ANOTHER ROUND OF WESTERN SANCTIONS AS A CHANCE FOR STRATEGIC INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY
Rubrics: MANAGEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
Considering the difficult economic situation in the Russian Federation, complicated by unprecedented Western sanctions, proposals are formulated for the operational formation of a national strategy for innovative development. In this regard, the results of a study of the advantages and disadvantages of options for innovative development strategies that correspond to the signal, induction and integrated approaches are presented. It has been established that in the current geopolitical and economic conditions, accompanied by an increase in the intensification of events on almost all fronts of ongoing hybrid wars against the Russian Federation, it is advisable to quickly form an integrated national strategy for innovative development, including elements of: an evolutionary innovation strategy, a benchmarking innovation strategy (implemented as part of the signal approach) ; an innovative strategy based on human capital, an innovative-active strategy (implemented as part of an inducing approach); engineering innovation strategy, reengineering innovation strategy and infrastructure innovation strategy (implemented as part of an integrated approach). It is shown that with the prompt formation and implementation of the proposed integrated national strategy for innovative development, Russia has a chance to radically increase the efficiency of economic development in the context of the next round of Western sanctions.

Keywords:
Western sanctions, strategic innovative development, national economy
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Очередной виток западных санкций против Российской Федерации [81], эскалация которых началась с конца февраля 2022 г., обострил копившиеся десятилетиями экономические [3, 49, 62], геополитэкономические проблемы развития России [65], на которых неоднократно акцентировалось внимание в ходе исследований прежних лет [9, 46], включая:

− проблемы научно-технического развития [20, 75];

− проблемы производственно-технологического развития [77, 79];

− проблемы экономического развития [61, 63];

− проблемы социального развития [21, 64];

− политические проблемы развития [4, 42];

− проблемы управления финансами [43, 45];

− и т.д.

Очередной виток западных санкций фактически вверг Российскую Федерацию в очередной экономический кризис [39] (а точнее ускорил его развитие [24]), который хоть и нельзя назвать непредсказуемым [5, 8, 22, 59], также как и глобальный экономический кризис 2020-го года (прогнозированного еще в середине 2000-х [66, 70]), тем не менее явился для управленцев национальной экономикой полной неожиданностью как по срокам, так и по масштабам [40].

Премьер-министр М. Мишустин сообщил, что правительство разработало план для стабилизации отечественной экономики [50, 51], который в настоящее время носит скорее бутафорский характер по временному смягчению фискальных мер, позволяя формально отчитаться, что «меры приняты», но не более того (рис. 1).

Рис. 1. Планы правительства по стабилизации отечественной экономики на 2022 г. [50, 51]

 

Но ожидать эффективность даже более масштабных мер правительства по стабилизации российской экономики в современных условиях усиления западных санкций [85] достаточно сложно по целому ряду причин на первый взгляд объективного характера, но содержащих при приближающем рассмотрении высокую долю субъективизма.

Во-первых, время, когда можно было предвосхитить кризис [69], уже упущено, что демонстрирует качество функционирования аналитико-прогностического аппарата правительства, призванного реализовывать систему стратегического планирования [83], в первую очередь в лице Минэкономразвития РФ.

Во-вторых, в силу специфики компетенций нынешнего топ-менеджмента в системе высшего госуправления, можно ожидать реактивных мер дальнейшего несущественного ослабления мер фискального характера со стороны государства. Появления же со стороны правительства созидательных мер проактивного характера по преодолению текущего кризиса в связи с вышеизложенным маловероятно.

 В-третьих, как показывает опыт реализации национальных антикризисных программ в новейшей российской истории (табл. 1) [23], в большинстве случаев они заканчивались негативным результатом, обусловленным недостаточной масштабностью и эффективностью принимаемых мер, пролонгируя кризис до момента его завершения по причинам объективного характера.

Таблица 1

Результаты обобщения опыта реализации национальных антикризисных программ в новейшей российской истории

Дата принятия

Название антикризисного плана

Основные положения антикризисного плана

Динамика ВВП РФ в год, следующий за годом принятия антикризисного плана, в млрд долл. США

Динамика уровня безработицы в год, следующий за годом принятия антикризисного плана

1

16 ноября 1992 г.

"Программа неотложных мер по оздоровлению экономической ситуации" [54]

 

Основные направления программы:

- стабилизация производства и стимулирование инвестиций;

- неотложные меры в области социальной политики;

- финансовая политика;

- отношения в СНГ и рублевой зоне;

- внешнеэкономическая политика

- 8,7%  

+0,8%

2

22 мая 1998 г.

