, Россия
В статье анализируются нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования, обсуждаются возможные трудности работы педагога с одаренными детьми, обсуждаются ведущие направления психолого-педагогического просвещения родителей одаренных детей специалистами дополнительного образования.
психологические механизмы развития одаренности, моделирование коммуникативной развивающей среды, просвещение родителей одаренных детей, показатели развивающей среды для одаренных детей в образовательном учреждении
В документах федерального уровня последних лет поддержка талантливого ребенка провозглашается приоритетной государственной задачей. В Концепции развития дополнительного образования до 2030 г. современное дополнительное образование детей названо образовательным пространством возможностей для самореализации детей и раскрытия их талантов; инструментом развития человеческого потенциала регионов, страны; институтом воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности [6]. Дополнительное образование детей может внести вклад в повышение качества человеческого потенциала регионов страны в условиях растущего оттока талантов из территорий. Целями развития дополнительного образования детей являются: создание условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности; повышение доступности качественных программ дополнительного образования для каждого ребенка [6]. Для достижения целей нового дополнительного образования предлагается решить задачу формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанных на принципах справедливости и всеобщности [6].
Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей. Семья одаренного или способного ребенка имеет самое непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, в семье, прежде всего, первично отмечаются родителями склонности и интерес ребенка к той или иной деятельности, сфере культуры. Поэтому практическая задача педагогов образовательной организации – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения, сотрудничество с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении развивающих и воспитательных задач в отношении одаренных детей [3, с. 92].
Эта помощь необходима, так как родители способных и одаренных детей могут испытывать специфические трудности в воспитании своего ребенка, обусловленные психологическими механизмами развития одаренности. К таким сложностям, прежде всего, относятся: отсутствие ясного представления об особенностях одаренных детей и их потребностях; низкая готовность к работе с одаренными детьми, непонимание особых устремлений ребенка и тревога за него; ориентация на воспитание обычного, среднего ребенка. Родители одаренного ребенка могут столкнуться с некоторыми негативными проявлениями в их поведении. Например, с раннего детства такие дети испытывают повышенную потребность во внимании со стороны взрослых, их одобрении и поддержке. Также родителей может озадачивать избирательная активность одаренного ребенка: в тех областях, которые ему интересны, он может быть увлечен, неутомим, сосредоточен, а к другим равнодушен, индифферентен, в деятельности рассеян. Более того, необходимость выполнять что-то по распоряжению, поручению взрослого может вызывать у одаренного ребенка протестные формы поведения, отказ. Одаренный ребенок может выражать неприязнь к образовательному учреждению в связи с его обязательностью, формализованностью. Одаренный ребенок может озадачивать родителей неиссякаемым стремлением к совершенству в избранной деятельности, острому переживанию неудовлетворенности, если его ограничивают в своем увлечении. Также внимательные родители могут отмечать повышенную критичность по отношению к сверстникам, нетерпимость к их недостаткам, которые приводят к нарушениям общения с ними, конфликтам. Но предметом особой заботы специалиста в отношении родителей одаренного ребенка является помощь в преодолении асинхронии его развития, различного темпа развития познавательной, психомоторной, эмоциональной и других сфер личности одаренного ребенка, а также различных свойств и сторон внутри каждой из этих сфер. Учитывая их повышенную социальную и эмоциональную уязвимость, специалисту следует помочь родителям акцентировать их внимание на развитии «западающей» сферы: двигательной, социальной, коммуникативной [7, с. 154].
Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих одаренных детей, должно проходить в нескольких направлениях:
- информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах одаренного ребенка;
- обучение родителей способам взаимодействия с ребенком, организация совместной практической деятельности способного ребёнка и его родителей, проведение тренингов детско-родительских отношений;
- поддержка и поощрение родителей на уровне образовательной организации.
Учитывая повышенную чувствительность и уязвимость одаренного ребенка, в ходе психолого-педагогического просвещения родителей одаренного ребенка целевыми для специалиста могут стать качества, которые необходимо формировать взрослому для работы с одаренными детьми (критерии американской программы «Astor»). Следует убеждать родителей, что в отношении ребенка необходимо быть доброжелательным и чутким, разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы, иметь высокий уровень интеллектуального развития, иметь широкий круг интересов и умений. Родитель должен стремиться быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей, иметь живой и активный характер, обладать чувством юмора, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию, иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение, обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью, быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний. Следует акцентировать внимание родителей на том, что в каждом конкретном случае необходимо найти и использовать целесообразный, оправданный с точки зрения процесса формирования личности, способ совместной деятельности с ребенком, быть особо чувствительным по отношению к нему, учитывать его ожидания о желаемом поведении старших [8, с. 19].
