Moscow State University. M.V. Lomonosov (Department of Socio-Cultural Design and Development of Territories, Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
The importance of the “look ahead” component of the visual system of the school of entrepreneurship of J. Schumpeter from the point of view of the strategic development of the national economy in modern conditions is considered. Attempts to implement a “look ahead” in relation to the national economy are analyzed both from the point of view of overcoming the current global economic crisis and from the point of view of overcoming the protracted stagnation in the domestic economy, which lasts for more than a decade. Proposals are formulated for the formation of a productive outlook in the interests of a qualitative increase in the effectiveness of the development of the national economy.
forward look, strategic development, national economy
Введение
Сегодняшнее состояние и развитие мировой и национальной экономики неразрывно связывают с протекающим глобальным мировым экономическим кризисом [27]. В то же время для России остается нерешенной проблема преодоления затяжной стагнации, которая продолжается в отечественной экономике не первое десятилетие [21].
В этой связи актуальным остается решение двуединой стратегической задачи как преодоления национальной экономикой относительно короткого глобального экономического кризиса (который, тем не менее, по прогнозам экспертов, продлится в России не один год [34]), так и затяжного кризиса стагнации (который по различным прогнозам может продлиться еще 10-15 лет [6, 28]), с учетом возможностей, предоставляемых предстоящим развитием в мировой экономике шестого технологического уклада [10].
Учитывая опыт реализации предыдущей стратегии развития национальной экономики – «Стратегии-2020» [23], который, по мнению автора и других исследователей, например [15, 25], нельзя признать успешным, представляет несомненный интерес рассмотрение концептуального взгляда, определяющего целеполагание в стратегическом развитии российской экономики на период до 2030 г.
Цель исследования
Таким образом, целью представленных исследований является определение требований к концептуальным основам стратегического развития национальной экономики, обеспечивающим кардинальное повышение уровня ее развития как основы роста благосостояния населения и радикальных позитивных изменений уровня международной конкурентоспособности государства.
Методическая и информационная база исследований
Методическую базу исследований составили научные работы по проблемам стратегического управления таких авторов, как Ансофф И. [2], Бараненко С.П. [4], Веселков С.Н. [5], Грант С. [7], Дамодаран А. [8], Егоршин А.П. [13], Зайцев Л.Г. [14], Котлер Ф. [16], Литвак Б.Г. [17], Минцберг Г. [18], Носова С.С. [19], Парахина В.Н. [20], Родионова В.Н. [24], Стрикленд А., Томпсон А. [3], Тебекин А.В. [30], Фомичев А.Н. [32], Шумпетер Й. [33] и др.
В качестве информационной базы исследований в работе рассматривались национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 [31], а также информация о подготовке на этой основе Правительством РФ стратегии социально-экономического развития [22].
Основное содержание исследований
При определении требований к концептуальным основам стратегического развития национальной экономики, обеспечивающим кардинальное повышение уровня ее развития как основы роста благосостояния населения и радикальных позитивных изменений уровня международной конкурентоспособности государства на период до 2030 г., были рассмотрены авторские подходы к формированию стратегий развития социально-экономических систем [9, 11, 12, 26], классификация которых представлена на рис. 1, а также подходы к стратегическому развитию, определенные в известных научных школах стратегического менеджмента, описанные Г. Минцбергом [18] (рис. 2).
Среди известных научных школ стратегического менеджмента для определения требований к концептуальным основам стратегического развития национальной экономики, обеспечивающим кардинальное повышение уровня ее развития как основы роста благосостояния населения и радикальных позитивных изменений уровня международной конкурентоспособности государства была выбрана школа предпринимательства Й. Шумпетера [1], базирующаяся на формировании стратегии как процесса предвидения (рис. 2).
При рассмотрении инструментов формирования стратегии как процесса предвидения в рамках школы предпринимательства Й. Шумпетера была учтена зрительная система как комплекс взглядов на стратегию развития управляемого объекта (рис. 3).
Среди взглядов на стратегию развития национальной экономики как управляемого объекта в рамках школы предпринимательства Й. Шумпетера (рис. 3) в данном рассмотрении остановимся на взгляде «вперед».
Под взглядом «вперед» при этом рассматривается формирование видения будущих перспектив стратегического развития управляемого объекта [18] (желаемого будущего), разумеется, с учетом предоставляемых внешней средой возможностей и имеющихся сильных сторон управляемого объекта (равно как и с учетом угроз внешней среды в сочетании со слабыми сторонами управляемого объекта).
С позиций взгляда «вперед» комплекса взглядов на стратегию развития управляемого объекта школы предпринимательства Й. Шумпетера рассмотрим возможности достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 [31] с помощью проектов, положенных Правительством РФ в основу формирования стратегии социально-экономического развития Российской Федерации [22].
