FEATURES OF EMOTIONAL ATTACHMENT TO THE CITY AS A COMPONENT OF URBAN IDENTITY IN MARGINAL YOUTH GROUPS
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The study of the phenomenon of urban identity is currently an actual direction for both theoretical and practical scientific psychological knowledge. This article describes the results of the developed and conducted empirical study of the features of emotional attachment as a component of urban identity in marginal groups on the example of Volgograd youth. The results indicate that young people who consider themselves marginalized, compared with other residents of the same age, have lower rates of emotional attachment to the city. The city is not special for them, unique, there is no confidence in its capabilities, it is more difficult for them to feel ownership in the city and its inhabitants. The findings can be used to describe a possible way of development of Volgograd, contributing to an increase in the level of satisfaction with the lives of citizens and socio-economic development of the city. The study can be continued in the direction of qualitative determination of unmet needs of residents within the urban space of Volgograd.

Keywords:
city identity, image of the city, marginal groups, youth, emotional attachment to the city
Text
Publication text (PDF): Read Download

Современный мир претерпевает значительные социально-экономические изменения, что провоцирует выход на новый уровень исследований социальной идентичности и ее разновидностей. Особое место занимают исследования городской идентичности. Данный феномен представляется наименее изученным с позиции учета города как особой социально-пространственной среды [12, с. 70]. Интерес к феномену городской идентичности обеспечивается противоречивостью и неоднозначностью социокультурных тенденций, в которых обостряется необходимость личностного выбора человека [6, с. 74]. Вслед за А. А. Озериной под городской идентичностью понимаем «социально-психологический феномен, отражающий осознание личностью своей принадлежности к городскому сообществу выраженное в определенном отношении к городу и его жителям и проявляющееся в соответствующем городском поведении» [9, с. 138]. Отличительные особенности городской идентичности обуславливаются свойствами городской среды: доступность, открытость и разнообразие жизненных сценариев и способов их осуществления [12, с. 76], относительная проницаемость городской общности [4, с. 47] и зависимость ее формирования от образа города и представлений о нормальном образе жизни в нем [4, с. 59]. В структуре городской идентичности выделяются следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий и мотивационный [10, с. 91]. Целью исследования выступает выявление особенностей эмоциональной привязанности к городу как компонента городской идентичности у маргринальных молодежных групп на примере ЛГБТ-молодежи Волгограда. Исследования городской идентичности как социально-психологического феномена способствует как углублению теоретических знаний о данном понятии, его свойствах и функциях, так и практическому применению выводов для регуляции социальных процессов в обществе, например, отношений внутри и между различными социальными группами. Грамотное использование информации может способствовать увеличению уровня удовлетворенности жизнью жителей [9, с. 135]. Последнее, на наш взгляд, может оказывать значительное влияние на социально-экономическое развитие города. Проведенные на данный момент исследования говорят о диффузной городской идентичности у молодежи. Так респонденты, живущие более 10 лет в каком-то городе, все меньше ожидают положительного влияния на них проживание в городе [5, с. 406-407]. Высокий процент студенческой молодежи Мурманска не ассоциируют себя с городской средой [8, с. 30]. Содержательное ядро городской идентичности молодежи Волгограда ограничивается представлениями об историческом военном прошлом города [10, с. 96]. Имеющиеся данные указывают на актуальность прикладных исследований данного феномена. Обозначая проблему исследования городской идентичности, можно отметить малоизученность особенностей данного феномена у различных социальных групп. Особое внимание, на наш взгляд, в данном проблемном поле можно уделить маргинальным социальным группам из-за их вынесенной из общества позиции. Вероятно, факт отчужденности от общества задает специфику городской идентичности данных групп. Под маргинальностью в данном исследовании понимаем характеристику статуса личности и ее поведения, обусловленную ее принадлежностью одновременно к двум или более референтным группам [14, с. 44]. В качестве маргинальной группы в исследовании выбрана ЛГБТ-молодежь (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры). Следует отметить, что молодежь с сексуальной ориентацией, отличной от гетеросексуальной, в связи с некоторыми особенностями культурных ценностей нередко выносится из общества в отдельный кластер - ЛГБТ-сообщество [1, с. 2]. Под сексуальной ориентацией вслед за Е. В. Даевым понимаем направленность полового интереса к лицам определенного пола [2, с. 3]. Из данного определения можно выделить гетеросексуальную (влечение к лицам противоположного пола), бисексуальную (влечение к лицам противоположного и своего пола) и гомосексуальную (влечение к лицам своего пола) сексуальные ориентации. Феномен сексуальной ориентации расценивается нами как полидетерминированный феномен, зависящий от взаимодействия генотипа индивида с постоянно меняющимися факторами окружающей среды [2, с. 4]. В своем исследовании мы акцентируем внимание на эмоциональном компоненте городской идентичности у молодежи с различными типами сексуальной ориентации. Данный компонент представляется как отношение к городу и к себе как жителю данного города [9, с. 137]. У представленной маргинальной группы этот компонент городской идентичности выбран по причине возможной интернализации нетерпимости к вариантам сексуального влечения со стороны общества, что в свою очередь может привести к внутренней гомофобии [13, с. 170]. Важно отметить, что в России