 

"План первоочередных мер Правительства Российской Федерации" [35]

Основные направления программы:

- Налогово-бюджетная политика;
- структурная реформа;                           
- социальная политика

-8,7%

-0,7%

3

10 июля 1998 г.

«Программа
Правительства Российской Федерации по стабилизации экономики и финансов» [31]

Основные направления программы:

- меры по преодолению бюджетного кризиса;

-меры по поддержке производства;

- социальная политика

-8,7%

-0,7%

4

20 декабря 1998 г.

"О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации по стабилизации социально- экономического положения в стране" [33]

Основные направления программы:

- нормализация условий жизни населения;

- создание условий устойчивого

функционирования экономики;

- восстановление и развитие реального сектора;

- укрепление российской государственности и единой системы исполнительной власти как ресурса повышения эффективности экономики

-8,7%

-0,7%

5

6 ноября 2008 г.

"План действий, направленный на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики" [47]

Основные направления программы:

- развитие финансовой и банковской системы;

- поддержка внутреннего спроса;

- поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан;

- жилищное строительство;

- сельское хозяйство;

- автомобилестроение и сельскохозяйственное машиностроение;

- оборонно-промышленный комплекс;

- сырьевой комплекс;

- транспортный комплекс;

- малый бизнес

-8,2%

+1,2%

6

29 ноября 2008 г.

"Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса" [41]

Перечень первоочередных мер:

- курсовая политика;

- поддержка банковской системы;

- поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений;

- налоговая и бюджетная политика;

- тарифная политика;

- содействие занятости населения;

- жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья;

- поддержка деловой активности в реальном секторе экономики;

- нефтяная промышленность;

- автомобилестроение;

- сельхозмашиностроение;

- оборонно-промышленный комплекс;

- малый и средний бизнес;

- авиационные перевозки;

- розничная торговля;

- аграрно-промышленный комплекс;

- инфраструктурные проекты;

- организационное сопровождение реализации антикризисных мер

-8,2%

+1,2%

7

6 апреля 2009 г.

"Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год" [52]

Основные направления программы:

- усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости;

- потенциала; - снижение административного давления на бизнес;

- повышение устойчивости национальной финансовой системы;

- макроэкономическая политика
- реализация антикризисных мер в субъектах Российской Федерации

+24,7%

-0,8%

8

19 июня 2009 г.

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. [53]

Основные направления программы:

- выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала;

- активизация внутреннего спроса и инноваций, развитие промышленного и технологического потенциала;

- совершенствование важнейших рыночных институтов и снятие необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности;

- формирование мощной финансовой системы;

- обеспечение макроэкономической стабильности;

- реализация антикризисных мер в субъектах Российской Федерации

+24,7%

-0,8%

9

30 декабря 2009 г.

"Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 г." [37]

Основные направления действий:

- поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;

- поддержка оживления экономики;

- модернизационные меры

+24,7%

-0,8%

10

2 марта 2010 г.

"План по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 г." [48]

Основные направления действий:

- поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;

- поддержка оживления экономики;

- модернизационные меры

+25,2%

-0,9%

11

27 января 2015 г.

План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. [32] 

Основные направления первоочередных мероприятий: - активизация экономического роста;

- поддержка отраслей экономики;

- обеспечение социальной стабильности;

- мониторинг и контроль ситуации в экономике и социальной сфере

-5,9%

-0,1%

12

23 сентября 2020 г.

Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике [36]

Основные задачи общенационального плана:

+12,8%

-13,8%

   

В-четвертых, даже традиционный акцент антикризисных мер правительства (табл. 1) на социальную и финансовую сферу (рис. 2) сегодня затруднительны, поскольку примерно существенная часть золотовалютных резервов страны и Фонда национального благосостояния, хранящиеся за границей (за что чиновников ЦБ и Минфина эксперты многие годы критиковали) [2], сегодня заморожены западными санкциями [19], и судя по всему в страну для решения задач национального благосостояния уже никогда не вернутся [1].  

 

           

Рис. 2. Соотношение акцентов антикризисных мер Правительства РФ в программах и планах с 1992 по 2020 г. на социальную, финансовую сферу и производственную сферу соответственно

 

В-пятых, учитывая существующие на сегодняшний день программные документы Правительства РФ, направленные на достижение национальных целей на период до 2030-го г. [11, 34], определенные Указом Президента РФ № 474 от 21 июля 2020 г. [82], сложно представить возможность их реализации без решения проблемы импортозамещения, в частности [12], и без реализации стратегии инновационного развития экономики страны [26] как основного вектора развития, в целом.  