Результаты построения матрицы покрытия ключевыми направлениями, определяющими разрабатываемую Правительством РФ стратегию социально-экономического развития Российской Федерации [22], требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 [31], представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты построения матрицы покрытия ключевыми направлениями разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г.
|
Ключевые направления разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации |
Итого |
|||||
Новая высокотехнологичная экономика |
Агрессивное развитие |
Новый общественный договор |
Клиентоцентричное государство |
Национальная инновационная система |
|||
Национальные цели развития Российской Федерации |
Сохранение населения, здоровье и благополучие людей |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3(12%) |
Возможности для самореализации и развития талантов |
5 |
1 |
0 |
0 |
5
|
11(44%) |
|
Комфортная и безопасная среда для жизни |
1 |
2 |
0 |
2 |
0 |
5(20%) |
|
Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство |
4 |
3 |
1 |
0 |
3 |
11(44%) |
|
Цифровая трансформация |
3 |
3 |
0 |
4 |
3 |
13(52%) |
|
Итого |
14 (56%) |
10(40%) |
1(4%) |
7(28%) |
11(44%) |
43(34,4%) |
Примечание: оценка уровня покрытия ключевыми направлениями, определяющими разрабатываемую Правительством РФ стратегию социально-экономического развития Российской Федерации, требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. проводилась с использованием экспертных оценок по шкале от «0» − отсутствие покрытия до «5» − максимальное покрытие.
Обсуждение результатов и выводы
Как следует из табл. 1, обозначенные Правительством РФ ключевые направления разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации лишь на 34,4% покрывают состав требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474.
Среди национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. наиболее обеспеченной обозначенными ключевыми направлениями разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации ожидаемо является национальная цель «Цифровая трансформация» − 52%, а наименее обеспеченной (также ожидаемо) является национальная цель «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» − 12%.
Среди ключевых направлений разрабатываемой Правительством РФ стратегии социально-экономического развития Российской Федерации наиболее продуктивным ожидаемо выделяется «Новая высокотехнологичная экономика» − 56%, а наименее обеспеченной (также ожидаемо) является направление «Новый общественный договор» − 4%.
Таким образом, рассматривая возможности достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 с помощью проектов, положенных Правительством РФ в основу формирования стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, с позиций взгляда «вперед» комплекса взглядов на стратегию развития управляемого объекта школы предпринимательства Й. Шумпетера можно заключить следующее.
Во-первых, обозначенные Правительством РФ ключевые направления разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации покрывают состав требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенные Указом Президента Российской Федерации, всего лишь на треть.
Во-вторых, обозначенные Правительством РФ ключевые направления разрабатываемой на период до 2030 г. стратегии социально-экономического развития Российской Федерации не обладают цельностью и в настоящее время представляют собой набор проектов по профессиональным интересам руководителей ключевых направлений.
В-третьих, увеличить степень покрытия ключевыми направлениями разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., безусловно, возможно, но и в этом случае их реализация будет существенно затруднена, если в стратегии не будет предусмотрена радикальная трансформация существующей модели экономического развития государства.
1. Schumpeter, J. A. The Theory of Economic Development. London: Oxford University Press, 1934 – 255p.
2. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie. – Moskva: Ekonomika, 1989. − 519 s.
3. Artur A. Tompson-ml., A. Dzh. Striklend ІІІ. Strategicheskiy menedzhment: koncepcii i situacii dlya analiza. — 12-e izd. − Moskva: «Vil'yams», 2007. − S. 328.
4. Baranenko, S.P. Strategicheskiy menedzhment. / S.P. Baranenko. − Moskva: Centrpoligraf, 2019. − 480 c.
5. Veselkov, S.N. Strategicheskiy menedzhment. Uspeshnoe upravlenie biznesom v Rossii: Uchebno-prakticheskoe posobie / S.N. Veselkov, Yu.A. Cypkin. − Moskva: Yuniti, 2019. − 606 c.
6. VShE: Rossiyu zhdut 15 let beznadezhnoy stagnacii. https://newizv.ru/news/economy/19-04-2021/vshe-rossiyu-zhdut-15-let-beznadezhnoy-stagnatsii
7. Grant R. Sovremennyy strategicheskiy analiz. −Sankt-Peterburg: Piter, 2018. − 672 s.
8. Damodaran A. Strategicheskiy risk-menedzhment: principy i metodiki / A. Damodaran. − Moskva: Vil'yams I.D., 2017. − 496 c.
