Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Современный мир претерпевает значительные социально-экономические изменения, что провоцирует выход на новый уровень исследований социальной идентичности и ее разновидностей. Особое место занимают исследования городской идентичности. Данный феномен представляется наименее изученным с позиции учета города как особой социально-пространственной среды [12, с. 70]. Интерес к феномену городской идентичности обеспечивается противоречивостью и неоднозначностью социокультурных тенденций, в которых обостряется необходимость личностного выбора человека [6, с. 74]. Вслед за А. А. Озериной под городской идентичностью понимаем «социально-психологический феномен, отражающий осознание личностью своей принадлежности к городскому сообществу выраженное в определенном отношении к городу и его жителям и проявляющееся в соответствующем городском поведении» [9, с. 138]. Отличительные особенности городской идентичности обуславливаются свойствами городской среды: доступность, открытость и разнообразие жизненных сценариев и способов их осуществления [12, с. 76], относительная проницаемость городской общности [4, с. 47] и зависимость ее формирования от образа города и представлений о нормальном образе жизни в нем [4, с. 59]. В структуре городской идентичности выделяются следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий и мотивационный [10, с. 91]. Целью исследования выступает выявление особенностей эмоциональной привязанности к городу как компонента городской идентичности у маргринальных молодежных групп на примере ЛГБТ-молодежи Волгограда. Исследования городской идентичности как социально-психологического феномена способствует как углублению теоретических знаний о данном понятии, его свойствах и функциях, так и практическому применению выводов для регуляции социальных процессов в обществе, например, отношений внутри и между различными социальными группами. Грамотное использование информации может способствовать увеличению уровня удовлетворенности жизнью жителей [9, с. 135]. Последнее, на наш взгляд, может оказывать значительное влияние на социально-экономическое развитие города. Проведенные на данный момент исследования говорят о диффузной городской идентичности у молодежи. Так респонденты, живущие более 10 лет в каком-то городе, все меньше ожидают положительного влияния на них проживание в городе [5, с. 406-407]. Высокий процент студенческой молодежи Мурманска не ассоциируют себя с городской средой [8, с. 30]. Содержательное ядро городской идентичности молодежи Волгограда ограничивается представлениями об историческом военном прошлом города [10, с. 96]. Имеющиеся данные указывают на актуальность прикладных исследований данного феномена. Обозначая проблему исследования городской идентичности, можно отметить малоизученность особенностей данного феномена у различных социальных групп. Особое внимание, на наш взгляд, в данном проблемном поле можно уделить маргинальным социальным группам из-за их вынесенной из общества позиции. Вероятно, факт отчужденности от общества задает специфику городской идентичности данных групп. Под маргинальностью в данном исследовании понимаем характеристику статуса личности и ее поведения, обусловленную ее принадлежностью одновременно к двум или более референтным группам [14, с. 44]. В качестве маргинальной группы в исследовании выбрана ЛГБТ-молодежь (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры). Следует отметить, что молодежь с сексуальной ориентацией, отличной от гетеросексуальной, в связи с некоторыми особенностями культурных ценностей нередко выносится из общества в отдельный кластер - ЛГБТ-сообщество [1, с. 2]. Под сексуальной ориентацией вслед за Е. В. Даевым понимаем направленность полового интереса к лицам определенного пола [2, с. 3]. Из данного определения можно выделить гетеросексуальную (влечение к лицам противоположного пола), бисексуальную (влечение к лицам противоположного и своего пола) и гомосексуальную (влечение к лицам своего пола) сексуальные ориентации. Феномен сексуальной ориентации расценивается нами как полидетерминированный феномен, зависящий от взаимодействия генотипа индивида с постоянно меняющимися факторами окружающей среды [2, с. 4]. В своем исследовании мы акцентируем внимание на эмоциональном компоненте городской идентичности у молодежи с различными типами сексуальной ориентации. Данный компонент представляется как отношение к городу и к себе как жителю данного города [9, с. 137]. У представленной маргинальной группы этот компонент городской идентичности выбран по причине возможной интернализации нетерпимости к вариантам сексуального влечения со стороны общества, что в свою очередь может привести к внутренней гомофобии [13, с. 170]. Важно отметить, что в России выражено негативное отношение к представителям ЛГБТ-сообщества [11, с. 77-78], что может провоцировать данных людей к дистанцированию от негативного отношения. Из вышесказанного формируется гипотеза исследования: эмоциональный компонент городской идентичности представителей ЛГБТ-молодежи имеет меньшую выраженность по сравнению с молодежью, не относящейся к данной социальной группе. Методика и организация исследования. Сбор эмпирических данных производился с помощью «Томского опросника идентичности с городом» [6]. В тексте опросника названия города было заменен с Томска на Волгоград для применения на соответствующей выборке. Наряду с этим использовалась анкета, содержащая вопросы о возрасте, сексуальной ориентации, составе родительской семьи и семейном положении респондентов. Эмпирической базой исследования выступали интернет сообщества г. Волгограда. Выборку составили 75 респондентов в возрасте от 18 до 27 лет (средний возраст 19,653 года), гендерный аспект не учитывался. 