазы проявления выгорания и уровни сформированности интеллекта. Данное исследование наметило направления профилактики и коррекции синдрома выгорания через развитие ЭИ. Ученые единодушно приходят к выводу о том, что целенаправленное развитие ЭИ посредством специально разработанной системы методов способствует снижению уровня выраженности синдрома «выгорания». Согласно исследованию А.Т. Лариной, развитый ЭИ является структурообразующим компонентом профессиональной культуры педагогов. Устранение перегрузок, связанных с профессиональной деятельностью, автор предлагает осуществлять с помощью специально разработанной программы, формами реализации которой являются деловые игры, интерактивные лекции, техники индивидуального и группового взаимодействия [23] (Larina, 2016); Е.А. Хлевная уверена в том, что ЭИ можно развить «путем целенаправленного обучающего воздействия на развитие способностей: идентификации эмоций; использования эмоций в целях решения задач; понимания и анализа эмоций; сознательного управления» ими [44, с. 8] (Khlevnaya, 2012). Примером программы по преодолению ПВ в педагогической среде может стать и модель, описанная в диссертации Т.С. Киселевой. Автор рекомендует использовать следующие формы занятий: интерактивные лекции, деловые игры, дискуссии, решение кейсов, ментальные карты, интернет-консультирование, техники индивидуальной и групповой работы, упражнения. Завершиться обучение должно защитой проекта по внедрению полученных знаний и навыков в профессиональную деятельность [20, с. 167] (Kiseleva, 2014). С.П. Деревянко предлагает развивать ЭИ в тренинговых группах путем актуализации и углубления способностей к пониманию эмоций, обучения эффективным способам и приемам управления эмоциональными состояниями с последующим применением полученных знаний на практике [15, с. 82] (Derevyanko, 2008). Теоретические основы содержательно-целевого и формально-методического компонентов программы тренинга развития ЭИ, а также результаты эмпирической проверки эффективности данного тренинга представлены Т.И. Солодковой [38] (Solodkova, 2011). Итак, анализ научной литературы показывает нам, что проблема ПВ становится все более актуальной из-за негативных последствий, которые оно влечет за собой (ухудшение психологического и физического здоровья, нарушение системы отношений, развитие негативных установок по отношению к месту работы, снижение качественных и количественных показателей профессиональной деятельности и др.). Вместе с тем круг профессий, связанных с повышенным риском ПВ, неуклонно расширяется, и сегодня в него входят не только представители «помогающих» профессий, но и, например, специалисты коммерческих компаний, специфика развития ПВ и его связи с ЭИ которых до настоящего времени не изучены и не описаны. Некоторые авторы утверждают, что если интеллектуальная движущая сила бизнеса в ХХ в. была IQ, то в веке XXI это будет EQ [47]. Практика работы во многих крупных бизнес-организациях подтверждает это предположение: в четырех из пяти таких организациях при формировании и развитии руководящего состава используется конструкт «эмоциональный интеллект» [35, с. 162] (Polyanova, 2014). Рассматривая перспективу изучения ЭИ, можно отметить, что дальнейшие научные исследования в этой области могут касаться углубления представлений об ЭИ как предиктора ПВ, что в конечном счете сделает возможным разработку научно обоснованных программ профилактики и преодоления явления ПВ за счет развития компонентов ЭИ, в том числе у специалистов коммерческих компаний. Последняя задача в условиях современной экономической ситуации представляется нам чрезвычайно актуальной.
References

1. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. , 1968. - 338 c.

2. Andreeva I.N. O stanovlenii ponyatiya «emocional'nyy intellekt» // Voprosy psihologii. - 2008. - № 5. - c. 8-95.

3. Bodrov V.A. Psihologicheskiy stress: razvitie i preodolenie. - M.: PER SE, 2006. - 528 c.

4. Borisova M.V. Psihologicheskie determinanty psihicheskogo vygoraniya u pedagogov. / dis.,. kand. psiholog. nauk., 2003. - 190 c.

5. Bochkareva E.N. Vzaimosvyaz' professional'nogo vygoraniya i emocional'nogo intellekta sotrudnikov kontaktnogo centra // Psiholog. - 2016. - № 3. - c. 576-587.

6. Bredberri T., Grivz Dzh. Emocional'nyy intellekt 2.0. - M.: Mann, Ivanov i Feber, 2017. - 197 c.

7. Vasil'eva N.G. Vzaimosvyaz' osobennostey emocional'nogo intellekta i sindroma vygoraniya u vrachey. / dis.,. kand. psiholog. nauk., 2016. - 203 c.

