Tyumen', Tyumen, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
GRNTI 14.07 Общая педагогика
The need for scientific and theoretical comprehension and normative registration of definitions and provisions related to the scientific support of the activities of internal affairs bodies, the importance of creating a sound system of organizational and methodological foundations of scientific activity of a teaching employee working in an educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account the requirements of the time and current legislation (order The Ministry of Internal Affairs of Russia dated November 13, 2020 No. 767 approved the Concept of scientific support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation for the period until 2030) determines the relevance of the research topic both in theoretical and practical terms. The challenge of the research lies in the contradiction between the need to fulfill the requirements of the “Concept of scientific support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation for the period up to 2030” and the absence of a section that provides training in the organizational and methodological foundations of scientific activity in the programs of supplementary vocational education for pedagogical staff of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The purpose of the study is to substantiate the didactic content of the section «Fundamentals of Scientific Activity» of the programs of supplementary vocational education for teachers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Research methodology – analysis of modern regulatory legal acts, scientific and methodological literature. Key findings – due to the necessity to fulfill the requirements of the “Concept of scientific support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation for the period up to 2030”, it is necessary to include the section «Fundamentals of scientific activity» in the programs of supplementary vo
educational organizations, the Ministry of Internal Affairs of Russia, teaching staff, scientific activity, supplementary vocational education
Введение
В образовательных организациях МВД Рос-
сии лица, впервые назначенные на должности
педагогических работников, проходят обучение
в школах педагогического мастерства. Програм-
мы обучения в школах педагогического мастер-
ства различных образовательных организаций
МВД России существенно отличаются как по
объёму учебной нагрузки, так и по содержанию.
Объясняется это тем, что нормативных право-
вых актов МВД России, регламентирующих де-
ятельность школ педагогического мастерства,
нет. Федеральным законом об образовании в
Российской Федерации не предусмотрен такой
вид обучения как школа педагогического ма-
стерства1. Деятельность школ педагогическо-
го мастерства регламентируется локальными
нормативными правовыми актами образова-
тельных организаций МВД России. В этой свя-
зи данный вид образовательной деятельности
необходимо привести к требованиям закона –
оформить в виде программы дополнительного
профессионального образования.
Необходимо научно-теоретически осмыс-
лить и нормативно оформить дефиниции и по-
ложения, связанные с научным обеспечением
деятельности органов внутренних дел. Важно
создать обоснованную систему организацион-
но-методических основ научной деятельности
педагогического работника образовательной
организации системы МВД России с учётом
требований времени и действующего законода-
тельства (приказом МВД России от 13 ноября
2020 г. № 767 утверждена Концепция научного
обеспечения деятельности органов внутренних
дел Российской Федерации на период до 2030
года). Этим определяется актуальность темы
исследования как в теоретическом, так и в прак-
тическом плане.
Так, в Концепции научного обеспечения
деятельности органов внутренних дел Россий-
ской Федерации на период до 2030 года (раздел
V «Механизм, этапы и ожидаемые результа-
ты реализации Концепции») указано, что «…
результатом проведения мероприятий перво-
го этапа реализации Концепции станет суще-
ственное повышение эффективности системы
научного обеспечения … заработают действен-
ные механизмы стимулирования эффективной
научной деятельности, ориентация её субъектов
на актуальные для практики темы, исключение
малозначительных разработок и тем диссерта-
ционных исследований, обязательного их вне-
дрения в практику или научно-педагогическую
деятельность. Темы диссертационных исследо-
ваний, проводимых в системе МВД России, как
правило, будут актуальными для органов вну-
тренних дел».
Проблема исследования заключается в
противоречии между необходимостью выпол-
нения требований Концепции научного обе-
спечения деятельности органов внутренних дел
Российской Федерации на период до 2030 года
и отсутствием в программах дополнительного
профессионального образования педагогиче-
ских работников образовательных организаций
МВД России раздела, обеспечивающего обуче-
ние организационно-методическим основам на-
учной деятельности в системе МВД России.