Цель работы с родителями талантливых детей – обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребёнком, помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком. В этой работе очень важно убедить родителя одаренного ребенка в том, что педагог-психолог образовательного учреждения, учитель и воспитатель – его союзники в обеспечении гармоничного развития воспитанника, его успешной социализации в дальнейшем.
В целом, работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый. Главная цель помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок всегда будет нуждаться в понимании собственной индивидуальности и поддержке семьи.
Родителей одаренного ребенка необходимо привлечь к организации совместного моделирования развивающей среды, которая может пониматься как предметная, информационная, деятельностная, коммуникативная среда. Моделирование развивающей среды должно обеспечить создание для одаренного ребенка ситуации успеха в различных видах деятельности, предоставить ему возможность формирования личностных развивающих маршрутов. В образовательной организации начального образования уже могут быть включены в учебный план факультативные и элективные курсы, предложено родителям углубленное изучение предметов школьной программы, а также предложены развивающие программы в рамках внеурочной деятельности [9, с.13].
В числе мероприятий по работе с родителями одаренных детей существенное место занимают родительские собрания-конференции по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того чтобы конференции были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения: круглые столы, информационно-практические беседы, обучающие семинары, творческие лаборатории родителей, родительские педагогические тренинги, родительско-детские праздники, создание родительского сетевого сообщества, предполагающего обмен мнениями по волнующим вопросам. Интенсивное межличностное взаимодействие педагога с субъектами педагогического труда: одаренными обучающимися и их родителями отличается эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, требует высокого уровня мотива аффилиации, готовности активно идти на контакт и общение с людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции [4, с. 418]. Такое общение требует овладения педагогами новыми способами взаимодействия с родителями одаренных детей, а также способами сохранения психологического благополучия в условиях отягченного, конфликтного взаимодействия с участниками педагогического процесса. Мы предлагаем проводить мероприятия с применением Event-технологии, чтобы события, организованные для детей и их родителей, были яркими, необычными, оригинальными, запоминающимися. Еvent-мероприятие характеризуется видовым разнообразием и активным использованием человеческих, технических и материальных ресурсов. Педагогический потенциал Event-технологии как технологии организации дополнительного образования и досуговой деятельности одаренных детей, заключается в раскрытии качеств и свойств личности, в формировании и развитии коммуникативной культуры участников мероприятия, в проявлении его обучающей и воспитывающей функций, в познании окружающей действительности, в эстетико-психолого-релаксационном эффекте [4, с. 420].
Психолого-педагогическая помощь родителям одаренного ребенка в образовательной организации может состоять в формировании и развитии сети дополнительного образования, информировании родителей о возможностях дополнительного образования муниципальной и региональной системы образования. Родителей следует не только информировать об интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, социальных проектах, но и поддерживать возможное участие их ребенка в этих инициативах. Досуговые программы социально-гуманитарной направленности могут успешно сочетаться с социально-ориентированными проектами, инициативами и решать комплекс задач: образовательную, которая состоит в обогащении представлений одаренных детей о наиболее ценных элементах культуры, искусства, творчества, спорта, техники, истории и науки; воспитательную задачу, которая в условиях реализации социально значимых инициатив способствует формированию у детей ключевых социальных компетенций и положительных личностных качеств: ответственности, инициативности, коммуникативной культуры, толерантности, творческих способностей, навыков саморегуляции; профориентационную, состоящую в расширении представлений детей о мире профессий, диагностике профессиональных предпочтений и склонностей подростков и старшеклассников, консультативной помощи в осуществлении профессионального выбора; рекреативно-оздоровительную функцию, которая реализуется в организации отдыха и развлечений детей и подростков, их общения и взаимообогащения в совместной культурно-досуговой, спортивной, творческой деятельности. Личность педагога дополнительного образования может стать ведущим агентом социализации одаренного школьника и подростка. Именно педагог дополнительного образования, увлеченный конкретным видом деятельности, сферой культуры, научного творчества, способен привлечь детей и подростков в соответствии с их интересами и склонностями к творческой продуктивной деятельности в досуговое время. А также средствами избранного вида деятельности повлиять на формирование личности занимающегося, укрепить его самооценку, развить коммуникативные, интеллектуальные, двигательные способности [2, с. 55].
