Abstract and keywords
Abstract (English):
The purpose of this work is to analyze the ideas in the modern socio-humanitarian scientific literature about the structure of the legal ideal. In the course of the study, it was revealed that the legal ideal is mainly considered in the system of axiological culture. The authors propose to structure the legal ideal on the basis of the dialectic of the components of managerial activity. This approach allows us to see that the legal ideal is a dialectical unity of a legal subject, object, means, goals, result, etc. in the system of managerial activity. The desire of mankind to build an ideal society and state on the basis of the legal ideal is a consequence of the movement of man himself towards the ideal. However, real life shows that what is desired is at odds with reality. This discrepancy is natural, but it is measurable and predictable. The digital society poses serious obstacles and problems in the movement of a person to perfection, distorting the very meaning of the concept of “perfect person”. In order to anticipate possible negative distortions of the concept of a legal ideal, it is necessary to conduct systematic studies of its nature and patterns of development, which gives an idea of its structure.

Keywords:
legal ideal, cultural ideal, social ideal, managerial activity
Text
Publication text (PDF): Read Download

Правовой идеал как понятие изучается целым спектром социально-гуманитарного знания, в котором можно выделить не только систему юридических наук [1; 2], но и философию права, социальную философию [3], историю права [4], социологию права [5] и т. д.
Изучая историю формирования и развития данного феномена, авторы пришли к выводу о том, что правовой идеал является элементом культурного идеала [6; 7]. Чтобы определить место правового идеала в системе культурного идеала современного информационного общества, необходимо обратиться к диалектической методологии и методологии информационной культурологии [8; 9]. Данные научные методы и подходы позволяют рассмотреть правовой идеал как элемент более широких категорий, таких как культурный идеал и общественный (социальный) идеал. 
Что касается понятия «культурный идеал», то одна из точек зрения заключается в том, что оно шире, чем понятие «общественный идеал» [10; 11]. Это положение строится на основе того, что само понятие культуры шире понятия социу­ма. Социум – это человек и его социальные отношения. Культура – это все то, что не есть природа. Если основываться на данных общих определениях культуры и социума, то культура как мир искусственного включает в себя и социум, и вторую природу, созданную человеком. Культура с этих позиций задает идеалы и нормы, регулирующие жизнедеятельность социума. Но и социум определяет идеалы культуры, поэтому следует говорить о диалектике культурного и социального идеалов. Так, например, М. В. Тарасова пишет: «Специфика социального идеала зависит от особенностей порождающего его культурного идеала. Социальный идеал – синтетическая идеалообразующая конструкция, которая включает в себя чувственный эталон, рожденный в культурной системе, схему действия как специфическое социальное отношение и программу экстраполяции на область взаимодействия мира и человека» [12, с. 76]. Диалектика культурного и социального идеала показывает, что третьим понятием здесь является категория «идеал». Именно феномен идеала задает и культурные, и социальные эталоны и образцы, регулирующие жизнь человека и общества. 
Если рассматривать правовой идеал как элемент социального идеала, то необходимо обратиться к системе социума. В частности, мы будем основываться на диалектике сфер общественной жизни, которая позволяет выделить восемь основных из них: педагогическую, научную, экономическую, экологическую, медицинскую, физкультурную, социальную и управленческую [13]. Данная схема предпочтительнее остальных тем, что она включает управленческую сферу как отдельный элемент для исследования. Такая структура позволяет анализировать право и феномены, им порождаемые в обществе, как элементы, диалектически взаимо­связанные с остальными сферами. Так, например, ранее на основе диалектики медицинской и управленческой сфер мы рассматривали проблемы качества жизни, информационной культуры [14; 15], а на основе диалектики педагогической и управленческой сфер анализировали проблемы информационной социализации личности [16; 17, с. 18]. 
Право есть элемент управленческой сферы. Поэтому и структуру правового идеала следует рассматривать исходя из структуры самой этой сферы. Основными элементами здесь, как и в любой сфере общественной жизни, являются субъект, объект, средства и др. Основываясь на данном принципе, можно говорить о субъекте правового идеала. Субъект правового идеала – это активный агент, задающий и формирующий сам правовой идеал. Как известно, к субъектам относятся человек, группа людей, общество и т. д. Пользуясь данной методологией, исследователи выделяют, например, в качестве субъектов правового идеала – субъекты Российской Федерации [18]. Это дает возможность рассматривать проблемы формирования правового идеала в законодательной системе государства. Анализ правового идеала на уровне личности позволяет исследователям выходить на проблемы ее правовой социализации [19; 20]. Исследование субъекта правового идеала позволяет искать ответы на такие вопросы, как: «Кто или что является источником правового идеала?»
К объектам правового идеала следует отнести все объекты, входящие в сферу правового поля. В первую очередь, это сама управленческая сфера, государство, нормы права и т. д. В целом правовой идеал является эталоном управления всеми сферами общества, поэтому каждая из них составляет поле его распространения. Изучая вопросы объекта правового идеала, исследователи выходят на проблемы правового государства, гражданского общества, аксиологию права и т. д. [21; 22]. Изучение объектного поля правового идеала позволяет охватить сферу таких проблем, как роль и место правового идеала в системе культуры и общества.
