The article describes the experience of using project activity technology in the educational process of secondary vocational education in the formation of general competencies. The active use of project activity technologies in the educational process of secondary professional education contributes to the formation and improvement of general competencies of students, which include both knowledge, skills and personal qualities as components. The main methods and forms of design technology implemented in the ACT system are presented. It was concluded that the use of project methods at all stages of training is a condition (pre-requisite) when achieving the following levels of formation of general competencies within the disciplines and modules of general professional and professional cycles.
general competence, professional competence, competence framework, competence formation, project method, professional self-determination
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед системой профессионального образования поставлена стратегическая задача кадрового обеспечения отраслей российской экономики в целях ускорения технологического развития, создания высокопроизводительных рабочих мест, повышения темпов роста национальной экономики. Основной задачей Федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)», реализуемого в рамках Национального проекта «Образование», является модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ [1; 9].
Качество совокупного человеческого капитала – важнейший фактор, определяющий перспективы технологической модернизации и поступательного социального развития страны [12].
В ситуации быстрых изменений характера и условий труда возрастает роль общих и профессиональных компетенций студентов [3] и общих компетенций работников [9].
Компетенция трактуется как система ценностей, личностных качеств, знаний и умений человека, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей. А.В. Хуторской определяет компетенции «как ведущие критерии подготовленности современного выпускника учреждений профессионального образования» [11].
Общие компетенции являются самостоятельным результатом освоения основных образовательных программ СПО. Они включают в себя широкий набор когнитивных, социальных и личностных навыков, а также видов грамотности, которые используются выпускниками СПО в контексте профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Эти компетенции рассматриваются как универсальные, необходимые каждому современному человеку, независимо от его общественного или профессионального статуса. Владение названными компетенциями, а также современной грамотностью рассматривается как источник личного развития и самореализации, залог успеха на рынке труда, как необходимое условие социальной включенности и активной гражданственности [9].
Одной из рекомендованных моделей формирования и оценки общих компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС СПО является проектная деятельность. Проектная деятельность обучающихся (проектный метод) – это педагогическая технология, для которой характерны два уровня целей: практическая цель (изготовление полезного продукта) и педагогическая цель (развитие компетенций участников проекта). Проектирование является современной образовательной практикой, обладающей богатым развивающим потенциалом в становлении саморазвивающейся личности обучающихся [4].
Чтобы достичь практической цели, обучающиеся должны получить определенные знания, умения и компетенции, которыми они овладевают в процессе реализации проекта. Использование метода проектов способствует формированию у обучающихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а также грамотности в работе с информацией [1; 9]. Вовлечение обучающихся в проектную деятельность, наряду с приращением образовательных ресурсов, несет на себе развивающую функцию, в том числе функцию формирования волевых, регуляционных и рефлексивных качеств личности [5].
Проектная (исследовательская) деятельность при обучении в ГБПОУ КО «ККСТ» им. И.К. Ципулина является основной и дает начало курсовым и дипломным работам, реализации заказов потребителя. Именно проектный метод позволяет сформировать конкретные единицы умений, формирующих общие компетенции интегрировано, в рамках реализации ОПОП в целом [2].
Активное применение в учебном процессе среднего профессионального образования технологий проектной деятельности способствует формированию и повышению общих компетенций обучающихся, в которые в качестве составных частей входят и знания, умения и навыки, и личностные качества (реализация личностного развития, компетентность мышления, инициативность, целеустремленность, грамотность, толерантность и т.д.) и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, гражданско-патриотическая позиция) и профессиональный опыт [1].
Общая компетенция «Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие» формируется на протяжении всего процесса обучения в СПО. Участие студентов в профессиональных олимпиадах и конкурсах Ворлдскиллс, выбор ими мест производственной практики, выполнение курсовых работ и ВКР, принятие решений о продолжении обучения в университете или выходе на рынок труда мотивируют студентов СПО к принятию самостоятельных решений, которые определяют их дальнейшую карьерную и жизненную траекторию [9]. Студенты техникума активно занимаются проектной деятельностью еще с первого курса, начиная с выполнения обязательных индивидуальных проектов профессиональной направленности, что является условием (пререквизитом) при достижении следующих уровней сформированности общих компетенций в рамках дисциплин и модулей общепрофессионального и профессионального циклов. Ежегодно студенты всех курсов участвуют в региональных и международных научно-практических конференциях.
Ключевым положением концепции модернизации российского образования и Программы воспитания и социализации учащихся в рамках разработки нового Федерального государственного стандарта профессионального образования является создание условий для подготовки «разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе, к самостоятельному жизненному и профессиональному выбору». Важную роль для формирования ценности бескорыстного общественного служения играет молодежное волонтерство, как добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность студентов СПО, т.е. волонтерская проектная деятельность.
