DEVELOPMENT OF AGRARIAN SCIENCE AND AGRARIAN EDUCATION: STATE, FORECASTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the federal law No. 264-FZ of December 29, 2006 "On the development of agriculture" [1], the development of science and innovation in the field of the agro-industrial complex is defined among the main directions of the state agricultural policy (Article 5, paragraph 5). In the same federal law (Article 5, Clause 7), the main direction of the state agrarian policy is “improving the system of education, training and retraining of specialists for agriculture”. Scientific and technological support of agriculture is a vital necessity for the development of the industry in modern conditions, because the technologies and programs for the functioning of domestic agriculture that have been in force until now have exhausted the possibilities of conducting agricultural activities without introducing scientific advances in agricultural production in the field of crop production, animal husbandry, poultry farming and other areas of agricultural economy. Seed growing of potatoes and vegetables, both open and protected, remains a problem. And for some crops, imported seeds are used in production, which is a threat to food security and food independence of the Russian state. Practically, the same situation is in livestock and poultry farming, where breeding animals and breeding eggs purchased in foreign countries are used. Imported antibiotics and other veterinary drugs, as well as herbicides and pesticides and other agrochemicals used in Russian agriculture remain at risk. Despite the government decisions made, domestic agricultural producers, due to the lack of the necessary agricultural machinery and equipment in the Russian Federation, continue to purchase technical means and spare parts for them abroad, which causes risky situations, aggravated by financial instability in the world due to pandemic of the new coronavirus infection "Covid-19", economic sanctions and other negative factors. The above circumstances objectively call for the accelerated development of domestic agricultural science. This task should be carried out by students and postgraduates of agricultural universities using scientific laboratories within the walls of the university, graduates of agricultural universities and academies working in scientific institutions of the Russian Academy of Sciences and other research organizations, as well as specialists working in agricultural organizations. In order to successfully solve the problems of scientific and technological development of agricultural production, researchers must receive the necessary knowledge and qualifications, and, most importantly, skills for research activities in the process of studying at an agricultural university.

Keywords:
agricultural science, agricultural education, research activities, development of agricultural production, new technologies, innovation
Text

Введение

Тема развития научных исследований и разработки научных достижений, их трансферта в аграрное производство является особо актуальной в современный период функционирования российского сельского хозяйства.

Также актуальной является тема формирования научно - практических подходов к совершенствованию образовательной подготовки  обучающихся в аграрном вузе, способных к осуществлению научно - исследовательской деятельности и востребованных в аграрной сфере как специалисты, обладающие необходимым уровнем знаний и компетенций.

Проблемы исследования научного содержания реализации государственной аграрной политики и комплекса направлений сельскохозяйственной деятельности, требующих научного осмысления, постоянно находятся в процессе научно - исследовательской деятельности в учреждениях образования и науки. Речь идет о защите диссертаций кандидата и доктора наук, подготовке монографий, сборников научных статей, публикациях в научных журналах, входящих в список ВАК и РИНЦ, а также в международные наукометрические базы Scopus, Web of Science и другие.

Научных публикаций по теме настоящей статьи большое количество, но, тем не менее, проблемы остаются востребованными для дальнейших исследований, поскольку аграрная наука и образование в Российской Федерации еще далеки от мировых образцов.

Этими факторами и объясняется целесообразность разработки темы, обозначенной в названии настоящей статьи.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что оно проводится в условиях востребованности российского сельского хозяйства перехода на научно - технологическое развитие, и, в связи с этими, целями формирования новых подходов к организации аграрного образования.

Целью исследования темы настоящей научной статьи является анализ состояния научно - технологического обеспечения функционирования российского сельского хозяйства в условиях трансформационных процессов в экономике и соответствия аграрного образования потребителям аграрного производства с учетом инноваций и перехода на новый технологический уклад.

Задача исследования - обосновать прогнозы научно - технологического развития аграрного производства и подготовки кадров специалистов для интеллектуализированного сельского хозяйства и АПК.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что содержание статьи может дополнить теоретическое направление экономической науки. Материалы статьи также могут быть востребованы в научно - исследовательской деятельности студентов и спирантов аграрного вуза.

Практическая значимость настоящей работы связана с тем, что материалы, изложенные в статье, могут быть использованы в управленческой деятельности в АПК и сельском хозяйстве, а также в управлении аграрным образованием.

Методы исследования, используемые при подготовке статьи: методы анализа и синтеза, метод обобщения, прогнозирования и стратегического планирования.

 

Результаты и  обсуждение

Функционирование сельского хозяйства в современной Российской Федерации ориентировано на обеспечение страны продовольствием в соответствии с медицинскими и рациональными нормами питания. Важное значение имеет импортозамещение сельскохозяйственного сырья и продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности и продовольственной независимости российского государства. В условиях успешного решения вышеназванных задач особую значимость приобретает экспортно - ориентированная организация сельскохозяйственной деятельности, и, в связи с этим, завоевание устойчивых позиций на мировом агропродовольственном рынке. Чтобы отечественное сельское хозяйство устойчиво и экологически эффективно развивалось в условиях мировой нестабильности и существующих трансформаций в экономике России и зарубежных стран, необходимо осваивать новую технику и технологические приемы сельскохозяйственной деятельности, основанные на научных достижениях в области земледелия и семеноводства сельскохозяйственных культур, развития племенного дела в животноводстве и птицеводстве. Новые подходы к организации аграрного производства необходимо внедрять в условиях цифровизации, роботизации, информатизации и других направлений «умного» сельского государства.

