, Russian Federation
The article is devoted to the activities of the poet, teacher, scientist V. V. Zakharov, whose 75th anniversary is celebrated in 2021. It provides an overview of the main stages of the life and creative path of V. Zakharov, highlights the key features of his poems and features of the approach to teaching literature.
V. V. Zakharov, creative activity, "Song light", "Understanding", lyrics, teacher
Поэты в небо вечности уходят
А песни оставляют на земле!
В. Захаров
Вячеслав Васильевич Захаров (1946−2016 гг.)
Творчество В.В. Захарова (1946−2016), члена союза писателей России с 2007 г., поэта, педагога, связавшего свою жизнь с преподаванием литературы в Глазовском государственном педагогическом институте им. В.Г. Короленко, стало основной темой состоявшейся 25–26 марта 2021 г. в г. Глазове Удмуртской Республики при поддержке фонда «Русский мир» Региональной научно-практической конференции «Захаровские чтения». Мероприятие было посвящено юбилейной дате − 75-летию со дня рождения поэта, в дальнейшем планируется ежегодное проведение конференции. Несомненно, что личность В. Захарова продолжает привлекать исследователей, изучающих особенности как его лирики, так и педагогического дара.
Вячеслав Васильевич Захаров родился в г. Вятские Поляны, с юности увлекался искусством, занимался рисованием, много читал. Уже в годы обучения на филологическом факультете Глазовском государственного педагогического института начинает писать свои первые стихи, одно из первых стихотворений юного студента со знаковым названием «Мечтатели» было напечатано в газете «Правда» в 1967 г., в 1968 г. рассказ «Куда ведут огоньки?» появляется на страницах журнала «Семья и школа».
Друг В. Захарова и его однокурсник В. Люкин вспоминает, что однажды начинающий поэт рано утром разбудил его (а жили они в общежитии института), чтобы прочитать только что созданное стихотворение, ставшее впоследствии одним из лучших произведений:
По ночам дом сдвигается
Как бы ближе к вокзалу.
И врывается в комнату
Резкий пульс поездов.
По ночам по-иному
Вдруг тебе открывается
Смысл дневных и обыденных,
Кем-то брошенных слов.
А по комнате бродит
Невидимкой бессонница.
Есть в ней общее что-то
С этой хитрой весной.
Только тихо заснёшь,
Как разбудит бессовестно,
То ли взглядом коснётся,
То ли лунной волной...
Очертанья окна
На полу обозначились косо,
Лунный свет над землёй
Величаво и грустно царит...
И вплотную к стеклу
Тёмным лбом прижимается космос,
Словно хочет со мною
О дальних мирах говорить..
После окончания института талантливый выпускник продолжает дальнейшее обучение в аспирантуре Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, где занимается исследованием поэзии И. Сельвинского. Вернувшись в Глазов, начинает свою педагогическую деятельность, которой и посвятил более 40 лет своей жизни. О своих учителях, а также о профессии педагога поэт размышляет в стихотворении «Моим учителям»:
Есть люди
Особого чуткого склада.
Я их узнаю
По взыскательным взглядам.
Сердца их
И бурям, и вёснам открыты.
Они притягательны,
Словно магниты.
Они молоды.
Я раскрою секреты:
В их душах всегда
Торжествуют рассветы.
Есть люди такие,
Чей путь - это совесть.
Живут неспокойно,
За всё беспокоясь.
Я выбрал
Нелёгкую эту дорогу.
В час трудный,
Я знаю, поймут и помогут.
Есть люди
Надёжные, как маяки,
По ним нам сверять
И сердца, и шаги!
Сам Вячеслав Васильевич сразу становится одним из любимейших преподавателей у студентов-филологов, и это неслучайно. Соединение талантов поэта и педагога способствовало созданию особой творческой атмосферы на занятиях, в рассказах преподавателя оживали и казались близкими и понятными русские писатели. До сих пор бывшие студенты В. Захарова с восхищением вспоминают его лекции, наполненные энергией, чувством и вовлекающие в мир искусства. Канд. филолол. наук, доцент Калинина Л.А, выпускница филфака, отмечает творческий подход В. Захарова к проведению занятий: «Еще на первом курсе я услышала от старшекурсниц, что лекции В.В. Захарова очень интересны. Потом и сама убедилась в этом. Поражала простота и эмоциональность его лекций. Создавалось ощущение, что он лично знает тех поэтов и писателей, о которых рассказывает…Он ценил наше студенческое творчество, желание выйти за рамки программы…Человек он очень вдохновенный и неравнодушный» [6, C.30]. При этом В. Захаров более 15 лет был заведующим кафедрой литературы, затем и деканом филологического факультета пединститута, руководил многие годы литературно-творческим объединением молодых поэтов «Грани творчества», писал литературно-критические статьи, опубликовал научную монографию «Художественный мир Олега Поскребышева» [2] и выпустил два сборника стихотворений «Понимание»(1983) [3] и «Песенный свет» (2015) [4]. Преподаватель создал проблемную студенческую группу «Творческая индивидуальность художника и время», являлся сотрудником научно-исследовательской лаборатории «Эстетика и психология творчества» профессора А.П. Шаховского, ответственным редактором журнала «Педагогический вестник».
