Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Введение Категория рефлексии, как пишет В.И. Слободчиков [10] (Slobodchikov, Tsukerman, 1990), является исходной в анализе проблемы сознания. Способность к самопознанию является одним из основных признаков, выделяющих человека как вид, исследование рефлексии неотъемлемо присутствует во всех мировоззренческих подходах и научных теориях, однако эмпирические данные о становлении и развитии рефлексии очень скупы и не систематизированы. Πсихологические особенности, основанные на возникновении рефлексии, являются общими для всех подростков независимо от особенностей их социальной ситуации развития. Возникновение и развитие рефлексии, по мнению Л.И. Божович [1] (Bozhovich, 1995), вызывает у подростка стремление к самовыражению и самоутверждению, стремление проявить себя. К.Н. Поливанова [8, 9] (Polivanova, 1998a; Polivanova, 1998b) пишет, что подросток создает самого себя, конструируя свой поведенческий текст. До этого поступка, жеста нет не только его значения, но и самого человека, обращающегося к окружающим. Созидая и представляя окружающим «произведение» собственного поведения, подросток пытается стать субъектом. Взрослый в этой ситуации должен присутствовать реально, как соучастник, помогающий рождению субъектности ребенка [15-17] (Feldshteyn, 2012; Frumin, Elkonin, 1993; Elkonin, 1997). Обязательным условием при этом становится понимание сущностных особенностей процесса становления самопонимания и рефлексии в данном возрасте. Наше исследование имеет своей целью изучение и анализ особенностей развития рефлексии в подростковом возрасте. Основанием эмпирического исследования рефлексии в подростковом возрасте для нас стали работы С.Ю. Степанова, И.Н. Семенова, Е.А. Яблокова и др. [11-14] (Semenov, 1992; Semenov, 2000; Stepanov, Maslov, Yablokova, 1993; Stepanov, 2000), в которых рефлексия рассматривается как осмысление и перестройка человеком содержания знания о себе, своего жизненного опыта, которые, в свою очередь, задают его отношение к собственному поведению, общению, деятельности и, конечно же, самому себе. Для организации и проведения эмпирического исследования была выбрана констатирующая стратегия в разновидности метода поперечных срезов. Конкретными методами стали контент-анализ сочинений и опрос (методика исследования рефлексии А.В. Карпова и В.В. Пономаревой). В процессе статистического анализа определялись параметры первичной описательной статистики (мода, медиана, среднее арифметическое, сигма, эксцесс, асимметрия), проведена оценка достоверности различий (критерий χ2 - Пирсона). Методика диагностики индивидуальной меры выраженности рефлексивности дала возможность выявить рефлексию не только как психологическое свойство, но и позволила диагностировать ее проявления как процесса и состояния. Поскольку применение критерия χ2 - Пирсона показало, что распределение признака соответствует нормальному распределению (χ2эмп = 86,57 при χ2кр0,05 = 90,53, χ2кр0,01 = 100,42, для n = 70), на основе установленных среднего арифметического и стандартного отклонения был определен диапазон среднего уровня изучаемой переменной. Применение контент-анализа сочинений позволило провести не только количественный, но и качественный анализ особенностей рефлексии в подростковом возрасте. Категориями, т.е. смысловыми единицами контент-анализа, выступили: формально-биографические данные; физические свойства и психологические качества; умения, способности, интересы, проявляющиеся в учебной и других видах деятельности; отношения со сверстниками, родителями и педагогами. Определение индикаторов контент-анализа было основано на необходимости соблюдения следующих основных требований: выделенные категории должны быть адекватными (соответствовать категории анализа); непересекающимися (т.е. должны были принадлежать различным категориям); исчерпывающими (охватывать всё содержание текста, относящегося к данной категории). Структурно-семиотические единицы, представленные лексикой русского языка, были выбраны в качестве единиц подсчета. В дополнении ко всему выше описанному при обработке сочинений, основываясь на работы Л.Г. Бортниковой [2] (Bortnikova, 2002), анализировались следующие характеристики автопрезентации: 1) простота/сложность автоописаний, 2) субъектность/объектность самоописаний, 3) широта охвата различных личностных качеств, 4) дифференцированность/недифференцированность автопрезентаций. Результаты исследования распределения подростков по уровню рефлексии позволяют говорить о том, что большая часть обследованных детей обладает средним (68 %) уровнем рефлексии, в одинаковой мере представлен низкий (16 %) и высокий (16 %) уровни. