DIFFERENTIAL-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF OF REFLECTION IN ADOLESCENCE
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The ability to reflect is one of the main features that distinguish a person as a species, the study of reflection contains in almost all scientific theories, but empirical data on the formation and development of reflection is very stingy and not systematized. The materials of this article present the results of the study of the features of the development of reflection in adolescence. The data obtained by the author show that the majority of surveyed adolescents have an average level of development of this quality. At the same time, teenagers are very heterogeneous both in terms of the overall level of reflection and its content. The indices of reflection have a positive dynamics in 11-12 years and a sudden decline in indicators during the teenage crisis, which can be explained by the peculiarities of the implementation of intimate and personal communication with peers at different stages of adolescence.

Keywords:
reflection, adolescence, mental development in adolescence
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение Категория рефлексии, как пишет В.И. Слободчиков [10] (Slobodchikov, Tsukerman, 1990), является исходной в анализе проблемы сознания. Способность к самопознанию является одним из основных признаков, выделяющих человека как вид, исследование рефлексии неотъемлемо присутствует во всех мировоззренческих подходах и научных теориях, однако эмпирические данные о становлении и развитии рефлексии очень скупы и не систематизированы. Πсихологические особенности, основанные на возникновении рефлексии, являются общими для всех подростков независимо от особенностей их социальной ситуации развития. Возникновение и развитие рефлексии, по мнению Л.И. Божович [1] (Bozhovich, 1995), вызывает у подростка стремление к самовыражению и самоутверждению, стремление проявить себя. К.Н. Поливанова [8, 9] (Polivanova, 1998a; Polivanova, 1998b) пишет, что подросток создает самого себя, конструируя свой поведенческий текст. До этого поступка, жеста нет не только его значения, но и самого человека, обращающегося к окружающим. Созидая и представляя окружающим «произведение» собственного поведения, подросток пытается стать субъектом. Взрослый в этой ситуации должен присутствовать реально, как соучастник, помогающий рождению субъектности ребенка [15-17] (Feldshteyn, 2012; Frumin, Elkonin, 1993; Elkonin, 1997). Обязательным условием при этом становится понимание сущностных особенностей процесса становления самопонимания и рефлексии в данном возрасте. Наше исследование имеет своей целью изучение и анализ особенностей развития рефлексии в подростковом возрасте. Основанием эмпирического исследования рефлексии в подростковом возрасте для нас стали работы С.Ю. Степанова, И.Н. Семенова, Е.А. Яблокова и др. [11-14] (Semenov, 1992; Semenov, 2000; Stepanov, Maslov, Yablokova, 1993; Stepanov, 2000), в которых рефлексия рассматривается как осмысление и перестройка человеком содержания знания о себе, своего жизненного опыта, которые, в свою очередь, задают его отношение к собственному поведению, общению, деятельности и, конечно же, самому себе. Для организации и проведения эмпирического исследования была выбрана констатирующая стратегия в разновидности метода поперечных срезов. Конкретными методами стали контент-анализ сочинений и опрос (методика исследования рефлексии А.В. Карпова и В.В. Пономаревой). В процессе статистического анализа определялись параметры первичной описательной статистики (мода, медиана, среднее арифметическое, сигма, эксцесс, асимметрия), проведена оценка достоверности различий (критерий χ2 - Пирсона). Методика диагностики индивидуальной меры выраженности рефлексивности дала возможность выявить рефлексию не только как психологическое свойство, но и позволила диагностировать ее проявления как процесса и состояния. Поскольку применение критерия χ2 - Пирсона показало, что распределение признака соответствует нормальному распределению (χ2эмп = 86,57 при χ2кр0,05 = 90,53, χ2кр0,01 = 100,42, для n = 70), на основе установленных среднего арифметического и стандартного отклонения был определен диапазон среднего уровня изучаемой переменной. Применение контент-анализа сочинений позволило провести не только количественный, но и качественный анализ особенностей рефлексии в подростковом возрасте. Категориями, т.е. смысловыми единицами контент-анализа, выступили: формально-биографические данные; физические свойства и психологические качества; умения, способности, интересы, проявляющиеся в учебной и других видах деятельности; отношения со сверстниками, родителями и педагогами. Определение индикаторов контент-анализа было основано на необходимости соблюдения следующих основных требований: выделенные категории должны быть адекватными (соответствовать категории анализа); непересекающимися (т.е. должны были принадлежать различным категориям); исчерпывающими (охватывать всё содержание текста, относящегося к данной категории). Структурно-семиотические единицы, представленные лексикой русского языка, были выбраны в качестве единиц подсчета. В дополнении ко всему выше описанному при обработке сочинений, основываясь на работы Л.