Средства правового идеала – это все способы, методы, технологии, которые используются для приобщения субъектов к идеалам норм права в ходе правовой социализации и управленческой деятельности. Сюда можно отнести систему правотворчества, систему исполнительной власти, систему образования, а также такие технологии, как СМИ, социальные сети, правовые информационные ресурсы и источники и т. п. [23, с. 2; 24, с. 4; 25]. Изучение этого элемента правового идеала позволяет вести поиск ответов на такие вопросы, как: «Каковы механизмы формирования правового идеала в системе культуры, личности и общества?»
Чаще всего в современных публикациях структура правового идеала рассматривается с точки зрения системы ценностей. Считается, что правовой идеал – это идеальное состояние правовой системы государства как результат оценивания человеком. Как отмечает П. А. Оль: «…государственно-правовой идеал может быть определен как некое обусловленное морально-этическими нормами общественное (личностное) представление о наиболее совершенной (соответствующей идеям справедливости) государственно-правовой организации общества, являющееся конечной целью общественных (личностных) стремлений и деятельности» [26, с. 160].
Таким образом, структура правового идеала может быть представлена как совокупность идеальных состояний его элементов. Иными словами, идеальными должны стать сам человек и общество – субъекты права. Тогда таковыми будут объекты, средства, цели, результат и тому подобные элементы права. Данное положение недостижимо и утопично, однако именно к этому стремится человечество. Результатами такого стремления становятся концепции правового и социального государства, основанные на принципах формального равенства, справедливости и свободы. Для каждой исторической эпохи, для каждого общества складывается и берется за эталон свой правовой идеал. Именно поэтому он абсолютен и относителен одновременно. Мы полагаем, что в современной России насущную потребность общества и актуальную задачу научных исследований составляет поиск нравственно-правовых ориентиров, которые бы позволили совершенствовать нормативное регулирование общественных отношений сообразно настоящему периоду развития страны и всего мира [27, с. 283].  
Сформировать социально значимую позицию возможно при обращении к отечественной культурной традиции, которая включает в себя богатейшее философское наследие. Особенно интересными и актуальными, на наш взгляд, являются воззрения представителей философской школы всеединства, выступающей в русской философии «как совокупность самобытных мыслителей, объединенных системообразующими метафизическими идеями, во многом определяющими решение историософских, социальных, антропологических, а также философско-правовых проблем» [28, с. 17]. До настоящего времени установки философии всеединства оказывают методологическое влияние на философско-правовой дискурс. Они позволяют сформировать основание для рационального обоснования права, для выработки представления о правовом идеале, который будет генетически включен в отечественную культурную традицию. Философия всеединства и вообще отечественная философско-религиозная традиция ориентирует на высокий идеал преобразования общественных отношений в соответствии с требованиями нравственного сознания. Это, несомненно, звучит сейчас очень актуально. Отказ от данных ориентиров представляется опасным для общественного развития. 
Основной проблемой в данном случае будет выступать негативная трансформация общественного сознания, носителем которого в конечном счете является субъект. Точкой отсчета всегда будет человек. Это значит, что при трансформации системы ценностей, утрате духовности будет трансформироваться и правовой идеал. Именно эти процессы и происходят в современном цифровом обществе. 
Действительно, обращаясь к исследованиям проблем цифровой культуры, можно видеть, что современные исследователи выделяют ряд проблем: формирование мозаичной системы ценностей у современной молодежи, утрата духовной составляющей и традиций в обществе, развитие общества потребления, вытеснение из системы человеческого общения самого человека и замена его на информационные квазисубъекты, трансформация родовых качеств человека и др. [29; 30]. 
Чтобы увидеть проблемы и решить их, необходимо иметь представление в том числе и о структуре правового идеала и понимать его сущность, природу, механизмы формирования. Разработка структуры правового идеала на основе системы управленческой деятельности дает возможность увидеть диалектику его развития. Во-первых, правовой идеал есть диалектическое единство культурного и общественного идеала. На данном уровне раскрывается его потенциал как основы развития человечества в его стремлении к совершенству. Во-вторых, правовой идеал является одним из важнейших элементов управленческой деятельности. Это значит, что его структуру составляют не только идеалы в виде таких объектов, как ценности и нормы, но и все компоненты деятельности: субъекты, объекты, средства, условия, результат и т. п. Такое понимание раскрывает диалектику формирования, существования и развития правового идеала как целостной системы, в центре которой всегда находится человек. В-третьих, правовой идеал, будучи встроенным в систему управленческой деятельности, оказывается центральным элементом управления развитием общества, всех его сфер. Это положение открывает путь к исследованию современных проблем цифровизации культуры, в рамках которой происходит трансформация источника правового идеала – человека. Концепции совершенного человека могут быть реализованы в цифровой культуре с помощью киборгизации, виртуализации и других высоких технологий, которые могут иметь далеко не очевидный результат. Самое опасное в этом случае – утрата человеком права и возможности формирования правового идеала, поэтому многоуровневое и системное изучение механизмов развития и существования правого идеала в цифровом обществе становится сегодня одной из актуальнейших задач.

