В 2014 г. завершается объявленное Организацией Объединенных Наций Десятилетие образования для устойчивого развития (ОУР), что обусловливает необходимость подведения предварительных итогов и определения перспектив в данной области. В статье рассмотрена сущность ОУР, в котором с точки зрений и содержания выделяется несколько тенденций (адаптация, формализация, модернизация, реформирование, трансформация). Обобщены основные психолого-педагогические и социально-экологические характеристики ОУР. Показано, что универсальной модели ОУР не существует. Представлены результаты мониторинга российских инициатив в области ОУР на всех уровнях образования – от дошкольного до послевузовского. По данным опроса экспертов дана оценка степени реализации Стратегии Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций для ОУР. Выявлены педагогический потенциал ОУР, а также трудности становления ОУР в Российской Федерации.
образование, устойчивое развитие, мониторинг.
Устойчивое развитие и образование
В 1972 г. Конференция ООН по окружающей среде обратила внимание глав государств и правительств, мировой общественности на невозможность дальнейшего экономического роста без учета социальных и экологических аспектов. В 1983 г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, результаты работы которой опубликованы в докладе «Наше общее будущее» (1987), где в качестве альтернативной стратегии была предложена концепция устойчивого развития (sustainable development), учитывающая баланс трех компонентов окружающей среды – природы, общества и экономики [13]. Устойчивое развитие – это процесс изменений, при котором антропогенное воздействие на окружающую среду не выходит за рамки естественных возможностей природы.
Цель устойчивого развития – выживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого человека в отдельности. Ключевой вопрос – как жить, чтобы сохранить этот мир для настоящих и будущих поколений?
В 1992 г. на Конференции ООН в Риоде-Жанейро представители 179 стран признали, что современный мир находится в нестабильном состоянии, что ситуация с бедностью, голодом, необразованностью и разрушением экологических систем только ухудшается, и все это скажется на условиях нашего существования. Указанные проблемы признаются в основном документе, принятом на этой конференции, – «Повестке дня на XXI век» [11].
Всемирный саммит по устойчивому развитию (2002 г.) подтвердил приверженность идеям «Повестки дня на XXI век», однако вынужден был констатировать, что существенного прогресса в их практической реализации не произошло. Основная причина этого заключается в недостаточном внимании к одному из действенных механизмов устойчивого развития, которым является образование – «инвестиции в будущее».
1. Доклад о ходе осуществления стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. http://www.unece.org/env/esd/Implementation/reportsGov/Rus.Federation.Ru.pdf.
2. Введение в теорию устойчивого развития / под ред. Н.М. Мамедова. – М.: Ступени, 2004. – 98 с.
3. Ермаков Д.С. Дополнительное профессиональное образование в интересах устойчивого развития / Д.С. Ермаков, Д.А.Славинский, С.А. Черникова. – СПб.: ВВМ, 2008. – 218 с.
4. Калинин В.Б. Устойчивое развитие / В.Б. Калинин, Д.С. Ермаков, С.Ю. Лапшина. – М.: АсЭкО, 2002. – 61 с.
5. Концепция экологического образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе. – http://www.raop.ru/content/Prezidium.2010.09.29.Spravka.1.pdf
6. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества / Н.Н. Марфенин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 624 с.
7. Миркин Б.М. Устойчивое развитие: вводный курс / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова. – М.: Логос, 2006. – 312 с.
8. Миркин Б.М. Экология и устойчивое развитие Республики Башкортостан / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – Уфа: ИП Хабибов И.З., 2010. – 296 с.
9. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года. http://www.kremlin.ru/news/15177
10. Ягодин Г.А. Экология Москвы и устойчивое развитие / Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина, Д.В. Моргун. – М.: Московские учебники и картолитография, 2008. – 352 с.
11. Agenda 21 (1992). – http://www.un.org/esa/dsd/agenda21/res_agenda21_00.shtml
12. Goldman H. Sustainability education. Teaching sustainability in every classroom. – Truckee: TCSF, 1999. – 48 p.
13. Our common future: Report of the World commission on environment and development (1987). – http://www.un-documents.net/wced-ocf.htm
14. Sterling S. Sustainable Education: Re-visioning leaning and change. – Bristol: Schumacher Society, 2001. – 94 p.
15. The future we want (2012). – ttp://www.uncsd2012.org/content/documents/727The%20Future%20We%20Want%2019%20June%201230pm.pdf
16. UNECE Strategy for Education for Sustainable Development (2005). – http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/documents/2005/cep/ac.13/cep.ac.13.2005.3.rev.1.e.pdf