Г. Бортниковой [2] (Bortnikova, 2002), анализировались следующие характеристики автопрезентации: 1) простота/сложность автоописаний, 2) субъектность/объектность самоописаний, 3) широта охвата различных личностных качеств, 4) дифференцированность/недифференцированность автопрезентаций. Результаты исследования распределения подростков по уровню рефлексии позволяют говорить о том, что большая часть обследованных детей обладает средним (68 %) уровнем рефлексии, в одинаковой мере представлен низкий (16 %) и высокий (16 %) уровни. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что для большинства подростков характерны несколько односторонняя представленность положительных и отрицательных личностных качеств, неглубокое осознание их развития. В суждениях преобладают оценки поступков и действий, а не переживаний испытуемых. Критерии оценок размыты, что проявляется в неустойчивости оснований для интерпретации одного и того же поведения в различных ситуациях. Применение контент-анализа позволило содержательно проанализировать особенности рефлексии испытуемых. Анализ самопрезентаций подростков показал, что они значительно различаются в зависимости от возраста испытуемых. Ниже для примера представим отдельные сочинения (орфография и пунктуация авторские). «Меня зовут Катя. У меня много домашних животных. Например: кошка, кот, котенок, собака, рыбки. Я родилась в городе Тюмени. Я живу в Сургуте. У меня есть подруга Катя, Ира и Надя. У меня есть бабушка. Ее зовут Оля. У меня есть дедушка. Его зовут Коля. У меня есть прабабушка. Ее зовут Аня. Мое любимое блюдо макароны с сосисками и картофель фри с овощами. Мой любимый напиток кока-кола и коктейль» (Катя М., 11 лет). «Я очень спортивный активный. Не очень умный увереный. Дружелюбный. Чутьчуть вредный. Надоедлевый. Мне 12 лет. Не очень самостоятельный. Делаю зарядку по утрам. И все. Я живу в Сургуте. Я учусь в школе средне бывает такие отценки которые меня не удовлетворяют» (Саша А. , 12 лет) «Меня зовут Елена. Имя мне дали в честь моей прабабушки. Мое имя означает светлая. По внешности я считаю себя красивой симпатичной, хотя нельзя судить по красоте. Ведь каждый человек красив по своему. У меня много различных интересов. Главными из которых является учеба, спорт и иностранные языки. Мои самые любимые предметы - это ИЗО и МХК, но они мои любимые не только потому что там ничего не надо делать. Я люблю читать романы и рассказы, но которые прямо с первой строчки могут заинтересовать. Еще мне нравится смотреть по телевизору различные комедии и любовные истории. В музыке у меня нет ограничений, я слушаю разную от рока до попсы. Мне очень нравится путешествовать по миру, хоть я и мало где была, но хочется побывать везде. У меня много близких друзей. Мы с ними ходим в разные развлекательные места: в кино, в ростикс и в разные другие. Я никогда не предам своего близкого друга, готова поддержать его и помогать ему в сложных ситуациях» (Лена Ч., 14 лет). Результаты анализа сочинений обследованных подростков представлены в таблице 1. Таблица 1 Распределение представленности различных категорий контент-анализа сочинений (в%) Категории контент-анализа Всего 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет Физические особенности 5 6 8 4 5 Психологические качества 15 8 26 10 15 Биографические данные 17 36 12 10 10 Умения, интересы, способности - учебная деятельность; - др. виды деятельности 10 26 15 10 8 16 6 45 9 37 Межличностные отношения - со сверстниками; - со взрослыми 19 6 14 9 23 6 22 3 16 8 Источник: составлено автором Обобщенный анализ данных показывает, что в проанализированных сочинениях в очень сжатом виде представлены физические качества, дано описание учебной деятельности, в единичных сочинениях подростки описывают свои отношения с родителями или педагогами. 11-летние подростки при описании себя в основном ссылаются на формально-биографические данные (36 %): возраст, знак зодиака, место жительства и учебы, семья, ближайшие родственники, друзья. Важное место в жизни пятиклассников продолжает занимать учеба, описание общения с окружающими представляет собой так же формально-биографические данные (с кем дружит, как относится к учителям) без объяснения оснований этих отношений, обоснования своих симпатий и т.д. В сочинениях 12-летних подростков обнаруживаются элементы самоанализа («В этом сочинение нужно рассказать о себе, я очень долго думала, но так и не поняла что можно рассказать о себе. Наверное главное для человека внутренние качества и поэтому я щас вам расскажу»), характерно преобладание повествования о психологических качествах (26 %) над формально-биографическими (12 %). Важное внимание в сочинениях данных подростков уделяется общению с друзьями (23 %). Рассказы о себе 13-летних подростов содержат описание интересов, в основном связанных с играми в компьютере или занятиями спортом, увлечением музыкой и др. (45 %), например, одна из испытуемых описывает себя так: «Я увлекаюсь музыкой и кино. Предпочитаю тяжелую депрессивную музыку и фильмы ужасов. Так же увлекаюсь написанием рассказов и стихов о разбитой любви» (Альбина Т., 13 лет). Отметим здесь, что похожие данные были описаны в работах многих психологов (О.В. Хухлаева, Н.В. Воротыло, Ю.