RESULTS OF USING A RAPID QUESTIONNAIRE AIMED AT IDENTIFYING AWARENESS AND ATTITUDES TO SUBSTANCE USE IN ADOLESCENTS
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of testing a rapid questionnaire aimed at identifying awareness and attitudes of adolescents to the use of psychoactive substances. Based on the results of the pilot version (n=80) of the questionnaire, a group of adolescents with an ambivalent attitude to psychoactive substances and alcohol, as well as a group with increased interest and activity in situations related to the use of psychoactive substances by their peers, were identified. The modified version of the Express questionnaire consisted of ten statements developed on the basis of teenagers ' descriptions of situations when using surfactants in individual conversations with a psychologist. The main stage of the study was conducted on a sample of 2025 people aged 10 to 18 years. Data were obtained on the age dynamics of indicators of awareness and attitudes to the use of surfactants among adolescents. Significant differences in the studied indicators were revealed in two groups of adolescents with normative behavior and use of surfactants. The statistical significant correlation between the indicators of the rapid test "positive attitude towards substance use", "awareness", and also the performance test of the "risk of addiction" (Hasan, B. I., Tyumeneva Y. A., 2003), which confirms the construct validity of the test.

Keywords:
Substance use, rapid questionnaire, adolescence, identification of the risks of using surfactants
Text
Text (PDF): Read Download