Об актуальности волонтерской деятельности в современном образовании свидетельствует то, что сегодня востребованной является организация подготовки студентов и переподготовка педагогических работников к участию в волонтерской деятельности [6].
Высшими учебными заведениями и институтами повышения квалификации работников образования разрабатываются и реализуются рабочие программы по подготовке к реализации волонтерской деятельности, привлечения к ней обучающихся. Рассматриваемая тематика активно представлена на курсах повышения квалификации. Практическую значимость получают технологические разработки, методические пособия и другие практико-ориентированные материалы, обеспечивающие формирование мотивации студентов к участию в волонтерской деятельности. Кроме этого, образовательная практика показывает, что сегодня особую актуальность приобретает разработка и реализация студентами социальных проектов по добровольчеству [7; 8].
Волонтерские добровольческие проекты также имеют профессиональную направленность. В декабре 2020 г. «Проект озеленения и благоустройства территории техникума ГБПОУ КО "ККСТ" им. И.К. Ципулина» занял первое место на первом региональном конкурсе молодежных проектов в сфере добровольчества и будет реализован в 2021 г. Был опыт помощи по благоустройству территории детской больницы (ГБУЗ КОПБ» г. Калуги), летнего оздоровительного лагеря «Сокол». Каждый год совместно с Калужским лесничеством участвуем в акциях посадки леса. Естественно, волонтерская деятельность − это командная работа, позволяющая формировать такие общие компетенции, как «компетентность взаимодействия с другими людьми», «гражданственно-патриотическую позицию».
Одним из важных направлений проектной деятельности является экологическое направление, непосредственно связанное с формированием компетенции «сохранение окружающей среды», относящейся к предметной грамотности. Студенты вместе с наставниками сотрудничают с экологической организацией «Экодвор» в проекте «Мы разделяем» (в этом году ГБПОУ КО «ККСТ» им. И.К. Ципулина занял первое место в номинации «Чистый город» на Областном молодежном форуме «Формула добра»). Также заключен линейный договор о сотрудничестве с Областным эколого-биологическим центром для совместного проведения региональных, всероссийских мероприятий: чемпионатов Worldskills, конкурсов «Семко – сортоиспытание», областного конкурса-выставки ЮННАТ 2020, мастер-классов, лекций, экскурсий. Регулярно студенты участвуют в массовых всероссийских мероприятиях: Экодиктант, Экотолк, конкурсах, организованных Министерством экологии и природных ресурсов Калужской области.
Непременным условием проектной деятельности является «значимость предполагаемых результатов, которые должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены» [10, с. 27]. Поэтому важна результативность (реальность) выполненных проектов, т.е. конкретный результат, готовый к внедрению. Выполнение проекта позволяет создать ситуацию, близкую к реальной. Студент в данной ситуации определяет роль, которую играет его профессия в проектной деятельности, осознает значимость выбранной профессии и себя в ней как будущего специалиста. В такой ситуации студенту приходится учиться отстаивать свою точку зрения, настаивать на своем варианте решения и находить компромиссное решение. В перспективе проектирования заложена идея того, что каждый разрабатываемый проект, имея реального заказчика, может иметь и реальное воплощение. Объекты проектирования имеют социальную, историческую значимость. К таким проектам относятся: проекты реконструкции охраняемых парков, усадеб, созданные в сотрудничестве с экологическими организациями; проекты тематических скверов (спортивных, молодежных, ландшафтных), выполненные на «заказ», что позволяет при общении с заказчиками формировать такие общие компетенции, как «Решение задач профессиональной деятельности», «Планирование предпринимательской деятельности», проекты озеленения и благоустройства территории социально значимых объектов − больниц, детских образовательных учреждений (гражданско-патриотическая позиция).
Важным для профессионального становления обучающихся стало участие в реализации программы «Комфортная городская среда». На основании предложений членов Ассоциации территориальных общин г. Калуги, в рамках реализации программы «Комфортная городская среда», студенты 4-го курса отделения «Садово-парковое и ландшафтное строительство» разработали 15 проектов благоустройства локальных общественных территорий, все были выбраны на голосовании 18 марта 2018 г. как приоритетные и будут реализованы до 2022 г. В настоящее время продолжается сотрудничество с городскими управами г. Калуги и Калужской области. Проект озеленения и благоустройства общественно-городской территории − мемориального сквера по адресу: г. Калуга, ул. Кибальчича занял первое место на Всероссийском конкурсе и уже реализован. В 2020−2021 гг. студенты на производственной практике выполняют реальные проекты благоустройства и озеленения территорий городских объектов по заданию городских управ.