А. Гоцева, Т.В. Точилина, Н.И. Гуткина, М.А. Егорова, А.С. Чернышев, Т.П. Гаврилова, А.С. Кравченко, Г.П Логинова, Е.В.Х аяйнен, С.В. Шик и др.) и подтверждают широко известный тезис о том, что «…ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов» [4, с.109] (Vygotskiy, 1999). В автопрезентациях 14-летних подростков можно встретить практически все категории анализа, что позволяет говорить о широте охвата разных сфер жизни и дифференцированности самоописаний. В сочинениях подростки отмечают свойства индивидуальности, отражающие их своеобразие и неповторимость, которые проявляются и в учебной, и в других видах деятельности. По мнению Н.И. Непомнящей, это свидетельствует о том, что в 14 лет у подростков формируется гармоничное «чувство особости социального Я» [6, с. 28] (Nepomnyaschaya, 2003), или, другими словами, представление о «Я» как субъекте индивидуальной и одновременно общественно значимой активности, которое в последующем становится организующим центром всей индивидуальности ребенка. Анализ сочинений подростков по названным выше критериям дал следующие результаты (табл. 2). Таблица 2 Распределение испытуемых по показателям самоописания (в%) Критерии анализа % Простота - сложность автоописаний: - сложный; - простой; - промежуточный 16 37 47 Субъектность - объектность самоописаний - объектные; - смешанные, в основном объектного характера; - смешанные, в основном субъектного характера; - субъектные 27 43 23 7 Широта охвата разных сторон проявления качеств - широкий; - средний; - узкий 12 53 34 Дифференцированность автопрезентаций - дифференцированные; - недифференцированные 13 87 Источник: составлено автором Как видно из таблицы 2, почти для половины самоописаний испытуемых свойственна схематичность представленности положительных и отрицательных осознаваемых психологических качеств, сочетающаяся со слабой соотнесенностью с особенностями деятельности (47 %). Для 37 % свойственны однозначность оценки описываемых свойств, одномерность их представленности, отсутствие разграничения положительных и отрицательных качеств, практически полное отсутствие понимания значимости тех или иных качеств для деятельности. 43 % подростков в сочинениях рассуждают, главным образом, о своих поступках, эпизодах жизни, иногда встречается оценка себя в контексте своих увлечений и поступков, делаются попытки связать эти рассуждения со своими мотивами и целями. Для 27 % самопрезентаций характерны объектные суждения, состоящие в прямой оценке своих индивидуальных особенностей. В большинстве случаев (53 %) перечень качеств, отраженных в сочинениях, очень краток, особенности их проявления в деятельности осознаются не всегда. В 34 % случаев отмечено лишь несколько качеств близкого порядка, дети не видят необходимости анализировать ситуации проявления этих личностных свойств. Недифференцированные самоописания, дающие схематичное представление об испытуемом, были обнаружены в подавляющем большинстве сочинений (87 %), лишь для 13 % испытуемых характерно осознание относительности личностных качеств, описание их проявления в какой-либо определенной жизненной ситуации или конкретной деятельности. Анализ мер центральной тенденции и изменчивости показателей общего уровня рефлексии (табл. 3) свидетельствуют о существовании различий в уровне самопознания в разные подпериоды изучаемого возраста. Таблица 3 Параметры описательной статистики показателей рефлексии в подростничестве (баллы) Среднее Мода Медиана Сигма Асимметрия Эксцесс 14 лет 112 113 114 13 -1 0 13 лет 109 88 110 18 1 0 12 лет 116 125 117 10 -1 0 11 лет 115 117 113 13 1 1 По всей выборке 114 113 115 13 0 0 Источник: составлено автором Так, если по показателям среднего арифметического, моды и медианы с 11 до 12 лет обнаруживается положительная динамика рефлексии, то в 13 лет можно увидеть резкое падение всех названных параметров. Значение асимметрии в целом по выборке говорит о нормальности распределения, однако в 12 и 14 лет обнаруживаются отклонения значений рефлексии в направлении более высоких значений. Согласно расчетам показателей эксцесса, на протяжении всего возраста преобладают средние значения, что также подтверждает нормальность распределения данного признака. Выводы Таким образом, в результате изучения особенностей рефлексии в выборке было установлено, что большинство детей подросткового возраста имеют средний уровень развития данного качества. В целом, такие особенности самопознания являются для подросткового возраста закономерными, так как в данном возрасте рефлексия находится в процессе своего становления и высокий уровень развития наблюдается лишь у отдельных испытуемых. Подростки при этом очень разнородны как по общему уровню рефлексии, так и по ее содержанию. Показатели рефлексии имеют положительную динамику в 11-12 лет и внезапное снижение показателей в период подросткового кризиса, т.е. в 13 лет. На всем протяжении изучаемого возраста также значительно различаются представления подростков о себе и содержание рефлексии. В наших исследованиях [3, 5, 7] (Bortnikova, Petrova, 2012; Mishankina, Petrova, 2018; Petrova, 2012) показано, что такое положение дел объясняется особенностями реализации интимно-личностного общения со сверстниками на разных этапах подросткового возраста.
References

