THE IMAGE OF PARENTS IN THE VIEW OF PERSONS WITH SCHIZOPHRENIA
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
One of the most serious life problems of modern man remains the problem of the relationship between generations - “fathers and children”. Here, an important place is given to the concept of the image, the image of the parent, the way the younger generation perceives the older. The fate of the “children”, their formation as an individual, and their psychological status largely depend on this. The relationship between parents and children is a whole complex of relationships, which includes determining the mechanisms for developing relations between parents and children, their mutual influence, prevention of psychological problems between generations in the family and much more. There is not a single psychological theory that allows us to build ideal relationships between parents and children due to the individual character of each of the participants in the system, circumstances, external and internal factors. The relationship between parents and their children with schizophrenia is even more complex. This is due both to the pathological processes and disorders that characterize this disease, as well as to family problems. The article is devoted to the study of intra-family relations, the system of personal relationships of family members, their family attitudes and the identification of hidden feelings and emotions, conflicts, feelings in relations with parents in people with paranoid schizophrenia.

Keywords:
schizophrenia, family, parents, family relationships, image of parents, parent-child relationships
Text
Publication text (PDF): Read Download

Представление человека о родителях играет важную роль в психической жизни человека. Еще с раннего детства в процессе общения с родителями человек приобретает такие качества, как способность принимать решения, умение общаться с людьми и уважать их точку зрения. Образ отца или матери служит источником развития личности. В настоящее время разрушаются традиционные отношения, стереотипы, изменяются исторически сложившиеся типы мужчин и женщин, отца и матери, поэтому проблема роли образов родителей, как архетипов, задающих структуру личности, пробуждения творческой активности и духовности, приобретает особую важность в становлении человека. Возникающие у взрослого человека в социальной сфере трудности, обусловлены тем, что такой человек жил в конфликтующей семье с противоречивыми методами воспитания. Проблема усугубляется если человек имеет психическое заболевание, такое как шизофрения. Шизофрения остается достаточно распространенным заболеванием и может возникнуть на любом этапе жизни человека. Доказано, что одной из причин этого заболевания является нарушение семейных отношений. Следовательно, существует необходимость изучения проблемы детско-родительских отношений для решения задачи профилактики возникновения шизофрении. Кроме того, эта область является недостаточно изученной, осложненной тем, что спектр нарушений очень широк и специфичен для каждого отдельного человека. Исследование образа родителей в представлении лиц с шизофренией. Всего было исследовано шестнадцать пациентов мужского пола в возрасте от до лет с диагнозом параноидная шизофрения (13 человек) и пропфшизофрения (3 человек). Исследование было построено на таких методиках как "Незаконченные предложения", "Тематический апперцептивный тест", "Рисунок семьи". Каждая методика имеет свои функции и цели, направлена на исследование различных аспектов научной работы Так, целью методика "Незаконченные предложения" (модифицированный) позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека, показывает его отношение к родителям, семье, к своим страхам и опасениям, к чувству вины, к прошлому и будущему. В основе методики лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть проецирует себя в свои ответы. Это позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные либо отрицательные установки. В данной работе мы использовали модифицированный вариант этой методики. Нами были отобраны только те предложения, которые отражают отношения личности к семье и своим родителями Тестируемым предлагалось закончить их одним или несколькими словами, на свое усмотрение. Затем исследователь в ходе интерпретации дал оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Методика «Рисунок семьи» должна помочь выявить особенности отношений в семье. Она основана на анализе и интерпретации рисунков. При этом исследователи предлагают подвергать анализу последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, отличия в формах и пропорциях, а также сам процесс рисования, графическое качество, формальную структуру. Также есть возможность выявить особенности внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем, когда раскрываются чувства к тем членам семьи, которых он считает самыми важными, чье влияние, как положительное, так и отрицательное, для него наиболее значимо. Методика «рисунок семьи» относится к классу неструктурированных проективных методик. Они дают возможность интерпретировать внешнюю и внутреннюю реальность. Полученный в результате их применения продукт творческой деятельности раскрывает индивидуально-типологические характеристики клиента: представления, настроения, состояния, чувства, отношения. На понимание доминантных побуждений, эмоций, отношений и конфликтов личности направлен "ТАТ (тематический апперцептивный тест)" (модифицированный). Он способствует определению уровня скрытых тенденций, который пациент скрывает или не может показать вследствие их неосознанности. В ходе тестирования предлагается 10 картинок, на которых изображены люди в различных ситуациях. Необходимо было определить эмоциональное состояние героев. ТАТ был проведен для того, чтобы выявить у лиц с шизофренией уровень скрытых чувств и эмоций, конфликтов и переживаний, связанных с взаимоотношениями с родителями. Метод, используемый в данном исследовании, является модификацией. Пациентам был предложено пять картин в качестве стимульного материала Результаты изучения системы личностных отношений членов семьи Анализ показал наличие конфликтов у испытуемых, расстройствах в сфере личностных отношений с родителями: положительные чувства в отношениях с матерью находятся на уровне 47 %; в отношениях с отцом - только на 8 %; к семье в целом - 44%. Это говорит о том, что отношение к матери в основном положительно и позитивно, чем к отцу. А отношение к семье в целом у половины испытуемых сложилось благоприятное. Большая половина исследуемых пережили в детстве внутрисемейные проблемы, такие как смерть одного или обоих родителей, развод родителей, лишение родительских прав, алкоголизм родителей, тюремное заключение отца, которые негативно сказались на их отношении к родителям, а также на образ семьи в целом. Эти категории составили в общей сумме 75 %. Их можно объединить в одну группу и условно назвать неблагополучная семья. По данным исследования, выявилось, что только 25 % исследуемых жили и воспитывались