Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
В подростковом возрасте отношение к психоактивному веществу (ПАВ) и его употреблению сопровождается любопытством, привлекательностью, стремлением попробовать новое [5]. Одной из значимых предпосылок формирования интереса к веществам является осведомленность подростков об их действии и процессе употребления [9]. Специфические термины, обозначающие психоактивные вещества, информация об их свойствах привлекает подростков, дает ощущение причастности к взрослым [1]. Опьяняющее вещество в сознании подростка становится психологически привлекательным. Последствия употребления ПАВ и вред, наносимый организму, недооценивается подростком, в силу низкой критичности мышления свойственной в целом для данного возрастного периода, а также отсутствием личного опыта в этом вопросе. Такие возрастные особенности и специфика отношения к употреблению психоактивных веществ могут приводить подростка к первым пробам и к систематическому употреблению в последующем. Ранняя диагностика рисков употребления подростками психоактивных веществ позволяет не только своевременно предотвращать развитие наркологических заболеваний [6]. Для оценки степени рисков употребления подростками психоактивных веществ разрабатываются и применяются диагностические инструменты, позволяющие спрогнозировать биологические, социальные, личностные риски [8]. Сложность выявления фактов употребления психоактивных веществ (ПАВ) связана с тем, что данная тема осознанно скрывается подростками, поэтому прямые вопросы об употреблении не дают необходимой информации [12]. Ряд исследователей опираются на выявление специфики мышления и поведения в целом, которые свойственны подросткам с отклоняющимся поведением, избегая вопросов о непосредственном употреблении подростками веществ. актуальным остается вопрос разработки скрининговых методов исследования отношения и осведомленности подростков к употреблению ПАВ и алкоголя, которые позволяли бы получить необходимые данные, не вызывая у подростка интенции скрывать и не указывать персональную информацию из страха негативной оценки взрослыми [4]. Большинство социально-психологических методов сосредоточены на выявлении признаков девиантного и аддиктивного поведения, а также личностных факторов употребления ПАВ [3]. Такие методы не содержат прямых вопросов об употреблении веществ, что во многом решает проблему негативизма, сопротивления подростков в отношении обследования, стремление скрыть информацию об употреблении. Однако, информация, получаемая исследователями в ходе применения данных опросников, не всегда позволяет оценить отношение подростков к употреблению ПАВ и понять степень вовлеченности в процесс потребления [9]. Специалистами ННЦ наркологии - филиала НМИЦ ПН им. В.П. Сербского был разработан экспресс-опросник, направленный на выявление отношения и осведомленности подростков в теме употребления ПАВ. Цель исследования: изучить результаты применения Экспресс-опросника, направленного на выявление отношения и осведомленности подростков в теме употребления ПАВ. Материалы и методы На первом этапе исследования применялась пилотная версия опросника, состоящая из 6 вопросов. В исследовании участвовали 80 подростков общеобразовательных школ 12-15 лет, из них 36 мальчиков и 44 девочки. На основании полученных в пилотном исследовании результатов, опросник был усовершенствован: добавлены и модифицированы вопросы, включены варианты ответов, разработан вариант количественной обработки полученных результатов. На втором этапе исследования применялась усовершенствованная версия экспресс-опросника, состоящая из 10 вопросов. В исследовании участвовали 2025 подростков в возрасте 10-18 лет, средний возраст 14 лет, из них среди них 1010 мальчиков, 967 девочек, 48 человек без указания пола. Для проверки конструктивной валидности разработанного Экспресс-опросника применялся опросник «Группа риска наркозависимости» (Хасан Б.И., Тюменева Ю.А., 2003). Для выявления подростков с риском употребления ПАВ использовались вопросы Методики модификации тела и самоповреждения (Польская Н.А., 2017): «Вы курите?», «Иногда вы употребляете алкогольные напитки?», «Пробовали ли вы наркотические вещества?». Для статистической обработки эмпирических данных использовалась программа SPSS17, методы описательной статистики; однофакторный дисперсионный анализ, метод корреляционного анализа Пирсона), метод U Манна-Уитни. Первый этап исследования (результаты применения пилотной версии опросника) В обследовании приняли участие 80 подростков. Пилотная версия опросника включала 6 вопросов. На первом этапе апробации опросника проводился качественный анализ ответов подростков на предложенные вопросы. В данном опроснике подростку делегируется экспертная позиция в отношении третьих лиц и фактов употребления ими ПАВ и алкоголя. Первый вопрос направлен на определение того, насколько знакомо подростку состояние наркотического или алкогольного опьянения. Подростку