ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются имеющиеся на сегодняшний день представления о системе оценивания уровня развития универсальных учебных действий. Выделены несколько классификаций критериев оценивания регулятивных универсальных учебных действий. Рассмотрены подходы к определению регулятивных процессов: психологический и педагогический. Авторами представлено подробное описание механизмов оценивания уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий. В рамках первого подхода предложены конкретные примеры некоторых психологических методик для оценки уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий. В рамках второго подхода авторами рассмотрены различные виды организации процесса оценивания регулятивных УУД: в процессе выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов, в процессе выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, в ходе индивидуальной устной беседы.

Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, регулятивные универсальные учебные действия младших школьников.
Текст

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит перед современной школой задачу – научить ребенка учиться. Решение поставленной проблемы базируется на успешном формировании системы универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [3].

Авторы ФГОС НОО разделили универсальные учебные действия на четыре группы

  1. личностные;
  2. регулятивные;
  3. познавательные; 
  4. коммуникативные. 

Отдельный интерес для нас представляют регулятивные универсальные учебные действия, т.к. именно на них базируется способность ребенка к самоорганизации учебной деятельности, что, безусловно, является основой обучения в начальной школе.

Регулятивные УУД

Прежде чем дать характеристику регулятивным действиям, приведенную во ФГОС, рассмотрим психологические подходы к определению регулятивных процессов, которые выделяет А.В. Карпов [4]. 

Первый подход характеризует регулятивные действия, как синтез других типов психических процессов: когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных. Регулятивные процессы тесно связаны с некоторыми важнейшими личностными качествами. Эта связь проявляется в том, что индивидуальная мера развития каждого из них сама по себе выступает как личностное качество.

Второй подход характеризует регулятивные действия как метакогнитивные процессы, как связующее звено, мост от когнитивных процессов к исполнительским действиям. Каждый регулятивный процесс соотнесен с определенным этапом организации деятельности. Начальный этап предполагает реализацию процесса целеобразования, затем его сменяет процесс прогнозирования; далее наиболее развернутыми становятся процессы принятия решения, планирования, самоконтроля, а завершающие этапы требуют максимальной включенности процессов оценки результатов и их коррекции [4].

Список литературы

1. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 352 с.

2. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова) / М.В. Зверева. – М.: ЦОР, 2003. – 176 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

4. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. / А.В. Карпов. – М..: Гардарики, 2005. – 584 с.

5. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева / Под ред. О.Б. Логиновой – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011 – 80 с.

6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / М.Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др. / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 216 с.

7. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (система учебников «Школа 2100»): метод. рекомендации / сост. Н.Е. Скрипова, В.Н. Маслакова, Н.А. Яшина, Ю.В. Борисова, О.Б. Абакулова, Е.В. Семкина, Т.Ю. Степаненко, Т.А. Фоминых, О.В. Шарыгина. Челябинск: Цицеро, 2011. – 184 с.

8. Попова А.А. Универсальные учебные действия в начальном образовании: монография / А.А. Попова, Н.Н. Титаренко, Л.Г. Махмутова. – Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2011. – 147 с.

9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.

10. Титаренко Н.Н. Технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников: пособие по самообразованию для специалистов начального общего образования. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. – 84 с.

11. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.

12. Чутко Н.Я. Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников / Н.Я. Чутко. – Самара: Учебная литература, 2004. – 48 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?