в полных благополучных семьях, что также повлияло на их представление о семье. Также больший процент испытуемых либо никогда не были женаты, эта категория составляет 75 %, либо находятся в разводе и не принимают никакого участия в воспитании своих детей, они составляют 25 % всей исследуемой группы. То есть можно сделать вывод, что кроме психического заболевания нарушения в отношениях с собственными родителями негативно сказались на возможности создания собственной семьи или стали одной из причин разрыва супружеских отношений. Таким образом, из всего вышесказанного следует, что лица с шизофренией имеют серьезные расстройства во взаимоотношениях внутри семьи, эмоциональные конфликты, социально дезадаптированы. Образ отца в основном неопределенный или негативный. Все это оказало влияние на проблемы в семейной сфере самих исследуемых. Результаты изучения особенностей внутрисемейных отношений В результатах проективной методики "Рисунок семьи" можно выделить следующих членов семьи, которые были изображены на рисунках: отец, мать, сам исследуемый, сестры и братья, бабушки и дедушки, дети исследуемых и животные. Анализ данных показал, что из общего количества только 56 % (9 чел.) исследуемых изобразили на рисунках своих отца и мать, что говорит о том, что около половины не ассоциирует свою семью с родителями, что они не имеют для большой значимости. 32 % не нарисовали себя, что указывает на чувство не включенности, отчужденности в своей семье. Около половины поместили на рисунках других родственников, таких как братья, сестры, бабушки, дедушки. Это указывает на то, что они играют важную роль в их жизни. 6 % изобразили на рисунке семьи только домашних животных, при наличии других членов семьи, с которыми индивида связывают семенные отношения это говорит о нарушениях во внутрисемейных отношениях. Также были отражены данные о главенствующей роли в семье. Были выделены следующие роли: отец, мать, другие члены семьи, сам исследуемый, а также неопределенная роль. В результате анализе было выявлено, что важная роль в семье у 38 % респондентов отводилась отцу, у 12 % - матери, у 25 % - роль не определена, у 18 % - другим членам (бабушке, сестре), один (6 %) пациент выделил себя. Эти результаты указывают на трудности определения семейного статуса и ролей членов семьи для испытуемых и, как следствие, являются показателем проблем во внутрисемейных отношениях. Показательными оказались данные, затрагивающие эмоциональную сферу у исследованных лиц с шизофренией. Были выделены следующие виды эмоций: отрицательные эмоции, положительные эмоции и нейтральные эмоции (отсутствие). На рисунках 76 % исследуемых у изображенных членов семьи эмоции не определяются, выражения лиц нейтральны. Только у 18 % можно определить положительно окрашенные эмоции. Положительные эмоции - это положительная ответная реакция на событие которое вызывает состояние радости и полностью соответствует ожиданию и внутренним установкам самого человека. А отрицательные эмоции наблюдаются у 6 %. Все это свидетельствует о имеющихся проблемах в эмоциональной сфере исследуемых, испытываемые затруднения в изображении эмоций являются следствием затруднения в проявлении эмоций в семейных отношениях. Кроме того анализ показал, что у испытуемых имеются признаки тревоги (43 %), депрессивного состояния (37 %) и агрессия (19 %). Нужно отметить, что у испытуемых довольно высокий уровень тревожности - 43 %. Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Депрессивное состояние наблюдается у 37 % испытуемых. Депрессивное состояние характеризуется утратой способности чувствовать радость, снижением настроения, страданием. и агрессия присутствует у 18 % из всех исследуемых. На выполненных испытуемыми рисунках фигуры не соприкасаются у 69 %, руки плохо прорисованы, не у всех есть пальцы. Это говорит о наличии низкого уровня эмоциональных связей, разобщенности между членами семей большинства пациентов. Только у 31 % испытуемых наблюдается наличие эмоциональной связи с родителями. Таким образом, можно сделать вывод, что у лиц с шизофренией существуют проблемы во взаимоотношениях с родителями. Исследуемые испытывают сложности в проявлении эмоций в семье, в определении семейного статуса и ролей членов семьи. Эмоциональные связи между членами семьи нарушены, находятся на низком уровне. Результаты изучения скрытых чувств и эмоций, конфликтов и переживаний в отношениях с родителями В результате исследования по методике ТАТ были получены следующие результаты: Анализ показал, что 82 % исследуемых не испытали затруднений в составлении рассказов по картине, затруднились в определении эмоций и статусов героев картин - 12 % (2 человека), один пациент частично справился. Из этого можно сделать вывод, что лица с шизофренией в целом в состоянии составить связное описание картин и справляются с распознаванием эмоций. Также было выявлено, что у 44% присутствуют семейные конфликты. У 56% всех испытуемых данный параметр отсутствует. Условно виды эмоций человека можно разделить на три основные категории: негативные, позитивные и нейтральные. В 53 % описаний преобладают негативные эмоции, в 20 % доминирующими оказываются позитивные эмоции , а в 27 % - эмоции не определены или нейтральные Таким образом, методика выявила психологические проблемы у большинства пациентов, связанные с взаимоотношениями с родителями. Заключение Известно, что развитие и становление образа родителей формируется за счет личного примера родителей в ходе повседневного общения, а также благодаря культуре и средствам массовой информации. Отсюда следует вывод, что своим примером родители формируют установки у своих детей об образе родителей и семьи. Факторы, которые могут способствовать формированию неадекватного образа, это аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение); неполный состав семьи; недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей; негативность отношений между родителями; конфликтность отношений в семье; вмешательство со стороны родственников в дела семьи, воспитание детей. Так как в данном исследование большинство испытуемых воспитывались в неблагополучной семье, в семьях с аморальным поведением, с неполным составом, есть случаи суицида и насильственной смерти родителей, это сказалось на взаимоотношениях в их семьях. У большинства в семьях низкий уровень эмоциональной связи, преобладают негативные эмоции в отношениях с членами семьи, присутствует тревога и депрессивное состояние, у половины присутствуют семейные конфликты. Все это повлияло на представление о родителях и о семье в целом. Следствием этого являются затруднения возникшие в проявлении эмоций в семейных отношениях у большинства исследуемых, нарушения в отношениях с собственными родителями негативно сказались на возможности создания собственной семьи, стали одной из причин разрыва супружеских отношений и проблем с собственными детьми у большинства исследуемых. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства лиц с шизофренией образ родителей сложился неадекватный, негативно окрашенный.
References

