ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ К ГОРОДУ КАК КОМПОНЕНТА ГОРОДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МАРГРИНАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследование феномена городской идентичности в настоящее время выступает актуальным направлением как для теоретического, так и для практического научного психологического знания. В настоящей статье описаны результаты разработанного и проведенного эмпирического исследование особенностей эмоциональной привязанности как компонента городской идентичности у маргинальных групп на примере волгоградской молодежи. Результаты свидетельствуют, что молодежь, относящая себя к маргинальному сообществу, по сравнению с другими жителями того же возраста, отличается более низкими показателям эмоциональной привязанности к городу. Город не является для них особенным, уникальным, нет уверенности в его возможностях, им сложнее ощущать сопричастность к городу и его жителям. Полученные выводы могут быть использованы для описания возможного пути развития Волгограда, способствующего увеличению уровня удовлетворенности жизнью горожан, а также социально-экономическому развитию города. Исследование может быть продолжено в направлении качественного определения неудовлетворенных потребностей жителей в рамках городского пространства Волгограда.

Ключевые слова:
городская идентичность, образ города, маргинальные группы, молодежь, эмоциональная привязанность к городу
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Современный мир претерпевает значительные социально-экономические изменения, что провоцирует выход на новый уровень исследований социальной идентичности и ее разновидностей. Особое место занимают исследования городской идентичности. Данный феномен представляется наименее изученным с позиции учета города как особой социально-пространственной среды [12, с. 70]. Интерес к феномену городской идентичности обеспечивается противоречивостью и неоднозначностью социокультурных тенденций, в которых обостряется необходимость личностного выбора человека [6, с. 74]. Вслед за А. А. Озериной под городской идентичностью понимаем «социально-психологический феномен, отражающий осознание личностью своей принадлежности к городскому сообществу выраженное в определенном отношении к городу и его жителям и проявляющееся в соответствующем городском поведении» [9, с. 138]. Отличительные особенности городской идентичности обуславливаются свойствами городской среды: доступность, открытость и разнообразие жизненных сценариев и способов их осуществления [12, с. 76], относительная проницаемость городской общности [4, с. 47] и зависимость ее формирования от образа города и представлений о нормальном образе жизни в нем [4, с. 59]. В структуре городской идентичности выделяются следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий и мотивационный [10, с. 91]. Целью исследования выступает выявление особенностей эмоциональной привязанности к городу как компонента городской идентичности у маргринальных молодежных групп на примере ЛГБТ-молодежи Волгограда. Исследования городской идентичности как социально-психологического феномена способствует как углублению теоретических знаний о данном понятии, его свойствах и функциях, так и практическому применению выводов для регуляции социальных процессов в обществе, например, отношений внутри и между различными социальными группами. Грамотное использование информации может способствовать увеличению уровня удовлетворенности жизнью жителей [9, с. 135]. Последнее, на наш взгляд, может оказывать значительное влияние на социально-экономическое развитие города. Проведенные на данный момент исследования говорят о диффузной городской идентичности у молодежи. Так респонденты, живущие более 10 лет в каком-то городе, все меньше ожидают положительного влияния на них проживание в городе [5, с. 406-407]. Высокий процент студенческой молодежи Мурманска не ассоциируют себя с городской средой [8, с. 30]. Содержательное ядро городской идентичности молодежи Волгограда ограничивается представлениями об историческом военном прошлом города [10, с. 96]. Имеющиеся данные указывают на актуальность прикладных исследований данного феномена. Обозначая проблему исследования городской идентичности, можно отметить малоизученность особенностей данного феномена у различных социальных групп. Особое внимание, на наш взгляд, в данном проблемном поле можно уделить маргинальным социальным группам из-за их вынесенной из общества позиции. Вероятно, факт отчужденности от общества задает специфику городской идентичности данных групп. Под маргинальностью в данном исследовании понимаем характеристику статуса личности и ее поведения, обусловленную ее принадлежностью одновременно к двум или более референтным группам [14, с. 44]. В качестве маргинальной группы в исследовании выбрана ЛГБТ-молодежь (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры). Следует отметить, что молодежь с сексуальной ориентацией, отличной от гетеросексуальной, в связи с некоторыми особенностями культурных ценностей нередко выносится из общества в отдельный кластер - ЛГБТ-сообщество [1, с. 2]. Под сексуальной ориентацией вслед за Е. В. Даевым понимаем направленность полового интереса к лицам определенного пола [2, с. 3]. Из данного определения можно выделить гетеросексуальную (влечение к лицам противоположного пола), бисексуальную (влечение к лицам противоположного и своего пола) и гомосексуальную (влечение к лицам своего пола) сексуальные ориентации. Феномен сексуальной ориентации расценивается нами как полидетерминированный феномен, зависящий от взаимодействия генотипа индивида с постоянно меняющимися факторами окружающей среды [2, с. 4]. В своем исследовании мы акцентируем внимание на эмоциональном компоненте городской идентичности у молодежи с различными типами сексуальной ориентации. Данный компонент представляется как отношение к городу и к себе как жителю данного города [9, с. 137]. У представленной маргинальной группы этот компонент городской идентичности выбран по причине возможной интернализации нетерпимости к вариантам сексуального влечения со стороны общества, что в свою очередь может