СФОРМИРОВАННОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА-Я У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье освещены особенности сформированности эмоционального образа-Я у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью как составляющей одного из компонентов Я-концепции. Показана актуальность ее изучения. Рассмотрены важность развития эмоционального образа-Я и последствия его искаженного развития. Приведены диагностические методики, позволяющие выявить уровень развития составляющих эмоционального образа-Я, таких как самооценка, уровень притязаний и агрессивность. Рассмотрены и проанализированы результаты эмпирического исследования. Определены уровни развития самооценки, притязаний и выраженности агрессивности. Показано, что у большинства респондентов уровни самооценки и притязаний сформированы неадекватно, а выраженность агрессивности необоснованно завышена. Даны рекомендации по их коррекции.

Ключевые слова:
младшие школьники, эмоциональный образ-Я, умственная отсталость
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение Проблема исследования эмоционального Я как одной из составляющей Я-концепции детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью является актуальной на сегодняшний день. Это обусловлено тем, что развитие эмоционального Я детей с данным дизонтогенезом характеризуется: незрелостью эмоций и чувств, в связи, с чем у них слабо развиты потребности в получении новых впечатлений, в любознательности, в познавательных интересах, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности [9] (Druzhinin, 2001). Я-концепция развивается в течение всей жизни человека и вбирает в себя все то, что было наиболее значимо в каждый из периодов личностного становления [1, 2, 3] (Agapov, 2001; Agapov, 2012; Agapov, 2013). Развитие Я-концепции младших школьников необходимо рассматривать как формирование у них внутренней позиции, результатом действия которой является произвольное поведение. Именно такое поведение является целью всего психического развития в этом возрасте. При этом необходимо отметить, что в отличие от подростков для детей младшего возраста характерен эгоцентризм, который мешает им видеть себя со стороны и придавать суждениям определенную часть объективности [5, 8, 17] (Berns, 1986; Gorbunova, Khaidov, 2016; Chesnokova, 1977). В отличие от младших школьников с нормативным развитием, у которых к началу подросткового периода происходит ослабление эгоцентризма, у детей данного возраста с интеллектуальной недостаточностью этого не происходит. Это обусловлено тем, что снижение эгоцентризма напрямую зависит от развития интеллектуальной и эмоциональной сфер ребенка. В связи с тем, что у детей присутствует интеллектуальная недостаточность, развитие эмоционального Я будет иметь тенденцию к искаженному развитию в части неадекватной самооценки, уровня притязаний и агрессивности, являющихся составляющим звеном эмоционального компонента Я-концепции [4, 14, 19, 20] (Apalkova, Khaidov, 2015; Peshkova, Kuzmina, 2016; Fateeva, Khaidov, 2015; Fateeva, Khaidov, 2016). Завышения и занижения Характерным проявлением проблем, связанных с качественным своеобразием в эмоциональном звене Я-концепции умственно отсталых младших школьников, может являться возникновение нарушения поведения, реализующееся на разных уровнях - девиантном, делинквентном, аддиктивном (В. В. Ковалев). Выбор этого уровня, осуществляемый субъектом в соответствии с интеллектуальным и эмоциональным развитием, зависит в достаточно высокой мере от степени внушаемости индивида, совершающего поступок и от уровня его интеллектуального развития. Вместе с тем, согласно исследованиям, умственно отсталые лица обладают повышенной внушаемостью (С. Я. Рубинштейн, В. Г. Петрова, Т. А. Власова) и поэтому оказываются несамостоятельными в принятии адекватных решений и осуществлении своих поступков [6, 15] (Vygotskiy, 2005; Rubinshteyn, 2000). Для определения уровня развития самооценки и выраженности агрессивности было проведено исследование детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени выраженности на базе ГОУ ТО «ТОЦО» г. Тулы. В исследовании приняли участие 23 младших школьника в возрасте 10-11 лет. Для исследования были использованы следующие методики «Дембо-Рубинштейн» (Т. Дембо., С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан), «Кактус» (М. А. Панфилова). Методика «Дембо-Рубинштейн» позволяет определить адекватность самооценки детей младшего школьного возраста и уровня притязаний. Методика «Кактус» позволяет исследовать эмоционально-личностную сферу ребенка на предмет ее агрессивности. В результате проведения анализа данных по методике «Дембо-Рубинштейн» (Т. Дембо., С. Я. Рубинштейн) были получены следующие результаты. У 33 % реципиентов выявлен средний уровень притязаний, свидетельствующий о том, что они относительно адекватно могут оценивать свои способности. Дети отличаются близкой к норме уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. У 67 % детей уровень притязаний занижен. Данный уровень притязаний является индикатором неблагоприятного развития школьников. Дети тяжело переживают неуспехи, им тяжело достигнуть каких-либо целей. Они не уверены в своих возможностях. Нарушение уровня притязаний у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью обусловлено их неумением оценивать свои возможности, планировать деятельность, прогнозировать результаты. В свою очередь, у детей, которым трудно анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для них направлении, могут возникать острые аффективные переживания, способные приводить к проявлениям социальной дезадаптации. Для 39 % детей характерна адекватная самооценка. Дети уверены в действиях, в целях, которые ставят перед собой, верят в успех, несмотря на ошибки и неудачи, которые они могут совершить. Самооценка 61 % детей соответствует низкому уровню. Такие школьники крайне не уверены в себе, в своих силах, стесняются собственных неумений в какой-либо деятельности, отмечены закомплексованность и постоянное чувство повышенной тревожности. Данные дети входят в «группу риска» по причине неадекватных действий как проявление незрелых механизмов психологической защиты. Проведенный анализ результатов по методике «Кактус» (М. А. Панфилова) показал следующее: У 10 % детей отмечается низкий уровень агрессивности. Они могут спокойно, творчески выполнять задания, хорошо контактировать со сверстниками, но и не общаться с ними доверительно и дружелюбно. Средний уровень агрессивности у 20 % младших школьников свидетельствует о том, что дети импульсивны в принятии решений, у них отмечены отверженность, чувство вины, трудности при стремлении раскрыться перед другими, в тоже время они застенчивы, боязливы. 40 % имеют высокий уровень агрессивности. Дети могут использовать ненормативную лексику в общении со сверстниками, проявлять недовольство и капризничать при выполнении заданий, иногда все может сопровождаться повышенной интонацией и физическими воздействиями. Отсутствие агрессивного поведения у 30 % говорит о том, что дети ведут себя совершенно спокойно, дружелюбно, нет чувства озлобленности в общении с окружающими, но и необоснованного благодушия тоже нет. Таким образом, несмотря на достаточно благоприятные результаты в целом, у большинства обследованных младших школьников уровень притязаний и самооценки находятся на низком уровне. Дети тяжело переживают неуспехи, им тяжело достигнуть каких-либо целей, у них отмечена неуверенность в себе и они стесняются выполнения какой-либо деятельности перед сверстниками. Дети могут использовать ненормативную лексику в общении со сверстниками, проявлять недовольство и капризничать при выполнении заданий, иногда все это может сопровождаться повышенной интонацией и физической агрессией. Выводы 1. Умственно-отсталым младшим школьникам свойственны симптомы нарушения развития эмоционального образа-Я: раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации, отсутствие формирования социальных чувств. 2. У младших школьников с умственной отсталостью имеются следующие специфические особенности эмоционального образа-Я: неустойчивость настроений и эмоций, быстрая их смена, легкое возникновение эмоционального возбуждения и аффективных реакций, проявление беспокойства и тревоги. 3. У детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью отмечены низкая самооценка и уязвимость личности вследствие деформированного развития эмоциональной сферы, а также образа Я, входящего в Я-концепцию. 4. Учитывая особенности развития младших школьников с умственной отсталостью, основу коррекционно-развивающих занятий должны составлять индивидуальные и групповые занятия с социально-психологическим тренингом по развитию самооценки и уровня притязаний. БЛАГОДАРНОСТИ:
Список литературы

