, Россия
Статья посвящена деятельности поэта, педагога, ученого В.В. Захарова, чей 75-летний юбилей отмечается в 2021 г. В ней представлен обзор основных этапов жизненного и творческого пути В. Захарова, отмечены ключевые особенности его стихов и особенности подхода к преподаванию литературы.
В.В. Захаров, творческая деятельность, «Песенный свет», «Понимание», лирика, педагог
Поэты в небо вечности уходят
А песни оставляют на земле!
В. Захаров
Вячеслав Васильевич Захаров (1946−2016 гг.)
Творчество В.В. Захарова (1946−2016), члена союза писателей России с 2007 г., поэта, педагога, связавшего свою жизнь с преподаванием литературы в Глазовском государственном педагогическом институте им. В.Г. Короленко, стало основной темой состоявшейся 25–26 марта 2021 г. в г. Глазове Удмуртской Республики при поддержке фонда «Русский мир» Региональной научно-практической конференции «Захаровские чтения». Мероприятие было посвящено юбилейной дате − 75-летию со дня рождения поэта, в дальнейшем планируется ежегодное проведение конференции. Несомненно, что личность В. Захарова продолжает привлекать исследователей, изучающих особенности как его лирики, так и педагогического дара.
Вячеслав Васильевич Захаров родился в г. Вятские Поляны, с юности увлекался искусством, занимался рисованием, много читал. Уже в годы обучения на филологическом факультете Глазовском государственного педагогического института начинает писать свои первые стихи, одно из первых стихотворений юного студента со знаковым названием «Мечтатели» было напечатано в газете «Правда» в 1967 г., в 1968 г. рассказ «Куда ведут огоньки?» появляется на страницах журнала «Семья и школа».
Друг В. Захарова и его однокурсник В. Люкин вспоминает, что однажды начинающий поэт рано утром разбудил его (а жили они в общежитии института), чтобы прочитать только что созданное стихотворение, ставшее впоследствии одним из лучших произведений:
По ночам дом сдвигается
Как бы ближе к вокзалу.
И врывается в комнату
Резкий пульс поездов.
По ночам по-иному
Вдруг тебе открывается
Смысл дневных и обыденных,
Кем-то брошенных слов.
А по комнате бродит
Невидимкой бессонница.
Есть в ней общее что-то
С этой хитрой весной.
Только тихо заснёшь,
Как разбудит бессовестно,
То ли взглядом коснётся,
То ли лунной волной...
Очертанья окна
На полу обозначились косо,
Лунный свет над землёй
Величаво и грустно царит...
И вплотную к стеклу
Тёмным лбом прижимается космос,
Словно хочет со мною
О дальних мирах говорить..
После окончания института талантливый выпускник продолжает дальнейшее обучение в аспирантуре Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, где занимается исследованием поэзии И. Сельвинского. Вернувшись в Глазов, начинает свою педагогическую деятельность, которой и посвятил более 40 лет своей жизни. О своих учителях, а также о профессии педагога поэт размышляет в стихотворении «Моим учителям»:
Есть люди
Особого чуткого склада.
Я их узнаю
По взыскательным взглядам.
Сердца их
И бурям, и вёснам открыты.
Они притягательны,
Словно магниты.
Они молоды.
Я раскрою секреты:
В их душах всегда
Торжествуют рассветы.
Есть люди такие,
Чей путь - это совесть.
Живут неспокойно,
За всё беспокоясь.
Я выбрал
Нелёгкую эту дорогу.
В час трудный,
Я знаю, поймут и помогут.
Есть люди
Надёжные, как маяки,
По ним нам сверять
И сердца, и шаги!
Сам Вячеслав Васильевич сразу становится одним из любимейших преподавателей у студентов-филологов, и это неслучайно. Соединение талантов поэта и педагога способствовало созданию особой творческой атмосферы на занятиях, в рассказах преподавателя оживали и казались близкими и понятными русские писатели. До сих пор бывшие студенты В. Захарова с восхищением вспоминают его лекции, наполненные энергией, чувством и вовлекающие в мир искусства. Канд. филолол. наук, доцент Калинина Л.А, выпускница филфака, отмечает творческий подход В. Захарова к проведению занятий: «Еще на первом курсе я услышала от старшекурсниц, что лекции В.В. Захарова очень интересны. Потом и сама убедилась в этом. Поражала простота и эмоциональность его лекций. Создавалось ощущение, что он лично знает тех поэтов и писателей, о которых рассказывает…Он ценил наше студенческое творчество, желание выйти за рамки программы…Человек он очень вдохновенный и неравнодушный» [6, C.30]. При этом В. Захаров более 15 лет был заведующим кафедрой литературы, затем и деканом филологического факультета пединститута, руководил многие годы литературно-творческим объединением молодых поэтов «Грани творчества», писал литературно-критические статьи, опубликовал научную монографию «Художественный мир Олега Поскребышева» [2] и выпустил два сборника стихотворений «Понимание»(1983) [3] и «Песенный свет» (2015) [4]. Преподаватель создал проблемную студенческую группу «Творческая индивидуальность художника и время», являлся сотрудником научно-исследовательской лаборатории «Эстетика и психология творчества» профессора А.П. Шаховского, ответственным редактором журнала «Педагогический вестник».
