Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Рассмотрено значение составляющей зрительной системы «взгляд вперед» школы предпринимательства Й. Шумпетера с точки зрения стратегического развития национальной экономики в современных условиях. Проанализированы попытки осуществить «взгляд вперед» применительно к национальной экономике как с точки зрения преодоления текущего глобального мирового экономического кризиса, так и с точки зрения преодоления затяжной стагнации в отечественной экономике, длящейся не первое десятилетие. Сформулированы предложения по формированию продуктивного взгляда вперед в интересах качественного роста эффективности развития национальной экономики.
взгляд «вперед», стратегическое развитие, национальная экономика
Введение
Сегодняшнее состояние и развитие мировой и национальной экономики неразрывно связывают с протекающим глобальным мировым экономическим кризисом [27]. В то же время для России остается нерешенной проблема преодоления затяжной стагнации, которая продолжается в отечественной экономике не первое десятилетие [21].
В этой связи актуальным остается решение двуединой стратегической задачи как преодоления национальной экономикой относительно короткого глобального экономического кризиса (который, тем не менее, по прогнозам экспертов, продлится в России не один год [34]), так и затяжного кризиса стагнации (который по различным прогнозам может продлиться еще 10-15 лет [6, 28]), с учетом возможностей, предоставляемых предстоящим развитием в мировой экономике шестого технологического уклада [10].
Учитывая опыт реализации предыдущей стратегии развития национальной экономики – «Стратегии-2020» [23], который, по мнению автора и других исследователей, например [15, 25], нельзя признать успешным, представляет несомненный интерес рассмотрение концептуального взгляда, определяющего целеполагание в стратегическом развитии российской экономики на период до 2030 г.
Цель исследования
Таким образом, целью представленных исследований является определение требований к концептуальным основам стратегического развития национальной экономики, обеспечивающим кардинальное повышение уровня ее развития как основы роста благосостояния населения и радикальных позитивных изменений уровня международной конкурентоспособности государства.
Методическая и информационная база исследований
Методическую базу исследований составили научные работы по проблемам стратегического управления таких авторов, как Ансофф И. [2], Бараненко С.П. [4], Веселков С.Н. [5], Грант С. [7], Дамодаран А. [8], Егоршин А.П. [13], Зайцев Л.Г. [14], Котлер Ф. [16], Литвак Б.Г. [17], Минцберг Г. [18], Носова С.С. [19], Парахина В.Н. [20], Родионова В.Н. [24], Стрикленд А., Томпсон А. [3], Тебекин А.В. [30], Фомичев А.Н. [32], Шумпетер Й. [33] и др.
В качестве информационной базы исследований в работе рассматривались национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 [31], а также информация о подготовке на этой основе Правительством РФ стратегии социально-экономического развития [22].
Основное содержание исследований
При определении требований к концептуальным основам стратегического развития национальной экономики, обеспечивающим кардинальное повышение уровня ее развития как основы роста благосостояния населения и радикальных позитивных изменений уровня международной конкурентоспособности государства на период до 2030 г., были рассмотрены авторские подходы к формированию стратегий развития социально-экономических систем [9, 11, 12, 26], классификация которых представлена на рис. 1, а также подходы к стратегическому развитию, определенные в известных научных школах стратегического менеджмента, описанные Г. Минцбергом [18] (рис. 2).
Среди известных научных школ стратегического менеджмента для определения требований к концептуальным основам стратегического развития национальной экономики, обеспечивающим кардинальное повышение уровня ее развития как основы роста благосостояния населения и радикальных позитивных изменений уровня международной конкурентоспособности государства была выбрана школа предпринимательства Й. Шумпетера [1], базирующаяся на формировании стратегии как процесса предвидения (рис. 2).
При рассмотрении инструментов формирования стратегии как процесса предвидения в рамках школы предпринимательства Й. Шумпетера была учтена зрительная система как комплекс взглядов на стратегию развития управляемого объекта (рис. 3).
Среди взглядов на стратегию развития национальной экономики как управляемого объекта в рамках школы предпринимательства Й. Шумпетера (рис. 3) в данном рассмотрении остановимся на взгляде «вперед».
