Today views on the system of evaluation of universal learning activities level are considered in this paper. Several classifi cations of criteria related to regulatory universal learning activities evaluation have been identified. Psychological and pedagogical approaches to regulatory processes definition have been considered. The authors have provided a detailed description related to mechanisms of evaluation of regulatory universal learning activities’ formation level. Within the frame of the fi rst approach have been proposed specific examples of some psychological methods for evaluation the regulatory universal learning activities’ formation level. Within the frame of the second approach, the authors have examined various types of regulatory ULA evaluation process organization: during the execution of educational and practical tasks by means of academic subjects, during the performance of complex tasks on interdisciplinary basis, in the course of individual oral interview.
Federal State Educational Standard of Primary General Education, junior pupils’ regulatory universal learning activities (ULA).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит перед современной школой задачу – научить ребенка учиться. Решение поставленной проблемы базируется на успешном формировании системы универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [3].
Авторы ФГОС НОО разделили универсальные учебные действия на четыре группы:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные.
Отдельный интерес для нас представляют регулятивные универсальные учебные действия, т.к. именно на них базируется способность ребенка к самоорганизации учебной деятельности, что, безусловно, является основой обучения в начальной школе.
Регулятивные УУД
Прежде чем дать характеристику регулятивным действиям, приведенную во ФГОС, рассмотрим психологические подходы к определению регулятивных процессов, которые выделяет А.В. Карпов [4].
Первый подход характеризует регулятивные действия, как синтез других типов психических процессов: когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных. Регулятивные процессы тесно связаны с некоторыми важнейшими личностными качествами. Эта связь проявляется в том, что индивидуальная мера развития каждого из них сама по себе выступает как личностное качество.
Второй подход характеризует регулятивные действия как метакогнитивные процессы, как связующее звено, мост от когнитивных процессов к исполнительским действиям. Каждый регулятивный процесс соотнесен с определенным этапом организации деятельности. Начальный этап предполагает реализацию процесса целеобразования, затем его сменяет процесс прогнозирования; далее наиболее развернутыми становятся процессы принятия решения, планирования, самоконтроля, а завершающие этапы требуют максимальной включенности процессов оценки результатов и их коррекции [4].
1. Bityanova M.R. Rabota psikhologa v nachal'noy shkole / M.R. Bityanova, T.V. Azarova, E.I. Afanas'eva, N.L. Vasil'eva. – M.: Izd-vo «Sovershenstvo», 1998. – 352 s.
2. Zvereva M.V. Izuchenie rezul'tativnosti obucheniya v nachal'nykh klassakh (sistema L.V. Zankova) / M.V. Zvereva. – M.: TsOR, 2003. – 176 s.
3. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole: ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya i dr. / Pod red. A.G. Asmolova. – M.: Prosveshchenie, 2008. – 151 s.
4. Karpov A.V. Psikhologiya menedzhmenta: ucheb. posobie. / A.V. Karpov. – M..: Gardariki, 2005. – 584 s.
5. Moi dostizheniya. Itogovye kompleksnye raboty. 1 klass / O.B. Loginova, S.G. Yakovleva / Pod red. O.B. Loginovoy – 3-e izd. – M.: Prosveshchenie, 2011 – 80 s.
6. Otsenka dostizheniya planiruemykh rezul'tatov v nachal'noy shkole. Sistema zadaniy. V 2 ch. Ch. 1 / M.Yu. Demidova, S. V. Ivanov, O. A. Karabanova i dr. / Pod red. G. S. Kovalevoy, O. B. Loginovoy. – M. : Prosveshchenie, 2009. – 216 s.
7. Planiruemye rezul'taty osvoeniya obuchayushchimisya osnovnoy obrazovatel'noy programmy nachal'nogo obshchego obrazovaniya (sistema uchebnikov «Shkola 2100»): metod. rekomendatsii / sost. N.E. Skripova, V.N. Maslakova, N.A. Yashina, Yu.V. Borisova, O.B. Abakulova, E.V. Semkina, T.Yu. Stepanenko, T.A. Fominykh, O.V. Sharygina. Chelyabinsk: Tsitsero, 2011. – 184 s.
8. Popova A.A. Universal'nye uchebnye deystviya v nachal'nom obrazovanii: monografiya / A.A. Popova, N.N. Titarenko, L.G. Makhmutova. – Chelyabinsk: OOO «Fotokhudozhnik», 2011. – 147 s.
9. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Osnovnaya shkola / sost. E. S. Savinov. – M.: Prosveshchenie, 2011. – 342 s.
10. Titarenko N.N. Tekhnologiya formirovaniya umeniy samoorganizatsii uchebnoy deyatel'nosti u mladshikh shkol'nikov: posobie po samoobrazovaniyu dlya spetsialistov nachal'nogo obshchego obrazovaniya. – Chelyabinsk: IIUMTs «Obrazovanie», 2005. – 84 s.
11. Uruntaeva G.A. Praktikum po detskoy psikhologii: Posobie dlya studentov pedagogicheskikh institutov, uchashchikhsya pedagogicheskikh uchilishch i kolledzhey, vospitateley detskogo sada / G.A. Uruntaeva, Yu.A. Afon'kina / Pod red. G.A. Uruntaevoy. – M.: Prosveshchenie: Vlados, 1995. – 291 s.
12. Chutko N.Ya. Problema obucheniya i razvitiya i uchebnaya deyatel'nost' mladshikh shkol'nikov / N.Ya. Chutko. – Samara: Uchebnaya literatura, 2004. – 48 s.