THE FORMATION OF AN EMOTIONAL I-IMAGE OF PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article highlights the features of the formation of the emotional I-image of primary school age children with mental retardation, as part of one of the components of the I-concept. The relevance of its study is shown. The importance of the development of emotional image-I and the consequences of its distorted development are considered. The diagnostic techniques are given to reveal the level of development, components of the emotional image, such as self-esteem, level of claims and aggressiveness. The results of empirical research are considered and analyzed. The levels of development of self-esteem, claims and aggressiveness are determined. It is shown that the majority of respondents ' levels of self-esteem and claims are formed inadequately, and the severity of aggressiveness is unreasonably overstated. Recommendations for their correction are given.

Keywords:
younger schoolchildren, emotional image of self, mental retardation
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение Проблема исследования эмоционального Я как одной из составляющей Я-концепции детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью является актуальной на сегодняшний день. Это обусловлено тем, что развитие эмоционального Я детей с данным дизонтогенезом характеризуется: незрелостью эмоций и чувств, в связи, с чем у них слабо развиты потребности в получении новых впечатлений, в любознательности, в познавательных интересах, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности [9] (Druzhinin, 2001). Я-концепция развивается в течение всей жизни человека и вбирает в себя все то, что было наиболее значимо в каждый из периодов личностного становления [1, 2, 3] (Agapov, 2001; Agapov, 2012; Agapov, 2013). Развитие Я-концепции младших школьников необходимо рассматривать как формирование у них внутренней позиции, результатом действия которой является произвольное поведение. Именно такое поведение является целью всего психического развития в этом возрасте. При этом необходимо отметить, что в отличие от подростков для детей младшего возраста характерен эгоцентризм, который мешает им видеть себя со стороны и придавать суждениям определенную часть объективности [5, 8, 17] (Berns, 1986; Gorbunova, Khaidov, 2016; Chesnokova, 1977). В отличие от младших школьников с нормативным развитием, у которых к началу подросткового периода происходит ослабление эгоцентризма, у детей данного возраста с интеллектуальной недостаточностью этого не происходит. Это обусловлено тем, что снижение эгоцентризма напрямую зависит от развития интеллектуальной и эмоциональной сфер ребенка. В связи с тем, что у детей присутствует интеллектуальная недостаточность, развитие эмоционального Я будет иметь тенденцию к искаженному развитию в части неадекватной самооценки, уровня притязаний и агрессивности, являющихся составляющим звеном эмоционального компонента Я-концепции [4, 14, 19, 20] (Apalkova, Khaidov, 2015; Peshkova, Kuzmina, 2016; Fateeva, Khaidov, 2015; Fateeva, Khaidov, 2016). Завышения и занижения Характерным проявлением проблем, связанных с качественным своеобразием в эмоциональном звене Я-концепции умственно отсталых младших школьников, может являться возникновение нарушения поведения, реализующееся на разных уровнях - девиантном, делинквентном, аддиктивном (В. В. Ковалев). Выбор этого уровня, осуществляемый субъектом в соответствии с интеллектуальным и эмоциональным развитием, зависит в достаточно высокой мере от степени внушаемости индивида, совершающего поступок и от уровня его интеллектуального развития. Вместе с тем, согласно исследованиям, умственно отсталые лица обладают повышенной внушаемостью (С. Я. Рубинштейн, В. Г. Петрова, Т. А. Власова) и поэтому оказываются несамостоятельными в принятии адекватных решений и осуществлении своих поступков [6, 15] (Vygotskiy, 2005; Rubinshteyn, 2000). Для определения уровня развития самооценки и выраженности агрессивности было проведено исследование детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени выраженности на базе ГОУ ТО «ТОЦО» г. Тулы. В исследовании приняли участие 23 младших школьника в возрасте 10-11 лет. Для исследования были использованы следующие методики «Дембо-Рубинштейн» (Т. Дембо., С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан), «Кактус» (М. А. Панфилова). Методика «Дембо-Рубинштейн» позволяет определить адекватность самооценки детей младшего школьного возраста и уровня притязаний. Методика «Кактус» позволяет исследовать эмоционально-личностную сферу ребенка на предмет ее агрессивности. В результате проведения анализа данных по методике «Дембо-Рубинштейн» (Т. Дембо., С. Я. Рубинштейн) были получены следующие результаты. У 33 % реципиентов выявлен средний уровень притязаний, свидетельствующий о том, что они относительно адекватно могут оценивать свои способности. Дети отличаются близкой к норме уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. У 67 % детей уровень притязаний занижен. Данный уровень притязаний является индикатором неблагоприятного развития школьников. Дети тяжело переживают неуспехи, им тяжело достигнуть каких-либо целей. Они не уверены в своих возможностях. Нарушение уровня притязаний у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью обусловлено их неумением оценивать свои возможности, планировать деятельность, прогнозировать результаты. В свою очередь, у детей, которым трудно анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для них направлении, могут возникать острые аффективные переживания, способные приводить к проявлениям социальной дезадаптации. Для 39 % детей характерна адекватная самооценка. Дети уверены в действиях, в целях, которые ставят перед собой, верят в успех, несмотря на ошибки и неудачи, которые они могут совершить. Самооценка 61 % детей соответствует низкому уровню. Такие школьники крайне не уверены в себе, в своих силах, стесняются собственных неумений в какой-либо деятельности, отмечены закомплексованность и постоянное чувство повышенной тревожности. Данные дети входят в «группу риска» по причине неадекватных действий как проявление незрелых механизмов психологической защиты. Проведенный анализ результатов по методике «Кактус» (М. А. Панфилова) показал следующее: У 10 % детей отмечается низкий уровень агрессивности. Они могут спокойно, творчески выполнять задания, хорошо контактировать со сверстниками, но и не общаться с ними доверительно и дружелюбно. Средний уровень агрессивности у 20 % младших школьников свидетельствует о том, что дети импульсивны в принятии решений, у них отмечены отверженность, чувство вины, трудности при стремлении раскрыться перед другими, в тоже время они застенчивы, боязливы. 40 % имеют высокий уровень агрессивности. Дети могут использовать ненормативную лексику в общении со сверстниками, проявлять недовольство и капризничать при выполнении заданий, иногда все может сопровождаться повышенной интонацией и физическими воздействиями. Отсутствие агрессивного поведения у 30 % говорит о том, что дети ведут себя совершенно спокойно, дружелюбно, нет чувства озлобленности в общении с окружающими, но и необоснованного благодушия тоже нет. Таким образом, несмотря на достаточно благоприятные результаты в целом, у большинства обследованных младших школьников уровень притязаний и самооценки находятся на низком уровне. Дети тяжело переживают неуспехи, им тяжело достигнуть каких-либо целей, у них отмечена неуверенность в себе и они стесняются выполнения какой-либо деятельности перед сверстниками. Дети могут использовать ненормативную лексику в общении со сверстниками, проявлять недовольство и капризничать при выполнении заданий, иногда все это может сопровождаться повышенной интонацией и физической агрессией. Выводы 1. Умственно-отсталым младшим школьникам свойственны симптомы нарушения развития эмоционального образа-Я: раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации, отсутствие формирования социальных чувств. 2. У младших школьников с умственной отсталостью имеются следующие специфические особенности эмоционального образа-Я: неустойчивость настроений и эмоций, быстрая их смена, легкое возникновение эмоционального возбуждения и аффективных реакций, проявление беспокойства и тревоги. 3. У детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью отмечены низкая самооценка и уязвимость личности вследствие деформированного развития эмоциональной сферы, а также образа Я, входящего в Я-концепцию. 4. Учитывая особенности развития младших школьников с умственной отсталостью, основу коррекционно-развивающих занятий должны составлять индивидуальные и групповые занятия с социально-психологическим тренингом по развитию самооценки и уровня притязаний. БЛАГОДАРНОСТИ:
References