Цель исследования – обосновать дидакти-
ческое наполнение раздела «Основы научной
деятельности» программ дополнительного про-
фессионального образования педагогических
работников образовательных организаций МВД
России.
Методы исследования – анализ современ-
ных нормативных правовых актов и научно-ме-
тодической литературы.
Задачи исследования
1. Определить виды программ дополни-
тельного профессионального образования для
обучения лиц, впервые назначенных на должно-
сти педагогических работников образователь-
ных организаций МВД России, с учётом имею-
щегося вида и уровня высшего образования.
2. Обосновать содержание раздела «Осно-
вы научной деятельности» (перечень тем и их
дидактическое наполнение) программ допол-
нительного профессионального образования
педагогических работников образовательных
организаций МВД России.
Результаты исследования
Обучение лиц, впервые назначенных на
должности педагогических работников образо-
вательных организаций МВД России, по про-
граммам дополнительного профессионального
образования.
Педагогические работники образователь-
ных организаций МВД России и в первую оче-
редь те, кто впервые назначен на эти должности,
должны пройти социальную адаптацию к усло-
виям профессиональной педагогической дея-
тельности. Важной организационной формой,
направленной на обеспечение адаптации, явля-
ется обучение по программам дополнительного
профессионального образования. Професси-
ональной адаптации посвящён ряд исследова-
ний. Так, вопросам актуальности воспитания педагогической культуры у педагогических ра-
ботников образовательных организаций МВД
России и разработке методики посвящено ис-
следование Л. Т. Бородавко и В. Н. Устюжанина
(2015)2 [1]; изучениям требований и возможно-
стей развития профессиональной компетент-
ности преподавателей вузов МВД России по-
священы исследования А. А. Тимофеева (2016)
[2]; возможностям развития научно-педагоги-
ческой эрудиции у преподавателя вуза посвя-
щены исследования П. В. Разбегаева (2016) [3] и
Н. В. Ходяковой, П. Н. Жуковой (2016) [4]. Одна-
ко в имеющейся литературе нами не обнаруже-
но обоснования организации дополнительного
профессионального образования педагогиче-
ских работников образовательных организаций
МВД России, впервые назначенных на должно-
сти, направленного на социальную адаптацию
к условиям профессиональной педагогической
деятельности. Рассмотрим возможные варианты
программ дополнительного профессионального
образования с учётом имеющегося вида и уров-
ня высшего образования (той или иной специ-
альности или направления подготовки, уровня
высшего образования – бакалавр, магистр).
В связи с тем, что до назначения на долж-
ности педагогических работников образова-
тельных организаций МВД России лица, кроме
выпускников адъюнктур образовательных орга-
низаций МВД России, не имели опыта педагоги-
ческой работы в образовательной организации
высшего образования, в результате обучения
они должны получить компетенции, необходи-
мые для выполнения нового вида профессио-
нальной деятельности.
В образовательных организациях МВД
России проводятся различные виды обучения
постоянного состава в процессе оперативно-
служебной деятельности. Некоторые виды обу-
чения (например, профессиональная служебная
и физическая подготовка) регламентированы
нормативными правовыми актами МВД России,
но не Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации», другие (обучение на-
чинающих преподавателей в школе педагогиче-
ского мастерства) не регламентированы феде-
ральными законом, нормативными правовыми
актами Минобрнауки и МВД России. Ранее нами
было высказано предложение о необходимо-
сти придания обучению сотрудников органов
внутренних дел в системе профессиональной
служебной и физической подготовки формы,
установленной законом об образовании – об-
учение в системе профессиональной служеб-
ной и физической подготовки есть не что иное,
как повышение квалификации по занимаемой
должности [5]. Аналогичная проблема сложи-
лась с обучением лиц, впервые назначенных на
должности педагогических работников образо-
вательных организаций МВД России, в школах
педагогического мастерства.