1. Bozhovich L.I. Izbrannye psihologicheskie trudy. Problemy formirovaniya lichnosti. Elib.gnpbu.ru. [Elektronnyy resurs]. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2001&bookhl.

2. Bortnikova L.G. Osobennosti razvitiya samoocenki v mladshem podrostkovom vozraste. / Monografiya. - Surgut: RIO SurGPU, 2002.

3. Bortnikova L.G., Petrova D.B. Osoznannaya samoregulyaciya proizvol'noy aktivnosti podrostkov v kontekste realizacii veduschego vida deyatel'nosti // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2012. - № 1(6). - c. 163-169.

4. Vygotskiy L.S. Voprosy detskoy psihologii. - SPb., 1999.

5. Mishankina N.A. Petrova D.B. Instrumental'nyy podhod k issledovaniyu trudnostey obscheniya v podrostkovom vozraste // Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2018. - № 1(31). - c. 188-194. - URL: https://pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01.

6. Nepomnyaschaya N.I. Celostnost' ili dissociaciya lichnosti i refleksivnye urovni samosoznaniya // Mir psihologii. - 2003. - № 2.

7. Petrova D.B. Rol' refleksii v samoregulyacii proizvol'noy aktivnosti podrostkov s trudnostyami obscheniya so sverstnikami. / avtoref. dis.,. k. psihol. nauk. - Belgorod, 2012. - 20 c.

8. Polivanova K.N. K probleme veduschey deyatel'nosti v podrostnichestve // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 1998. - № 3-4.

9. Polivanova K.N. Psihologicheskoe soderzhanie podrostkovogo vozrasta // Voprosy psihologii. - 1998. - № 3.

10. Slobodchikov V.I., Cukerman G.A. Genezis refleksivnogo soznaniya v mladshem shkol'nom vozraste // Voprosy psihologii. - 1990. - № 3. - c. 25-36.

11. Semenov I.N. Psihologicheskaya refleksiya v organizacii tvorcheskogo processa myshleniya. / avtoref. dis. … dokt. psihol. nauk. - M., 1992.

12. Semenov I.N. Tendencii psihologii razvitiya myshleniya, refleksii i poznavatel'noy aktivnosti. - M.: MPSI, MODEK, 2000. - 64 c.

13. Stepanov S.Yu., Maslov S.N., Yablokova E.A. Upravlencheskaya innovatika: refleprakticheskie metody. - M.: Luch, 1993. - 63 c.

14. Stepanov S.Yu. Refleksivnaya praktika tvorcheskogo razvitiya cheloveka i organizacii. - M.: Nauka, 2000. - 174 c.

15. Fel'dshteyn D.I. Sovremennoe detstvo kak sociokul'turnyy i psihologicheskiy fenomen // Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. - 2012. - № 1. - c. 20-29.

16. Frumin I.D., El'konin B.D. // Voprosy psihologii. - 1993. - № 1. - c. 24. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1993/931/931024.htm.

17. El'konin D.B. Psihicheskoe razvitie v detskih vozrastah. Elektronnaya biblioteka. [Elektronnyy resurs]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-0011.htm#$p1.

Login or Create
* Forgot password?