The paper concerns the problem of developing social and cultural values in children and youth. Age-related features of sociocultural development are discussed. Also highlighted are ways to share socio-cultural experience with the young and various aspects of personal development. The author accents the main function of ethnic culture, which, in his view, is to reflect self-identity of the society. Formation of a new value-based space is defined as the main task of public policy in the field of culture.
value system, socio-cultural experience, culture, folk traditions, ethnic self-consciousness, self-identity of a society.
В настоящий момент в России мы можем наблюдать рост этнического самосознания, возрождение интереса к религиозной жизни, культурному наследию прошлого, его педагогическим традициям. Формулируются национальные идеи, способные объединить наше общество. В поисках этих идей закономерно обращение к историческим традициям, много веков соединяющих и объединяющих нашу многонациональную страну с различными религиями, обычаями, жизненными укладами. Жизнеспособное государство Российское было создано на основе определенных ценностей.
Вместе с тем вследствие различных причин политического и социального характера в нашей жизни нарушены традиции передачи социокультурного опыта.
Завершившийся XX в. вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии.
Новейший философский словарь определяет ценностные ориентации как «элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации» [6].
Здесь сразу возникает следующая проблема: как отличить ложные ценности от истинных? Нередко на первое место выходят именно ложные ценности: такие слова, как «добродетельный», «порядочный», «скромный», ранее служившие выражением высшего социального одобрения, практически исчезли из нашего обихода.
1. Bocharnikova I.S. Narodnoe tvorchestvo kak social´nyj fenomen v sovremennom rossijskom obshhestv. Kand. Diss. [Folk art as a social phenomenon in contemporary Russian society.Cand.Diss.]. Maykop, 2010. Available at: http://cheloveknauka.com/narodnoe-tvorchestvo-kak-sotsialnyy-fenomen-v-sovremennomrossiyskom-obschestve (Accessed 13 October 2011).
2. Il´in I. Osnovy hristianskoj kul´tury. [The foundations of Christian culture]. St. Petersburg, Shpil´ Publ., 2004.
3. Holiness Patriarch Kirill. Speech at the opening of the XVIII world Russian people´s Council. Moscow (in Russian). Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/3367103.html (Accessed 11 November 2014).
4. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy pedagogicheskoj antropologii. Psihologija cheloveka: Vvedenie v psihologiju sub´ektivnosti [Fundamentals of pedagogical anthropology. Human psychology: Introduction to psychology subjectivity]. Moscow, Shkola-Press, 1995.
5. Charykov D.V., Bugas O.D., Tolchev I.A. Traditional society: unknown past. Proceedings of the VII international scientific practical use. Conf., on April 25-26, 2011. Chelyabinsk, Cicero Publ., 2011. 270 p. (in Russian). Available at: http://sci-book. com/osnovyi-sotsiologii/etnicheskaya-kultura-kak-faktorsohraneniya-65259.html (Accessed 17 October 2014).
6. Janickij M.S. Values of the personality as a dynamic system. (in Russian). Available at: http://intellectinvest.org.ua/content/userfiles/files/library/Yanitsky_Zennostn_orientazii.pdf (Accessed 26 October 2014).