В статье рассматриваются имеющиеся на сегодняшний день представления о системе оценивания уровня развития универсальных учебных действий. Выделены несколько классификаций критериев оценивания регулятивных универсальных учебных действий. Рассмотрены подходы к определению регулятивных процессов: психологический и педагогический. Авторами представлено подробное описание механизмов оценивания уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий. В рамках первого подхода предложены конкретные примеры некоторых психологических методик для оценки уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий. В рамках второго подхода авторами рассмотрены различные виды организации процесса оценивания регулятивных УУД: в процессе выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов, в процессе выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, в ходе индивидуальной устной беседы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, регулятивные универсальные учебные действия младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит перед современной школой задачу – научить ребенка учиться. Решение поставленной проблемы базируется на успешном формировании системы универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [3].
Авторы ФГОС НОО разделили универсальные учебные действия на четыре группы:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные.
Отдельный интерес для нас представляют регулятивные универсальные учебные действия, т.к. именно на них базируется способность ребенка к самоорганизации учебной деятельности, что, безусловно, является основой обучения в начальной школе.
Регулятивные УУД
Прежде чем дать характеристику регулятивным действиям, приведенную во ФГОС, рассмотрим психологические подходы к определению регулятивных процессов, которые выделяет А.В. Карпов [4].
Первый подход характеризует регулятивные действия, как синтез других типов психических процессов: когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных. Регулятивные процессы тесно связаны с некоторыми важнейшими личностными качествами. Эта связь проявляется в том, что индивидуальная мера развития каждого из них сама по себе выступает как личностное качество.
Второй подход характеризует регулятивные действия как метакогнитивные процессы, как связующее звено, мост от когнитивных процессов к исполнительским действиям. Каждый регулятивный процесс соотнесен с определенным этапом организации деятельности. Начальный этап предполагает реализацию процесса целеобразования, затем его сменяет процесс прогнозирования; далее наиболее развернутыми становятся процессы принятия решения, планирования, самоконтроля, а завершающие этапы требуют максимальной включенности процессов оценки результатов и их коррекции [4].
1. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 352 с.
2. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова) / М.В. Зверева. – М.: ЦОР, 2003. – 176 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
4. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. / А.В. Карпов. – М..: Гардарики, 2005. – 584 с.
5. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева / Под ред. О.Б. Логиновой – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011 – 80 с.
6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / М.Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др. / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 216 с.
7. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (система учебников «Школа 2100»): метод. рекомендации / сост. Н.Е. Скрипова, В.Н. Маслакова, Н.А. Яшина, Ю.В. Борисова, О.Б. Абакулова, Е.В. Семкина, Т.Ю. Степаненко, Т.А. Фоминых, О.В. Шарыгина. Челябинск: Цицеро, 2011. – 184 с.
8. Попова А.А. Универсальные учебные действия в начальном образовании: монография / А.А. Попова, Н.Н. Титаренко, Л.Г. Махмутова. – Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2011. – 147 с.
9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
10. Титаренко Н.Н. Технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников: пособие по самообразованию для специалистов начального общего образования. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. – 84 с.
11. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
12. Чутко Н.Я. Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников / Н.Я. Чутко. – Самара: Учебная литература, 2004. – 48 с.