В статье описывается опыт применения в учебном процессе среднего профессионального образования технологии проектной деятельности при формировании общих компетенций. Активное применение в учебном процессе среднего профессионального образования технологий проектной деятельности способствует формированию и повышению общих компетенций обучающихся, в которые в качестве составных частей входят знания, умения и навыки, и личностные качества. Приведены основные методы и формы проектной технологии, реализуемой в системе СПО. Сделан вывод о том, что использование метода проектов на всех этапах обучения является условием (пререквизитом) при достижении следующих уровней сформированности общих компетенций в рамках дисциплин и модулей общепрофессионального и профессионального циклов.
общая компетенция, профессиональная компетентность, компетентностная рамка, сформированность компетенций, проектный метод, профессиональное самоопределение
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед системой профессионального образования поставлена стратегическая задача кадрового обеспечения отраслей российской экономики в целях ускорения технологического развития, создания высокопроизводительных рабочих мест, повышения темпов роста национальной экономики. Основной задачей Федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)», реализуемого в рамках Национального проекта «Образование», является модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ [1; 9].
Качество совокупного человеческого капитала – важнейший фактор, определяющий перспективы технологической модернизации и поступательного социального развития страны [12].
В ситуации быстрых изменений характера и условий труда возрастает роль общих и профессиональных компетенций студентов [3] и общих компетенций работников [9].
Компетенция трактуется как система ценностей, личностных качеств, знаний и умений человека, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей. А.В. Хуторской определяет компетенции «как ведущие критерии подготовленности современного выпускника учреждений профессионального образования» [11].
Общие компетенции являются самостоятельным результатом освоения основных образовательных программ СПО. Они включают в себя широкий набор когнитивных, социальных и личностных навыков, а также видов грамотности, которые используются выпускниками СПО в контексте профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Эти компетенции рассматриваются как универсальные, необходимые каждому современному человеку, независимо от его общественного или профессионального статуса. Владение названными компетенциями, а также современной грамотностью рассматривается как источник личного развития и самореализации, залог успеха на рынке труда, как необходимое условие социальной включенности и активной гражданственности [9].
Одной из рекомендованных моделей формирования и оценки общих компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС СПО является проектная деятельность. Проектная деятельность обучающихся (проектный метод) – это педагогическая технология, для которой характерны два уровня целей: практическая цель (изготовление полезного продукта) и педагогическая цель (развитие компетенций участников проекта). Проектирование является современной образовательной практикой, обладающей богатым развивающим потенциалом в становлении саморазвивающейся личности обучающихся [4].
Чтобы достичь практической цели, обучающиеся должны получить определенные знания, умения и компетенции, которыми они овладевают в процессе реализации проекта. Использование метода проектов способствует формированию у обучающихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а также грамотности в работе с информацией [1; 9]. Вовлечение обучающихся в проектную деятельность, наряду с приращением образовательных ресурсов, несет на себе развивающую функцию, в том числе функцию формирования волевых, регуляционных и рефлексивных качеств личности [5].
Проектная (исследовательская) деятельность при обучении в ГБПОУ КО «ККСТ» им. И.К. Ципулина является основной и дает начало курсовым и дипломным работам, реализации заказов потребителя. Именно проектный метод позволяет сформировать конкретные единицы умений, формирующих общие компетенции интегрировано, в рамках реализации ОПОП в целом [2].
Активное применение в учебном процессе среднего профессионального образования технологий проектной деятельности способствует формированию и повышению общих компетенций обучающихся, в которые в качестве составных частей входят и знания, умения и навыки, и личностные качества (реализация личностного развития, компетентность мышления, инициативность, целеустремленность, грамотность, толерантность и т.д.) и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, гражданско-патриотическая позиция) и профессиональный опыт [1].
Общая компетенция «Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие» формируется на протяжении всего процесса обучения в СПО. Участие студентов в профессиональных олимпиадах и конкурсах Ворлдскиллс, выбор ими мест производственной практики, выполнение курсовых работ и ВКР, принятие решений о продолжении обучения в университете или выходе на рынок труда мотивируют студентов СПО к принятию самостоятельных решений, которые определяют их дальнейшую карьерную и жизненную траекторию [9]. Студенты техникума активно занимаются проектной деятельностью еще с первого курса, начиная с выполнения обязательных индивидуальных проектов профессиональной направленности, что является условием (пререквизитом) при достижении следующих уровней сформированности общих компетенций в рамках дисциплин и модулей общепрофессионального и профессионального циклов. Ежегодно студенты всех курсов участвуют в региональных и международных научно-практических конференциях.
