ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В связи с нарастающими процессами глобализации, стремительными социально-экономическими преобразованиями, к специалистам любой сферы деятельности предъявляются высокие требования. Речь идет не только о профессиональной подготовке в соответствии с международными стандартами, но и о формировании определенных навыков и качеств личности, необходимых для успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке труда. В данном контексте перспективной областью психологических исследований становится изучение эмоционального интеллекта - психологического образования, которым определяется способность специалиста адекватно выражать свои эмоции, оценивать эмоциональные состояния и мотивы поведения коллег и клиентов, выбирать эффективные способы общения, в проблемных бизнес-ситуациях справляться с трудностями, которые ведут к развитию синдрома профессионального выгорания.

Ключевые слова:
эмоциональный интеллект, профессиональное выгорание, диагностика профессионального выгорания, измерение эмоционального интеллекта, психологические исследования, управление эмоциями, «помогающие» профессии
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Синдром «профессионального выгорания» (ПВ) часто называют «болезнью цивилизации». Как правило, под ПВ понимают реакцию организма, возникающую вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов и проявляющуюся в симптомах эмоционального, умственного истощения и физического утомления. В научный обиход термин (англ. burn-out) был введен в 1974 г. психиатром Гербертом Фроуденбергером (США) [49] (Freudenberger, 1974) и психологом Кристиной Маслач (США) [50] (Maslach, 1976). В отечественной науке первые упоминания о данном явлении содержатся в работах Б.Г. Ананьева. Ученый употреблял термин «эмоциональное сгорание» для обозначения подавленного состояния, возникающего у людей профессий типа «человек-человек» [1] (Ananev, 1968). К настоящему времени подробно разработаны теоретические основы ПВ. Данный феномен изучается в контексте профессионального становления личности и рассматривается как динамический процесс, который развивается во времени и характеризуется нарастанием его проявлений. В зоне риска развития синдрома выгорания в первую очередь находятся представители так называемых «помогающих» профессий. Работа с людьми, в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, потенциально содержит в себе опасность переживаний, связанных с рабочими ситуациями. В литературе широко представлены сравнительные исследования выгорания у представителей различных профессиональных групп: преподавателей [4; 36; 43] (Borisova, 2003; Rukavishnikov, 2001; Formanyuk, 1994), врачей [21; 22] (Kuznetsova, 2012; Larentsova, 2009), административных работников [8] (Vidanova, 2008), адвокатов [29] (Minin, 2016) и пр. Ученые указывают на существование количественных и качественных различий в проявлениях и генезисе психического выгорания у представителей разных профессий и специализаций [10; 16; 30; 46] (Vodopyanova, Starchenkova, 2005; Druzhilov, 2010; Orel, 2005; Burish, 1993). Особый научный интерес представляют предлагаемые учеными-психологами методики диагностики ПВ [10; 48; 51] (Vodopyanova, Starchenkova, 2005; Demerouti, Mostert, Bakker, 2010; Maslach, Jackson, 1981). В частности, А.Ю. Смирнова осуществила анализ ПВ и увлеченности работой как биполярных и независимых конструктов. В своем исследовании она приводит результаты валидизации русскоязычной версии опросника ПВ Е. Демерути. Адаптированная версия, по мнению А.Ю. Смирновой, позволяет эффективно выполнить экспресс-диагностику изменения психического состояния субъекта труда по континууму: увлеченность работой - ПВ [37] (Smirnova, 2017). Научное понятие «эмоциональный интеллект» сформировалось в 1990-х гг. [14; 52] (Goulman, 2011; Salovey, Mayer, 1990), и в настоящее время активно исследуется зарубежными и отечественными учеными [6; 19; 20; 26; 31; 32; 42; 44] (Bredberri, Grivz, 2017; Karuzo, Selovey, 2016; Kiseleva, 2014; Lyusin, 2004; Pavlova, 2015; Panteleeva, 2016; Ushakov, 2004; Khlevnaya, 2012). Дж. Мейер и П. Сэловей определили ЭИ как форму интеллекта, включающую способность отслеживать и различать свои и чужие эмоции, а также использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями [52] (Salovey, Mayer, 1990). В российской психологической науке понятие ЭИ впервые использовала Г.Г. Гарскова в 1999 г. [13] (Garskova, 1999). Она рассматривала ЭИ как способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза [2, с. 83] (Andreeva, 2008). Нам более близка концепция, предложенная российским исследователем Д.В. Люсиным, который трактует ЭИ как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [26] (Lyusin, 2004). Данное качество в первую очередь необходимо представителям профессий типа «человек-человек» с высокой степенью личной ответственности. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что ЭИ не является неизменным качеством. Он представляет собой психологическое образование, которое формируется на протяжении жизни человека под влиянием факторов, обуславливающих его уровень и специфические индивидуальные особенности [40] (Lyusin, Ushakov, 2009). Для измерения гипотетических конструктов, на которых строится ЭИ, ученые применяют опросники, методики и шкалы: EQ-i (Emotional Quotient Inventory) Р. Бар-Она, SSRI (Schutte et al. Self-Report Index), ECI (Emotional Competence Inventory) и др. В частности, опросник Д.В. Люсина ЭмИн состоит из двух шкал - межличностного и внутриличностного ЭИ, каждая из которых включает по 3 субшкалы, соответствующие способностям, связанным с пониманием эмоций и управлением ими [25] (Lyusin, 2009). Измерение ЭИ с помощью опросников, как свидетельствует практика их применения в прикладной психологии, достаточно надежно и обладает приемлемой критериальной валидностью. Осознавая остроту проблемы ПВ, исследователи всё больше внимания уделяют направлению профилактики и коррекции выгорания [9; 24; 33; 46] (Vodopyanova, 2011; Lukyanov, 2007; Pakhomova, Mikhalets, 2013; Burish, 1993). При этом они обращают внимание на адаптивную, ресурсную и протективную функцию ЭИ [3; 15; 18] (Bodrov, 2006; Derevyanko, 2008; Karpov, Petrovskaya, 2008). Так, Т.