Для обучения лиц, впервые назначенных на
должности педагогических работников образо-
вательных организаций МВД России, должны
быть использованы программы дополнитель-
ного профессионального образования. В со-
ответствии с п. 4 статьи 76 «Дополнительное
профессиональное образование» Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от
27 декабря 2019 г.) «Об образовании в Россий-
ской Федерации», «…программа повышения
квалификации направлена на … получение но-
вой компетенции, необходимой для профессио-
нальной деятельности…». В п. 5 сказано, что «…
программа профессиональной переподготовки
направлена на получение компетенции, необ-
ходимой для выполнения нового вида профес-
сиональной деятельности, приобретение новой
квалификации».
Требования к содержанию дополнитель-
ных профессиональных программ указаны
в п. 9 статьи 76 ФЗ № 273 и заключаются в
следующем: «…содержание дополнительных
профессиональных программ должно учи-
тывать профессиональные стандарты, ква-
лификационные требования, указанные в
квалификационных справочниках по соот-
ветствующим должностям, профессиям и спе-
циальностям…». Дополнительные профес-
сиональные программы профессиональной
переподготовки «…разрабатываются на осно-
вании … требований соответствующих феде-
ральных государственных образовательных
стандартов среднего профессионального и
(или) высшего образования к результатам ос-
воения образовательных программ» (п. 10 ста-
тьи 76), что, по сути, приравнивает результат
обучения по программам профессиональной
переподготовки к среднему профессионально-
му или высшему образованию.
При организации дополнительного про-
фессионального образования лиц, впервые на-
значенных на должность педагогических ра-
ботников образовательных организаций МВД
России, следует учитывать различия в имею-щемся у них виде и уровне высшего образова-
ния (той или иной специальности или направ-
ления подготовки, уровня высшего образования
– бакалавр, магистр).
С учётом этого обстоятельства предлагает-
ся следующее:
1. Если лица, успешно завершившие обу-
чение по очной форме в адъюнктурах образо-
вательных организаций МВД России по юриди-
ческим специальностям, в течение одного года
после окончания адъюнктуры были назначены
на должности педагогических работников об-
разовательных организаций МВД России и пре-
подают дисциплины юридического профиля, то
повышение квалификации по указанным выше
программам дополнительного профессиональ-
ного образования они могут не проходить. В
процессе обучения в адъюнктуре они проходи-
ли педагогическую практику в должности пре-
подавателя.
2. Лиц, впервые назначенных на должности
педагогических работников образовательных
организаций МВД России, выполняющих дис-
сертационное исследование в форме соиска-
тельства (без освоения программ подготовки
научно-педагогических кадров в адъюнктуре)
по педагогическим научным специальностям,
целесообразно обучать по программам про-
фессиональной переподготовки: направления
подготовки 44.03.01 – Педагогическое образо-
вание или 44.03.02 – Психолого-педагогическое
образование (бакалавр). Название программы
профессиональной переподготовки может быть
следующим: «Педагогические работники обра-
зовательных организаций МВД России».
3. Иные лица, впервые назначенные на
должности педагогических работников обра-
зовательных организаций МВД России, долж-
ны проходить обучение по дополнительной
профессиональной программе повышения
квалификации. Варианты названий программ:
«Основы педагогической и научной деятельно-
сти педагогического работника образователь-
ной организации МВД России» либо «Основы
профессионально-педагогической деятельно-
сти педагогического работника учреждения
(начального профессионального, среднего
профессионального, высшего, дополнитель-
ного профессионального) образования МВД
России» и др.
4. Реализацию дополнительной профессио-
нальной программы повышения квалификации
нужно проводить без отрыва от производствен-
ной (педагогической) деятельности в течение
одного года, поэтапно (дискретно), с использо-
ванием дистанционной формы обучения и кон-
тактных (аудиторных семинарских и практиче-
ских) занятий, консультаций под руководством
опытных преподавателей.