1. Agapov B.C. Suschnostnaya harakteristika Ya-koncepcii. - M.: MOSU, MGSA, RPO, 2001.

2. Agapov V.S. Koncepciya Ya i samorealizaciya sub'ekta: problemnoe pole nauchnyh issledovaniy // Akmeologiya, 2012. - № 3(43).

3. Agapov V.S. Sistemnoe izuchenie Ya-koncepcii sub'ekta v rossiyskoy psihologii // Akmeologiya, 2013. - № 1(45).

4. Apal'kova E.V., Haidov S.K. Specifika proyavleniya, korrekcii i razvitiya emocional'no-volevoy sfery u slaboslyshaschih podrostkov // Akmeologiya, 2015. - № 4(56).

5. Berns R. Ya-koncepciya i vospitanie. - M.: Progress, 1986.

6. Vygotskiy L.S. Istoriya razvitiya vysshih psihicheskih funkciy: Sobranie sochineniy v 6 t. - M.: Pedagogika, 2005.

7. Vilyunas V. Psihologiya emociy. - M.: Piter, 2004.

8. Gorbunova E.V., Haidov S.K. Razvitie samoocenki mladshih shkol'nikov s sindromom rannego detskogo autizma // Akmeologiya, 2016. - № 2(58).

9. Druzhinin V. Psihologiya: Uchebnik dlya gumanitarnyh vuzov. - SPb.: Piter, 2001.

10. Izotova E.I. Emocional'naya sfera rebenka. Teoriya i praktika: Uchebnoe posobie dlya vuzov. - M.: Akademiya, 2004.

11. Izard K.E. Psihologiya emociy. - SPb.: Piter, 2012.

12. Milner P. Fiziologicheskaya psihologiya. - M.: Mir, 1973.

13. Piskareva T.B. Razvitie emociy u uchaschihsya s narusheniem intellekta // Anan'evskie chteniya-9: Tezisy nauchno-prakticheskoy konferencii. SPb., 1998.

14. Peshkova N.A., Kuz'mina T.V. Izuchenie samoocenki kak faktora uspeshnoy kommunikacii starshih podrostkov s zaderzhkoy psihicheskogo razvitiya // Akmeologiya, 2016. - № 4(60).

15. Rubinshteyn S.L. Osnovy obschey psihologii. - SPb.: Piter, 2000.

16. Simonov. P.V. Informacionnaya teoriya emociy: Hrestomatiya po psihologii. Chast' I EMOCII I VOLYa. - M., 1978.

17. Chesnokova I.I. Problemy samosoznaniya v psihologii. - M.: Nauka, 1977.

18. Fress P., Piazhe Zh. Eksperimental'naya psihologiya. I. Istoriya i metod. - M.: Direkt-Media, 2008.

19. Fateeva K.N., Haidov S.K. Osobennosti sformirovannosti Ya-koncepcii u podrostkov s zaderzhkoy psihicheskogo razvitiya // Akmeologiya, 2015. - № 3(55).

20. Fateeva K.N., Haidov S.K. Razvitie cennostnyh orientaciy u slaboslyshaschih starsheklassnikov // Akmeologiya, 2016. - № 2(58).

Login or Create
* Forgot password?