И. Солодкова в своем диссертационном исследовании доказывает, что, если ЭИ хорошо развит, человек восстанавливает утраченные ресурсы за сравнительно короткое время [39, с. 7] (Solodkova, 2011). М.С. Кайдина также подчеркивает, что ПВ в меньшей степени подвержены те, кто обладает способностью правильно понимать свое поведение и поведение других людей в постоянном видоизменении психических состояний и межличностных отношений [17] (Kaydina, 2012). Л.А. Степнова определяет процесс повышения уровня самопознания, саморегуляции и самореализации как важный внутренний резерв личности [41] (Stepnova, 2017). А.С. Петровская усматривает взаимосвязь между индивидуальной мерой выраженности ЭИ и результативными параметрами профессиональной деятельности [34] (Petrovskaya, 2007). Н.Е. Водопьянова и К.Н. Шестакова полагают, что ПВ связано с нарушением мотивационной регуляции субъекта труда, и указывают на то, что мотивация профессиональной деятельности и удовлетворенность работой связаны с позитивным мышлением, которое может быть представлено как механизм регуляции активности субъекта труда [11] (Vodopyanova, Shestakova, 2014). В последние годы появились исследования, посвященные изучению взаимосвязи уровня ЭИ и риска развития синдрома ПВ у специалистов различных профессий [7; 27; 28; 39] (Vasileva, 2016; Manoylova, 2004; Manyanina, 2010; Solodkova, 2011). Е.Н. Бочкаревой в процессе исследования сотрудников контактного центра была подтверждена гипотеза о том, что и ЭИ, и уровень ПВ сотрудников подвержены общим ситуативным факторам, изменение которых сказывается как на способности ориентироваться в эмоциях и управлять ими, так и на степени вовлеченности в работу организации [5] (Bochkareva, 2016). Связь ЭИ и синдрома выгорания у студентов изучалась М.А. Воробьевой [12] (Vorobeva, 2016). При этом ею были выявлены фазы проявления выгорания и уровни сформированности интеллекта. Данное исследование наметило направления профилактики и коррекции синдрома выгорания через развитие ЭИ. Ученые единодушно приходят к выводу о том, что целенаправленное развитие ЭИ посредством специально разработанной системы методов способствует снижению уровня выраженности синдрома «выгорания». Согласно исследованию А.Т. Лариной, развитый ЭИ является структурообразующим компонентом профессиональной культуры педагогов. Устранение перегрузок, связанных с профессиональной деятельностью, автор предлагает осуществлять с помощью специально разработанной программы, формами реализации которой являются деловые игры, интерактивные лекции, техники индивидуального и группового взаимодействия [23] (Larina, 2016); Е.А. Хлевная уверена в том, что ЭИ можно развить «путем целенаправленного обучающего воздействия на развитие способностей: идентификации эмоций; использования эмоций в целях решения задач; понимания и анализа эмоций; сознательного управления» ими [44, с. 8] (Khlevnaya, 2012). Примером программы по преодолению ПВ в педагогической среде может стать и модель, описанная в диссертации Т.С. Киселевой. Автор рекомендует использовать следующие формы занятий: интерактивные лекции, деловые игры, дискуссии, решение кейсов, ментальные карты, интернет-консультирование, техники индивидуальной и групповой работы, упражнения. Завершиться обучение должно защитой проекта по внедрению полученных знаний и навыков в профессиональную деятельность [20, с. 167] (Kiseleva, 2014). С.П. Деревянко предлагает развивать ЭИ в тренинговых группах путем актуализации и углубления способностей к пониманию эмоций, обучения эффективным способам и приемам управления эмоциональными состояниями с последующим применением полученных знаний на практике [15, с. 82] (Derevyanko, 2008). Теоретические основы содержательно-целевого и формально-методического компонентов программы тренинга развития ЭИ, а также результаты эмпирической проверки эффективности данного тренинга представлены Т.И. Солодковой [38] (Solodkova, 2011). Итак, анализ научной литературы показывает нам, что проблема ПВ становится все более актуальной из-за негативных последствий, которые оно влечет за собой (ухудшение психологического и физического здоровья, нарушение системы отношений, развитие негативных установок по отношению к месту работы, снижение качественных и количественных показателей профессиональной деятельности и др.). Вместе с тем круг профессий, связанных с повышенным риском ПВ, неуклонно расширяется, и сегодня в него входят не только представители «помогающих» профессий, но и, например, специалисты коммерческих компаний, специфика развития ПВ и его связи с ЭИ которых до настоящего времени не изучены и не описаны. Некоторые авторы утверждают, что если интеллектуальная движущая сила бизнеса в ХХ в. была IQ, то в веке XXI это будет EQ [47]. Практика работы во многих крупных бизнес-организациях подтверждает это предположение: в четырех из пяти таких организациях при формировании и развитии руководящего состава используется конструкт «эмоциональный интеллект» [35, с. 162] (Polyanova, 2014). Рассматривая перспективу изучения ЭИ, можно отметить, что дальнейшие научные исследования в этой области могут касаться углубления представлений об ЭИ как предиктора ПВ, что в конечном счете сделает возможным разработку научно обоснованных программ профилактики и преодоления явления ПВ за счет развития компонентов ЭИ, в том числе у специалистов коммерческих компаний. Последняя задача в условиях современной экономической ситуации представляется нам чрезвычайно актуальной.
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. , 1968. - 338 c.

2. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - c. 8-95.

3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 c.

4. Борисова М.В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов. / дис.,. канд. психолог. наук., 2003. - 190 c.

5. Бочкарева Е.Н. Взаимосвязь профессионального выгорания и эмоционального интеллекта сотрудников контактного центра // Психолог. - 2016. - № 3. - c. 576-587.

6. Бредберри Т., Гривз Дж. Эмоциональный интеллект 2.0. - М.: Манн, Иванов и Фебер, 2017. - 197 c.

7. Васильева Н.Г. Взаимосвязь особенностей эмоционального интеллекта и синдрома выгорания у врачей. / дис.,. канд. психолог. наук., 2016. - 203 c.

8. Виданова Ю.И. Особенности психического выгорания и преодолевающего поведения у административных работников государственной службы. / автореф. дис.,. канд. психолог. наук., 2008. - 25 c.

9. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. / Монография. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербского гос. ун-та, 2011. - 159 c.

10. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. , 2005. - 336 c.

11. Водопьянова Н.Е., Шестакова К.Н. Позитивный подход к противодействию профессиональному выгоранию // Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 5. - c. 253-265.

12. Воробьева М.А. Связь эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у студентов // Образование и наука. - 2016. - № 4(133). - c. 80-94. - doi: 10.17853/1994-5639-2016-4-80-94.

13. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: Тез. науч.-практ. конф. СПб., 1999. - c. 25-26.

14. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. , 2011. - 461 c.

15. Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах // Психолог. - 2008. - № 2. - c. 79-84.

16. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма. , 2010. - 259 c.

17. Кайдина М.С. Социальный интеллект и эмоциональное выгорание преподавателей средних специальных учебных заведений // Вестник адыгейского государственного университета. серия 3: педагогика и психология. - 2012. - № 2. - c. 159-164.