привести к внутренней гомофобии [13, с. 170]. Важно отметить, что в России выражено негативное отношение к представителям ЛГБТ-сообщества [11, с. 77-78], что может провоцировать данных людей к дистанцированию от негативного отношения. Из вышесказанного формируется гипотеза исследования: эмоциональный компонент городской идентичности представителей ЛГБТ-молодежи имеет меньшую выраженность по сравнению с молодежью, не относящейся к данной социальной группе. Методика и организация исследования. Сбор эмпирических данных производился с помощью «Томского опросника идентичности с городом» [6]. В тексте опросника названия города было заменен с Томска на Волгоград для применения на соответствующей выборке. Наряду с этим использовалась анкета, содержащая вопросы о возрасте, сексуальной ориентации, составе родительской семьи и семейном положении респондентов. Эмпирической базой исследования выступали интернет сообщества г. Волгограда. Выборку составили 75 респондентов в возрасте от 18 до 27 лет (средний возраст 19,653 года), гендерный аспект не учитывался. 34 респондента на момент прохождения исследования имеют постоянного партнера, 41 - свободны. 43 респондента воспитывались в полной семье, 32 - в неполной. 52 респондента имеют сиблингов, 23 - нет. 37 человек относятся к ЛГБТ-сообществу, 38 - нет. Полученные данные подверглись статистической обработке с помощью t-критерия для независимых выборок. Основанием для формирование статистических групп является самоотчет респондентов - указание сексуальной ориентации (гетеросексуальной или отличной от нее). Результаты исследования и их обсуждение. У выбранных социальных групп были выявлены статистически значимые различия в показателях «Эмоциональная привязанность и чувство близости» (p=0,040), «Чувство принадлежности к городу и вера в его возможности» (p=0,044) и «Город как обладающий уникальностью» (p=0,020). Статистически значимых различий у выбранных социальных групп не обнаружено в показателях «Личный вклад в жизнь города» (p=0,275) и «Планирование будущего, связанного с городом» (p=0,629). Во-первых, представители ЛГБТ-молодежи оценивают свою эмоциональную привязанность к городу меньше (M=19,649), чем молодежь, не относящаяся к данной социальной группе (M=24,053). Во-вторых, чувство принадлежности к городу и вера в его возможности также менее выражена у ЛГБТ-молодежи (M=16,432), нежели у молодежи вне данной группы (M=20,210). В-третьих, оценка Волгограда как уникального города менее выражена у ЛГБТ-молодежи (M=14,757), чем у гетеросексуальной молодежи (M=17,921). Следует отметить, что и у ЛГБТ-молодежи, и у молодежи, не относящейся к данной социальной группе, все средние значения находятся в рамках средних значений по выборке в целом. На основе полученных в ходе исследования данных можно сделать следующие выводы. ЛГБТ-молодежь города Волгограда чувствует себя менее эмоционально привязанной, менее уверенной в возможностях города и менее чувствует принадлежность к нему, чем молодежь, не относящаяся к данной социальной группе. Вероятно, данный факт может быть объяснен восприятием настроения горожан к ЛГБТ-сообществу как негативного или реального гомофобным настроем горожан. То есть ЛГБТ-молодежь ощущает (реально или мнимо) негативное отношение в свою сторону, что провоцирует данную социальную группу к отчуждению из общества - маргинализации. Наряду с этим ощущение города Волгограда как уникального среди Российских городов у ЛГБТ-молодежи выражена меньше, чем у молодежи вне данной социальной группы. Данный факт может быть объяснен экстраполяцией негативного отношения в сторону ЛГБТ-молодежи в Волгограде на Россию в целом, что стирает индивидуальность города в восприятии данной социальной группы. Полученные выводы подтверждают гипотезу исследования о меньшей выраженности эмоционального компонента городской идентичности у представителей ЛГБТ-молодежи по сравнению с молодежью, не относящейся к данной социальной группе. Полученные в ходе исследования выводы согласуются с работами в данной тематике. Например, С. В. Мелков говорит о полноценной социальной жизни представителей ЛГБТ-сообщества только при условии их преодоления стигматизации и негативного отношения, что указывает на осложнение нахождения данной социальной группы в Российском социуме. Неготовность разделить ненависть к чему-либо отличающемуся от большинства (ксенофобию) с обществом побуждает представителей ЛГБТ-сообщества к критичному отношению к себе и другим, что, при условии способности пережить давление общества, способствует формированию внутренней позиции личности [7, с. 115-116]. Осложнение полноценного нахождения представителей ЛГБТ-сообщества в городе, на наш взгляд, может оказывать влияние на их эмоциональную вовлеченность в жизнь данного города. Заключение. Наше исследование может быть отнесено в число тех, в которых город рассматривается как пространство для реализации базовых ценностей, становления личности и психологического благополучия. [3, с. 208-209]. Отделение рассматриваемой социально-психологической группы от общества, ее маргинализация может привести к увеличению риска потери человеческих ресурсов в городе, возможно, влекущее за собой торможение социально-экономического развития региона. Поэтому описание пути развития города, на наш взгляд, должно включать в себя улучшение условий жизни местных жителей, увеличение их заинтересованности в общественной жизни Волгограда, развитие открытости города к различным социальным группам. Важным направлением является создание различных площадок для социального взаимодействия и развития молодежи, свободных от ксенофобии. Аналогичным направлением служит информирование молодежи о возможностях и положительных последствиях саморазвития и самореализации. Это необходимо для создания более положительного образа города в представлении горожан, что, возможно, повлечет за собой заинтересованность в жизни города и желание развивать его. Дальнейшим направлением исследования может выступать вопрос качественного определения потребностей горожан, неудовлетворенных в настоящих условиях городской среды Волгограда, для более детального планирования развития региона.
Список литературы

