ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (4-Й КЛАСС)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается интегративный подход к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе, при котором первым шагом в изучении религиозной и светской культуры становится ознакомление с традициями и обычаями народов России. Автор на примере одной темы курса описывает возможную структуру и организацию разнообразной деятельности младших школьников.

Ключевые слова:
религиозная культура, светская этика, традиционные религии, образовательный стандарт, интеграция, модульность, методика, синквейн.
Текст

Преподавание нового для начальной школы предмета «Основы религиозных культур и светской этики» остается весьма актуальной проблемой для массовой школы. Младшие школьники с трудом усваивают содержание предмета, поскольку они не изучают истории и слабо ориентируются в историческом времени, с трудом овладевают религиозными знаниями. К тому же многие учителя не владеют методикой обучения, так как сами не имеют достаточных знаний о традиционных религиях России. Поэтому любые публикации, разъясняющие, как вести обучение по «Основам религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), способны внести вклад в педагогическую копилку учителя. Учителя, которые преподают этот предмет в четвертых классах, могут воспользоваться разными подходами:

Первый подход — модульное представление содержания, при котором дети сразу, в начале года, делятся на группы и обучение ведется по модулям;

Второй подход (разработан Н.Ф. Виноградовой) — модульное обучение осуществляется во втором полугодии, а в первом — весь класс изучает первую часть ОРКСЭ, которая представлена в учебнике «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков)1. Это дает возможность учащимся осознать место религии в обществе, вклад традиционных для России религиозных конфессий в развитие культуры и образования. Последующее изучение углубляет знания детей в соответствии с выбранным модулем. Именно такой вариант и предлагает обсудить автор статьи.

От редакции

В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования основными целями изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) являются:

  • воспитание способности младших школьников к духовному развитию и нравственному совершенствованию;
  • формирование у них первоначальных представлений о светской этике, отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

__________

1Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник. 4 кл. Сер.: «Начальная школа XXI века». — М.: Вентана-Граф, 2013.

Список литературы

1. Виноградова Н.Ф. Педагогический сюжет, требующий постоянного внимания: духовно-нравственное развитие младших школьников // Начальное образование. 2012. № 1–2.

2. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник. 4 кл. Сер.: Начальная школа XXI века. — М.: Вентана-Граф, 2013.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.

4. Ершов П.П. Клад души // Духовно-нравственное воспитание. 2008. № 3.

5. Логинова А.А., Данилов А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов: методическое пособие. — М.: Просвещение, 2012.

6. Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. — М.: Даниловский благовестник, 2009.

Войти или Создать
* Забыли пароль?