выражено негативное отношение к представителям ЛГБТ-сообщества [11, с. 77-78], что может провоцировать данных людей к дистанцированию от негативного отношения. Из вышесказанного формируется гипотеза исследования: эмоциональный компонент городской идентичности представителей ЛГБТ-молодежи имеет меньшую выраженность по сравнению с молодежью, не относящейся к данной социальной группе. Методика и организация исследования. Сбор эмпирических данных производился с помощью «Томского опросника идентичности с городом» [6]. В тексте опросника названия города было заменен с Томска на Волгоград для применения на соответствующей выборке. Наряду с этим использовалась анкета, содержащая вопросы о возрасте, сексуальной ориентации, составе родительской семьи и семейном положении респондентов. Эмпирической базой исследования выступали интернет сообщества г. Волгограда. Выборку составили 75 респондентов в возрасте от 18 до 27 лет (средний возраст 19,653 года), гендерный аспект не учитывался. 34 респондента на момент прохождения исследования имеют постоянного партнера, 41 - свободны. 43 респондента воспитывались в полной семье, 32 - в неполной. 52 респондента имеют сиблингов, 23 - нет. 37 человек относятся к ЛГБТ-сообществу, 38 - нет. Полученные данные подверглись статистической обработке с помощью t-критерия для независимых выборок. Основанием для формирование статистических групп является самоотчет респондентов - указание сексуальной ориентации (гетеросексуальной или отличной от нее). Результаты исследования и их обсуждение. У выбранных социальных групп были выявлены статистически значимые различия в показателях «Эмоциональная привязанность и чувство близости» (p=0,040), «Чувство принадлежности к городу и вера в его возможности» (p=0,044) и «Город как обладающий уникальностью» (p=0,020). Статистически значимых различий у выбранных социальных групп не обнаружено в показателях «Личный вклад в жизнь города» (p=0,275) и «Планирование будущего, связанного с городом» (p=0,629). Во-первых, представители ЛГБТ-молодежи оценивают свою эмоциональную привязанность к городу меньше (M=19,649), чем молодежь, не относящаяся к данной социальной группе (M=24,053). Во-вторых, чувство принадлежности к городу и вера в его возможности также менее выражена у ЛГБТ-молодежи (M=16,432), нежели у молодежи вне данной группы (M=20,210). В-третьих, оценка Волгограда как уникального города менее выражена у ЛГБТ-молодежи (M=14,757), чем у гетеросексуальной молодежи (M=17,921). Следует отметить, что и у ЛГБТ-молодежи, и у молодежи, не относящейся к данной социальной группе, все средние значения находятся в рамках средних значений по выборке в целом. На основе полученных в ходе исследования данных можно сделать следующие выводы. ЛГБТ-молодежь города Волгограда чувствует себя менее эмоционально привязанной, менее уверенной в возможностях города и менее чувствует принадлежность к нему, чем молодежь, не относящаяся к данной социальной группе. Вероятно, данный факт может быть объяснен восприятием настроения горожан к ЛГБТ-сообществу как негативного или реального гомофобным настроем горожан. То есть ЛГБТ-молодежь ощущает (реально или мнимо) негативное отношение в свою сторону, что провоцирует данную социальную группу к отчуждению из общества - маргинализации. Наряду с этим ощущение города Волгограда как уникального среди Российских городов у ЛГБТ-молодежи выражена меньше, чем у молодежи вне данной социальной группы. Данный факт может быть объяснен экстраполяцией негативного отношения в сторону ЛГБТ-молодежи в Волгограде на Россию в целом, что стирает индивидуальность города в восприятии данной социальной группы. Полученные выводы подтверждают гипотезу исследования о меньшей выраженности эмоционального компонента городской идентичности у представителей ЛГБТ-молодежи по сравнению с молодежью, не относящейся к данной социальной группе. Полученные в ходе исследования выводы согласуются с работами в данной тематике. Например, С. В. Мелков говорит о полноценной социальной жизни представителей ЛГБТ-сообщества только при условии их преодоления стигматизации и негативного отношения, что указывает на осложнение нахождения данной социальной группы в Российском социуме. Неготовность разделить ненависть к чему-либо отличающемуся от большинства (ксенофобию) с обществом побуждает представителей ЛГБТ-сообщества к критичному отношению к себе и другим, что, при условии способности пережить давление общества, способствует формированию внутренней позиции личности [7, с. 115-116]. Осложнение полноценного нахождения представителей ЛГБТ-сообщества в городе, на наш взгляд, может оказывать влияние на их эмоциональную вовлеченность в жизнь данного города. Заключение. Наше исследование может быть отнесено в число тех, в которых город рассматривается как пространство для реализации базовых ценностей, становления личности и психологического благополучия. [3, с. 208-209]. Отделение рассматриваемой социально-психологической группы от общества, ее маргинализация может привести к увеличению риска потери человеческих ресурсов в городе, возможно, влекущее за собой торможение социально-экономического развития региона. Поэтому описание пути развития города, на наш взгляд, должно включать в себя улучшение условий жизни местных жителей, увеличение их заинтересованности в общественной жизни Волгограда, развитие открытости города к различным социальным группам. Важным направлением является создание различных площадок для социального взаимодействия и развития молодежи, свободных от ксенофобии. Аналогичным направлением служит информирование молодежи о возможностях и положительных последствиях саморазвития и самореализации. Это необходимо для создания более положительного образа города в представлении горожан, что, возможно, повлечет за собой заинтересованность в жизни города и желание развивать его. Дальнейшим направлением исследования может выступать вопрос качественного определения потребностей горожан, неудовлетворенных в настоящих условиях городской среды Волгограда, для более детального планирования развития региона.
References

