ПЕСЕННЫЙ СВЕТ - ОН В ДУШЕ НАВСЕГДА… (К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА И ПЕДАГОГА ВЯЧЕСЛАВА ВАСИЛЬЕВИЧА ЗАХАРОВА (1946−2016 ГГ.)
Рубрики: ЮБИЛЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена деятельности поэта, педагога, ученого В.В. Захарова, чей 75-летний юбилей отмечается в 2021 г. В ней представлен обзор основных этапов жизненного и творческого пути В. Захарова, отмечены ключевые особенности его стихов и особенности подхода к преподаванию литературы.

Ключевые слова:
В.В. Захаров, творческая деятельность, «Песенный свет», «Понимание», лирика, педагог
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Поэты в небо вечности уходят

А песни оставляют на земле!

 

                                                                                                                                                                                                               В. Захаров

Вячеслав Васильевич Захаров (1946−2016 гг.)

Творчество В.В. Захарова (1946−2016), члена союза писателей России с 2007 г., поэта, педагога, связавшего свою жизнь с преподаванием литературы в Глазовском государственном педагогическом институте им. В.Г. Короленко, стало основной темой  состоявшейся 25–26 марта 2021 г. в г. Глазове Удмуртской Республики  при поддержке фонда «Русский мир» Региональной научно-практической конференции «Захаровские чтения». Мероприятие было посвящено юбилейной дате − 75-летию со дня рождения поэта, в дальнейшем планируется ежегодное проведение конференции. Несомненно, что личность В. Захарова продолжает привлекать исследователей, изучающих особенности как его лирики, так и педагогического дара.

Вячеслав Васильевич Захаров родился в г. Вятские Поляны, с юности увлекался искусством, занимался рисованием, много читал. Уже в годы обучения на филологическом факультете Глазовском государственного педагогического института начинает писать свои первые стихи, одно из первых стихотворений юного студента со знаковым названием «Мечтатели»  было напечатано в газете «Правда» в 1967 г., в 1968 г. рассказ «Куда ведут огоньки?» появляется на страницах журнала «Семья и школа».

Друг В. Захарова и его однокурсник В. Люкин вспоминает, что однажды начинающий поэт рано утром разбудил его (а жили они в общежитии института), чтобы прочитать только что созданное стихотворение, ставшее впоследствии одним из лучших произведений:

 

По ночам дом сдвигается
Как бы ближе к вокзалу.
И врывается в комнату
Резкий пульс поездов.
По ночам по-иному
Вдруг тебе открывается
Смысл дневных и обыденных,
Кем-то брошенных слов.

А по комнате бродит
Невидимкой бессонница.
Есть в ней общее что-то
С этой хитрой весной.
Только тихо заснёшь,
Как разбудит бессовестно,
То ли взглядом коснётся,
То ли лунной волной...

Очертанья окна
На полу обозначились косо,
Лунный свет над землёй
Величаво и грустно царит...
И вплотную к стеклу
Тёмным лбом прижимается космос,
Словно хочет со мною
О дальних мирах говорить..

 

После окончания института талантливый выпускник продолжает дальнейшее обучение в аспирантуре Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, где занимается исследованием поэзии И. Сельвинского. Вернувшись в Глазов, начинает свою педагогическую деятельность, которой и посвятил более 40 лет своей жизни. О своих учителях, а также о профессии педагога поэт размышляет в стихотворении «Моим учителям»:

 

Есть люди

Особого чуткого склада.

Я их узнаю

По взыскательным взглядам.

Сердца их

И бурям, и вёснам открыты.

Они притягательны,

Словно магниты.

Они молоды.

Я раскрою секреты:

В их душах всегда

Торжествуют рассветы.

Есть люди такие,

Чей путь - это совесть.

Живут неспокойно,

За всё беспокоясь.

Я выбрал

Нелёгкую эту дорогу.

В час трудный,

Я знаю, поймут и помогут.

Есть люди

Надёжные, как маяки,

По ним нам сверять

И сердца, и шаги!

 

Сам Вячеслав Васильевич сразу становится одним из любимейших преподавателей у студентов-филологов, и это неслучайно. Соединение талантов поэта и педагога способствовало созданию особой творческой атмосферы на занятиях, в рассказах преподавателя оживали и казались близкими и понятными русские писатели. До сих пор бывшие студенты В. Захарова с восхищением вспоминают его лекции, наполненные энергией, чувством и вовлекающие в мир искусства. Канд. филолол. наук, доцент Калинина Л.А, выпускница филфака, отмечает творческий подход В. Захарова к проведению занятий: «Еще на первом курсе я услышала от старшекурсниц, что лекции В.В. Захарова очень интересны. Потом и сама убедилась в этом. Поражала простота и эмоциональность его лекций. Создавалось ощущение, что он лично знает тех поэтов и писателей, о которых рассказывает…Он ценил наше студенческое творчество, желание выйти за рамки программы…Человек он очень вдохновенный и неравнодушный» [6, C.30].  При этом В. Захаров более 15 лет был заведующим кафедрой литературы, затем и деканом филологического факультета пединститута, руководил многие годы литературно-творческим объединением молодых поэтов «Грани творчества», писал литературно-критические статьи, опубликовал научную монографию «Художественный мир Олега Поскребышева» [2] и выпустил два сборника стихотворений «Понимание»(1983) [3] и «Песенный свет» (2015) [4].  Преподаватель создал проблемную студенческую группу «Творческая индивидуальность художника и время», являлся сотрудником научно-исследовательской лаборатории «Эстетика и психология творчества» профессора А.П. Шаховского, ответственным редактором журнала «Педагогический вестник».