1. Агапов B.C. Сущностная характеристика Я-концепции. - М.: МОСУ, МГСА, РПО, 2001.

2. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология, 2012. - № 3(43).

3. Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология, 2013. - № 1(45).

4. Апалькова Е.В., Хаидов С.К. Специфика проявления, коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у слабослышащих подростков // Акмеология, 2015. - № 4(56).

5. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: Собрание сочинений в 6 т. - М.: Педагогика, 2005.

7. Вилюнас В. Психология эмоций. - М.: Питер, 2004.

8. Горбунова Е.В., Хаидов С.К. Развитие самооценки младших школьников с синдромом раннего детского аутизма // Акмеология, 2016. - № 2(58).

9. Дружинин В. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. - СПб.: Питер, 2001.

10. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2004.

11. Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2012.

12. Милнер П. Физиологическая психология. - М.: Мир, 1973.

13. Пискарева Т.Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушением интеллекта // Ананьевские чтения-9: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998.

14. Пешкова Н.А., Кузьмина Т.В. Изучение самооценки как фактора успешной коммуникации старших подростков с задержкой психического развития // Акмеология, 2016. - № 4(60).

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.

16. Симонов. П.В. Информационная теория эмоций: Хрестоматия по психологии. Часть I ЭМОЦИИ И ВОЛЯ. - М., 1978.

17. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977.

18. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. I. История и метод. - М.: Директ-Медиа, 2008.

19. Фатеева К.Н., Хаидов С.К. Особенности сформированности Я-концепции у подростков с задержкой психического развития // Акмеология, 2015. - № 3(55).

20. Фатеева К.Н., Хаидов С.К. Развитие ценностных ориентаций у слабослышащих старшеклассников // Акмеология, 2016. - № 2(58).

Войти или Создать
* Забыли пароль?