34 респондента на момент прохождения исследования имеют постоянного партнера, 41 - свободны. 43 респондента воспитывались в полной семье, 32 - в неполной. 52 респондента имеют сиблингов, 23 - нет. 37 человек относятся к ЛГБТ-сообществу, 38 - нет. Полученные данные подверглись статистической обработке с помощью t-критерия для независимых выборок. Основанием для формирование статистических групп является самоотчет респондентов - указание сексуальной ориентации (гетеросексуальной или отличной от нее). Результаты исследования и их обсуждение. У выбранных социальных групп были выявлены статистически значимые различия в показателях «Эмоциональная привязанность и чувство близости» (p=0,040), «Чувство принадлежности к городу и вера в его возможности» (p=0,044) и «Город как обладающий уникальностью» (p=0,020). Статистически значимых различий у выбранных социальных групп не обнаружено в показателях «Личный вклад в жизнь города» (p=0,275) и «Планирование будущего, связанного с городом» (p=0,629). Во-первых, представители ЛГБТ-молодежи оценивают свою эмоциональную привязанность к городу меньше (M=19,649), чем молодежь, не относящаяся к данной социальной группе (M=24,053). Во-вторых, чувство принадлежности к городу и вера в его возможности также менее выражена у ЛГБТ-молодежи (M=16,432), нежели у молодежи вне данной группы (M=20,210). В-третьих, оценка Волгограда как уникального города менее выражена у ЛГБТ-молодежи (M=14,757), чем у гетеросексуальной молодежи (M=17,921). Следует отметить, что и у ЛГБТ-молодежи, и у молодежи, не относящейся к данной социальной группе, все средние значения находятся в рамках средних значений по выборке в целом. На основе полученных в ходе исследования данных можно сделать следующие выводы. ЛГБТ-молодежь города Волгограда чувствует себя менее эмоционально привязанной, менее уверенной в возможностях города и менее чувствует принадлежность к нему, чем молодежь, не относящаяся к данной социальной группе. Вероятно, данный факт может быть объяснен восприятием настроения горожан к ЛГБТ-сообществу как негативного или реального гомофобным настроем горожан. То есть ЛГБТ-молодежь ощущает (реально или мнимо) негативное отношение в свою сторону, что провоцирует данную социальную группу к отчуждению из общества - маргинализации. Наряду с этим ощущение города Волгограда как уникального среди Российских городов у ЛГБТ-молодежи выражена меньше, чем у молодежи вне данной социальной группы. Данный факт может быть объяснен экстраполяцией негативного отношения в сторону ЛГБТ-молодежи в Волгограде на Россию в целом, что стирает индивидуальность города в восприятии данной социальной группы. Полученные выводы подтверждают гипотезу исследования о меньшей выраженности эмоционального компонента городской идентичности у представителей ЛГБТ-молодежи по сравнению с молодежью, не относящейся к данной социальной группе. Полученные в ходе исследования выводы согласуются с работами в данной тематике. Например, С. В. Мелков говорит о полноценной социальной жизни представителей ЛГБТ-сообщества только при условии их преодоления стигматизации и негативного отношения, что указывает на осложнение нахождения данной социальной группы в Российском социуме. Неготовность разделить ненависть к чему-либо отличающемуся от большинства (ксенофобию) с обществом побуждает представителей ЛГБТ-сообщества к критичному отношению к себе и другим, что, при условии способности пережить давление общества, способствует формированию внутренней позиции личности [7, с. 115-116]. Осложнение полноценного нахождения представителей ЛГБТ-сообщества в городе, на наш взгляд, может оказывать влияние на их эмоциональную вовлеченность в жизнь данного города. Заключение. Наше исследование может быть отнесено в число тех, в которых город рассматривается как пространство для реализации базовых ценностей, становления личности и психологического благополучия. [3, с. 208-209]. Отделение рассматриваемой социально-психологической группы от общества, ее маргинализация может привести к увеличению риска потери человеческих ресурсов в городе, возможно, влекущее за собой торможение социально-экономического развития региона. Поэтому описание пути развития города, на наш взгляд, должно включать в себя улучшение условий жизни местных жителей, увеличение их заинтересованности в общественной жизни Волгограда, развитие открытости города к различным социальным группам. Важным направлением является создание различных площадок для социального взаимодействия и развития молодежи, свободных от ксенофобии. Аналогичным направлением служит информирование молодежи о возможностях и положительных последствиях саморазвития и самореализации. Это необходимо для создания более положительного образа города в представлении горожан, что, возможно, повлечет за собой заинтересованность в жизни города и желание развивать его. Дальнейшим направлением исследования может выступать вопрос качественного определения потребностей горожан, неудовлетворенных в настоящих условиях городской среды Волгограда, для более детального планирования развития региона.