References

1. Lazutin L. A. The ideals of the Universal Declaration of Human Rights and the modern world. Russian Legal Journal, 2018, no. 5 (122), pp. 40–45. (In Russ.)

2. Tumanova A. S., Safonov A. A. “Every scientifically educated lawyer should be a cultural fighter for the ideals of law in life!”: legal and political views of N. I. Paliyenko. Lex Russica (Russian law), 2021, no. 3 (172), pp. 123–135. DOI 10.17803/1729-5920.2021.172.3.123-135. (In Russ.)

3. Pratsko G. S. The values of the current law and their correlation with the legal ideal. Philosophy of law, 2019, no. 4 (91), pp. 63–67. (In Russ.)

4. Korkishko A. P., Chugunov S. V. The legal ideal: the correlation of law and social justice. Paradigms of history and social development, 2018, no. 10, pp. 83–89. (In Russ.)

5. Andreev A. L. Russian society of the post-Sovietera: social well-being, historical memory, ideals and values. Russia is being reformed, 2018, no. 16, pp. 319–347. DOI 10.19181/ezheg.2018.14. (In Russ.)

6. Belyaev I. A. Basic ideals of modern culture in the context of D. V. Pivovarov ideas. Intelligence. Innovations. Investment, 2018, no. 10, pp. 64–66. (In Russ.)

7. Mozzhilin S. I., Ustyantsev V. B. Ideals of culture and the civilizational code of Russia. Questions of philosophy, 2021, no. 2, pp. 198–202. DOI 10.21146/0042-8744-2021-2-198-202. (In Russ.)

8. Gryaznova E. V. Information cultural studies as a scientific direction: philosophical and methodological analysis. Philosophy and culture, 2016, no. 3 (99), pp. 452–458. (In Russ.)

9. Gryaznova E. V. Methods of cognition and categories of philosophy of science. NB: Pedagogy and enlightenment, 2014, no. 3, pp. 49–68. (In Russ.)

10. Donin A. N., Mozzhilin S. I. The formation of cultural ideals in the conditions of social marginalization. Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University, 2011, no. 4 (38), pp. 157–161. (In Russ.)