В. Захаров не разделял направления своей деятельности: поэтическую, педагогическую, научную, они взаимодополняли друг друга. Он следовал в работе такому завету, данному академиком Д.С. Лихачевым «Учитель должен быть свободен, как поэт, художник, рассказывать о том, что знает и любит сам, а не выполнять указания, данные кем-то со стороны или свыше. Только в этом случае он станет полностью духовным наставником молодежи». АВ. Захарову было о чем рассказать, ведь как человек творческий он тонко чувствовал своеобразие художественного мира произведений писателей, умел передать нюансы стиля того или иного поэта.
Его собственная поэзия пронизана философскими размышлениями о стремлении человека к высшему миру красоты. Неслучайно ключевыми образами стихов и наиболее частотными словами становятся «душа» и «свет». В сборнике «Песенный свет» слово «душа» встречается в каждом третьем стихотворении, а название книги содержит второй важнейший образ-символ «свет», представленный затем во множестве вариаций (маяк, фонарь, звезда, солнце, свет любви) [5].
Поэзия В. Захарова отражает философские вопросы вечного поиска гармонии, желание преодолеть оковы обыденности, суеты, приблизиться к духовному миру:
Жизнь складывается из мгновений,
Из тайных духа откровений,
Вдруг постигаемых в тиши.
Жизнь соткана из проявлений
Все время ищущей души.
Размышления поэта о мироздании и душевных исканиях в поисках любови и понимания (именно «Понимание» − название первого сборника поэта) воплощаются в афористически метких строчках:
Не вмещается душа в календари:
У неё свои весна и осень.
Ты любовь свою мне подари
И в глазах увидишь неба просинь.
В. Захаров посвятил эти и многие другие строки своей супруге Валентине, преподавателю высшей математики Глазовского пединститута, разделяющей любовь к искусству и педагогической деятельности, человеку, близкому по духу. И в любовной лирике поэт снова говорит о душе, обращенной ввысь, противопоставляя её быту:
Я люблю твой возвышенный план,
Когда вдруг ты уходишь из быта…
И струится лиловый туман,
И душа для открытий открыта.
Оптимизмом, верой в человека, его возможности, ощущением радости наполнены многие стихотворения поэта:
Выбежать!
Прошлое вытолкнуть,
Скинуть тяжёлую грусть!..
Номер отчаянный выкинуть,
Будет смешно, ну и пусть!
Ветер и дождик на улице,
Но ведь весна – всё равно!
Хватит страдать и сутулиться,
Сердце с весной заодно!
Снова поётся и верится,
Хочется снова любить…
Время с тобою мне встретиться,
И ничего не забыть!
Время пусть ветром наполнится,
Первым весенним дождём…
Пусть эта встреча запомнится,
Может, для встреч и живём!
Душа поэта бессмертна, так как искусство вечно – таков один из лейтмотивов сборника В. Захарова «Песенный свет», отраженный в следующих строках: «Песня души не имеет конца». Примечательно, что заключительная фраза стихотворения, открывающего этот сборник, «Жизнь соткана из проявлений все время ищущей души» перекликается с последней строчкой стихотворения, завершающего книгу: «Песенный свет – он в душе навсегда». В них отражается мировосприятие поэта, погруженного в поиски идеала красоты и гармонии в жизни, педагогической деятельности, поэтическом творчестве, которые никогда не заканчиваются. И это действительно так, поскольку творческое и педагогическое наследие В. Захарова становится предметом изучения ряда исследователей [1, 5, 6], продолжаются традиционные встречи участников литературного объединения «Грани творчества», которые помнят своего учителя и посвящают ему стихи:
Вы зажигали много ярких звезд.
Вы стали каждому попутной сами...
Мы зажигаем свечи на земле,
А Ваш полёт прервался небесами.
Вы находили нужные слова,
И делалось душе светло и чисто.
Почти что гениями были мы для Вас,
А Вы для нас - без всякого «почти что»
(О. Дьяконова)
1. Zakirova, N.N. Poet ili uchenyy? Razmyshleniya na benefise chitatelya biblioteki V. Zaharova // Nashe kul'turnoe dostoyanie: ucheb.-metod. posobie / Nataliya Zakirova. – Glazov, 2007. – S. 342-344.
2. Zaharov, V.V. Oleg Poskrebyshev. Hudozhestvennyy mir poeta. Izhevsk, 1993. 157 s.
3. Zaharov, V.V. Pesennyy svet: Stihotvoreniya. – Glazov, 2015. 228 s.
4. Zaharov, V.V. Ponimanie: stihi. – Izhevsk: Udmurtiya, 1983. – 36 s.
5. Chupasheva, O.M. Svet poezii Vyacheslava Vasil'evicha Zaharova / Slavyanskaya pis'mennost' i kul'tura kak faktor edineniya narodov Rossii. Materialy VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. − 2018. − S. 321-326.
6. Shmygina, L.B. K beregam lyudskih serdec... : ocherk o zhizni, tvorchestve i nauch.-ped. deyatel'nosti professora V.V. Zaharova / L.B. Shmygina ; Feder. agentstvo po obrazovaniyu, Gos. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya "Glazov. gos. ped. in-t im. V.G. Korolenko". - Glazov: Glazovskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut, 2008. 84 s.