Под взглядом «вперед» при этом рассматривается формирование видения будущих перспектив стратегического развития управляемого объекта [18] (желаемого будущего), разумеется, с учетом предоставляемых внешней средой возможностей и имеющихся сильных сторон управляемого объекта (равно как и с учетом угроз внешней среды в сочетании со слабыми сторонами управляемого объекта).
С позиций взгляда «вперед» комплекса взглядов на стратегию развития управляемого объекта школы предпринимательства Й. Шумпетера рассмотрим возможности достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 [31] с помощью проектов, положенных Правительством РФ в основу формирования стратегии социально-экономического развития Российской Федерации [22].
Результаты построения матрицы покрытия ключевыми направлениями, определяющими разрабатываемую Правительством РФ стратегию социально-экономического развития Российской Федерации [22], требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 [31], представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты построения матрицы покрытия ключевыми направлениями разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г.
|
Ключевые направления разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации |
Итого |
|||||
Новая высокотехнологичная экономика |
Агрессивное развитие |
Новый общественный договор |
Клиентоцентричное государство |
Национальная инновационная система |
|||
Национальные цели развития Российской Федерации |
Сохранение населения, здоровье и благополучие людей |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3(12%) |
Возможности для самореализации и развития талантов |
5 |
1 |
0 |
0 |
5
|
11(44%) |
|
Комфортная и безопасная среда для жизни |
1 |
2 |
0 |
2 |
0 |
5(20%) |
|
Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство |
4 |
3 |
1 |
0 |
3 |
11(44%) |
|
Цифровая трансформация |
3 |
3 |
0 |
4 |
3 |
13(52%) |
|
Итого |
14 (56%) |
10(40%) |
1(4%) |
7(28%) |
11(44%) |
43(34,4%) |
Примечание: оценка уровня покрытия ключевыми направлениями, определяющими разрабатываемую Правительством РФ стратегию социально-экономического развития Российской Федерации, требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. проводилась с использованием экспертных оценок по шкале от «0» − отсутствие покрытия до «5» − максимальное покрытие.
Обсуждение результатов и выводы
Как следует из табл. 1, обозначенные Правительством РФ ключевые направления разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации лишь на 34,4% покрывают состав требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474.
Среди национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. наиболее обеспеченной обозначенными ключевыми направлениями разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации ожидаемо является национальная цель «Цифровая трансформация» − 52%, а наименее обеспеченной (также ожидаемо) является национальная цель «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» − 12%.
Среди ключевых направлений разрабатываемой Правительством РФ стратегии социально-экономического развития Российской Федерации наиболее продуктивным ожидаемо выделяется «Новая высокотехнологичная экономика» − 56%, а наименее обеспеченной (также ожидаемо) является направление «Новый общественный договор» − 4%.
Таким образом, рассматривая возможности достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 с помощью проектов, положенных Правительством РФ в основу формирования стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, с позиций взгляда «вперед» комплекса взглядов на стратегию развития управляемого объекта школы предпринимательства Й. Шумпетера можно заключить следующее.
Во-первых, обозначенные Правительством РФ ключевые направления разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации покрывают состав требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенные Указом Президента Российской Федерации, всего лишь на треть.
Во-вторых, обозначенные Правительством РФ ключевые направления разрабатываемой на период до 2030 г. стратегии социально-экономического развития Российской Федерации не обладают цельностью и в настоящее время представляют собой набор проектов по профессиональным интересам руководителей ключевых направлений.
В-третьих, увеличить степень покрытия ключевыми направлениями разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., безусловно, возможно, но и в этом случае их реализация будет существенно затруднена, если в стратегии не будет предусмотрена радикальная трансформация существующей модели экономического развития государства.
1. Schumpeter, J. A. The Theory of Economic Development. London: Oxford University Press, 1934 – 255p.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. – Москва: Экономика, 1989. − 519 с.
3. Артур А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд ІІІ. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. — 12-е изд. − Москва: «Вильямс», 2007. − С. 328.
4. Бараненко, С.П. Стратегический менеджмент. / С.П. Бараненко. − Москва: Центрполиграф, 2019. − 480 c.
5. Веселков, С.Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России: Учебно-практическое пособие / С.Н. Веселков, Ю.А. Цыпкин. − Москва: Юнити, 2019. − 606 c.
