, Russian Federation
The article analyzes the normative documents regulating the activities of institutions of additional education, discusses the possible difficulties of a teacher's work with gifted children, discusses the leading directions of psychological and pedagogical education of parents of gifted children by specialists in additional education.
psychological mechanisms for the development of giftedness, modeling of a communicative developmental environment, education of parents of gifted children, indicators of a developing environment for gifted children in an educational institution
В документах федерального уровня последних лет поддержка талантливого ребенка провозглашается приоритетной государственной задачей. В Концепции развития дополнительного образования до 2030 г. современное дополнительное образование детей названо образовательным пространством возможностей для самореализации детей и раскрытия их талантов; инструментом развития человеческого потенциала регионов, страны; институтом воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности [6]. Дополнительное образование детей может внести вклад в повышение качества человеческого потенциала регионов страны в условиях растущего оттока талантов из территорий. Целями развития дополнительного образования детей являются: создание условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности; повышение доступности качественных программ дополнительного образования для каждого ребенка [6]. Для достижения целей нового дополнительного образования предлагается решить задачу формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанных на принципах справедливости и всеобщности [6].
Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей. Семья одаренного или способного ребенка имеет самое непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, в семье, прежде всего, первично отмечаются родителями склонности и интерес ребенка к той или иной деятельности, сфере культуры. Поэтому практическая задача педагогов образовательной организации – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения, сотрудничество с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении развивающих и воспитательных задач в отношении одаренных детей [3, с. 92].
Эта помощь необходима, так как родители способных и одаренных детей могут испытывать специфические трудности в воспитании своего ребенка, обусловленные психологическими механизмами развития одаренности. К таким сложностям, прежде всего, относятся: отсутствие ясного представления об особенностях одаренных детей и их потребностях; низкая готовность к работе с одаренными детьми, непонимание особых устремлений ребенка и тревога за него; ориентация на воспитание обычного, среднего ребенка. Родители одаренного ребенка могут столкнуться с некоторыми негативными проявлениями в их поведении. Например, с раннего детства такие дети испытывают повышенную потребность во внимании со стороны взрослых, их одобрении и поддержке. Также родителей может озадачивать избирательная активность одаренного ребенка: в тех областях, которые ему интересны, он может быть увлечен, неутомим, сосредоточен, а к другим равнодушен, индифферентен, в деятельности рассеян. Более того, необходимость выполнять что-то по распоряжению, поручению взрослого может вызывать у одаренного ребенка протестные формы поведения, отказ. Одаренный ребенок может выражать неприязнь к образовательному учреждению в связи с его обязательностью, формализованностью. Одаренный ребенок может озадачивать родителей неиссякаемым стремлением к совершенству в избранной деятельности, острому переживанию неудовлетворенности, если его ограничивают в своем увлечении. Также внимательные родители могут отмечать повышенную критичность по отношению к сверстникам, нетерпимость к их недостаткам, которые приводят к нарушениям общения с ними, конфликтам. Но предметом особой заботы специалиста в отношении родителей одаренного ребенка является помощь в преодолении асинхронии его развития, различного темпа развития познавательной, психомоторной, эмоциональной и других сфер личности одаренного ребенка, а также различных свойств и сторон внутри каждой из этих сфер. Учитывая их повышенную социальную и эмоциональную уязвимость, специалисту следует помочь родителям акцентировать их внимание на развитии «западающей» сферы: двигательной, социальной, коммуникативной [7, с. 154].
Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих одаренных детей, должно проходить в нескольких направлениях:
- информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах одаренного ребенка;
- обучение родителей способам взаимодействия с ребенком, организация совместной практической деятельности способного ребёнка и его родителей, проведение тренингов детско-родительских отношений;
- поддержка и поощрение родителей на уровне образовательной организации.
Учитывая повышенную чувствительность и уязвимость одаренного ребенка, в ходе психолого-педагогического просвещения родителей одаренного ребенка целевыми для специалиста могут стать качества, которые необходимо формировать взрослому для работы с одаренными детьми (критерии американской программы «Astor»). Следует убеждать родителей, что в отношении ребенка необходимо быть доброжелательным и чутким, разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы, иметь высокий уровень интеллектуального развития, иметь широкий круг интересов и умений. Родитель должен стремиться быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей, иметь живой и активный характер, обладать чувством юмора, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию, иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение, обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью, быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний. Следует акцентировать внимание родителей на том, что в каждом конкретном случае необходимо найти и использовать целесообразный, оправданный с точки зрения процесса формирования личности, способ совместной деятельности с ребенком, быть особо чувствительным по отношению к нему, учитывать его ожидания о желаемом поведении старших [8, с. 19].