В этой связи возникает необходимость в проработке вариантов стратегий инновационного развития национальной экономики, адекватных текущим геополитическим и социально-экономическим реалиям развития.

 

 

Цель исследования

Таким образом, целью представленных исследований явился поиск путей эффективного стратегического инновационного развития национальной экономики, отвечающих текущим внешним условиям, включающим очередной виток западных санкций, и внутреннему потенциалу развития страны.

Методическая база исследований

Методическую базу представленных исследований составили известные научные труды по формированию национальной стратегии инновационного развития таких авторов, как Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. [13], Колин К.К. [14], Мингалева Ж.А. [18], Сатторкулов О.Т. [57], Третьякова Г.В., Лебедев К.А. [80] и др., а также авторские наработки по теме исследований [26, 27, 67, 71, 72, 73] и др.

Основные результаты исследований

В основу представленного исследования были положены известные стратегии инновационного развития, базирующиеся на сигнальном, индуцирующем и комплексном подходах (рис. 3) [67].

Рис. 3. Стратегии инновационного развития, базирующиеся на сигнальном, индуцирующем и комплексном подходах [67]

 

Исследования стратегий инновационного развития, базирующиеся на сигнальном, индуцирующем и комплексном подходах (рис. 3) как потенциальных вариантов эффективного стратегического инновационного развития национальной экономики, отвечающих текущим внешним условиям, включающим очередной виток западных санкций, и внутреннему потенциалу развития страны показали следующее.

Безусловно, в системе стратегического инновационного развития национальной экономики должны присутствовать стратегии на основе сигнального подхода (рис. 3), поскольку внешняя среда посылает национальной экономике все новые вызовы [30] (сигналы), требующие оперативной и конструктивной реакции в рамках реактивной парадигмы.

При этом представляется целесообразным использование стратегии эволюционного развития (рис. 3), при которой инновационное развитие «естественным» образом [67] – от генерируемого на внутреннем рынке платежеспособного спроса к формированию адекватного предложения путем решения проблемы импортозамещения. Хотя данный вид стратегий инновационного развития и не нацелен изначально на достижение революционных результатов, тем не менее он позволяет оттолкнуться от имеющейся сырьевой, материально-технической, производственно-технологической и информационной базы.

Также представляется целесообразным использование бенчмаркинговой стратегии (рис. 3), которая позволяет оперативно освоить имеющийся в мировой практике передовой опыт (на чем собственно и было изначально построено «экономическое чудо» «азиатских тигров» [15]), хотя использование данного вида стратегии инновационного развития и сопряжено с системным закладыванием отставания (в первую очередь, технологического) от мировых лидеров [67].

В то же время использование мэждеринговой инновационной стратегии (рис. 3), поскольку она предполагает дальнейшую монополизацию в различных сферах национальной экономики, уровень которой, уничтожающий внутристрановую конкуренцию как главный двигатель развития отечественной экономики, и так уже носит зашкаливающий характер [58], на что неоднократно обращали внимание различные эксперты [7, 16, 38, 62].   

Непрерывный рост внешнего давления на национальную экономику усиливает настоятельность применения стратегий инновационного развития национальной экономики на основе индуцирующего подхода (рис. 3) как встречной проактивной реакции на происходящие изменения во внешней среде.

При этом брендинговую инновационную стратегию можно рассматривать как долгосрочную цель, эффективное достижение которой (как показывает опыт развития Японии, Южной Кореи, Китая и ряда других стран [86]) возможно только при:

а) наличии соответствующей концепции и стратегии развития;

б) неизменное следование этому курсу на протяжении нескольких десятилетий.

При существующих же походах стратегического развития национальной экономики, демонстрирующих скорее Марковские процессы [17] как случайные процессы, эволюция которых после заданного значения временного параметра (срока исполнения предыдущей стратегии развития), не зависит от предшествующей эволюции (т.е. от результатов выполнения предыдущей стратегии развития), реализация брендинговой инновационной стратегии представляется маловероятной.

Большие шансы на успех имеет стратегия инновационного развития на основе человеческого капитала (рис. 3), поскольку именно человек является главной производительной силой, формирующей человеческий капитал компании [25, 28, 29, 60], способной создавать не только материальные ценности, обращаемые в финансовый результат деятельности компании (рис. 4), но и генерировать новые знания, что особенно ценно при выводе экономики из затяжного кризиса в рамках парадигмы инновационного развития [10, 68, 78], включая развитие знания ёмкого производства [76]. Кроме того, нынешняя внешнеполитическая ситуация невольно способствует сокращению потока «утечки мозгов» за рубеж.