В. Захаров не разделял направления своей деятельности: поэтическую, педагогическую, научную, они взаимодополняли друг друга. Он следовал в работе такому завету, данному академиком Д.С. Лихачевым «Учитель должен быть свободен, как поэт, художник, рассказывать о том, что знает и любит сам, а не выполнять указания, данные кем-то со стороны или свыше. Только в этом случае он станет полностью духовным наставником молодежи». АВ. Захарову было о чем рассказать, ведь как человек творческий он тонко чувствовал своеобразие художественного мира произведений писателей, умел передать нюансы стиля того или иного поэта.

Его собственная поэзия пронизана философскими размышлениями о стремлении человека к высшему миру красоты. Неслучайно ключевыми образами стихов и наиболее частотными словами становятся «душа» и «свет». В сборнике «Песенный свет» слово «душа» встречается в каждом третьем стихотворении, а название книги содержит второй важнейший образ-символ «свет», представленный затем во множестве вариаций (маяк, фонарь, звезда, солнце, свет любви) [5].

Поэзия В. Захарова отражает философские вопросы вечного поиска гармонии, желание преодолеть оковы обыденности, суеты, приблизиться к духовному миру:

 

Жизнь складывается из мгновений,
Из тайных духа откровений,
Вдруг постигаемых в тиши.
Жизнь соткана из проявлений
Все время ищущей души.

 

Размышления поэта о мироздании и душевных исканиях в поисках любови и понимания (именно «Понимание» − название первого сборника поэта) воплощаются в афористически метких строчках:

 

Не вмещается душа в календари:
У неё свои весна и осень.
Ты любовь свою мне подари
И в глазах увидишь неба просинь.

 

В. Захаров посвятил эти и многие другие строки своей супруге Валентине, преподавателю высшей математики Глазовского пединститута, разделяющей любовь к искусству и педагогической деятельности, человеку, близкому по духу. И в любовной лирике поэт снова говорит о душе, обращенной ввысь, противопоставляя её быту:

 

Я люблю твой возвышенный план,

Когда вдруг ты уходишь из быта…

И струится лиловый туман,

И душа для открытий открыта.

 

Оптимизмом, верой в человека, его возможности, ощущением радости наполнены многие стихотворения поэта:

 

Выбежать!

Прошлое вытолкнуть,

Скинуть тяжёлую грусть!..

Номер отчаянный выкинуть,

Будет смешно, ну и пусть!

Ветер и дождик на улице,

Но ведь весна – всё равно!

Хватит страдать и сутулиться,

Сердце с весной заодно!

Снова поётся и верится,

Хочется снова любить…

Время с тобою мне встретиться,

И ничего не забыть!

Время пусть ветром наполнится,

Первым весенним дождём…

Пусть эта встреча запомнится,

Может, для встреч и живём!

 

Душа поэта бессмертна, так как искусство вечно – таков один из лейтмотивов сборника В. Захарова «Песенный свет», отраженный в следующих строках: «Песня души не имеет конца». Примечательно, что заключительная фраза стихотворения, открывающего этот сборник, «Жизнь соткана из проявлений все время ищущей души» перекликается с последней строчкой стихотворения, завершающего книгу: «Песенный свет – он в душе навсегда». В них отражается мировосприятие поэта, погруженного в поиски идеала красоты и гармонии в жизни, педагогической деятельности, поэтическом творчестве, которые никогда не заканчиваются. И это действительно так, поскольку творческое и педагогическое наследие В. Захарова становится предметом изучения ряда исследователей [1, 5, 6], продолжаются традиционные встречи участников литературного объединения «Грани творчества», которые помнят своего учителя и посвящают ему стихи:

 

Вы зажигали много ярких звезд.
Вы стали каждому попутной сами...
Мы зажигаем свечи на земле,
А Ваш полёт прервался небесами.
Вы находили нужные слова,
И делалось душе светло и чисто.
Почти что гениями были мы для Вас,
А Вы для нас - без всякого «почти что»

                                                              (О. Дьяконова)

Список литературы

1. Закирова, Н.Н. Поэт или учёный? Размышления на бенефисе читателя библиотеки В. Захарова // Наше культурное достояние: учеб.-метод. пособие / Наталия Закирова. – Глазов, 2007. – С. 342-344.

2. Захаров, В.В. Олег Поскрёбышев. Художественный мир поэта. Ижевск, 1993. 157 с.

3. Захаров, В.В. Песенный свет: Стихотворения. – Глазов, 2015. 228 с.

4. Захаров, В.В. Понимание: стихи. – Ижевск: Удмуртия, 1983. – 36 с.

5. Чупашева, О.М. Свет поэзии Вячеслава Васильевича Захарова / Славянская письменность и культура как фактор единения народов России. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. − 2018. − С. 321-326.

6. Шмыгина, Л.Б. К берегам людских сердец... : очерк о жизни, творчестве и науч.-пед. деятельности профессора В.В. Захарова / Л.Б. Шмыгина ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Глазов. гос. пед. ин-т им. В.Г. Короленко". - Глазов: Глазовский государственный педагогический институт, 2008. 84 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?