5. Реализацию дополнительной профес-
сиональной программы профессиональной
переподготовки необходимо проводить в со-
ответствии с требованиями федеральных го-
сударственных образовательных стандартов
высшего образования по направлениям под-
готовки 44.03.01 – Педагогическое образова-
ние или 44.03.02 – Психолого-педагогическое
образование (уровень высшего образования
– бакалавриат) в образовательной организа-
ции высшего образования МВД России, специ-
ализирующейся в данной области (например,
Институт психологии служебной деятельности
органов внутренних дел Московского универ-
ситета МВД России имени В. Я. Кикотя; учебно-
научный комплекс по исследованию проблем
кадровой работы и морально-психологического
обеспечения деятельности органов внутренних
дел Санкт-Петербургского университета МВД
России), с применением дистанционной формы
обучения и проведением итоговой аттестации
по очной форме3.
6. Минимальный объём учебной нагрузки в
соответствии с приказом Минобрнауки России4
для освоения программы повышения квалифи-
кации педагогическими работниками образова-
тельных организаций МВД России, по нашему
мнению, должен составлять 70–80 аудиторных
часов (продолжительность обучения десять ме-
сяцев – с февраля по ноябрь (по аналогии с пе-
риодом обучения в системе профессиональной
служебной и физической подготовки).
Оптимальный объём учебной нагрузки
программы профессиональной переподготовки
педагогических работников образовательных
организаций МВД России – 250–270 аудиторных
часов.
7. Повышение квалификации педагогиче-
ских работников образовательных организа-
ций МВД России, имеющих стаж 3 года и более,
в соответствии с Федеральным законом «Об об-
разовании» целесообразно проводить с перио-дичностью один раз в три года. Варианты назва-
ний программ для таких категорий сотрудников
могут быть следующими: «Профессорско-пре-
подавательский состав образовательных орга-
низаций системы МВД России “Современные
образовательные технологии”»; «Научно-пе-
дагогический состав, осуществляющий реали-
зацию основных образовательных программ»;
«Педагогические работники образовательных
организаций МВД России по теме: “Инноваци-
онные образовательные технологии в высшей
школе”»; «Научно-педагогический состав обра-
зовательных организаций МВД России по теме:
“Применение инновационных образовательных
технологий в учебно-воспитательном процессе
по программам профессионального образова-
ния и профессионального обучения”», «Сотруд-
ники образовательных организаций МВД Рос-
сии по теме: “Современные информационные
технологии”»; «Научно-педагогический состав
образовательных организаций, центров про-
фессиональной подготовки территориальных
органов МВД России по теме: “Современные об-
разовательные технологии”» и др.
Цель освоения раздела «Основы научной
деятельности» программ дополнительного про-
фессионального образования педагогических
работников образовательных организаций МВД
России.
Для педагогического работника образо-
вательных организаций высшего образования
совмещение преподавательской и научной дея-
тельности является обязательным и регламенти-
руется Федеральным законом «Об образовании
в Российской Федерации»5. В индивидуальный
план педагогических работников образователь-
ных организаций высшего образования входит
научная работа, результаты которой учитыва-
ются во время избрания по конкурсу [6].
Научно-исследовательская работа является
составной частью профессиональной деятель-
ности педагогических работников образова-
тельных организаций высшего образования,
фактором развития профессионализма и фор-
мой реализации творческого потенциала лич-
ности6 [7; 8; 9].
Основным требованием к осуществлению
научно-исследовательской деятельности педаго-
гического работника образовательной органи-
зации МВД России будет разработка в составе
временных творческих коллективов или инди-
видуально заказных исследований и инноваци-
онных проектов, соответствующих основным
направлениям научного обеспечения деятельно-
сти органов внутренних дел Российской Федера-
ции, потребностям органов внутренних дел.
Целью освоения раздела «Основы научной
деятельности» дополнительной образователь-
ной программы повышения квалификации пе-
дагогических работников образовательных ор-
ганизаций МВД России, впервые назначенных
на должность, является формирование про-
фессиональной компетенции участия в про-
ведении научных исследований, воспитание у
педагогических работников потребности в на-
учной деятельности, подготовка педагогических
работников к выполнению требований первого
этапа Концепции научного обеспечения дея-
тельности органов внутренних дел Российской
Федерации на период до 2030 года, в том числе в
направлении научной деятельности педагогиче-
ских работников на удовлетворение потребно-
стей органов внутренних дел и на снижение «…
тенденции к ухудшению качества подготовки
научных кадров, о чём, в частности, свидетель-
ствует повсеместное снижение теоретической
и практической значимости диссертационных
исследований, их недостаточная ориентирован-
ность на реальные интересы органов внутрен-
них дел, формальный подход к внедрению ре-
зультатов диссертационных работ в практику и
законотворческую деятельность».