18. Карпов А.В., Петровская А.С. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика. - Ярославль: ЯрГУ, 2008. - 344 c.

19. Карузо Д., Сэловей П. Эмоциональный интеллект руководителя. , 2016. - 319 c.

20. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых. / дис.,. канд. психолог. наук., 2014. - 222 c.

21. Кузнецова О.А. Психологические особенности развития и коррекции синдрома профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов. / автореф. дис.,. канд. психолог. наук., 2012. - 22 c.

22. Ларенцова Л.И. Синдром эмоционального выгорания у врачей-стоматологов. , 2009. - 141 c.

23. Ларина А.Т. Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 10-4(52). - c. 121-123.

24. Лукьянов В.В. Защитно-совладающее поведение и синдром «эмоционального выгорания» у врачей-наркологов, их коррекция и влияние на эффективность лечения больных. / дис.,. д-ра психолог. наук., 2007. - 343 c.

25. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. - 2009. - c. 264-278.

26. Люсин Д.В. Современное представление об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. - 2004. - c. 29-36.

27. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и студентов педагогических учебных заведений. / автореф. дис.,. канд. психолог. наук., 2004. - 18 c.

28. Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности. / автореф. дис.,. канд. психолог. наук., 2010. - 22 c.

29. Минин Д.С. Эмоционально-личностные предикторы психического выгорания адвокатов в различных видах судопроизводства. / дис.,. канд. психолог. наук., 2016. - 230 c.

30. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. , 2005. - 329 c.

31. Павлова Е.М. Креативность и эмоциональный интеллект в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека. / дис.,. канд. психолог. наук., 2015. - 215 c.

32. Пантелеева Т.В. Особенности эмоционального интеллекта интернет-аддиктов в ранней юности. / Дис.,. канд. психолог. наук., 2016. - 194 c.

33. Пахомова И.Ю., Михалец И.В. Профилактика \"Эмоционального выгорания\" в профессиональной деятельности педагогов. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. - 133 c.

34. Петровская А.С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности. / автореф. дис.,. канд. психолог. наук., 2007. - 25 c.

35. Полянова Л.М. Использование моделей эмоционального интеллекта в оценке управленческой деятельности // Вестник РУДН. Сер.: Социология. - 2014. - № 2. - c. 161-173.

36. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов. / дис.,. канд. психолог. наук., 2001. - 173 c.

37. Смирнова А.Ю. Ольденбургский опросник профессионального выгорания: диагностика изменения психического состояния субъекта труда по континууму: увлеченность работой - профессиональное выгорание // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - № 2. - c. 211-218.

38. Солодкова Т.И. Тренинг развития эмоционального интеллекта как психологическое средство профилактики и коррекции синдрома «выгорания» // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. - № 2. - c. 55-57.

39. Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов. / автореф. дис.,. канд. психолог. наук., 2011. - 23 c.

40. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. - М.: Издательство "Институт психологии РАН", 2009. - 349 c.

41. Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность в контексте изучения механизмов саморазвития личности // Акмеология. - 2017. - № 2(62). - c. 27.

42. Ушаков Д.В. // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. - 2004. - c. 11-28. - url: http://creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ/ushakov1_Social_IQ.pdf.

43. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптаци учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - c. 57-64.

44. Хлевная Е.А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности. / автореф. дис.,. канд. психолог. наук., 2012. - 27 c.

45. Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция. / Монография. - Киев: Сфера, 2004. - 271 c.

46. Burish M. In search of theory: some ruminations on the nature and etiology of burn-out // Professional burnout: Recent developments in the theory and Research. - 1993. - p. 75-93.

47. Conger J.A., Kanungo R.N. Charismatic leadership in organizations. Thousand Oaks, CA, 1998. 299 p

48. Demerouti E., Mostert K., Bakker A. Burnout and work engagement: a thorough investigation of the independency of both constructs // J. of Occupational Health Psychology. - 2010. - № 3. - p. 209-222.

49. Freudenberger H.J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. - 1974. - p. 159-165.

50. Maslach C. Burned-out» // Human Behavior. - 1976. - № 9. - p. 16-22.

51. Maslach C., Jackson S.E. The measurement of experienced burnout // Joutnal of Occupational Behaviour. - 1981. - p. 99-113.

52. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. - 1990. - № 9. - p. 185-211.

Войти или Создать
* Забыли пароль?