Организовав специальное исследование уровня коммуникабельности педагогов различных специальностей во взаимодействии с родителями, мы обнаружили, что у педагогов дополнительного образования он выше, чем у других специалистов. Педагоги организации дополнительного образования охотно выслушивают родителей, терпеливы в общении с ними, умеют отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у них неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с педагогами, часто предлагают помощь и участие. Причиной такого качественного общения мы считаем использование в сфере дополнительного образования качественной системы управления человеческими ресурсами: творческими педагогами, которые представляют собственной личностью отдельную сферу культуры, искусства, ремесла. Они являются «мастерами», заслужившими к себе особое отношение руководителей. Также считаем, что для успешной коммуникации педагога других специальностей (педагогов-психологов и учителей начальных классов) с различными участниками образовательного процесса руководителю образовательной организации, других руководителей образования необходимо создание атмосферы взаимопонимания и поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях, активизация и обогащение коммуникативной культуры педагогов, обучающихся и родителей. Считаем, что в образовательной организации должен быть создан особый соционормативный опыт [10, с. 317].
Родителей следует не только информировать об интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, социальных проектах, но и поддерживать возможное участие их ребенка в этих инициативах. Следует подчеркнуть, что социально-педагогический потенциал дополнительного образования заключается в возможности применить полученные знания и навыки в реальной жизни, взаимодействии в объединении с обучающимися разного возраста, возможности выбирать себе конкретного педагога, наставника, уровень образовательной программы [1, с. 4].
Для стимулирования родителей к развитию и проявлению творческих способностей их детей образовательная организация может использовать ресурсы школьных, городских и областных СМИ для повышения престижа творческих достижений обучающихся, информировать о достижениях ребенка по месту работы родителей.
Оценить эффективность работы по созданию развивающей среды для одаренных детей в образовательном учреждении можно по таким показателям:
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
- повышение уровня владения детьми универсальными компетенциями: коммуникативными, креативными, организаторскими;
- рост вовлеченности одаренных детей в занятия технической и естественно-научной направленностей (связанных с приоритетными направлениями научно-технологической инициативы), новых образовательных практик художественной, социально-гуманитарной, туристско-краеведческой направленностей (ориентированных на креативные индустрии);
- внедрение в пространство образовательной организации альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;
- успешная социализация детей с высоким уровнем одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования;
- удовлетворенность одаренных детей и подростков своей деятельностью и увеличение числа таких детей, посещающих учреждение дополнительного образования.
Для успешного решения задачи повышение качества педагогической работы с одаренными детьми и их родителями в условиях дополнительного образования необходимо формирование соответствующих компетенций у будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки, разработка учебных программ и авторских спецкурсов, различных курсов повышения квалификации педагогов и переподготовка специалистов, работающих с одаренными детьми.
1. Кольтинова В.В., Фарниева, М.Г. Реализация социально-педагогического потенциала дополнительного образования //Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. − 2020. − № 5. − С. 3−10.
2. Кольтинова, В.В. Методологические и инструментальные основы разработки программ социально-педагогической направленности в учреждении дополнительного образования/Кольтинова В.В.// Инновации в образовании. − 2018. − № 8. − С. 52-61.
3. Кольтинова, В.В. Социально-педагогическая компетентность учителя начальных классов во взаимодействии с родителями обучающихся/ Кольтинова В.В. // Школа будущего. − 2017. − № 5. − С. 92-98.
4. Кольтинова, В.В. Взаимодействие педагога с родителями обучающихся как условие жизнеспособности организации дополнительного образования /Кольтинова В.В.// Современное дополнительное образование детей: вызовы и перспективы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. − 2018. − С. 412−423.
5. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса [Электронный ресурс] / URL:http://pedlib.ru/Books/6/0074/
6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (проект)[Электронный ресурс]/URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/5f/a9/5fa9a83c-d26d-4314-a359-b5de5074a5ac.docx
7. Щебланова Е.И., Шумакова Н.Б. Одаренность как психологическая система: выявление и развитие в школьном возрасте // Мир психологии. − 2011. − №1. − С. 150−161.
8. Кольтинова В.В., Никитина Е.Д. Мастерство педагогического взаимодействия /учебное пособие для ИФК / Малаховка. – 1995. – 46 с.
9. Землянская Е.Н., Ситниченко М.Я. Научно-организационные основы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС/Наука и школа. − 2013. − №5. − С. 12−17.
10. Кольтинова, В.В. Формирование ассертивности педагогов во взаимодействии с участниками образовательного процесса как показателя их коммуникативной компетентности/ /Кольтинова В.В. //Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. − 2019. − С. 315-318.