 

Рис. 4. Пирамида главных ценностей организации, вершину которой составляет человеческий капитал

 

Однако реализация стратегии инновационного развития на основе человеческого капитала (рис. 3) сопряжена с целым рядом сложностей [25].

Во-первых, это засилье в отечественной экономике государственных (или с государственным участием) монополий, квазимонополий или олигополий, доминирующих в условиях государственного капитализма в современной России, что осложняет развитие человеческого капитала в конкурентной среде.

Во-вторых, как следствие отсутствуют благоприятные условия для свободной конкуренции, а, следовательно, для развития малого и среднего предпринимательства как основных источников приложение сил инновационно активного человеческого капитала, рассматриваемого в качестве генератора роста темпов инновационного развития национальной экономики.

В-третьих, реализацию стратегии инновационного развития на основе человеческого капитала серьезно затрудняет недостаточный уровень бюджетных ассигнований науки, снижая ее конкурентоспособность на мировом уровне.

В-четвертых, большие проблемы реализации инновационного развития на основе человеческого капитала связаны с технологической отсталостью страны и отсутствием действенных мер по решению проблемы импортозамещения в производственно-технологической сфере.   

Серьезным источником развития национальной экономики может стать формирование и реализация инновационно активных стратегий (рис. 3), предполагающей интенсификацию процессов на всех этапах жизненного цикла инноваций – от активного формирования научных заделов до оперативной коммерциализации передовых отечественных разработок и действенного стимулирования спроса на них [67].

Однако, реализация инновационно активных стратегий требует серьезного перераспределения бюджетных средств, что не предусмотрено нынешней национальной финансовой и бюджетной политикой [44] (Россия в разы проигрывает ведущим странам мира по объемам финансирования НИОКР в процентах от ВВП), и не устроит нынешних ключевых бюджетных интересантов. То есть, для реализации инновационно активных стратегий национального развития требуется то, что называется твердая политическая воля руководства.

Большие перспективы для инновационного развития отечественной экономики имеет и реализация комплексного подхода (рис. 3).

В первую очередь, это касается стратегий развития инновационной инфраструктуры (рис. 3), поскольку именно опережающие развитие инновационной инфраструктуры обеспечивает снятие инфраструктурных ограничений в развитии инновационной структуры в рамках национальной инновационной системы [67]. При этом надо признать, что элементы стратегий развития национальной инновационной инфраструктуры получили определенное воплощение и в «Стратегии-2020» [55], и в государственных программах (в частности, в государственной программе «Научно-техническое развитие Российской Федерации» [6]), а также нашли отражение в стратегических инициативах Правительства РФ [56] и в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации [11]. Хотя с точки зрения обеспечения цельности, продуктивности и эффективности необходимо еще проделать огромную работу, чтобы эти элементы стратегий развития национальной инновационной инфраструктуры свести в единую, полноценную и работоспособную систему.

Важное значение для эффективного развития национальной экономики могут иметь инжиниринговые стратегии (рис. 3), которые позволяют создавать и внедрять улучшающие инновации на основе базовых инновационных решений (продуктовых и процессных) [67], однако с учетом косности [7] действующей в национальной экономике модели государственного квазимонополитического капитализма реализовать эту модель будет крайне сложно.

Наиболее сильное влияние на процесс развития национальной экономики может оказать реинжиниринговая инновационная стратегия (рис. 3), базирующаяся на генерации и воплощении радикальных инноваций [67], что способно значительно повысить не только независимость от импорта национальной экономики, но и существенно поднять уровень международной конкурентоспособности продукции, производимой в Российской Федерации [74].

Поскольку воплощение реинжиниринга как такового базируется на четырех ключевых понятиях [84] (рис. 5), то с учетом, в первую очередь, необходимости фундаментального переосмысления, реализация реинжиниринговой инновационной стратегии в интересах обеспечения эффективного развития национальной экономики вновь упирается в политическую волю руководства.