11. Stupkina A. V. Ideals and interests in the dialectic of cultural changes. Bulletin of the Stavropol State University, 2008, no. 3, pp. 179–184. (In Russ.)

12. Tarasova M. V., Kudashov V. I. Dialectics of interaction of cultural and social ideals. Ideas and ideals, 2015, vol. 2, no. 2 (24), pp. 70–77. (In Russ.)

13. Gryaznova E. V. Information reality and society. Nizny Novgorod, 2010. (In Russ.)

14. Gryaznova E. V. Information culture of medical institutions: problems and prospects. Man and culture, 2015, no. 1, pp. 92–111. (In Russ.)

15. Gryaznova E. V., Shkirnyuk P. G. Healthcare in Russia and the quality of life of the population. NB: Economics, trends and management, 2014, no. 4, pp. 72–85. (In Russ.)

16. Gryaznova E. V. Identification of a person in information reality. Psychology and psychotechnics, 2013, no. 4 (55), pp. 371–379. (In Russ.)

17. Gryaznova E. V. Model of information culture of municipal education management: prevention of risks of inefficient use of informatization achievements. Vestnik of Minin University, 2018, vol. 6, no. 2 (23). (In Russ.)

18. Malinenko E. V. Development of the legal ideal of constitutions and charters of the subjects of the Russian Federation. Administrative and municipal law, 2019, no. 5, pp. 1–6. (In Russ.) DOI 10.7256/2454-0595.2019.5.29093.

19. Evdokimov A. S. The role of legal culture in the process of legal socialization of the individual. Bulletin of the Novgorod State University, 2006, no. 39, pp. 53–54. (In Russ.)

20. Isakov V. B. The legal status of a person as an ideal: a constitutional plan and its implementation. Russian State Studies, 2014, no. 1, pp. 6–20. (In Russ.)

21. Kochkarov R. M. Genesis of the concept of value in law. Kant, 2019, no. 1 (30), pp. 201–204. (In Russ.)

22. Solomko Z. V. Ideologeme of the rule of law (rule of law): revealed and repressed. Law and politics, 2019, no. 8, pp. 48–60. DOI 10.7256/2454-0706.2019.8.30661. (In Russ.)

23. Mukhina T. G., Musina N. I. Formation of cadets› readiness for interpersonal communication in the process of inclusion in extracurricular activities at the university. Vestnik of Minin University, 2020, vol. 8, no. 1 (30). DOI 10.26795/2307-1281-2020-8-1-2. (In Russ.)

24. Naumova L. Yu. Pedagogical stimulation of the formation of the readiness of future lawyers for lawmaking activities: approaches, stages, means. Vestnik of Minin University, 2020, vol. 8, no. 3 (32). (In Russ.) DOI 10.26795/2307-1281-2020-8-3-4.

25. Radachinsky Yu. N. The meaning of the statelegal ideal in the context of legal influence. Philosophy of law, 2014, no. 6 (67), pp. 13–15. (In Russ.)

26. Ol P. A. On the concept of the state-legal ideal. Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. Series: Pravo, 2001, no. 1, pp. 158–160. (In Russ.)

27. Treushnikov I. A. On the question of the philosophical justification of the functioning of the legal system. Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia, 2018, no. 1 (41), pp. 283–286. (In Russ.)

28. Treushnikov I. A. Legal aspects of the problem “West – East” in philosophy of unity. Philosophy of law, 2009, no. 2 (33), pp. 12–17. (In Russ.)

29. Personality, economy, culture in the modern digital world: problems and potential opportunities: a collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and practical Conference (Belgorod, May 23, 2020). Belgorod: Limited Liability Company “Agency for Advanced Scientific Research”, 2020. 98 p. (In Russ.)

30. Shapovalova G. M. Artificial intelligence-technologies of the future of mankind: “digital culture” in the context of “digital ethics” dogma in solving ethical problems. Baltic Humanitarian Journal, 2019, vol. 8, no. 4 (29), pp. 402–406. DOI 10.26140/bgz3-2019-0804-0094. (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?