В подростковом возрасте отношение к психоактивному веществу (ПАВ) и его употреблению сопровождается любопытством, привлекательностью, стремлением попробовать новое [5]. Одной из значимых предпосылок формирования интереса к веществам является осведомленность подростков об их действии и процессе употребления [9]. Специфические термины, обозначающие психоактивные вещества, информация об их свойствах привлекает подростков, дает ощущение причастности к взрослым [1]. Опьяняющее вещество в сознании подростка становится психологически привлекательным. Последствия употребления ПАВ и вред, наносимый организму, недооценивается подростком, в силу низкой критичности мышления свойственной в целом для данного возрастного периода, а также отсутствием личного опыта в этом вопросе. Такие возрастные особенности и специфика отношения к употреблению психоактивных веществ могут приводить подростка к первым пробам и к систематическому употреблению в последующем. Ранняя диагностика рисков употребления подростками психоактивных веществ позволяет не только своевременно предотвращать развитие наркологических заболеваний [6]. Для оценки степени рисков употребления подростками психоактивных веществ разрабатываются и применяются диагностические инструменты, позволяющие спрогнозировать биологические, социальные, личностные риски [8]. Сложность выявления фактов употребления психоактивных веществ (ПАВ) связана с тем, что данная тема осознанно скрывается подростками, поэтому прямые вопросы об употреблении не дают необходимой информации [12]. Ряд исследователей опираются на выявление специфики мышления и поведения в целом, которые свойственны подросткам с отклоняющимся поведением, избегая вопросов о непосредственном употреблении подростками веществ. актуальным остается вопрос разработки скрининговых методов исследования отношения и осведомленности подростков к употреблению ПАВ и алкоголя, которые позволяли бы получить необходимые данные, не вызывая у подростка интенции скрывать и не указывать персональную информацию из страха негативной оценки взрослыми [4]. Большинство социально-психологических методов сосредоточены на выявлении признаков девиантного и аддиктивного поведения, а также личностных факторов употребления ПАВ [3]. Такие методы не содержат прямых вопросов об употреблении веществ, что во многом решает проблему негативизма, сопротивления подростков в отношении обследования, стремление скрыть информацию об употреблении. Однако, информация, получаемая исследователями в ходе применения данных опросников, не всегда позволяет оценить отношение подростков к употреблению ПАВ и понять степень вовлеченности в процесс потребления [9]. Специалистами ННЦ наркологии - филиала НМИЦ ПН им. В.П. Сербского был разработан экспресс-опросник, направленный на выявление отношения и осведомленности подростков в теме употребления ПАВ. Цель исследования: изучить результаты применения Экспресс-опросника, направленного на выявление отношения и осведомленности подростков в теме употребления ПАВ. Материалы и методы На первом этапе исследования применялась пилотная версия опросника, состоящая из 6 вопросов. В исследовании участвовали 80 подростков общеобразовательных школ 12-15 лет, из них 36 мальчиков и 44 девочки. На основании полученных в пилотном исследовании результатов, опросник был усовершенствован: добавлены и модифицированы вопросы, включены варианты ответов, разработан вариант количественной обработки полученных результатов. На втором этапе исследования применялась усовершенствованная версия экспресс-опросника, состоящая из 10 вопросов. В исследовании участвовали 2025 подростков в возрасте 10-18 лет, средний возраст 14 лет, из них среди них 1010 мальчиков, 967 девочек, 48 человек без указания пола. Для проверки конструктивной валидности разработанного Экспресс-опросника применялся опросник «Группа риска наркозависимости» (Хасан Б.И., Тюменева Ю.А., 2003). Для выявления подростков с риском употребления ПАВ использовались вопросы Методики модификации тела и самоповреждения (Польская Н.А., 2017): «Вы курите?», «Иногда вы употребляете алкогольные напитки?», «Пробовали ли вы наркотические вещества?». Для статистической обработки эмпирических данных использовалась программа SPSS17, методы описательной статистики; однофакторный дисперсионный анализ, метод корреляционного анализа Пирсона), метод U Манна-Уитни. Первый этап исследования (результаты применения пилотной версии опросника) В обследовании приняли участие 80 подростков. Пилотная версия опросника включала 6 вопросов. На первом этапе апробации опросника проводился качественный анализ ответов подростков на предложенные вопросы. В данном опроснике подростку делегируется экспертная позиция в отношении третьих лиц и фактов употребления ими ПАВ и алкоголя. Первый вопрос направлен на определение того, насколько знакомо подростку состояние наркотического или алкогольного опьянения. Подростку предлагается подобрать варианты ответов к вопросу: «Если кто-то из твоих знакомых в приподнятом настроении, дурачится, болтает больше обычного, что бы ты скорее заподозрил?» Среди предлагаемых ответов, два касаются употребления ПАВ и алкоголя и два связаны с поведенческими особенностями и настроением: он выпил алкоголь; ребята угостили его «травкой» или спайсами; просто такое настроение сегодня; «выпендривается» в компании, каждый день такое происходит. Ответ на данный вопрос позволил выявить сталкивался ли подросток на личном опыте, либо на опыте своего окружения с поведенческими проявлениями употребления ПАВ и алкоголя. Полученные результаты позволили выявить, что из опрошенных подростков 12% связывали веселое «дурашливое» настроение с приемом психоактивных веществ и алкоголя, и 88% отнесли описываемое состояние к хорошему настроению. Второй вопрос является открытым: подростку самому предлагается дать варианты ответов: «Если твой друг выпил много алкоголя и чувствует себя плохо, как бы ты ему помог?». Варианты ответов подростков были разделены на три основных блока: обращение за помощью ко взрослым (вызвали ли бы врача, рассказали бы родителю, позвали бы учителя и т.д.) 48% ответов; отказ от оказания помощи и решения проблемы 20%; личное включение и попытка решить вопрос самостоятельно без привлечения взрослых 32% (рис.1). Следует отметить, что 1/3 подростков готовы лично включиться в ситуацию и помочь другу. Рис.1. Результаты ответов подростков на второй вопрос пилотной версии Экспресс-опросника (составлено автором) В третьем вопросе подростку предлагается выбрать те чувства, которые может испытывать его друг, если он пробует алкоголь впервые. Предлагаются следующие варианты ответов: любопытство, желание казаться взрослым, тревога, страх показаться слабаком среди ребят, отвращение, сомнение, интерес. Полученные ответы можно охарактеризовать как положительные, отрицательные и амбивалентные (рис.2). Группа подростков с амбивалентным отношением, в выборе которых присутствовали как положительно выбранные чувства (интерес, любопытство, желание казаться взрослым), так и отрицательные (отвращение, сомнение) составила 43%. Положительное отношение к употреблению характерно для 44% подростков. Отрицательное отношение к первой пробе выявлено всего у 13% респондентов. Рис.2. Результаты ответов подростков на третий вопрос пилотной версии Экспресс-опросника (составлено автором) Четвертый вопрос касается осведомленности подростков в отношении действия отдельных