The decade of Education for Sustainable Development (ESD), which has been declared by United Nations, is ending in 2014. That is while the preliminary results should be summarized, and this area’s prospects should be defined. In this paper the essence of ESD, in which several trends (adaptation, formalization, modernization, reformation and transformation) are emphasized from viewpoint of their content has been considered. The ESD’s main psychopedagogical and socio-ecological characteristics have been generalized. It has been demonstrated that there is no the ESD’s universal model. The results of Russian initiatives’ monitoring in the ESD area on all levels of education (from pre-school till postgraduate) have been presented. According to poll of experts the assessment of degree of implementation related to Strategy of the United Nations’ European Economic Commission for ESD has been given. The pedagogical potential of ESD has been revealed as well as diffi culties related to ESD establishing in the Russian Federation.
education, sustainable development, monitoring.
Устойчивое развитие и образование
В 1972 г. Конференция ООН по окружающей среде обратила внимание глав государств и правительств, мировой общественности на невозможность дальнейшего экономического роста без учета социальных и экологических аспектов. В 1983 г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, результаты работы которой опубликованы в докладе «Наше общее будущее» (1987), где в качестве альтернативной стратегии была предложена концепция устойчивого развития (sustainable development), учитывающая баланс трех компонентов окружающей среды – природы, общества и экономики [13]. Устойчивое развитие – это процесс изменений, при котором антропогенное воздействие на окружающую среду не выходит за рамки естественных возможностей природы.
Цель устойчивого развития – выживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого человека в отдельности. Ключевой вопрос – как жить, чтобы сохранить этот мир для настоящих и будущих поколений?
В 1992 г. на Конференции ООН в Риоде-Жанейро представители 179 стран признали, что современный мир находится в нестабильном состоянии, что ситуация с бедностью, голодом, необразованностью и разрушением экологических систем только ухудшается, и все это скажется на условиях нашего существования. Указанные проблемы признаются в основном документе, принятом на этой конференции, – «Повестке дня на XXI век» [11].
Всемирный саммит по устойчивому развитию (2002 г.) подтвердил приверженность идеям «Повестки дня на XXI век», однако вынужден был констатировать, что существенного прогресса в их практической реализации не произошло. Основная причина этого заключается в недостаточном внимании к одному из действенных механизмов устойчивого развития, которым является образование – «инвестиции в будущее».
1. Doklad o khode osushchestvleniya strategii EEK OON dlya obrazovaniya v interesakh ustoychivogo razvitiya. http://www.unece.org/env/esd/Implementation/reportsGov/Rus.Federation.Ru.pdf.
2. Vvedenie v teoriyu ustoychivogo razvitiya / pod red. N.M. Mamedova. – M.: Stupeni, 2004. – 98 s.
3. Ermakov D.S. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya / D.S. Ermakov, D.A.Slavinskiy, S.A. Chernikova. – SPb.: VVM, 2008. – 218 s.
4. Kalinin V.B. Ustoychivoe razvitie / V.B. Kalinin, D.S. Ermakov, S.Yu. Lapshina. – M.: AsEkO, 2002. – 61 s.
5. Kontseptsiya ekologicheskogo obrazovaniya dlya ustoychivogo razvitiya v obshcheobrazovatel'noy shkole. – http://www.raop.ru/content/Prezidium.2010.09.29.Spravka.1.pdf
6. Marfenin N.N. Ustoychivoe razvitie chelovechestva / N.N. Marfenin. – M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2006. – 624 s.
7. Mirkin B.M. Ustoychivoe razvitie: vvodnyy kurs / B. M. Mirkin, L. G. Naumova. – M.: Logos, 2006. – 312 s.
8. Mirkin B.M. Ekologiya i ustoychivoe razvitie Respubliki Bashkortostan / B.M. Mirkin, L.G. Naumova. – Ufa: IP Khabibov I.Z., 2010. – 296 s.
9. Osnovy gosudarstvennoy politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossii na period do 2030 goda. http://www.kremlin.ru/news/15177
10. Yagodin G.A. Ekologiya Moskvy i ustoychivoe razvitie / G.A. Yagodin, M.V. Argunova, T.A. Plyusnina, D.V. Morgun. – M.: Moskovskie uchebniki i kartolitografiya, 2008. – 352 s.
11. Agenda 21 (1992). – http://www.un.org/esa/dsd/agenda21/res_agenda21_00.shtml
12. Goldman H. Sustainability education. Teaching sustainability in every classroom. – Truckee: TCSF, 1999. – 48 p.
13. Our common future: Report of the World commission on environment and development (1987). – http://www.un-documents.net/wced-ocf.htm
14. Sterling S. Sustainable Education: Re-visioning leaning and change. – Bristol: Schumacher Society, 2001. – 94 p.
15. The future we want (2012). – ttp://www.uncsd2012.org/content/documents/727The%20Future%20We%20Want%2019%20June%201230pm.pdf
16. UNECE Strategy for Education for Sustainable Development (2005). – http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/documents/2005/cep/ac.13/cep.ac.13.2005.3.rev.1.e.pdf