Цель работы с родителями талантливых детей – обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребёнком, помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком. В этой работе очень важно убедить родителя одаренного ребенка в том, что педагог-психолог образовательного учреждения, учитель и воспитатель – его союзники в обеспечении гармоничного развития воспитанника, его успешной социализации в дальнейшем.
В целом, работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый. Главная цель помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок всегда будет нуждаться в понимании собственной индивидуальности и поддержке семьи.
Родителей одаренного ребенка необходимо привлечь к организации совместного моделирования развивающей среды, которая может пониматься как предметная, информационная, деятельностная, коммуникативная среда. Моделирование развивающей среды должно обеспечить создание для одаренного ребенка ситуации успеха в различных видах деятельности, предоставить ему возможность формирования личностных развивающих маршрутов. В образовательной организации начального образования уже могут быть включены в учебный план факультативные и элективные курсы, предложено родителям углубленное изучение предметов школьной программы, а также предложены развивающие программы в рамках внеурочной деятельности [9, с.13].
В числе мероприятий по работе с родителями одаренных детей существенное место занимают родительские собрания-конференции по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того чтобы конференции были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения: круглые столы, информационно-практические беседы, обучающие семинары, творческие лаборатории родителей, родительские педагогические тренинги, родительско-детские праздники, создание родительского сетевого сообщества, предполагающего обмен мнениями по волнующим вопросам. Интенсивное межличностное взаимодействие педагога с субъектами педагогического труда: одаренными обучающимися и их родителями отличается эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, требует высокого уровня мотива аффилиации, готовности активно идти на контакт и общение с людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции [4, с. 418]. Такое общение требует овладения педагогами новыми способами взаимодействия с родителями одаренных детей, а также способами сохранения психологического благополучия в условиях отягченного, конфликтного взаимодействия с участниками педагогического процесса. Мы предлагаем проводить мероприятия с применением Event-технологии, чтобы события, организованные для детей и их родителей, были яркими, необычными, оригинальными, запоминающимися. Еvent-мероприятие характеризуется видовым разнообразием и активным использованием человеческих, технических и материальных ресурсов. Педагогический потенциал Event-технологии как технологии организации дополнительного образования и досуговой деятельности одаренных детей, заключается в раскрытии качеств и свойств личности, в формировании и развитии коммуникативной культуры участников мероприятия, в проявлении его обучающей и воспитывающей функций, в познании окружающей действительности, в эстетико-психолого-релаксационном эффекте [4, с. 420].
Психолого-педагогическая помощь родителям одаренного ребенка в образовательной организации может состоять в формировании и развитии сети дополнительного образования, информировании родителей о возможностях дополнительного образования муниципальной и региональной системы образования. Родителей следует не только информировать об интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, социальных проектах, но и поддерживать возможное участие их ребенка в этих инициативах. Досуговые программы социально-гуманитарной направленности могут успешно сочетаться с социально-ориентированными проектами, инициативами и решать комплекс задач: образовательную, которая состоит в обогащении представлений одаренных детей о наиболее ценных элементах культуры, искусства, творчества, спорта, техники, истории и науки; воспитательную задачу, которая в условиях реализации социально значимых инициатив способствует формированию у детей ключевых социальных компетенций и положительных личностных качеств: ответственности, инициативности, коммуникативной культуры, толерантности, творческих способностей, навыков саморегуляции; профориентационную, состоящую в расширении представлений детей о мире профессий, диагностике профессиональных предпочтений и склонностей подростков и старшеклассников, консультативной помощи в осуществлении профессионального выбора; рекреативно-оздоровительную функцию, которая реализуется в организации отдыха и развлечений детей и подростков, их общения и взаимообогащения в совместной культурно-досуговой, спортивной, творческой деятельности. Личность педагога дополнительного образования может стать ведущим агентом социализации одаренного школьника и подростка. Именно педагог дополнительного образования, увлеченный конкретным видом деятельности, сферой культуры, научного творчества, способен привлечь детей и подростков в соответствии с их интересами и склонностями к творческой продуктивной деятельности в досуговое время. А также средствами избранного вида деятельности повлиять на формирование личности занимающегося, укрепить его самооценку, развить коммуникативные, интеллектуальные, двигательные способности [2, с. 55].
Организовав специальное исследование уровня коммуникабельности педагогов различных специальностей во взаимодействии с родителями, мы обнаружили, что у педагогов дополнительного образования он выше, чем у других специалистов. Педагоги организации дополнительного образования охотно выслушивают родителей, терпеливы в общении с ними, умеют отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у них неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с педагогами, часто предлагают помощь и участие. Причиной такого качественного общения мы считаем использование в сфере дополнительного образования качественной системы управления человеческими ресурсами: творческими педагогами, которые представляют собственной личностью отдельную сферу культуры, искусства, ремесла. Они являются «мастерами», заслужившими к себе особое отношение руководителей. Также считаем, что для успешной коммуникации педагога других специальностей (педагогов-психологов и учителей начальных классов) с различными участниками образовательного процесса руководителю образовательной организации, других руководителей образования необходимо создание атмосферы взаимопонимания и поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях, активизация и обогащение коммуникативной культуры педагогов, обучающихся и родителей. Считаем, что в образовательной организации должен быть создан особый соционормативный опыт [10, с. 317].