9. Egorova A.A., Petrov V.S., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Metody formirovaniya strategii razvitiya ekonomicheskoy sistemy kak kompleksa napravleniy razvitiya. // Strategii biznesa. − 2020. − T. 8. − № 1 (69). − S. 4−16.
10. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Strategicheskoe vliyanie shestogo tehnologicheskogo uklada na nauchno-proizvodstvennye, ekonomicheskie, social'nye i politicheskie aspekty razvitiya mirovogo i nacional'nogo hozyaystva. // Epomen. 2020. − № 49. − S. 85−100.
11. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Iteracionnye metody formirovaniya i realizacii strategiy razvitiya ekonomicheskih sistem. // Transportnoe delo Rossii. − 2020. − № 3. − S. 41-48.
12. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Metody formirovaniya strategiy razvitiya ekonomicheskih sistem, nacelennye na maksimal'nuyu ih adaptaciyu k variativnosti vneshney sredy. // Transportnoe delo Rossii. − 2019. − № 6. − S. 31−36.
13. Egorshin, A.P. Strategicheskiy menedzhment: Uch. / A.P. Egorshin, I.V. Gus'kova. − Moskva: Infra-M, 2018. − 240 c.
14. Zaycev, L.G. Strategicheskiy menedzhment: Uchebnik / L.G. Zaycev, M.I. Sokolova. − Moskva: Magistr, 2017. − 960 c.
15. Komolov O. Itogi «Strategii 2008 - 2020». https://aftershock.news/?q=node/808735&full
16. Kotler, F. Strategicheskiy menedzhment po Kotleru: Luchshie priemy i metody. / F. Kotler. − Moskva: Al'pina Pablisher, 2016. − 132 c.
17. Litvak, B.G. Strategicheskiy menedzhment: Uchebnik / B.G. Litvak. − Lyubercy: Yurayt, 2016. − 507 c.
18. Mincberg G. Shkoly strategiy / G. Mincberg, B. Ap'strend, Dzh. Lempel – Moskva: Kniga po Trebovaniyu, 2017. – 330 s.
19. Nosova, S.S. Strategicheskiy menedzhment / S.S. Nosova. − Moskva: Rusayns, 2018. − 176 c.
20. Parahina, V.N., Maksimenko, A.S. Strategicheskiy menedzhment. / V.N. Parahina, A.S. Maksimenko, S.V. Panasenko. − Moskva: Knorus, 2012. − 496 s.
21. Pochemu za 20 let Rossiya tak i ne pereshla ot stagnacii k razvitiyu. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/08/813068-20-let-stagnatsii
22. Pravitel'stvo gotovit novuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/02/02/856382-pravitelstvo-gotovit-novuyu-strategiyu-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya (data obrascheniya 06.04.2021).
23. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018)
24. Rodionova, V.N. Strategicheskiy menedzhment: Uchebnoe posobie / V.N. Rodionova. − Moskva: Rior, 2016. − 256 c.
25. Sebekin D.S. Itogi realizacii koncepcii dolgosrochnogo social'no ekonomicheskogo razvitiya RF do 2020 goda. // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. − №5. – 2020. − S. 328-334.
26. Tebekin A.V. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy, baziruyuschiesya na osnove analiza shem strategicheskogo razvitiya ekonomicheskih sistem s poziciy ih rynochnoy konkurentosposobnosti. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. − 2017. − № 4 (23). − S. 60-69.
27. Tebekin A.V. O glubine krizisa 2020-go goda dlya mirovoy i nacional'noy ekonomik i putyah vyhoda iz nego. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 2. − S. 52-71.
28. Tebekin A.V. Prognoz razvitiya rossiyskoy ekonomiki na period do 2030-go goda. // Transportnoe delo Rossii. − 2020. − № 6. − S. 45-50.
29. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Vliyanie shkol strategicheskogo menedzhmenta i marketinga na sovremennoe razvitie podhodov k upravleniyu. // Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. − 2019. − № 3. − S. 14-23.
30. Tebekin, A. V. Strategicheskiy menedzhment: uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / A. V. Tebekin. — 2-e izd., pererab. i dop. — Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2019. − 333 s.
31. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 “O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/
32. Fomichev, A.N. Strategicheskiy menedzhment: Uchebnik dlya vuzov / A.N. Fomichev. − Moskva: Dashkov i K, 2016. − 468 c.
33. Shumpeter Y. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, socializm i demokratiya. – Moskva: Eksmo, 2008. – 864 s.
34. Ekonomicheskiy krizis v Rossii prodlitsya kak minimum dva goda. https://www.mk.ru/economics/2020/03/17/ekonomicheskiy-krizis-v-rossii-prodlitsya-kak-minimum-dva-goda.html