В. Захаров не разделял направления своей деятельности: поэтическую, педагогическую, научную, они взаимодополняли друг друга. Он следовал в работе такому завету, данному академиком Д.С. Лихачевым «Учитель должен быть свободен, как поэт, художник, рассказывать о том, что знает и любит сам, а не выполнять указания, данные кем-то со стороны или свыше. Только в этом случае он станет полностью духовным наставником молодежи». АВ. Захарову было о чем рассказать, ведь как человек творческий он тонко чувствовал своеобразие художественного мира произведений писателей, умел передать нюансы стиля того или иного поэта.
Его собственная поэзия пронизана философскими размышлениями о стремлении человека к высшему миру красоты. Неслучайно ключевыми образами стихов и наиболее частотными словами становятся «душа» и «свет». В сборнике «Песенный свет» слово «душа» встречается в каждом третьем стихотворении, а название книги содержит второй важнейший образ-символ «свет», представленный затем во множестве вариаций (маяк, фонарь, звезда, солнце, свет любви) [5].
Поэзия В. Захарова отражает философские вопросы вечного поиска гармонии, желание преодолеть оковы обыденности, суеты, приблизиться к духовному миру:
Жизнь складывается из мгновений,
Из тайных духа откровений,
Вдруг постигаемых в тиши.
Жизнь соткана из проявлений
Все время ищущей души.
Размышления поэта о мироздании и душевных исканиях в поисках любови и понимания (именно «Понимание» − название первого сборника поэта) воплощаются в афористически метких строчках:
Не вмещается душа в календари:
У неё свои весна и осень.
Ты любовь свою мне подари
И в глазах увидишь неба просинь.
В. Захаров посвятил эти и многие другие строки своей супруге Валентине, преподавателю высшей математики Глазовского пединститута, разделяющей любовь к искусству и педагогической деятельности, человеку, близкому по духу. И в любовной лирике поэт снова говорит о душе, обращенной ввысь, противопоставляя её быту:
Я люблю твой возвышенный план,
Когда вдруг ты уходишь из быта…
И струится лиловый туман,
И душа для открытий открыта.
Оптимизмом, верой в человека, его возможности, ощущением радости наполнены многие стихотворения поэта:
Выбежать!
Прошлое вытолкнуть,
Скинуть тяжёлую грусть!..
Номер отчаянный выкинуть,
Будет смешно, ну и пусть!
Ветер и дождик на улице,
Но ведь весна – всё равно!
Хватит страдать и сутулиться,
Сердце с весной заодно!
Снова поётся и верится,
Хочется снова любить…
Время с тобою мне встретиться,
И ничего не забыть!
Время пусть ветром наполнится,
Первым весенним дождём…
Пусть эта встреча запомнится,
Может, для встреч и живём!
Душа поэта бессмертна, так как искусство вечно – таков один из лейтмотивов сборника В. Захарова «Песенный свет», отраженный в следующих строках: «Песня души не имеет конца». Примечательно, что заключительная фраза стихотворения, открывающего этот сборник, «Жизнь соткана из проявлений все время ищущей души» перекликается с последней строчкой стихотворения, завершающего книгу: «Песенный свет – он в душе навсегда». В них отражается мировосприятие поэта, погруженного в поиски идеала красоты и гармонии в жизни, педагогической деятельности, поэтическом творчестве, которые никогда не заканчиваются. И это действительно так, поскольку творческое и педагогическое наследие В. Захарова становится предметом изучения ряда исследователей [1, 5, 6], продолжаются традиционные встречи участников литературного объединения «Грани творчества», которые помнят своего учителя и посвящают ему стихи:
Вы зажигали много ярких звезд.
Вы стали каждому попутной сами...
Мы зажигаем свечи на земле,
А Ваш полёт прервался небесами.
Вы находили нужные слова,
И делалось душе светло и чисто.
Почти что гениями были мы для Вас,
А Вы для нас - без всякого «почти что»
(О. Дьяконова)
1. Закирова, Н.Н. Поэт или учёный? Размышления на бенефисе читателя библиотеки В. Захарова // Наше культурное достояние: учеб.-метод. пособие / Наталия Закирова. – Глазов, 2007. – С. 342-344.
2. Захаров, В.В. Олег Поскрёбышев. Художественный мир поэта. Ижевск, 1993. 157 с.
3. Захаров, В.В. Песенный свет: Стихотворения. – Глазов, 2015. 228 с.
4. Захаров, В.В. Понимание: стихи. – Ижевск: Удмуртия, 1983. – 36 с.
5. Чупашева, О.М. Свет поэзии Вячеслава Васильевича Захарова / Славянская письменность и культура как фактор единения народов России. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. − 2018. − С. 321-326.
6. Шмыгина, Л.Б. К берегам людских сердец... : очерк о жизни, творчестве и науч.-пед. деятельности профессора В.В. Захарова / Л.Б. Шмыгина ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Глазов. гос. пед. ин-т им. В.Г. Короленко". - Глазов: Глазовский государственный педагогический институт, 2008. 84 с.