Содержание раздела «Основы научной де-
ятельности» программ дополнительного про-
фессионального образования педагогических
работников образовательных организаций МВД
России соответствует требованиям приказа МВД
России от 1 апреля 2016 г. № 155 «Об осущест-
влении научной (научно-исследовательской)
деятельности в органах внутренних дел Россий-
ской Федерации» (9. Научное обеспечение орга-
низации работы с кадрами): 9.8. Организация и
функционирование системы подготовки кадров
высшей квалификации в МВД России; 9.10. Ор-
ганизация и функционирование системы допол-
нительного профессионального образования в
МВД России; 9.11. Обеспечение практической
направленности научных исследований).
Для раздела «Основы научной деятель-
ности» программы дополнительного про-
фессионального образования (повышения
квалификации) педагогических работников об-
разовательных организаций МВД России пред-лагаются следующие темы и их дидактическое
наполнение.
Тема 1 «Организация научной деятель-
ности в МВД России», на наш взгляд, должна
содержать: основные понятия научной деятель-
ности и приоритетные направления развития
науки в Российской Федерации; Концепцию на-
учного обеспечения деятельности органов вну-
тренних дел Российской Федерации на период
до 2030 года, квалификационные требования к
научной деятельности специалистов высшего и
дополнительного профессионального образова-
ния. Кроме того, в этой теме должны быть так-
же раскрыты: цель и координация научной де-
ятельности, функции участников и заказчиков
научной продукции; основные направления на-
учного обеспечения деятельности органов вну-
тренних дел Российской Федерации и государ-
ственные программы Российской Федерации;
участники и заказчики научной продукции,
головные исполнители и исполнители (соиспол-
нители) и их функции; профилизация образова-
тельных организаций МВД России и её связь с
научной деятельностью педагогических работ-
ников; направления научной деятельности об-
разовательных и научных организаций системы
МВД России в качестве головных научно-тех-
нических организаций; планирование научной
деятельности в МВД России, структура плана
научной деятельности образовательной органи-
зации дополнительного профессионального об-
разования МВД России на год; интеграция учеб-
но-исследовательской работы обучающихся по
программам дополнительного профессиональ-
ного образования и научно-исследовательской
работы педагогических работников образова-
тельной организации МВД России.
Тема 2 «Подготовка научно-педагогиче-
ских кадров в МВД России» должна содержать
следующее дидактическое наполнение: области
науки, научные специальности, паспорт на-
учной специальности, области исследования
научной специальности; учёные степени, кри-
терии, которым должны отвечать диссертации
на соискание учёных степеней; научные спе-
циальности в адъюнктурах образовательных
и научных организаций МВД России; порядок
приёма на обучение и обучение по программам
подготовки научно-педагогических кадров в
аспирантуре (адъюнктуре); прикрепление лиц
для сдачи кандидатских экзаменов (экстернат),
сдача кандидатских экзаменов, перечень кан-
дидатских экзаменов; прикрепление лиц для
подготовки диссертации на соискание учёной
степени кандидата наук без освоения программ
подготовки научно-педагогических кадров;
подготовка докторантами диссертации на со-
искание учёной степени доктора наук в образо-
вательных организациях высшего образования
или научных организациях системы МВД Рос-
сии; требования, предъявляемые к результатив-
ности научной деятельности членов диссерта-
ционных советов.