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что для большинства подростков характерны несколько односторонняя представленность положительных и отрицательных личностных качеств, неглубокое осознание их развития. В суждениях преобладают оценки поступков и действий, а не переживаний испытуемых. Критерии оценок размыты, что проявляется в неустойчивости оснований для интерпретации одного и того же поведения в различных ситуациях. Применение контент-анализа позволило содержательно проанализировать особенности рефлексии испытуемых. Анализ самопрезентаций подростков показал, что они значительно различаются в зависимости от возраста испытуемых. Ниже для примера представим отдельные сочинения (орфография и пунктуация авторские). «Меня зовут Катя. У меня много домашних животных. Например: кошка, кот, котенок, собака, рыбки. Я родилась в городе Тюмени. Я живу в Сургуте. У меня есть подруга Катя, Ира и Надя. У меня есть бабушка. Ее зовут Оля. У меня есть дедушка. Его зовут Коля. У меня есть прабабушка. Ее зовут Аня. Мое любимое блюдо макароны с сосисками и картофель фри с овощами. Мой любимый напиток кока-кола и коктейль» (Катя М., 11 лет). «Я очень спортивный активный. Не очень умный увереный. Дружелюбный. Чутьчуть вредный. Надоедлевый. Мне 12 лет. Не очень самостоятельный. Делаю зарядку по утрам. И все. Я живу в Сургуте. Я учусь в школе средне бывает такие отценки которые меня не удовлетворяют» (Саша А. , 12 лет) «Меня зовут Елена. Имя мне дали в честь моей прабабушки. Мое имя означает светлая. По внешности я считаю себя красивой симпатичной, хотя нельзя судить по красоте. Ведь каждый человек красив по своему. У меня много различных интересов. Главными из которых является учеба, спорт и иностранные языки. Мои самые любимые предметы - это ИЗО и МХК, но они мои любимые не только потому что там ничего не надо делать. Я люблю читать романы и рассказы, но которые прямо с первой строчки могут заинтересовать. Еще мне нравится смотреть по телевизору различные комедии и любовные истории. В музыке у меня нет ограничений, я слушаю разную от рока до попсы. Мне очень нравится путешествовать по миру, хоть я и мало где была, но хочется побывать везде. У меня много близких друзей. Мы с ними ходим в разные развлекательные места: в кино, в ростикс и в разные другие. Я никогда не предам своего близкого друга, готова поддержать его и помогать ему в сложных ситуациях» (Лена Ч., 14 лет). Результаты анализа сочинений обследованных подростков представлены в таблице 1. Таблица 1 Распределение представленности различных категорий контент-анализа сочинений (в%) Категории контент-анализа Всего 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет Физические особенности 5 6 8 4 5 Психологические качества 15 8 26 10 15 Биографические данные 17 36 12 10 10 Умения, интересы, способности - учебная деятельность; - др. виды деятельности 10 26 15 10 8 16 6 45 9 37 Межличностные отношения - со сверстниками; - со взрослыми 19 6 14 9 23 6 22 3 16 8 Источник: составлено автором Обобщенный анализ данных показывает, что в проанализированных сочинениях в очень сжатом виде представлены физические качества, дано описание учебной деятельности, в единичных сочинениях подростки описывают свои отношения с родителями или педагогами. 11-летние подростки при описании себя в основном ссылаются на формально-биографические данные (36 %): возраст, знак зодиака, место жительства и учебы, семья, ближайшие родственники, друзья. Важное место в жизни пятиклассников продолжает занимать учеба, описание общения с окружающими представляет собой так же формально-биографические данные (с кем дружит, как относится к учителям) без объяснения оснований этих отношений, обоснования своих симпатий и т.д. В сочинениях 12-летних подростков обнаруживаются элементы самоанализа («В этом сочинение нужно рассказать о себе, я очень долго думала, но так и не поняла что можно рассказать о себе. Наверное главное для человека внутренние качества и поэтому я щас вам расскажу»), характерно преобладание повествования о психологических качествах (26 %) над формально-биографическими (12 %). Важное внимание в сочинениях данных подростков уделяется общению с друзьями (23 %). Рассказы о себе 13-летних подростов содержат описание интересов, в основном связанных с играми в компьютере или занятиями спортом, увлечением музыкой и др. (45 %), например, одна из испытуемых описывает себя так: «Я увлекаюсь музыкой и кино. Предпочитаю тяжелую депрессивную музыку и фильмы ужасов. Так же увлекаюсь написанием рассказов и стихов о разбитой любви» (Альбина Т., 13 лет). Отметим здесь, что похожие данные были описаны в работах многих психологов (О.В. Хухлаева, Н.В. Воротыло, Ю.А. Гоцева, Т.В. Точилина, Н.И. Гуткина, М.А. Егорова, А.С. Чернышев, Т.П. Гаврилова, А.С. Кравченко, Г.П Логинова, Е.В.Х аяйнен, С.