Родителей следует не только информировать об интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, социальных проектах, но и поддерживать возможное участие их ребенка в этих инициативах. Следует подчеркнуть, что социально-педагогический потенциал дополнительного образования заключается в возможности применить полученные знания и навыки в реальной жизни, взаимодействии в объединении с обучающимися разного возраста, возможности выбирать себе конкретного педагога, наставника, уровень образовательной программы [1, с. 4].
Для стимулирования родителей к развитию и проявлению творческих способностей их детей образовательная организация может использовать ресурсы школьных, городских и областных СМИ для повышения престижа творческих достижений обучающихся, информировать о достижениях ребенка по месту работы родителей.
Оценить эффективность работы по созданию развивающей среды для одаренных детей в образовательном учреждении можно по таким показателям:
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
- повышение уровня владения детьми универсальными компетенциями: коммуникативными, креативными, организаторскими;
- рост вовлеченности одаренных детей в занятия технической и естественно-научной направленностей (связанных с приоритетными направлениями научно-технологической инициативы), новых образовательных практик художественной, социально-гуманитарной, туристско-краеведческой направленностей (ориентированных на креативные индустрии);
- внедрение в пространство образовательной организации альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;
- успешная социализация детей с высоким уровнем одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования;
- удовлетворенность одаренных детей и подростков своей деятельностью и увеличение числа таких детей, посещающих учреждение дополнительного образования.
Для успешного решения задачи повышение качества педагогической работы с одаренными детьми и их родителями в условиях дополнительного образования необходимо формирование соответствующих компетенций у будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки, разработка учебных программ и авторских спецкурсов, различных курсов повышения квалификации педагогов и переподготовка специалистов, работающих с одаренными детьми.
1. Kol'tinova V.V., Farnieva, M.G. Realizaciya social'no-pedagogicheskogo potenciala dopolnitel'nogo obrazovaniya //Social'naya pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskiy zhurnal. − 2020. − № 5. − S. 3−10.
2. Kol'tinova, V.V. Metodologicheskie i instrumental'nye osnovy razrabotki programm social'no-pedagogicheskoy napravlennosti v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya/Kol'tinova V.V.// Innovacii v obrazovanii. − 2018. − № 8. − S. 52-61.
3. Kol'tinova, V.V. Social'no-pedagogicheskaya kompetentnost' uchitelya nachal'nyh klassov vo vzaimodeystvii s roditelyami obuchayuschihsya/ Kol'tinova V.V. // Shkola buduschego. − 2017. − № 5. − S. 92-98.
4. Kol'tinova, V.V. Vzaimodeystvie pedagoga s roditelyami obuchayuschihsya kak uslovie zhiznesposobnosti organizacii dopolnitel'nogo obrazovaniya /Kol'tinova V.V.// Sovremennoe dopolnitel'noe obrazovanie detey: vyzovy i perspektivy. Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. − 2018. − S. 412−423.
5. Psihologiya odarennosti detey i podrostkov/ Pod red. N.S. Leytesa [Elektronnyy resurs] / URL:http://pedlib.ru/Books/6/0074/
6. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey do 2030 (proekt)[Elektronnyy resurs]/URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/5f/a9/5fa9a83c-d26d-4314-a359-b5de5074a5ac.docx
7. Scheblanova E.I., Shumakova N.B. Odarennost' kak psihologicheskaya sistema: vyyavlenie i razvitie v shkol'nom vozraste // Mir psihologii. − 2011. − №1. − S. 150−161.
8. Kol'tinova V.V., Nikitina E.D. Masterstvo pedagogicheskogo vzaimodeystviya /uchebnoe posobie dlya IFK / Malahovka. – 1995. – 46 s.
9. Zemlyanskaya E.N., Sitnichenko M.Ya. Nauchno-organizacionnye osnovy vneurochnoy deyatel'nosti v nachal'noy shkole v usloviyah FGOS/Nauka i shkola. − 2013. − №5. − S. 12−17.
10. Kol'tinova, V.V. Formirovanie assertivnosti pedagogov vo vzaimodeystvii s uchastnikami obrazovatel'nogo processa kak pokazatelya ih kommunikativnoy kompetentnosti/ /Kol'tinova V.V. //Sovremennye vektory razvitiya obrazovaniya: aktual'nye problemy i perspektivnye resheniya. Sbornik nauchnyh trudov XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. V 2-h chastyah. − 2019. − S. 315-318.