8. Vidanova Yu.I. Osobennosti psihicheskogo vygoraniya i preodolevayuschego povedeniya u administrativnyh rabotnikov gosudarstvennoy sluzhby. / avtoref. dis.,. kand. psiholog. nauk., 2008. - 25 c.

9. Vodop'yanova N.E. Profilaktika i korrekciya sindroma vygoraniya. / Monografiya. - SPb.: Izd-vo Sankt-Peterbskogo gos. un-ta, 2011. - 159 c.

10. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika. , 2005. - 336 c.

11. Vodop'yanova N.E., Shestakova K.N. Pozitivnyy podhod k protivodeystviyu professional'nomu vygoraniyu // Gumanitarnye i social'nye nauki. - 2014. - № 5. - c. 253-265.

12. Vorob'eva M.A. Svyaz' emocional'nogo intellekta i sindroma emocional'nogo vygoraniya u studentov // Obrazovanie i nauka. - 2016. - № 4(133). - c. 80-94. - doi: 10.17853/1994-5639-2016-4-80-94.

13. Garskova G.G. Vvedenie ponyatiya «emocional'nyy intellekt» v psihologicheskuyu teoriyu // Anan'evskie chteniya: Tez. nauch.-prakt. konf. SPb., 1999. - c. 25-26.

14. Goulman D. Emocional'nyy intellekt. , 2011. - 461 c.

15. Derevyanko S.P. Razvitie emocional'nogo intellekta v treningovyh gruppah // Psiholog. - 2008. - № 2. - c. 79-84.

16. Druzhilov S.A. Individual'nyy resurs cheloveka kak osnova stanovleniya professionalizma. , 2010. - 259 c.

17. Kaydina M.S. Social'nyy intellekt i emocional'noe vygoranie prepodavateley srednih special'nyh uchebnyh zavedeniy // Vestnik adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. seriya 3: pedagogika i psihologiya. - 2012. - № 2. - c. 159-164.

18. Karpov A.V., Petrovskaya A.S. Psihologiya emocional'nogo intellekta: teoriya, diagnostika, praktika. - Yaroslavl': YarGU, 2008. - 344 c.

19. Karuzo D., Selovey P. Emocional'nyy intellekt rukovoditelya. , 2016. - 319 c.

20. Kiseleva T.S. Emocional'nyy intellekt kak zhiznennyy resurs i ego razvitie u vzroslyh. / dis.,. kand. psiholog. nauk., 2014. - 222 c.

21. Kuznecova O.A. Psihologicheskie osobennosti razvitiya i korrekcii sindroma professional'nogo vygoraniya u vrachey anesteziologov-reanimatologov. / avtoref. dis.,. kand. psiholog. nauk., 2012. - 22 c.

22. Larencova L.I. Sindrom emocional'nogo vygoraniya u vrachey-stomatologov. , 2009. - 141 c.

23. Larina A.T. Rol' emocional'nogo intellekta v predotvraschenii emocional'nogo vygoraniya pedagogov // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. - 2016. - № 10-4(52). - c. 121-123.

24. Luk'yanov V.V. Zaschitno-sovladayuschee povedenie i sindrom «emocional'nogo vygoraniya» u vrachey-narkologov, ih korrekciya i vliyanie na effektivnost' lecheniya bol'nyh. / dis.,. d-ra psiholog. nauk., 2007. - 343 c.

25. Lyusin D.V. Oprosnik na emocional'nyy intellekt EmIn: novye psihometricheskie dannye // Social'nyy i emocional'nyy intellekt: ot processov k izmereniyam. - 2009. - c. 264-278.

26. Lyusin D.V. Sovremennoe predstavlenie ob emocional'nom intellekte // Social'nyy intellekt: teoriya, izmerenie, issledovaniya. - 2004. - c. 29-36.

27. Manoylova M.A. Akmeologicheskoe razvitie emocional'nogo intellekta uchiteley i studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedeniy. / avtoref. dis.,. kand. psiholog. nauk., 2004. - 18 c.

28. Manyanina T.V. Emocional'nyy intellekt v strukture psihologicheskoy kul'tury lichnosti. / avtoref. dis.,. kand. psiholog. nauk., 2010. - 22 c.

29. Minin D.S. Emocional'no-lichnostnye prediktory psihicheskogo vygoraniya advokatov v razlichnyh vidah sudoproizvodstva. / dis.,. kand. psiholog. nauk., 2016. - 230 c.