1. Zharikov N. M., Morozov G. V., Hritinin D. F.. Sudebnaya psihiatriya/ N.M.Zharikov, G.V.Morozov, D.F.Hritinin.- 3-e izd., pererab. i dop.- M.: Norma, 2004.- 528 s.

2. Kempinskiy A. Psihologiya shizofrenii/ A.Kempinskiy.- SPb.: Yuventa,1998.- 294 s.

3. Komer D.R. Osnovy patopsihologii/ D.R.Komer.- SPb.: Neva, 2001.- 579 s.

4. Suhareva G.E. Lekcii po psihiatrii detskogo vozrasta/ G.E.Suhareva.- M.: Medgiz, 1994.- 91 s.

5. Celuyko V.M. Byt' vmeste nel'zya rasstavat'sya/ V.M.Celuyko.- M.: AST, 2008.- 256 s.

6. Eydemiller E. Detskaya psihiatriya/ E.Eydemiller.- SPb: Piter, 2005.- 1120 s

7. Beytson G. K teorii shizofrenii/ G.Beytson, D.D.Dzhekson, D.Uiklend// Mosk. Psihoter.Zhurnal.- 2006.- №2.- S.42-49.

8. Linde N.D. Psihologicheskaya teoriya shizofrenii/ N.D.Linde// Zhurnal prakticheskogo psihologa.- 2000.-№6.- S.37-47.

9. Petryuk P.T. K izucheniyu kliniki paranoidnoy formy shizofrenii/ P.T.Petryuk // Zhurnal psihiatrii i medicinskoy psihologii.- 2010.- № 1-2.- S. 122-130.

10. Suleymanova S.S. Psihologicheskie problemy sovremennoy sem'i [Tekst]/ S.S.Suleymanova, A.D.Podol'skiy // Psiholog. - 2014. - №3. - S.60-127.

11. Fuller Torri E. Shizofreniya: kniga v pomosch' vracham, pacientam i chlenam ih semey. E.Fuller Torri.- SPb: Piter Press, 2002.- 448 s.

Login or Create
* Forgot password?