TECHNOLOGY RELATED TO EVELOPMENT OF REQUIREMENTS TO EDUCATION RESULTS IN THE CONTEXT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The problems of development and use of requirements to education results at the level of subject matter, educational module and educational program are considered in this paper, and also the advantages of training results have been shown. Nowadays the learning outcomes play the key role in European higher education strategy, as well as in strengthening of European dimension in higher education. Learning outcomes have become the basis of Dublin Descriptors forming Qualifi cations Framework in European transfer of credits and their accumulations, in reform of educational courses, introduction of innovations, elaboration of learning modules and educational programs. They improve the practice of international recognition and job placement, stimulate mobility. Learning outcomes promote the achievement of students-centered learning and inculcation of competence-based approach. Application of learning outcomes as dynamic method of educational programs projecting facilitates joint work with employers, and the forward experience of foreign higher education institutions is evidence of it.

Keywords:
learning outcomes, competencies, students’ educational achievements, competence’s formed levels.
Text

Исследования зарубежных и отечественных авторов свидетельствуют о том, что понятие «результаты обучения» относится к числу основных терминов Болонского процесса и признается одним из важных компонентов реформы европейского высшего образования.

Обзор литературы по Болонскому процессу [3] показал, что результаты обучения представляются как предполагаемые и измеряемые учебные достижения студентов вуза, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, определенного опыта и личностных качеств, которые регламентируют деятельность выпускника по завершении всей или части образовательной программы. При этом под учебными достижениями студентов понимаются количественные и качественные показатели освоения ими образовательной программы и профессионально-личностного развития, которые представлены как декомпозиция профессионально-личностной компетентности будущих выпускников вуза. Отметим, что об уровне владения студентами определенными компетенциями можно судить по характеру их учебных достижений. Это обуславливает необходимость определения базовых характеристик (дескрипторов), отражающих содержание компетенции, чтобы иметь возможность диагностировать ее в учебных достижениях студентов в освоении конкретных учебных дисциплин (модулей) образовательной программы.

Дескрипторы компетенций 

В соответствии с утвердившейся практикой в отечественном высшем образовании и согласно ФГОС ВПО, результаты освоения компетенций описываются в терминах «знать», «уметь», «владеть» в сочетании с определенными действиями. Например, студент должен

  • знать: методологические основы научного познания; законы и этапы исторического процесса; закономерности развития природы, общества и мышления; особенности межкультурных взаимодействий и др.;
  • уметь: использовать полученные знания в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности и др.;
  • владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем качества, профессиональной деятельности; приемами и навыками делового общения, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыками иностранного языка на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность и др.
References

1. Stiven A. Rezul'taty obucheniya: sostoyanie del v Evrope. Novoe v primenenii rezul'tatov obucheniya v kontekste Bolonskogo protsessa. http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/BolognaSeminars/documents/Edinburgh

2. Azarova R.N. Razrabotka pasporta kompetentsiy/Metodicheskie rekomendatsii dlya organizatorov proektnykh rabot i professorsko-prepodavatel'skikh kollektivov vuzov // R.N. Azarova, N.M. Zolotareva. – M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2010.

3. Bolonskiy protsess: rezul'taty obucheniya i kompetentnostnyy podkhod / pod nauchnoy red. V.I. Baydenko – M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2009.

4. Fomin N.V. Metodika prepodavaniya ekonomiki: rabochaya programma uchebnoy distsipliny // N.V. Fomin. – Bryansk; izd-vo RIO BGU, 2012.

Login or Create
* Forgot password?