В. Шик и др.) и подтверждают широко известный тезис о том, что «…ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов» [4, с.109] (Vygotskiy, 1999). В автопрезентациях 14-летних подростков можно встретить практически все категории анализа, что позволяет говорить о широте охвата разных сфер жизни и дифференцированности самоописаний. В сочинениях подростки отмечают свойства индивидуальности, отражающие их своеобразие и неповторимость, которые проявляются и в учебной, и в других видах деятельности. По мнению Н.И. Непомнящей, это свидетельствует о том, что в 14 лет у подростков формируется гармоничное «чувство особости социального Я» [6, с. 28] (Nepomnyaschaya, 2003), или, другими словами, представление о «Я» как субъекте индивидуальной и одновременно общественно значимой активности, которое в последующем становится организующим центром всей индивидуальности ребенка. Анализ сочинений подростков по названным выше критериям дал следующие результаты (табл. 2). Таблица 2 Распределение испытуемых по показателям самоописания (в%) Критерии анализа % Простота - сложность автоописаний: - сложный; - простой; - промежуточный 16 37 47 Субъектность - объектность самоописаний - объектные; - смешанные, в основном объектного характера; - смешанные, в основном субъектного характера; - субъектные 27 43 23 7 Широта охвата разных сторон проявления качеств - широкий; - средний; - узкий 12 53 34 Дифференцированность автопрезентаций - дифференцированные; - недифференцированные 13 87 Источник: составлено автором Как видно из таблицы 2, почти для половины самоописаний испытуемых свойственна схематичность представленности положительных и отрицательных осознаваемых психологических качеств, сочетающаяся со слабой соотнесенностью с особенностями деятельности (47 %). Для 37 % свойственны однозначность оценки описываемых свойств, одномерность их представленности, отсутствие разграничения положительных и отрицательных качеств, практически полное отсутствие понимания значимости тех или иных качеств для деятельности. 43 % подростков в сочинениях рассуждают, главным образом, о своих поступках, эпизодах жизни, иногда встречается оценка себя в контексте своих увлечений и поступков, делаются попытки связать эти рассуждения со своими мотивами и целями. Для 27 % самопрезентаций характерны объектные суждения, состоящие в прямой оценке своих индивидуальных особенностей. В большинстве случаев (53 %) перечень качеств, отраженных в сочинениях, очень краток, особенности их проявления в деятельности осознаются не всегда. В 34 % случаев отмечено лишь несколько качеств близкого порядка, дети не видят необходимости анализировать ситуации проявления этих личностных свойств. Недифференцированные самоописания, дающие схематичное представление об испытуемом, были обнаружены в подавляющем большинстве сочинений (87 %), лишь для 13 % испытуемых характерно осознание относительности личностных качеств, описание их проявления в какой-либо определенной жизненной ситуации или конкретной деятельности. Анализ мер центральной тенденции и изменчивости показателей общего уровня рефлексии (табл. 3) свидетельствуют о существовании различий в уровне самопознания в разные подпериоды изучаемого возраста. Таблица 3 Параметры описательной статистики показателей рефлексии в подростничестве (баллы) Среднее Мода Медиана Сигма Асимметрия Эксцесс 14 лет 112 113 114 13 -1 0 13 лет 109 88 110 18 1 0 12 лет 116 125 117 10 -1 0 11 лет 115 117 113 13 1 1 По всей выборке 114 113 115 13 0 0 Источник: составлено автором Так, если по показателям среднего арифметического, моды и медианы с 11 до 12 лет обнаруживается положительная динамика рефлексии, то в 13 лет можно увидеть резкое падение всех названных параметров. Значение асимметрии в целом по выборке говорит о нормальности распределения, однако в 12 и 14 лет обнаруживаются отклонения значений рефлексии в направлении более высоких значений. Согласно расчетам показателей эксцесса, на протяжении всего возраста преобладают средние значения, что также подтверждает нормальность распределения данного признака. Выводы Таким образом, в результате изучения особенностей рефлексии в выборке было установлено, что большинство детей подросткового возраста имеют средний уровень развития данного качества. В целом, такие особенности самопознания являются для подросткового возраста закономерными, так как в данном возрасте рефлексия находится в процессе своего становления и высокий уровень развития наблюдается лишь у отдельных испытуемых. Подростки при этом очень разнородны как по общему уровню рефлексии, так и по ее содержанию. Показатели рефлексии имеют положительную динамику в 11-12 лет и внезапное снижение показателей в период подросткового кризиса, т.е. в 13 лет. На всем протяжении изучаемого возраста также значительно различаются представления подростков о себе и содержание рефлексии. В наших исследованиях [3, 5, 7] (Bortnikova, Petrova, 2012; Mishankina, Petrova, 2018; Petrova, 2012) показано, что такое положение дел объясняется особенностями реализации интимно-личностного общения со сверстниками на разных этапах подросткового возраста.