1. 1. Hossein, H., Yaqub zade, E. Homsexuality in the Islam and Psychology point of view // First national conference of Sustainable Development in Educational Sciences and Psychology. - 2014. - №1. - S. 1-17. URL: https://www.civilica.com/Paper-EPSCONF01-EPSCONF01_255.html

2. 2. Daev, E. V. O biologicheskom i social'nom v seksual'noy orientacii cheloveka: hemokommunikacionnaya gipoteza // Ekologicheskaya genetika. - 2016. - 14(3). - S. 3-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-biologicheskom-i-sotsialnom-v-seksualnoy-orientatsii-cheloveka-hemokommunikatsionnaya-gipoteza

3. 3. Drobysheva, T. V., Zhuravlev, A. L. Gorod kak ob'ekt issledovaniya v social'noy psihologii: k istorii voprosa // Institut psihologii Rossiyskoy akademii nauk. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya. - 2016. - T. 1. - №. 1. - S. 196-213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26318152

4. 4. Dyagileva, N. S., Zhuravleva, L. A. Gorodskaya identichnost': ponyatie, struktura, osnovy formirovaniya // Sociologiya goroda. - 2012. - №. 1. - S. 46-61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20229593

5. 5. Litvina, S. A. i dr. Izmenenie identichnosti s gorodom v zavisimosti ot vremeni prozhivaniya v nem // Materialy s'ezda rossiyskogo psihologicheskogo obschestva. - 2017. - T. 2. - C. 406-407. URL: http://xn--n1abc.xn--p1ai/library/pdf/sborniki_rpo/kazan_2017_2.pdf#page=406

6. 6. Litvina, S. A., Murav'eva, O. I. Oprosnik identichnosti s gorodom: razrabotka, validizaciya, proverka nadezhnosti // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2018. - T. 8. - №. 1. - C. 73-91. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oprosnik-identichnosti-s-gorodom-razrabotka-validizatsiya-proverka-nadezhnosti

7. 7. Melkov, S. V. Problema psihologicheskoy pomoschi gomoseksual'nym podrostkam // Razvitie lichnosti. - 2016. - №. 2. - S. 101-118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologicheskoy-pomoschi-gomoseksualnym-podrostkam

8. 8. Nedoseka, E. V., Anufrieva, T. V. Osobennosti gorodskoy identichnosti molodezhi g. Murmanska // Sociologiya goroda. - 2015. - №. 3. - C. 22-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24167956

9. 9. Ozerina, A. A. Gorodskaya identichnost' kak social'no-psihologicheskiy fenomen // Logos et Praxis. - 2016. - №. 4 (34). - C. 135-139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gorodskaya-identichnost-kak-sotsialno-psihologicheskiy-fenomen

10. 10. Ozerina, A. A. Struktura gorodskoy identichnosti volgogradskoy molodezhi //Logos et Praxis. - 2018. - T. 17. - №. 3. - C. 90-98. URL: https://search.proquest.com/openview/299455065e36b1d5a9b860dd63567299/1?pq-origsite=gscholar&cbl=2049699

11. 11. Petrova, E. V. Vzaimosvyaz' proyavleniy prinimayuschego i otvergayuschegootnosheniya roditel'skoy sem'i s pokazatelyami zdorov'ya vzroslyh s gomo-/biseksual'noy identichnost'yu // Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Kosta Levanovicha Hetagurova. - 2015. - №. 2. - S. 77-82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23567280

12. 12. Pravotorova, A. A., Kondrat'eva, U. G. Teoreticheskie osnovaniya issledovaniya gorodskoy identichnosti // Tvorchestvo i sovremennost'. - 2018. - №. 2 (6). - C. 69-79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovaniya-issledovaniya-gorodskoy-identichnosti

13. 13. Pugacheva, E. O., Burina, E. A. Osobennosti formirovaniya seksual'noy identichnosti u zhenschin s gomoseksual'noy i biseksual'noy orientaciey (volonterov organizacii «Vyhod») // Nauchnye issledovaniya vypusknikov fakul'teta psihologii SPbGU. - 2016. - T. 4. - S. 170-175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27475238

14. 14. Shipovalova, L. V. Marginal'nost' i liderstvo v nauke // Sociologiya nauki i tehnologiy. - 2018. - T. 9. - №. 4. - S. 39-51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marginalnost-i-liderstvo-v-nauke

Login or Create
* Forgot password?