Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме формирования социокультурных ценностей у детей и юношества. Рассматриваются возрастные особенности социокультурного развития. Освещаются вопросы передачи социокультурного опыта, личностного развития. Автор обращает внимание на главную функцию этнической культуры – передачу самоидентичности общества. Определяется главная задача культурной политики – формирование нового ценностного пространства.

Ключевые слова:
ценностные ориентации, социокультурный опыт, культура, народные традиции, этническое самосознание, самоидентичность общества.
Текст

В настоящий момент в России мы можем наблюдать рост этнического самосознания, возрождение интереса к религиозной жизни, культурному наследию прошлого, его педагогическим традициям. Формулируются национальные идеи, способные объединить наше общество. В поисках этих идей закономерно обращение к историческим традициям, много веков соединяющих и объединяющих нашу многонациональную страну с различными религиями, обычаями, жизненными укладами. Жизнеспособное государство Российское было создано на основе определенных ценностей.

Вместе с тем вследствие различных причин политического и социального характера в нашей жизни нарушены традиции передачи социокультурного опыта.

Завершившийся XX в. вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии.

Новейший философский словарь определяет ценностные ориентации как «элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации» [6].

Здесь сразу возникает следующая проблема: как отличить ложные ценности от истинных? Нередко на первое место выходят именно ложные ценности: такие слова, как «добродетельный», «порядочный», «скромный», ранее служившие выражением высшего социального одобрения, практически исчезли из нашего обихода.

Список литературы

1. Бочарникова И.С. Народное творчество как социальный феномен в современном российском обществе: Автореф. дисс.... канд. социол. наук (22.00.06). Майкоп, 2010. URL:http://cheloveknauka.com/narodnoe-tvorchestvo-kaksotsialnyy-fenomen-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 13.10.2014).

2. Ильин И. Основы христианской культуры. СПб.: Шпиль, 2004.

3. Святейший Патриарх Кирилл. Слово на открытии XVIII Всемирного русского народного собора. [Русская православная церковь. Официальный сайт московской Патриархии]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3367103.html (дата обращения: 11.11.2014).

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы педагогической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.

5. Чарыков Д.В., Бугас О.Д., Толчев И.А. Традиционные общества: неизвестное прошлое: Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 25–26 апреля 2011 г. Челябинск: Цицеро, 2011. URL: http://sci-book.com/osnovyi-sotsiologii/etnicheskaya-kultura-kak-faktor-sohraneniya-65259.html (дата обращения: 17.10.2014).

6. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. URL: http://intellectinvest.org.ua/content/userfiles/files/library/Yanitsky_Zennostn_orientazii.pdf (дата обращения: 26.10.2014).

Войти или Создать
* Забыли пароль?