Ключевым положением концепции модернизации российского образования и Программы воспитания и социализации учащихся в рамках разработки нового Федерального государственного стандарта профессионального образования является создание условий для подготовки «разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе, к самостоятельному жизненному и профессиональному выбору». Важную роль для формирования ценности бескорыстного общественного служения играет молодежное волонтерство, как добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность студентов СПО, т.е. волонтерская проектная деятельность.
Об актуальности волонтерской деятельности в современном образовании свидетельствует то, что сегодня востребованной является организация подготовки студентов и переподготовка педагогических работников к участию в волонтерской деятельности [6].
Высшими учебными заведениями и институтами повышения квалификации работников образования разрабатываются и реализуются рабочие программы по подготовке к реализации волонтерской деятельности, привлечения к ней обучающихся. Рассматриваемая тематика активно представлена на курсах повышения квалификации. Практическую значимость получают технологические разработки, методические пособия и другие практико-ориентированные материалы, обеспечивающие формирование мотивации студентов к участию в волонтерской деятельности. Кроме этого, образовательная практика показывает, что сегодня особую актуальность приобретает разработка и реализация студентами социальных проектов по добровольчеству [7; 8].
Волонтерские добровольческие проекты также имеют профессиональную направленность. В декабре 2020 г. «Проект озеленения и благоустройства территории техникума ГБПОУ КО "ККСТ" им. И.К. Ципулина» занял первое место на первом региональном конкурсе молодежных проектов в сфере добровольчества и будет реализован в 2021 г. Был опыт помощи по благоустройству территории детской больницы (ГБУЗ КОПБ» г. Калуги), летнего оздоровительного лагеря «Сокол». Каждый год совместно с Калужским лесничеством участвуем в акциях посадки леса. Естественно, волонтерская деятельность − это командная работа, позволяющая формировать такие общие компетенции, как «компетентность взаимодействия с другими людьми», «гражданственно-патриотическую позицию».
Одним из важных направлений проектной деятельности является экологическое направление, непосредственно связанное с формированием компетенции «сохранение окружающей среды», относящейся к предметной грамотности. Студенты вместе с наставниками сотрудничают с экологической организацией «Экодвор» в проекте «Мы разделяем» (в этом году ГБПОУ КО «ККСТ» им. И.К. Ципулина занял первое место в номинации «Чистый город» на Областном молодежном форуме «Формула добра»). Также заключен линейный договор о сотрудничестве с Областным эколого-биологическим центром для совместного проведения региональных, всероссийских мероприятий: чемпионатов Worldskills, конкурсов «Семко – сортоиспытание», областного конкурса-выставки ЮННАТ 2020, мастер-классов, лекций, экскурсий. Регулярно студенты участвуют в массовых всероссийских мероприятиях: Экодиктант, Экотолк, конкурсах, организованных Министерством экологии и природных ресурсов Калужской области.
Непременным условием проектной деятельности является «значимость предполагаемых результатов, которые должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены» [10, с. 27]. Поэтому важна результативность (реальность) выполненных проектов, т.е. конкретный результат, готовый к внедрению. Выполнение проекта позволяет создать ситуацию, близкую к реальной. Студент в данной ситуации определяет роль, которую играет его профессия в проектной деятельности, осознает значимость выбранной профессии и себя в ней как будущего специалиста. В такой ситуации студенту приходится учиться отстаивать свою точку зрения, настаивать на своем варианте решения и находить компромиссное решение. В перспективе проектирования заложена идея того, что каждый разрабатываемый проект, имея реального заказчика, может иметь и реальное воплощение. Объекты проектирования имеют социальную, историческую значимость. К таким проектам относятся: проекты реконструкции охраняемых парков, усадеб, созданные в сотрудничестве с экологическими организациями; проекты тематических скверов (спортивных, молодежных, ландшафтных), выполненные на «заказ», что позволяет при общении с заказчиками формировать такие общие компетенции, как «Решение задач профессиональной деятельности», «Планирование предпринимательской деятельности», проекты озеленения и благоустройства территории социально значимых объектов − больниц, детских образовательных учреждений (гражданско-патриотическая позиция).