Тема 3 «Проведение научно-исследова-
тельской работы» должна содержать следу-
ющее дидактическое наполнение: выбор на-
правления исследования, определение научной
специальности; проверка на дублирование темы
по БД СНТИ; оценка соответствия направления
исследования научной школе МВД России; по-
иск научной и методической литературы в элек-
тронной научной библиотеке eLibrary.ru; рефе-
рирование научной и методической литературы
по направлению исследования; формулирова-
ние методологических характеристик исследо-
вания; планирование, проведение и приёмка
результатов научных исследований в МВД Рос-
сии; виды научных и научно-технических ре-
зультатов в МВД России; виды и характеристика
научных и учебных изданий в соответствии с
требованиями Минобрнауки России; структура
и содержание заявки и задания на проведение
научного исследования в МВД России; структу-
ра и содержание рабочей программы исследова-
ния (РПИ) и плана-проспекта рукописи (ППР) в
МВД России.
Тема 4 «Представление результатов на-
учно-исследовательской работы» должна со-
держать следующее дидактическое наполнение:
структура и содержание заключительного от-
чёта по НИР, приёмка результатов НИР, внедре-
ние и авторское сопровождение внедрения НП;
подготовка и участие в конкурсе на лучшую на-
учно-исследовательскую работу по проблемам
совершенствования деятельности органов вну-
тренних дел Российской Федерации; оформле-
ние научных статей, представляемых для опу-
бликования в периодических научных изданиях,
индексируемых в международных базах данных;
требования к оформлению научных статей для
опубликования в периодических научных изда-
ниях; определение кода универсальной десятич-
ной классификации (УДК) и кода библиотеч-
но-библиографической классификации (ББК),
создание идентификатора учёного (ORCID),
присвоение научному продукту цифрового
идентификатора (DOI); ссылки, цитирования;
проверка научного продукта на заимствования;
подготовка документов на присвоение учебным
изданиям грифа МВД России. Тема 5 «Проведение научно-квалифика-
ционного исследования» должна содержать
следующее дидактическое наполнение: фор-
мулирование темы, подготовка обоснования и
составление плана диссертационного исследо-
вания; экспертиза темы, обоснования и плана
диссертационного исследования, планируемого
к выполнению в образовательной организации
МВД России, утверждение темы диссертацион-
ного исследования учёным советом; предзащита
(обсуждение) диссертации на кафедре, подго-
товка заключения организации, где выполнялась
диссертация; предварительное рассмотрение
диссертации в диссертационном совете; поиск
советов по защите диссертаций по искомой на-
учной специальности в образовательных и науч-
ных организациях Российской Федерации.
Особое внимание при освоении этой темы
необходимо обратить на оценку актуальности и
новизны тем планируемых диссертационных ис-
следований, которую осуществляет группа экс-
пертов образовательной организации МВД Рос-
сии. Практика показывает, что существенным
недостатком в представляемых на экспертизу до-
кументах является слабая аргументированность
потребности органов внутренних дел в планиру-
емом диссертационном исследовании [10].
Тема 6 «Представление результатов на-
учно-квалификационного исследования» со-
держит следующее дидактическое наполнение:
структурирование и оформление диссертации;
структурирование и оформление авторефера-
та диссертации; поиск рецензируемых научных
журналов по искомой отрасли науки и оформ-
ление научных публикаций по теме диссерта-
ции; подготовка доклада, презентации к до-
кладу, раздаточного материала при проведении
заседаний советов по защите диссертаций в том
числе в удалённом интерактивном режиме; осо-
бенности представления в специальный совет
диссертации, содержащей сведения, составляю-
щие государственную тайну.
В заключительной части представлены ос-
новные требования и критерии присвоения учё-
ного звания «доцент» следующему, после защи-
ты кандидатской диссертации, этапу научного
развития педагогического работника образова-
тельной организации МВД России.
Аттестация по разделу «Основы научной
деятельности»
Для успешного прохождения аттестации по
разделу «Основы научной деятельности» обуча-
ющийся должен выполнить следующие практи-
ческие задания.
1. Подготовить и (или) представить науч-
ную статью (по требованиям научного журнала,
включённого в РИНЦ, а также представить тре-
бования периодического научного издания, в
котором автор планирует опубликовать или уже
опубликовал эту научную статью).