Условием формирования общих компетенций является индивидуализация процесса обучения. Чтобы научиться планировать собственное профессиональное и личностное развитие, студенты должны проходить через множественные ситуации выбора, предоставляемые им в процессе обучения. Возможности для реализации академических прав обучающихся (ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), способствующие формированию общих компетенций, обеспечиваются на основе: выбора тем комплексных дипломных проектов, способных объединить работу студентов и преподавателей разных специальностей. Первым опытом для обучающихся стало выполнение комплексного дипломного проекта студентами специальностей «Строительство», «Сантехника» и «Садово-парковое и ландшафтное строительство», что также формирует компетенцию «Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам». В процессе обучения и выполнения проектов студенты осваивают современные компьютерные программы, технологии, пользуются нормативными документами, что является необходимым и востребованным на современном рынке труда и способствует формированию компетенции «Универсальная инструментальная грамотность». Для повышения эффективности межпредметных связей создается единое информационное поле. На защиту дипломных и курсовых проектов приглашаются представители заказчиков, заинтересованные в квалифицированных кадрах руководители предприятий и учреждений, что способствует пониманию важности выбранной профессии, формированию компетенции личностного развития.
Таким образом, проектная деятельность способствует: формированию системы общих компетенций (компетентностной рамки), включающей три группы компетенций: компетентность мышления; компетентность взаимодействия; компетентности грамотности, что является основой, фундаментом для формирования профессиональных компетенций, а значит, отвечает на стратегическую задачу кадрового обеспечения отраслей российской экономики.
1. Blinov V.I., Batrova O.F., Esenina E.Yu., Faktorovich A.A. Koncepciya Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov srednego professional'nogo obrazovaniya chetvertogo pokoleniya (proekt). [Elektronnyy resurs]. − Rezhim dostupa: www.scienceeducation.ru/119-15137
2. Zakon Rossiyskoy Federacii «Ob obrazovanii» ot 10.07.1992 N 3266-1. - M., 2012. [Elektronnyy resurs] // Rossiyskaya gazeta - Federal'nyy vypusk № 303(5976) ot 31 dekabrya 2012 g. — Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
3. Ivanova I.V. Razvitie professional'nyh kompetenciy specialista v rezhime nepreryvnoy pedagogicheskoy praktiki // Psihologiya HHI stoletiya: Teoriya. Eksperiment. Social'naya praktika: materialy Mezhdunarodnogo kongressa, g. Kostroma, 10-13 sentyabrya 2009 g. – T1. − Moskva; Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2009.- 430s. – S. 124-127.
4. Ivanova I.V. Refleksivno-cennostnyy podhod k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu samorazvitiya podrostkov // Nizhegorodskoe obrazovanie. – 2020. − №3. – S. 49-57.
5. Ivanova I.V. Samorazvitie lichnosti podrostka v processe social'noy poleznoy deyatel'nosti // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. – 2019. − №4(109). – S.15-22.
6. Ivanova I.V., Borisova E.A. Social'naya volonterskaya praktika kak baza realizacii lichnostnogo potenciala studentov i sposob ovladeniya osnovami buduschey professii cherez praktiko-orientirovannuyu deyatel'nost' // Sovremennaya nauka: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii: sbornik statey V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Penza: MCNS «Nauka i Prosveschenie». − 2019. – 312 s. − S. 220-222.
7. Ivanova I.V., Kuznecova M.V. Social'nyy proekt «Znay svoi korni» i ego vklad v vospitanie i obespechenie social'noy bezopasnosti detey mladshego shkol'nogo vozrasta // Metodist. – 2018. − №7. – S. 23-26.
8. Ivanova I.V., Samsonova P.S., Korneeva I.V. Iz opyta razvitiya inklyuzivnogo volonterstva // Metodist. – 2018. − №2. – S.15-19.
9. Metodicheskie rekomendacii po vnedreniyu modeley formirovaniya i ocenki obschih kompetenciy obuchayuschihsya v sootvetstvii s FGOS SPO [Elektronnyy resurs].// Vysshaya shkola ekonomiki. Centr razvitiya professional'nogo obrazovaniya. Vypusk ot 01.09.2020 g. — Rezhim dostupa: https://ioe.hse.ru/spo/news/396368057.html
10. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya [Tekst]: uchebnoe posobie. – Moskva: 2000. – 296 s.
11. Hutorskoy A.V. Klyuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty [Elektronnyy resurs] .// Internet-zhurnal "Eydos". Vypusk ot 23.04.2002 g. − Rezhim dostupa: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
12. Ivanova I.V. Non-formal Education Investing in Human Capital // Russian Education & Society. 2016. - Issue 11. Vol.58. Pp. 718-731.