предлагается подобрать варианты ответов к вопросу: «Если кто-то из твоих знакомых в приподнятом настроении, дурачится, болтает больше обычного, что бы ты скорее заподозрил?» Среди предлагаемых ответов, два касаются употребления ПАВ и алкоголя и два связаны с поведенческими особенностями и настроением: он выпил алкоголь; ребята угостили его «травкой» или спайсами; просто такое настроение сегодня; «выпендривается» в компании, каждый день такое происходит. Ответ на данный вопрос позволил выявить сталкивался ли подросток на личном опыте, либо на опыте своего окружения с поведенческими проявлениями употребления ПАВ и алкоголя. Полученные результаты позволили выявить, что из опрошенных подростков 12% связывали веселое «дурашливое» настроение с приемом психоактивных веществ и алкоголя, и 88% отнесли описываемое состояние к хорошему настроению. Второй вопрос является открытым: подростку самому предлагается дать варианты ответов: «Если твой друг выпил много алкоголя и чувствует себя плохо, как бы ты ему помог?». Варианты ответов подростков были разделены на три основных блока: обращение за помощью ко взрослым (вызвали ли бы врача, рассказали бы родителю, позвали бы учителя и т.д.) 48% ответов; отказ от оказания помощи и решения проблемы 20%; личное включение и попытка решить вопрос самостоятельно без привлечения взрослых 32% (рис.1). Следует отметить, что 1/3 подростков готовы лично включиться в ситуацию и помочь другу. Рис.1. Результаты ответов подростков на второй вопрос пилотной версии Экспресс-опросника (составлено автором) В третьем вопросе подростку предлагается выбрать те чувства, которые может испытывать его друг, если он пробует алкоголь впервые. Предлагаются следующие варианты ответов: любопытство, желание казаться взрослым, тревога, страх показаться слабаком среди ребят, отвращение, сомнение, интерес. Полученные ответы можно охарактеризовать как положительные, отрицательные и амбивалентные (рис.2). Группа подростков с амбивалентным отношением, в выборе которых присутствовали как положительно выбранные чувства (интерес, любопытство, желание казаться взрослым), так и отрицательные (отвращение, сомнение) составила 43%. Положительное отношение к употреблению характерно для 44% подростков. Отрицательное отношение к первой пробе выявлено всего у 13% респондентов. Рис.2. Результаты ответов подростков на третий вопрос пилотной версии Экспресс-опросника (составлено автором) Четвертый вопрос касается осведомленности подростков в отношении действия отдельных психоактивных веществ и направлен на выявление ложных представлений об употреблении ПАВ: «Какой наркотик самый безвредный (марихуана, спайсы, кокаин, героин, все вредные)». Отвечая на вопрос, 94% подростков ответили категорично - «все вредные», 6% подростков выделяли отдельные виды психоактивных веществ, которые, по их мнению, обладают меньшим вредным воздействием на организм. Аналогично вопросу о чувствах в отношении употребления алкоголя, подросткам предлагалось ответить на вопрос об употреблении психоактивных веществ: Если ты знаешь, что твой друг попробовал наркотик твои чувства: «он мне больше не друг»; тревогу и волнение; желание поговорить и отговорить; попытку прояснить ситуацию (что именно он принял, как себя чувствует?); интерес и любопытство к его состоянию. Среди полученных ответов выявлено, что 87% подростков отрицательно относятся к ситуации употребления ПАВ, однако 13% выразило интерес к состоянию. В последнем вопросе подросткам предлагалось оценить возможные последствия употребления психоактивного вещества: «Если кто-то из ребят уже несколько раз пробовал «травку» (он может стать зависимым от наркотиков; ничего плохого в этом нет; он просто расслабляется; его будет тошнить и будет болеть голова)». Среди полученных результатов 12% подростков выбирали ответы «ничего плохого в этом нет» или «он просто расслабляется»; 88% отмечали негативные последствия употребления (рис.3). Рис.3. Результаты ответов подростков на шестой вопрос пилотной версии Экспресс-опросника (составлено автором) По результатам применения пилотной версии удалось выявить группу подростков с амбивалентным отношением к психоактивным веществам и алкоголю, а также группу с повышенным интересом и проявлением активности в ситуациях, связанных с употреблением ПАВ сверстниками. Второй этап исследования На данном этапе приняли участие 2025 подростков. Модифицированный вариант экспресс-опросника состоял из десяти утверждений, разработанных на основе описаний подростками ситуаций употребления ПАВ в индивидуальных беседах с психологом. Опросник позволил выявить не только отношение и осведомленность самого подростка в отношении исследуемой темы, но и понять особенности социального окружения подростка, оценить социальные риски. Опросник включает два основных тематических блока: отношение к употреблению ПАВ и осведомленность. Перечисленные блоки разделены на 6 шкал: пассивный и активный интерес; тревожное, отрицательное и