2. Показать связь научной работы (темы
научной статьи) с крупными научными програм-
мами (проектами), государственными програм-
мами, руководящими документами МВД России
и т. д. Представить эту информацию в статье.
3. Определить научную специальность, к
которой относится тема статьи (указать шифр и
название научной специальности) и область (об-
ласти) исследования научной специальности.
4. Определить для научной статьи код УДК
и представить описательную часть УДК (напри-
мер, УДК 377.44 Повышение квалификации и
переквалификация на производстве).
5. Представить идентификаторы автора в
eLibrary.ru (AuthorID) и в ORCID.
6. Подготовить презентацию научной ста-
тьи и представить содержание статьи посред-
ством научного доклада с презентацией.
Заключение
В связи с необходимостью выполнения тре-
бований Концепции научного обеспечения дея-
тельности органов внутренних дел Российской
Федерации на период до 2030 года, в программы
дополнительного профессионального образова-
ния педагогических работников образователь-
ных организаций МВД России необходимо вклю-
чать раздел «Основы научной деятельности».
1. Astaf'ev N. V., Ovchinnikov V. A., Lyskova M. I. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie lic, vpervye naznachennyh na dolzhnosti pedagogicheskih rabotnikov obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii // Pravo i obrazovanie. – 2020. – № 7. – S. 90–96.
2. Timofeeva A. A. Razvitie professional'noy kompetentnosti prepodavateley vuzov MVD Rossii: trebovaniya i vozmozhnosti / Professional'naya kompetentnost' pedagogicheskogo rabotnika vuza: soderzhanie, urovni sformirovannosti i ocenka: sbornik nauch. st. – Volgograd: VA MVD Rossii, 2016. – S. 10–12.
3. Razbegaev P. V. Professional'noe razvitie pedagoga: osobennosti nauchnoy deyatel'nosti / Professional'naya kompetentnost' pedagogicheskogo rabotnika vuza: soderzhanie, urovni sformirovannosti i ocenka: sb. nauch. tr. – Volgograd: VA MVD Rossii, 2016. – S. 48–51.
4. Hodyakova N. V., Zhukova P. N. Razvitie nauchno-pedagogicheskoy erudicii u prepodavatelya vuza // Professional'naya kompetentnost' pedagogicheskogo rabotnika vuza: soderzhanie, urovni sformirovannosti i ocenka : sb. nauch. tr. – Volgograd: VA MVD Rossii, 2016. – S. 16–20.
5. Astaf'ev N. V., Dubineckiy V. V. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov organov vnutrennih del po zanimaemoy dolzhnosti pri obuchenii v processe operativno-sluzhebnoy deyatel'nosti // Pravo i obrazovanie. – 2016. – № 7. – S. 70–76.
6. Arhipova S. V. Prepodavatel'-issledovatel' v sovremennom rossiyskom vuze / Kul'tura, lichnost', obschestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya: materialy XVIII Mezhdunarodnoy konferencii pamyati prof. L.N. Kogana. – Ekaterinburg: UrFU, 2015. – S. 801–809.
7. Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. – Moskva: IChP «Izdatel'stvo Magistr», 1997. – 224 s.
8. Lyusev V. N., Korchagina M. V., Lyuseva T. P. Nauchno-issledovatel'skaya rabota kak sostavlyayuschaya professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. – 2011. – № 12. – S. 36–41.
9. Markova S. M. Organizaciya nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti pedagogov v vuze // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2012. – № 1 (2). – S. 14–17.
10. Zagvyazinskiy V. I. O svyazi metodologii i tehnologii v pedagogicheskom issledovanii // Obrazovanie i nauka. – 2015. – № 5 (124). – S. 4–14.
11. Astaf'ev N. V., Ovchinnikov V. A. Ekspertiza v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii planiruemyh dissertacionnyh issledovaniy // Pravo i obrazovanie. – 2020. – № 11. – S. 62–72.