6. ВШЭ: Россию ждут 15 лет безнадежной стагнации. https://newizv.ru/news/economy/19-04-2021/vshe-rossiyu-zhdut-15-let-beznadezhnoy-stagnatsii
7. Грант Р. Современный стратегический анализ. −Санкт-Петербург: Питер, 2018. − 672 с.
8. Дамодаран А. Стратегический риск-менеджмент: принципы и методики / А. Дамодаран. − Москва: Вильямс И.Д., 2017. − 496 c.
9. Егорова А.А., Петров В.С., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Методы формирования стратегии развития экономической системы как комплекса направлений развития. // Стратегии бизнеса. − 2020. − Т. 8. − № 1 (69). − С. 4−16.
10. Егорова А.А., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Стратегическое влияние шестого технологического уклада на научно-производственные, экономические, социальные и политические аспекты развития мирового и национального хозяйства. // Эпомен. 2020. − № 49. − С. 85−100.
11. Егорова А.А., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Итерационные методы формирования и реализации стратегий развития экономических систем. // Транспортное дело России. − 2020. − № 3. − С. 41-48.
12. Егорова А.А., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Методы формирования стратегий развития экономических систем, нацеленные на максимальную их адаптацию к вариативности внешней среды. // Транспортное дело России. − 2019. − № 6. − С. 31−36.
13. Егоршин, А.П. Стратегический менеджмент: Уч. / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. − Москва: Инфра-М, 2018. − 240 c.
14. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. − Москва: Магистр, 2017. − 960 c.
15. Комолов О. Итоги «Стратегии 2008 - 2020». https://aftershock.news/?q=node/808735&full
16. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. / Ф. Котлер. − Москва: Альпина Паблишер, 2016. − 132 c.
17. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Б.Г. Литвак. − Люберцы: Юрайт, 2016. − 507 c.
18. Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Апьстрэнд, Дж. Лэмпел – Москва: Книга по Требованию, 2017. – 330 с.
19. Носова, С.С. Стратегический менеджмент / С.С. Носова. − Москва: Русайнс, 2018. − 176 c.
20. Парахина, В.Н., Максименко, А.С. Стратегический менеджмент. / В.Н. Парахина, А.С. Максименко, С.В. Панасенко. − Москва: Кнорус, 2012. − 496 с.
21. Почему за 20 лет Россия так и не перешла от стагнации к развитию. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/08/813068-20-let-stagnatsii
22. Правительство готовит новую стратегию социально-экономического развития. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/02/02/856382-pravitelstvo-gotovit-novuyu-strategiyu-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya (дата обращения 06.04.2021).
23. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
24. Родионова, В.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.Н. Родионова. − Москва: Риор, 2016. − 256 c.
25. Себекин Д.С. Итоги реализации концепции долгосрочного социально экономического развития РФ до 2020 года. // Вестник Алтайской академии экономики и права. − №5. – 2020. − С. 328-334.
26. Тебекин А.В. Методы принятия управленческих решений, базирующиеся на основе анализа схем стратегического развития экономических систем с позиций их рыночной конкурентоспособности. Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. − 2017. − № 4 (23). − С. 60-69.
27. Тебекин А.В. О глубине кризиса 2020-го года для мировой и национальной экономик и путях выхода из него. // Журнал экономических исследований. − 2020. − Т. 6. − № 2. − С. 52-71.
28. Тебекин А.В. Прогноз развития российской экономики на период до 2030-го года. // Транспортное дело России. − 2020. − № 6. − С. 45-50.
29. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Влияние школ стратегического менеджмента и маркетинга на современное развитие подходов к управлению. // Вестник Московского финансово-юридического университета. − 2019. − № 3. − С. 14-23.
30. Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент: учебник для среднего профессионального образования / А. В. Тебекин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. − 333 с.
31. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/
32. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. − Москва: Дашков и К, 2016. − 468 c.
33. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. – Москва: Эксмо, 2008. – 864 с.
34. Экономический кризис в России продлится как минимум два года. https://www.mk.ru/economics/2020/03/17/ekonomicheskiy-krizis-v-rossii-prodlitsya-kak-minimum-dva-goda.html