Важным для профессионального становления обучающихся стало участие в реализации программы «Комфортная городская среда». На основании предложений членов Ассоциации территориальных общин г. Калуги, в рамках реализации программы «Комфортная городская среда», студенты 4-го курса отделения «Садово-парковое и ландшафтное строительство» разработали 15 проектов благоустройства локальных общественных территорий, все были выбраны на голосовании 18 марта 2018 г. как приоритетные и будут реализованы до 2022 г. В настоящее время продолжается сотрудничество с городскими управами г. Калуги и Калужской области. Проект озеленения и благоустройства общественно-городской территории − мемориального сквера по адресу: г. Калуга, ул. Кибальчича занял первое место на Всероссийском конкурсе и уже реализован. В 2020−2021 гг. студенты на производственной практике выполняют реальные проекты благоустройства и озеленения территорий городских объектов по заданию городских управ.
Условием формирования общих компетенций является индивидуализация процесса обучения. Чтобы научиться планировать собственное профессиональное и личностное развитие, студенты должны проходить через множественные ситуации выбора, предоставляемые им в процессе обучения. Возможности для реализации академических прав обучающихся (ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), способствующие формированию общих компетенций, обеспечиваются на основе: выбора тем комплексных дипломных проектов, способных объединить работу студентов и преподавателей разных специальностей. Первым опытом для обучающихся стало выполнение комплексного дипломного проекта студентами специальностей «Строительство», «Сантехника» и «Садово-парковое и ландшафтное строительство», что также формирует компетенцию «Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам». В процессе обучения и выполнения проектов студенты осваивают современные компьютерные программы, технологии, пользуются нормативными документами, что является необходимым и востребованным на современном рынке труда и способствует формированию компетенции «Универсальная инструментальная грамотность». Для повышения эффективности межпредметных связей создается единое информационное поле. На защиту дипломных и курсовых проектов приглашаются представители заказчиков, заинтересованные в квалифицированных кадрах руководители предприятий и учреждений, что способствует пониманию важности выбранной профессии, формированию компетенции личностного развития.
Таким образом, проектная деятельность способствует: формированию системы общих компетенций (компетентностной рамки), включающей три группы компетенций: компетентность мышления; компетентность взаимодействия; компетентности грамотности, что является основой, фундаментом для формирования профессиональных компетенций, а значит, отвечает на стратегическую задачу кадрового обеспечения отраслей российской экономики.
1. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения (проект). [Электронный ресурс]. − Режим доступа: www.scienceeducation.ru/119-15137
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1. - М., 2012. [Электронный ресурс] // Российская газета - Федеральный выпуск № 303(5976) от 31 декабря 2012 г. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
3. Иванова И.В. Развитие профессиональных компетенций специалиста в режиме непрерывной педагогической практики // Психология ХХI столетия: Теория. Эксперимент. Социальная практика: материалы Международного конгресса, г. Кострома, 10-13 сентября 2009 г. – Т1. − Москва; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009.- 430с. – С. 124-127.
4. Иванова И.В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков // Нижегородское образование. – 2020. − №3. – С. 49-57.
5. Иванова И.В. Саморазвитие личности подростка в процессе социальной полезной деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2019. − №4(109). – С.15-22.
6. Иванова И.В., Борисова Е.А. Социальная волонтерская практика как база реализации личностного потенциала студентов и способ овладения основами будущей профессии через практико-ориентированную деятельность // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». − 2019. – 312 с. − С. 220-222.
7. Иванова И.В., Кузнецова М.В. Социальный проект «Знай свои корни» и его вклад в воспитание и обеспечение социальной безопасности детей младшего школьного возраста // Методист. – 2018. − №7. – С. 23-26.
8. Иванова И.В., Самсонова П.С., Корнеева И.В. Из опыта развития инклюзивного волонтерства // Методист. – 2018. − №2. – С.15-19.
9. Методические рекомендации по внедрению моделей формирования и оценки общих компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС СПО [Электронный ресурс].// Высшая школа экономики. Центр развития профессионального образования. Выпуск от 01.09.2020 г. — Режим доступа: https://ioe.hse.ru/spo/news/396368057.html
10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие. – Москва: 2000. – 296 с.
11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] .// Интернет-журнал "Эйдос". Выпуск от 23.04.2002 г. − Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
12. Ivanova I.V. Non-formal Education Investing in Human Capital // Russian Education & Society. 2016. - Issue 11. Vol.58. Pp. 718-731.