В статье рассматриваются проблемы разработки и использования требований к результатам образования на уровне учебной дисциплины, учебного модуля и образовательной программы, показаны преимущества результатов обучения. В настоящее время результаты обучения играют ключевую роль в стратегии европейского высшего образования, усилении европейского измерения в высшем образовании. Результаты образования стали основой Дублинских дескрипторов, образующих рамку квалификаций в Европейском трансфере кредитов и их накоплений, реформе учебных курсов и введении инноваций, разработке учебных модулей и образовательных программ. Они позволяют улучшить практику международного признания и трудоустраиваемости, стимулируют мобильность. Результаты обучения способствуют продвижению студентоцентрированного обучения и внедрению компетентностного подхода. Использование результатов обучения в качестве динамичного способа проектирования образовательных программ облегчает совместную работу с работодателями, о чем свидетельствует передовой опыт зарубежных вузов.
результаты образования , компетенции , учебные достижения студентов, уровни сформированности компетенции.
Исследования зарубежных и отечественных авторов свидетельствуют о том, что понятие «результаты обучения» относится к числу основных терминов Болонского процесса и признается одним из важных компонентов реформы европейского высшего образования.
Обзор литературы по Болонскому процессу [3] показал, что результаты обучения представляются как предполагаемые и измеряемые учебные достижения студентов вуза, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, определенного опыта и личностных качеств, которые регламентируют деятельность выпускника по завершении всей или части образовательной программы. При этом под учебными достижениями студентов понимаются количественные и качественные показатели освоения ими образовательной программы и профессионально-личностного развития, которые представлены как декомпозиция профессионально-личностной компетентности будущих выпускников вуза. Отметим, что об уровне владения студентами определенными компетенциями можно судить по характеру их учебных достижений. Это обуславливает необходимость определения базовых характеристик (дескрипторов), отражающих содержание компетенции, чтобы иметь возможность диагностировать ее в учебных достижениях студентов в освоении конкретных учебных дисциплин (модулей) образовательной программы.
Дескрипторы компетенций
В соответствии с утвердившейся практикой в отечественном высшем образовании и согласно ФГОС ВПО, результаты освоения компетенций описываются в терминах «знать», «уметь», «владеть» в сочетании с определенными действиями. Например, студент должен:
- знать: методологические основы научного познания; законы и этапы исторического процесса; закономерности развития природы, общества и мышления; особенности межкультурных взаимодействий и др.;
- уметь: использовать полученные знания в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности и др.;
- владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем качества, профессиональной деятельности; приемами и навыками делового общения, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыками иностранного языка на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность и др.
1. Стивен А. Результаты обучения: состояние дел в Европе. Новое в применении результатов обучения в контексте Болонского процесса. http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/BolognaSeminars/documents/Edinburgh
2. Азарова Р.Н. Разработка паспорта компетенций/Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов // Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
3. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход / под научной ред. В.И. Байденко – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.
4. Фомин Н.В. Методика преподавания экономики: рабочая программа учебной дисциплины // Н.В. Фомин. – Брянск; изд-во РИО БГУ, 2012.