Органы государственной власти на правовом уровне стремятся создать условия для научно - технологического развития аграрного сектора экономики. Отметим отдельные правовые акты, принятые за последние годы:

Указ Президента РФ № 623 от 16.12.2015 года «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации [2].

Указ Президента РФ № 624 от 01.12.2016 года «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период» [3].

Указ Президента РФ № 350 от 21.07.2016 года «О мерах по реализации государственной научно - технологической политики в интересах развития сельского хозяйства» [4].

Федеральная научно - технологическая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ № 996 от 25.08.2017 года [5].

Прогноз научно - технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 3 от 12.01.2017 года [6].

Указ Президента Российской Федерации № 20 от 21.01.2020 года «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [7].

Надо отметить, что продолжается реализация федерального закона № 264-ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2024 гг. [8]. Эти документы устанавливают финансово - экономические механизмы развития российского сельского хозяйства в условиях научно - технологического обеспечения.

В программе стратегического развития Уральского государственного аграрного университета на период до 2025 года имеется раздел о проведении научных исследований преподавателями и обучающимися, направления и темы исследований, которые ориентированы на потребности Свердловской области в сфере сельского хозяйства и АПК. Приведем темы отдельных исследований:

- создание новых высокопродуктивных сортов растений с улучшенными хозяйственно - ценными признаками, адаптированных к природно - климатическим условиям Урала;

- разработка способов и систем создания генотипов сельскохозяйственных животных на основе молекулярной биологии, эффективный контроль процессов, создание диагностических тест-систем на основе нанобиотехнологий, средств и методов профилактики и лечения болезней животных;

- новые технологии геоинформационного анализа состояния и сбережения земель сельскохозяйственного назначения, в том числе неиспользованных в аграрном производстве.

- новые машинные технологии и технические средства для комплексной механизации и роботизации, а также информационные и цифровые системы для сельского хозяйства;

- создание биотехнологий переработки сырья животного и растительного происхождения, системы контроля качества для получения полноценных продуктов питания, биологически активных комплексов направленного назначения;

- разработка механизмов, методов и моделей ускорения социально-экономического развития сельских территорий, формирования и развития человеческого капитала в сельских поселениях;

- проблемы экологизации сельскохозяйственной деятельности и развития органического сельского хозяйства;

- анализ и прогнозирование эффективности организационно - правовых форм предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве и АПК, а также системы управления в аграрном секторе экономики в условиях трансформаций и финансовой нестабильности, вызванных геополитическими и геоэкономическими факторами.

Необходимо отметить, что вышеизложенные темы в  ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ» используются в рамках существующих научных школ, а также созданных научно - исследовательских институтов, где наукой занимаются известные ученые с участием аспирантов и студентов. Перечень тем, определенных для научных исследований востребует соответствующей подготовки преподавателей,  поскольку определенные направления являются новыми и для их полноценного исследования мало использовать информацию, изложенную в электронной сети. Объективно нужны анализ и обобщения практики внедрения в используемой сфере и прогнозирования внедрений научных разработок в аграрное производство. Новые подходы к проведению научно - исследовательской работы потребует перестройки учебного процесса в аграрном вузе. В учебные планы необходимо ввести новые учебные дисциплины, ибо без знания теоретических основ проблематично вести разговор о развитии аграрной науки.

В настоящее время современные технологии в АПК используются во всех отраслях. Но для модернизационных процессов необходим кадровый потенциал, который является носителем инновационных знаний не только в теории, но и на практике.

На территории страны выделяют более 80 сельскохозяйственных районов, которые занимаются разными промыслами. Но они объединены в 12 групп по степени сходства. Разная специализация производства определенным образом влияет и на требования, которые предъявляются к выпускникам аграрных вузов, так как современные специалисты должны обладать разносторонними знаниями.

В настоящее время специалистов с высшим образованием для АПК готовят 54 вуза Минсельхоза России. А также в РФ более 500 средних специальных учреждений (СПО) по данному профилю. Разработаны и активно внедряются в учебный процесс программы повышения квалификации. Ежегодно по таким программам проходят профессиональную переподготовку более 35 тысяч человек из числа руководителей и специалистов. Тридцать аграрных вузов реализуют программы среднего профессионального образования по 51 специальности.

Также аграрные университеты и учреждения аграрного профиля проводят консультационную работу для товаропроизводителей, задействованных в АПК по вопросам технологии производства и выращивания сельскохозяйственной продукции, по вопросам бухгалтерского учета и аграрного права. И сейчас во многих регионах страны существуют утвержденные программы кадрового обеспечения АПК на период до пяти лет.