положительное отношение к употреблению ПАВ и алкоголя, осведомленность. При обработке результатов подсчитывается сумма баллов по каждой из шкал. С целью исследования возрастной динамики показателей осведомленности и отношения к употреблению ПАВ обследуемые подростки были разделены на возрастные группы: 10-12 лет (n=100); 12-15 лет (n=1471); 16-18 лет (n=454) [2]. В ходе анализа полученных результатов в разных возрастных группах подростков были получены следующие данные. Для младшего подросткового возраста (10-11 лет) характерны проявления высокого уровня тревоги (p=0,000) и отрицательного отношения к употреблению ПАВ (p=0,045). Возрастная группа 16-18 лет отличается самыми высокими значениями показателя активного интереса к ПАВ (p=0,000), осведомленности о психоактивных веществах (p=0,000), готовности к пробе психоактивных веществ (p=0,000), интереса к наркотикам (p=0,000) (Данные однофакторного дисперсионного анализа, рисунок 4). Рис. 4. Возрастная динамика показателей отношения и осведомленности подростков к теме ПАВ (составлено автором) С целью сравнения показателей осведомленности и отношения к употреблению ПАВ у подростков с высоким риском употребления ПАВ и нормативным поведением, подростки были разделены на две группы: ответившие положительно на вопросы об употреблении ПАВ (n=159), ответившие отрицательно на все вопросы об употреблении (n=556). Остальные подростки (n=1310) были отнесены к группе тенденции и в сравнении не учитывались. Были выявлены значимые различия по показателям в двух группах подростков с нормативным поведением и употреблением ПАВ: пассивный интерес/активный интерес к употреблению ПАВ, тревожное/отрицательное/положительное отношение к употреблению ПАВ, осведомленность (U Манна-Уитни, см. таб. 1). В группах подростков с высоким риском употребления ПАВ показатели активного интереса, положительного отношения к употреблению и осведомлённости значимо превышают показатели подростков группы нормы (p=0,00). Не выявлено значимых различий только для одного показателя «пассивный интерес к употреблению ПАВ». Таблица 1. Сравнение отношения и осведомленности в теме ПАВ подростков в группах риска с суицидальным, самоповреждающим поведением, употреблением ПАВ и с нормативным поведением (составлено автором) Пассивный интерес Активный интерес Тревожное отношение Отрицательное отношение Положительное отношение Осведомленность Сравнение показателей в группах с нормативным поведением и риском употребления ПАВ Z -0,607 -15,1 -5,26 -6,744 -14,309 -9,104 Асимптотическая значимость (2-сторонняя) 0,544 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Для проверки конструктивной валидности экспресс-теста производилось соотнесение результатов экспресс-теста с аналогичными показателями шкал опросника «Группа риска наркозависимости» (ГРН), направленным на выявление групп риска наркозависимости у подростков в возрасте 13-18 лет. Были выявлены статистически значимые корреляционные связи (Пирсон) между показателем экспресс-теста «отрицательное отношение к употреблению ПАВ» и показателем тест ГРН «поведение в ситуации риска» (r=-0,330, р=0,000), между показателем «положительное отношение к употреблением ПАВ» и показателями «поведение в ситуации риска» (r=0,403, р=0,000), «интерес к употреблению» (r=0,386, р=0,000), «социальные установки» (r=0,339, р=0,000). Значимые корреляции обнаружены также между показателем «осведомленность» и показателями тест ГРН «поведение в ситуации риска» (r=0,337, р=0,000), «социальные установки» (r=0,335, р=0,000). Выводы: Полученные результаты апробации Экспресс-теста позволяют применять данную методику для выявления показателей отношения подростков к употреблению ПАВ, а также осведомленности в теме психоактивных веществ. В ходе применения опросника выявлено, что 12% связывают дурашливое настроение с опытом применения ПАВ; 20% подростков готовы интегрироваться в ситуацию помощи другу в случае алкогольной интоксикации, скрывая данный факт от взрослых; положительное отношение и интерес к первой пробе алкоголя проявляют 44% респондентов, к пробе наркотиков - 13%; около 6% подростков разделяют наркотики на «более» и «менее» вредные, 12% не считают что употребление «легких наркотиков» приносит вред. Отношение и осведомленность в теме ПАВ у подростков имеет возрастную динамику, увеличиваясь постепенно и достигая максимальных значений к 18 годам. Статистические значимые взаимосвязи были получены между показателями Экспресс-теста «положительное отношение к употреблением ПАВ», «осведомленность», а также и показателями теста «Группа риска наркозависимости» (Хасан Б.И., Тюменева Ю.А., 2003): поведение в ситуации риска, «интерес к употреблению, социальные установки. Также выявлены статистически значимые различия в показателях Экспресс-теста в группах подростков, употребляющих психоактивные вещества и группе с нормативным поведением. Полученные результаты подтверждают конструктивную валидность разработанного экспресс-опросника.