The paper outlines the integrative approach to teaching the course of “Basics of Religious Cultures and Secular Ethics” at primary school. According to this approach the first steps to be taken in the process of studying religious and secular culture are to get acquainted with traditions and customs of various peoples, living in Russia. Using one of the course topics as the case study, the author describes possible structures and ways to organize primary school students to perform various kinds of activities.
religious culture, secular ethics, traditional religions, educational standard, integration, modularity, methodology, cinquain.
Преподавание нового для начальной школы предмета «Основы религиозных культур и светской этики» остается весьма актуальной проблемой для массовой школы. Младшие школьники с трудом усваивают содержание предмета, поскольку они не изучают истории и слабо ориентируются в историческом времени, с трудом овладевают религиозными знаниями. К тому же многие учителя не владеют методикой обучения, так как сами не имеют достаточных знаний о традиционных религиях России. Поэтому любые публикации, разъясняющие, как вести обучение по «Основам религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), способны внести вклад в педагогическую копилку учителя. Учителя, которые преподают этот предмет в четвертых классах, могут воспользоваться разными подходами:
Первый подход — модульное представление содержания, при котором дети сразу, в начале года, делятся на группы и обучение ведется по модулям;
Второй подход (разработан Н.Ф. Виноградовой) — модульное обучение осуществляется во втором полугодии, а в первом — весь класс изучает первую часть ОРКСЭ, которая представлена в учебнике «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков)1. Это дает возможность учащимся осознать место религии в обществе, вклад традиционных для России религиозных конфессий в развитие культуры и образования. Последующее изучение углубляет знания детей в соответствии с выбранным модулем. Именно такой вариант и предлагает обсудить автор статьи.
От редакции
В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования основными целями изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) являются:
- воспитание способности младших школьников к духовному развитию и нравственному совершенствованию;
- формирование у них первоначальных представлений о светской этике, отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
__________
1Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник. 4 кл. Сер.: «Начальная школа XXI века». — М.: Вентана-Граф, 2013.
1. Vinogradova N.F. Pedagogicheskiy syuzhet, trebuyushchiy postoyannogo vnimaniya: dukhovno-nravstvennoe razvitie mladshikh shkol´nikov [Teaching plot, requiring constant attention: the spiritual and moral development of younger schoolboys]. Nachal´noe obrazovanie [Primary Education]. 2012, I. 1–2.
2. Vinogradova N.F., Vlasenko V.I., Polyakov A.V. Osnovy dukhovno-nravstvennoy kul´tury narodov Rossii. [Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013.
3. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010.
4. Ershov P.P. Klad dushi [Treasure soul]. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie [Spiritual and Moral Education]. 2008, I. 3.
5. Loginova A.A., Danilov A.Ya. Dukhovno-nravstvennoe razvitie i vospitanie uchashchikhsya. Monitoring rezul´tatov [Spiritual and moral development and education of students. Monitoring results]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2012.
6. Patriarkh i molodezh´: razgovor bez diplomatii [Patriarch and youth: a conversation without diplomacy]. Moscow, Danilovskiy blagovestnik Publ., 2009.