В зависимости от эффективности работы аграрных образовательных учреждений разрабатываются  предложения по количеству бюджетных мест и объемам инвестиций на развитие образовательных учреждений села.

Современное аграрное образование нацелено на развитие научно – исследовательского потенциала. Для этого необходимы новые знания и проведение фундаментальных исследований с целью разработок опережающих технологий в АПК. Необходимым условием для этого является преемственность поколений научно – педагогических работников, в обязанность которых входит осуществление качественной подготовки специалистов аграрных сфер, а также формирование современных научных школ.

Немаловажное значение здесь имеет и вовлечение студентов в научно – исследовательскую деятельность с целью создания прикладных научных разработок.     

 

Заключение. Выводы

С учетом целей и задач стратегического планирования и прогнозирования существования и развития сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса в современной России необходимы новые подходы к организации научно - исследовательской деятельности и развития аграрной науки, обеспечивающих экономически эффективное функционирование аграрного производства, независимо от воздействия внешней среды. Сегодня в Российской Федерации развитие образования ориентировано на Форсайт [9, 10], как карту достаточно вероятных событий, которые могут произойти в обозримом будущем и которые важно учитывать для применения решений в настоящем.

Мегатренды для развития образования в России:

- старение населения страны;

- демографическая яма молодежи до 2015 г.;

- рост населения за счет «нетрадиционных» наций из среднеазиатских и кавказских республик;

- восполнение отставания России от мировых стран в сфере высокотехнологического производства, в том числе в аграрной сфере;

- ускоренная смена технического и технологического уклада, и, в связи с этим, смена состава профессий в аграрном производстве;

- инфантилизация молодежи и другие факторы, которые потребуют масштабных изменений в образовании, в том числе и аграрном.

Современное аграрное образование должно быть непрерывным, человеко - ориентированным, осуществляемым множеством форм обучения и востребованным в аграрном секторе экономики.

Образование должно быть ориентировано на активное участие молодежи в научно - исследовательской деятельности и достижении позитивных результатов в развитии сельского хозяйства и АПК в рамках новых укладов, обеспечивающих переход российской аграрной экономики на мировой уровень. Трансформация аграрного образования обеспечит эффективное и устойчивое развитие в Российской Федерации агробизнеса и в целом экономики государства. Этот фактор будет способствовать росту влияния страны на глобальном рынке продовольствия.

References

1. Federal'nyy zakon № 264-FZ ot 29.12.2006 g. «O razvitii sel'skogo hozyaystva» / Sobranie zakonodatel'stva RF 2007 № 1 (Ch I) st. 27// Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24837 (data obrascheniya 06.02.2021)

2. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii № 623 ot 16.12.2015 «Ob utverzhdenii prioritetnyh napravleniy razvitiya nauki, tehnologiy i tehniki v Rossiyskoy Federacii i perechnya kriticheskih tehnologiy Rossiyskoy Federacii // Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/55171684/ (data obrascheniya 03.02.2021)

3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii № 624 ot 01.12.2016 g. «O strategii nauchno-tehnicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na dolgosrochnyy period» // Rezhim dostupa: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-01122016-n-642-o-strategii/ (data obrascheniya 16.02.2021)

4. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii № 350 ot 21.07.2016 g. «O merah po realizacii gosudarstvennoy nauchno-tehnicheskoy politiki v interesah sel'skogo hozyaystva» // Rezhim dostupa: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-21072016-n-350/ (data obrascheniya 15.02.2021)

5. Federal'naya nauchno-tehnicheskaya programma razvitiya sel'skogo hozyaystva na 2017-2025 gody, utv. postanovleniem Pravitel'stva RF № 996 ot 25.08.2017 // Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/71755402/ (data obrascheniya 10.02.2021)

6. Prognoz nauchno - tehnicheskogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda utv. prikazom MSHRF № 3 ot 12.01.2017 g./ Sayt MSH RF // Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/456038646 (data obrascheniya 04.02.2021)

7. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii utv. ukazom Prezidenta RF № 20 ot 21.01.2020 g./Sobranie zakonodatel'stva RF 2020 № 4 st.345 // Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106 (data obrascheniya 12.02.2021)

8. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo hozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyaystvennoy produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2024 gg./ Sobranie zakonodatel'stva RF 2012 № 32 st.4549 // Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/902361843 (data obrascheniya 16.02.2021)

9. Dokumentaciya na produkt «Forsayt. Analiticheskaya platforma». Versiya 9.2 Update 18 ot 26-01-2021 // Rezhim dostupa: https://help.fsight.ru/ru/first_topic.htm (data obrascheniya 20.02.2021)

10. Sokolova E.I. Dialekticheskie zadachi, primenyaemye pri formirovanii professional'nyh kompetenciy studentov i ih klassifikacii / E.I. Sokolova, L.I. Tararina, A.R. Nabieva, R.M. Galiev // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. – 2015. – № 6-2 (113). – S. 332-335.


Login or Create
* Forgot password?