психоактивных веществ и направлен на выявление ложных представлений об употреблении ПАВ: «Какой наркотик самый безвредный (марихуана, спайсы, кокаин, героин, все вредные)». Отвечая на вопрос, 94% подростков ответили категорично - «все вредные», 6% подростков выделяли отдельные виды психоактивных веществ, которые, по их мнению, обладают меньшим вредным воздействием на организм. Аналогично вопросу о чувствах в отношении употребления алкоголя, подросткам предлагалось ответить на вопрос об употреблении психоактивных веществ: Если ты знаешь, что твой друг попробовал наркотик твои чувства: «он мне больше не друг»; тревогу и волнение; желание поговорить и отговорить; попытку прояснить ситуацию (что именно он принял, как себя чувствует?); интерес и любопытство к его состоянию. Среди полученных ответов выявлено, что 87% подростков отрицательно относятся к ситуации употребления ПАВ, однако 13% выразило интерес к состоянию. В последнем вопросе подросткам предлагалось оценить возможные последствия употребления психоактивного вещества: «Если кто-то из ребят уже несколько раз пробовал «травку» (он может стать зависимым от наркотиков; ничего плохого в этом нет; он просто расслабляется; его будет тошнить и будет болеть голова)». Среди полученных результатов 12% подростков выбирали ответы «ничего плохого в этом нет» или «он просто расслабляется»; 88% отмечали негативные последствия употребления (рис.3). Рис.3. Результаты ответов подростков на шестой вопрос пилотной версии Экспресс-опросника (составлено автором) По результатам применения пилотной версии удалось выявить группу подростков с амбивалентным отношением к психоактивным веществам и алкоголю, а также группу с повышенным интересом и проявлением активности в ситуациях, связанных с употреблением ПАВ сверстниками. Второй этап исследования На данном этапе приняли участие 2025 подростков. Модифицированный вариант экспресс-опросника состоял из десяти утверждений, разработанных на основе описаний подростками ситуаций употребления ПАВ в индивидуальных беседах с психологом. Опросник позволил выявить не только отношение и осведомленность самого подростка в отношении исследуемой темы, но и понять особенности социального окружения подростка, оценить социальные риски. Опросник включает два основных тематических блока: отношение к употреблению ПАВ и осведомленность. Перечисленные блоки разделены на 6 шкал: пассивный и активный интерес; тревожное, отрицательное и положительное отношение к употреблению ПАВ и алкоголя, осведомленность. При обработке результатов подсчитывается сумма баллов по каждой из шкал. С целью исследования возрастной динамики показателей осведомленности и отношения к употреблению ПАВ обследуемые подростки были разделены на возрастные группы: 10-12 лет (n=100); 12-15 лет (n=1471); 16-18 лет (n=454) [2]. В ходе анализа полученных результатов в разных возрастных группах подростков были получены следующие данные. Для младшего подросткового возраста (10-11 лет) характерны проявления высокого уровня тревоги (p=0,000) и отрицательного отношения к употреблению ПАВ (p=0,045). Возрастная группа 16-18 лет отличается самыми высокими значениями показателя активного интереса к ПАВ (p=0,000), осведомленности о психоактивных веществах (p=0,000), готовности к пробе психоактивных веществ (p=0,000), интереса к наркотикам (p=0,000) (Данные однофакторного дисперсионного анализа, рисунок 4). Рис. 4. Возрастная динамика показателей отношения и осведомленности подростков к теме ПАВ (составлено автором) С целью сравнения показателей осведомленности и отношения к употреблению ПАВ у подростков с высоким риском употребления ПАВ и нормативным поведением, подростки были разделены на две группы: ответившие положительно на вопросы об употреблении ПАВ (n=159), ответившие отрицательно на все вопросы об употреблении (n=556). Остальные подростки (n=1310) были отнесены к группе тенденции и в сравнении не учитывались. Были выявлены значимые различия по показателям в двух группах подростков с нормативным поведением и употреблением ПАВ: пассивный интерес/активный интерес к употреблению ПАВ, тревожное/отрицательное/положительное отношение к употреблению ПАВ, осведомленность (U Манна-Уитни, см. таб. 1). В группах подростков с высоким риском употребления ПАВ показатели активного интереса, положительного отношения к употреблению и осведомлённости значимо превышают показатели подростков группы нормы (p=0,00). Не выявлено значимых различий только для одного показателя «пассивный интерес к употреблению ПАВ». Таблица 1. Сравнение отношения и осведомленности в теме ПАВ подростков в группах риска с суицидальным, самоповреждающим поведением, употреблением ПАВ и с нормативным поведением (составлено автором) Пассивный интерес Активный интерес Тревожное отношение Отрицательное отношение Положительное отношение Осведомленность Сравнение показателей в группах с нормативным поведением и риском употребления ПАВ Z -0,607 -15,1 -5,26 -6,744 -14,309 -9,104 Асимптотическая значимость (2-сторонняя) 0,544 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Для проверки конструктивной валидности экспресс-теста производилось соотнесение результатов экспресс-теста с аналогичными показателями шкал опросника «Группа риска наркозависимости» (ГРН), направленным на выявление групп риска наркозависимости у подростков в возрасте 13-18 лет. Были выявлены статистически значимые корреляционные связи (Пирсон) между показателем экспресс-теста «отрицательное отношение к употреблению ПАВ» и показателем тест ГРН «поведение в ситуации риска» (r=-0,330, р=0,000), между показателем «положительное отношение к употреблением ПАВ» и показателями «поведение в ситуации риска» (r=0,403, р=0,000), «интерес к употреблению» (r=0,386, р=0,000), «социальные установки» (r=0,339, р=0,000). Значимые корреляции обнаружены также между показателем «осведомленность» и показателями тест ГРН «поведение в ситуации риска» (r=0,337, р=0,000), «социальные установки» (r=0,335, р=0,000). Выводы: Полученные результаты апробации Экспресс-теста позволяют применять данную методику для выявления показателей отношения подростков к употреблению ПАВ, а также осведомленности в теме психоактивных веществ. В ходе применения опросника выявлено, что 12% связывают дурашливое настроение с опытом применения ПАВ; 20% подростков готовы интегрироваться в ситуацию помощи другу в случае алкогольной интоксикации, скрывая данный факт от взрослых; положительное отношение и интерес к первой пробе алкоголя проявляют 44% респондентов, к пробе наркотиков - 13%; около 6% подростков разделяют наркотики на «более» и «менее» вредные, 12% не считают что употребление «легких наркотиков» приносит вред. Отношение и осведомленность в теме ПАВ у подростков имеет возрастную динамику, увеличиваясь постепенно и достигая максимальных значений к 18 годам. Статистические значимые взаимосвязи были получены между показателями Экспресс-теста «положительное отношение к употреблением ПАВ», «осведомленность», а также и показателями теста «Группа риска наркозависимости» (Хасан Б.И., Тюменева Ю.А., 2003): поведение в ситуации риска, «интерес к употреблению, социальные установки. Также выявлены статистически значимые различия в показателях Экспресс-теста в группах подростков, употребляющих психоактивные вещества и группе с нормативным поведением. Полученные результаты подтверждают конструктивную валидность разработанного экспресс-опросника.
References