30. Orel V.E. Sindrom psihicheskogo vygoraniya lichnosti. , 2005. - 329 c.

31. Pavlova E.M. Kreativnost' i emocional'nyy intellekt v strukture intellektual'no-lichnostnogo potenciala cheloveka. / dis.,. kand. psiholog. nauk., 2015. - 215 c.

32. Panteleeva T.V. Osobennosti emocional'nogo intellekta internet-addiktov v ranney yunosti. / Dis.,. kand. psiholog. nauk., 2016. - 194 c.

33. Pahomova I.Yu., Mihalec I.V. Profilaktika \"Emocional'nogo vygoraniya\" v professional'noy deyatel'nosti pedagogov. - Penza : Izd-vo PGU, 2013. - 133 c.

34. Petrovskaya A.S. Emocional'nyy intellekt kak determinanta rezul'tativnyh parametrov i processual'nyh harakteristik upravlencheskoy deyatel'nosti. / avtoref. dis.,. kand. psiholog. nauk., 2007. - 25 c.

35. Polyanova L.M. Ispol'zovanie modeley emocional'nogo intellekta v ocenke upravlencheskoy deyatel'nosti // Vestnik RUDN. Ser.: Sociologiya. - 2014. - № 2. - c. 161-173.

36. Rukavishnikov A.A. Lichnostnye determinanty i organizacionnye faktory genezisa psihicheskogo vygoraniya u pedagogov. / dis.,. kand. psiholog. nauk., 2001. - 173 c.

37. Smirnova A.Yu. Ol'denburgskiy oprosnik professional'nogo vygoraniya: diagnostika izmeneniya psihicheskogo sostoyaniya sub'ekta truda po kontinuumu: uvlechennost' rabotoy - professional'noe vygoranie // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. - 2017. - № 2. - c. 211-218.

38. Solodkova T.I. Trening razvitiya emocional'nogo intellekta kak psihologicheskoe sredstvo profilaktiki i korrekcii sindroma «vygoraniya» // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. - 2011. - № 2. - c. 55-57.

39. Solodkova T.I. Emocional'nyy intellekt kak lichnostnyy resurs preodoleniya sindroma vygoraniya i ego razvitie u pedagogov. / avtoref. dis.,. kand. psiholog. nauk., 2011. - 23 c.

40. Lyusin D.V., Ushakov D.V. Social'nyy i emocional'nyy intellekt: ot processov k izmereniyam. - M.: Izdatel'stvo "Institut psihologii RAN", 2009. - 349 c.

41. Stepnova L.A. Autopsihologicheskaya kompetentnost' v kontekste izucheniya mehanizmov samorazvitiya lichnosti // Akmeologiya. - 2017. - № 2(62). - c. 27.

42. Ushakov D.V. // Social'nyy intellekt: teoriya, izmerenie, issledovaniya. - 2004. - c. 11-28. - url: http://creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ/ushakov1_Social_IQ.pdf.

43. Formanyuk T.V. Sindrom «emocional'nogo sgoraniya» kak pokazatel' professional'noy dezadaptaci uchitelya // Voprosy psihologii. - 1994. - № 6. - c. 57-64.

44. Hlevnaya E.A. Rol' emocional'nogo intellekta v effektivnosti deyatel'nosti. / avtoref. dis.,. kand. psiholog. nauk., 2012. - 27 c.

45. Yur'eva L.N. Professional'noe vygoranie u medicinskih rabotnikov: formirovanie, profilaktika, korrekciya. / Monografiya. - Kiev: Sfera, 2004. - 271 c.

46. Burish M. In search of theory: some ruminations on the nature and etiology of burn-out // Professional burnout: Recent developments in the theory and Research. - 1993. - p. 75-93.

47. Conger J.A., Kanungo R.N. Charismatic leadership in organizations. Thousand Oaks, CA, 1998. 299 p

48. Demerouti E., Mostert K., Bakker A. Burnout and work engagement: a thorough investigation of the independency of both constructs // J. of Occupational Health Psychology. - 2010. - № 3. - p. 209-222.

49. Freudenberger H.J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. - 1974. - p. 159-165.

50. Maslach C. Burned-out» // Human Behavior. - 1976. - № 9. - p. 16-22.

51. Maslach C., Jackson S.E. The measurement of experienced burnout // Joutnal of Occupational Behaviour. - 1981. - p. 99-113.

52. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. - 1990. - № 9. - p. 185-211.

Login or Create
* Forgot password?