1. 1. Hossein, H., Yaqub zade, E. Homsexuality in the Islam and Psychology point of view // First national conference of Sustainable Development in Educational Sciences and Psychology. - 2014. - №1. - С. 1-17. URL: https://www.civilica.com/Paper-EPSCONF01-EPSCONF01_255.html

2. 2. Даев, Е. В. О биологическом и социальном в сексуальной ориентации человека: хемокоммуникационная гипотеза // Экологическая генетика. - 2016. - 14(3). - С. 3-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-biologicheskom-i-sotsialnom-v-seksualnoy-orientatsii-cheloveka-hemokommunikatsionnaya-gipoteza

3. 3. Дробышева, Т. В., Журавлев, А. Л. Город как объект исследования в социальной психологии: к истории вопроса // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2016. - Т. 1. - №. 1. - С. 196-213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26318152

4. 4. Дягилева, Н. С., Журавлева, Л. А. Городская идентичность: понятие, структура, основы формирования // Социология города. - 2012. - №. 1. - С. 46-61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20229593

5. 5. Литвина, С. А. и др. Изменение идентичности с городом в зависимости от времени проживания в нем // Материалы съезда российского психологического общества. - 2017. - Т. 2. - C. 406-407. URL: http://xn--n1abc.xn--p1ai/library/pdf/sborniki_rpo/kazan_2017_2.pdf#page=406

6. 6. Литвина, С. А., Муравьева, О. И. Опросник идентичности с городом: разработка, валидизация, проверка надежности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8. - №. 1. - C. 73-91. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oprosnik-identichnosti-s-gorodom-razrabotka-validizatsiya-proverka-nadezhnosti

7. 7. Мелков, С. В. Проблема психологической помощи гомосексуальным подросткам // Развитие личности. - 2016. - №. 2. - С. 101-118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologicheskoy-pomoschi-gomoseksualnym-podrostkam

8. 8. Недосека, Е. В., Ануфриева, Т. В. Особенности городской идентичности молодежи г. Мурманска // Социология города. - 2015. - №. 3. - C. 22-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24167956

9. 9. Озерина, А. А. Городская идентичность как социально-психологический феномен // Logos et Praxis. - 2016. - №. 4 (34). - C. 135-139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gorodskaya-identichnost-kak-sotsialno-psihologicheskiy-fenomen

10. 10. Озерина, А. А. Структура городской идентичности волгоградской молодежи //Logos et Praxis. - 2018. - Т. 17. - №. 3. - C. 90-98. URL: https://search.proquest.com/openview/299455065e36b1d5a9b860dd63567299/1?pq-origsite=gscholar&cbl=2049699

11. 11. Петрова, Е. В. Взаимосвязь проявлений принимающего и отвергающегоотношения родительской семьи с показателями здоровья взрослых с гомо-/бисексуальной идентичностью // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2015. - №. 2. - С. 77-82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23567280

12. 12. Правоторова, А. А., Кондратьева, У. Г. Теоретические основания исследования городской идентичности // Творчество и современность. - 2018. - №. 2 (6). - C. 69-79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovaniya-issledovaniya-gorodskoy-identichnosti

13. 13. Пугачева, Е. О., Бурина, Е. А. Особенности формирования сексуальной идентичности у женщин с гомосексуальной и бисексуальной ориентацией (волонтеров организации «Выход») // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - 2016. - Т. 4. - С. 170-175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27475238

14. 14. Шиповалова, Л. В. Маргинальность и лидерство в науке // Социология науки и технологий. - 2018. - Т. 9. - №. 4. - С. 39-51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marginalnost-i-liderstvo-v-nauke

Войти или Создать
* Забыли пароль?