1. Grechanyj S. V. Kliniko-psihologicheskaya harakteristika motivov upotrebleniya psihoaktivnyh veshchestv podrostkami //Pediatr. - 2015. - T. 6. - №. 2.

2. Grigor'eva A. A. Harakteristika podrostkov s riskom samopovrezhdayushchego povedeniya i upotrebleniya psihoaktivnyh veshchestv //Sibirskii ̆vestnik psihiatrii i narkologii. - 2019. - T. 2. - №. 103. - S. 32-40.

3. Grigor'eva A.A., Afonina YU.S. Psihometricheskie metody issledovaniya upotrebleniya podrostkami i licami yunosheskogo vozrasta psihoaktivnyh veshchestv i alkogolya// Psihicheskoe zdorov'e №4 (143), 2018. S. 46-52. (ZHurnal vhodit v perechen' nauchnyh recenziruemyh izdanij)

4. Ivanov A. A., Korchagina G. A., Fadeeva E. V. Rezul'taty primeneniya metoda ekspress-testirovaniya dlya diagnostiki sluchaev upotrebleniya narkoticheskih veshchestv v altajskom krae //Voprosy narkologii. - 2011. - №. 4. - S. 24-27.

5. Korolenko C. P., Donskih T. A. Osnovnye harakteristiki razvitiya addiktivnogo povedeniya //Sovr. zadachi psihiatrii i narkologii. - 1990. - S. 32-33.

6. Pairel' S. V. Profilakticheskaya rabota s podrostkami, sklonnymi k upotrebleniyu psihoaktivnyh veshchestv //Povedenie riska: sovremennye napravleniya issledovaniya i profilaktiki.-SPb.: NOU «Institut special'noj pedagogiki i psihologii. - 2012. - S. 96-100.

7. Pol'skaya N.A. Fenomenologiya i funkcii samopovrezhdayushchego povedeniya pri normativnom i narushennom psihicheskom razvitii. Diss. … dok. nauk. 2017. - 423 s.

8. Rozhkov M., Koval'chuk M. Profilaktika narkomanii u podrostkov. - Litres, 2019.

9. Fadeeva S. V. Faktory riska razvitiya narkoticheskoj i komp'yuternoj zavisimostej v podrostkovoj srede //Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2010. - №. 5.

10. Fatyushkina E. V. Prichiny upotrebleniya podrostkami psihoaktivnyh veshchestv //Profilaktika zavisimostej. - 2018. - №. 4. - S. 34-38.

11. Hasan B.I., Dyundik N.N., Fedorenko E.YU., Kuharenko I.A., Privalihina T.I. Obrazovanie v oblasti profilaktiki narkozavisimosti i drugih addikcij. Organizacionno-metodicheskoe posobie. Krasnoyarskij gos.un-t.- Krasnoyarsk. 2003g.

12. Hriptovich V. A. Problema rannego vyyavleniya predraspolozhennosti obuchayushchihsya k formirovaniyu himicheskoj zavisimosti. - 2016.

Login or Create
* Forgot password?