The article considers the problem of unification of legislation that establishes the legal regime of Federal information systems. The purpose of the information system is a necessary element of its legal regime. It is primary to other elements, such as lists of information, the functionality of the system, the rights and obligations of users, information providers and the system operator. The author believes that it is impossible to establish in law the duties of citizens and organizations (such as the provision of information) that are not defined by purpose of creation of the federal information system. The author analyzes the current Federal laws on information systems, compares approaches to legal regulation of creation purposes. It is proved that the purpose of creation is to be associated with public services and government functions.
Federal information system, legal regime of information systems, purpose of creation of the information system, responsibility for provision of information, government services, public functions.
В настоящее время объективно назрела необходимость систематизации и унификации законодательства в сфере разработки и использования федеральных информационных систем (ИС). Если в конце 2000-х гг. на уровне федеральных законов были закреплены положения, касающиеся лишь нескольких ИС, то в настоящее время их счет идет на десятки. В реестре федеральных информационных систем число наименований ИС превысило три сотни.
Помимо множества внутриведомственных ИС, растет число федеральных ИС, с появлением которых появляются дополнительные обязанности у граждан и организаций (речь идет об обязательном представлении информации в такие системы и административной ответственности за непредставление информации или неполное или несвоевременное ее представление, а также представление заведомо ложной информации). В соответствии с духом Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) такие ИС должны регулироваться федеральным законом, устанавливающим соответствующие обязанности поставщиков информации в систему.
Нормы, устанавливающие правовой режим федеральных ИС, характеризуются отсутствием единой юридической техники, что обусловлено рядом причин, среди них: новизна соответствующих правоотношений; необходимость «подгонки» под уже готовую систему (которая разрабатывается и внедряется до правового регулирования отношений, связанных с ее использованием); различная отраслевая принадлежность. Но главной причиной является отсутствие единого подхода к законодательному регулированию государственных ИС. В связи с этим представляется актуальной разработка такого подхода. В частности, необходимо ответить на вопрос, какие элементы правового режима федеральной ИС и в каком объеме должны быть закреплены в федеральном законе.
Мы предлагаем следующие элементы: 1) цель создания ИС; 2) категории информации, хранящейся в системе; 3) права и обязанности поставщиков информации; 4) права и обязанности пользователей информации; 5) специальный правовой статус оператора ИС.
В настоящей статье мы исследуем первый из перечисленных элементов, необходимость законодательного закрепления которого наименее очевидна для законодателя, а существующая практика законотворчества является наиболее противоречивой.
Прежде всего необходимо отметить, что формализация концепции, определение назначения ИС, целеполагание служат отправной точкой процесса создания системы.
Цель создания ИС влияет на все прочие проектные документы, определяет ее функциональные возможности, перечень обрабатываемой информации, категории пользователей и т. д. Согласно ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы» раздел «Назначение и цели создания (развития) системы» следует размещать в начале технического задания сразу после раздела «Общие сведения».
Если цель создания ИС не будет закреплена в проектной документации, это может привести к формулированию неполных или противоречивых требований, спорам заказчиков и разработчиков, постоянному изменению уже разработанного функционала. Цель создания системы (концепция, образ продукта) «выстраивает работу всех заинтересованных лиц в одном направлении».
1. Amelin R. V. O vzaimosvyazi pravovykh i tekhnologicheskikh instrumentov v sfere predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal´nykh uslug v elektronnoy forme. Sborniki Prezidentskoy biblioteki im. B. N. El´tsina. SPb., 2011. Vyp. 2: Pravo na dostup k informatsii: vozmozhnosti i ogranicheniya v elektronnoy srede: sb. mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / nauch. red. N. A. Sheveleva. 2012.
2. Amelin R. V., Channov S. E. Avtomatizirovannaya informatsionnaya sistema kak «istochnik prava». Informatsionnoe pravo. 2008. № 2.
3. Baranov V. M. Kontseptsiya zakonoproekta i ee rol´ v povyshenii effektivnosti prinyatiya zakona. Otsenka zakonov i effektivnosti ikh prinyatiya: mater. Mezhdunar. Seminara (Ryazan´, 16—17 dekabrya 2002 g.). M., 2003.
4. Vigers K. Razrabotka trebovaniy k programmnomu obespecheniyu. Per. s angl. M., 2004.
5. Maksimova E. V. K voprosu o priemakh yuridicheskoy tekhniki, primenyaemykh pri izlozhenii normativno-pravovykh predpisaniy federal´nymi organami ispolnitel´noy vlasti. Yuridicheskiy mir. 2009. № 5.
6. Printsipy proektirovaniya i razrabotki programmnogo obespecheniya: ucheb. kurs MSDN. Per. s angl. 2‑e izd. M., 2002.