Рис. 5. Основные понятия, отражающие воплощение реинжиниринга

 

Результаты обобщения оценок перспектив использования различных инновационных стратегий для эффективного развития национальной экономики в условиях усиления западных санкций приведены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты обобщения оценок перспектив использования различных инновационных стратегий для эффективного развития национальной экономики в условиях усиления западных санкций

Подход

Стратегия

Достоинства

Недостатки

Резюме о целесообразности использования

1

 

Сигнальный

Эволюционная

Позволяет оттолкнуться от имеющейся базы

Не обеспечивает скачка в развитии

Целесообразно

Бенчмаркинговая

Позволяет оперативно освоить передовой мировой опыт

Автоматически закладывает отставание от мировых лидеров

Целесообразно

Мэджеринговая

Позволяет оперативно коммерциализировать в крупных компаниях достижения малого бизнеса путем поглощения первыми последних

Сокращает и без того крайне низкую внутристрановую конкуренцию

Не целесообразно

2

Индуцирующий

Брэндинговая

Создает долгосрочную положительную репутацию

Может сыграть долгосрочную отрицательную реакцию при негативном отношении к бренду

Не целесообразно

На основе человеческого капитала

Обеспечивает развитие человеческого капитала как главной ценности особо значимой в условиях развития знание ёмкого производства

Реализация стратегии инновационного развития на основе человеческого капитала сопряжена с со следующими сложностями:

- засилье в отечественной экономике государственных (или с государственным участием) монополий, квазимонополий или олигополий, доминирующих в условиях государственного капитализма в современной России, что осложняет развитие человеческого капитала в конкурентной среде;

- отсутствуют благоприятные условия для свободной конкуренции, а, следовательно, для развития малого и среднего предпринимательства как основных источников приложение сил инновационно активного человеческого капитала, рассматриваемого в качестве генератора роста темпов инновационного развития национальной экономики;

- недостаточный уровень бюджетных ассигнований науки, снижая ее конкурентоспособность на мировом уровне;

- технологическая отсталость страны и отсутствие действенных мер по решению проблемы импортозамещения в производственно-технологической сфере

Целесообразно

 

 

Инновацион-но активная

Интенсификация процессов на всех этапах жизненного цикла инноваций – от активного формирования научных заделов до оперативной коммерциализаии передовых отечественных разработок и действенного стимулирования спроса на них

 

 

 

 

Реализация инновационно активных стратегий требует серьезного перераспределения бюджетных средств, что не предусмотрено нынешней национальной финансовой и бюджетной политикой, и не устроит нынешних ключевых бюджетных интересантов. То есть, для реализация инновационно активных стратегий национального развития требуется твердая политическая воля руководства

Целесообразно

3

Комплексный подход

Развитие инновационной инфраструктуры

Опережающие развитие инновационной инфраструктуры обеспечивает снятие инфраструктурных ограничений в развитии инновационной структуры в рамках национальной инновационной системы. Элементы стратегий развития национальной инновационной инфраструктуры получили воплощение и в «Стратегии-2020» [55], и в государственных программах (в частности в государственной программе «Научно-техническое развитие Российской Федерации» [6]), а также нашли отражение в стратегических инициативах Правительства РФ [56] и в едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации [11]

С точки зрения обеспечения цельности, продуктивности и эффективности необходимо еще проделать огромную работу, чтобы эти элементы стратегий развития национальной инновационной инфраструктуры свести в единую, полноценную и работоспособную систему

Целесообразно

 

 

Инжиниринговые стратегии

Позволяют создавать и внедрять улучшающие инновации на основе базовых инновационных решений (продуктовых и процессных)

С учетом косности действующей в национальной экономике модели государственного квазимонополитического капитализма реализовать эту модель будет крайне сложно

Целесообразно

 

 

Реинжиниринговая инновационная стратегия

Базируется на генерации и воплощении радикальных инноваций, что способно значительно повысить не только независимость от импорта национальной экономики, но и существенно поднять уровень международной конкурентоспособности продукции.

Воплощение реинжиниринга, базирующееся, в первую очередь, на фундаментальном переосмыслении и радикальном перепроектировании бизнес-процессов, обеспечивающих их существенное улучшение, требует проявления

политической воли руководства.

Целесообразно

 

Обсуждение результатов и выводы

Таким образом, проведенные исследования показали, что в сложившихся геополитэкономических условиях, сопровождающихся ростом интенсификации событий практически на всех фронтах не утихающих гибридных войн против Российской Федерации, целесообразно оперативно сформировать интегрированную национальную стратегию инновационного развития, включающую элементы:

− эволюционной инновационной стратегии и бенчмаркинговой инновационной стратегии, реализуемых в рамках сигнального подхода к развитию;

− инновационной стратегии на основе человеческого капитала и инновационно активной стратегии, реализуемых в рамках индуцирующего подхода развития;

− инжиниринговой инновационной стратегии, реинжиниринговой инновационной стратегии и инфраструктурной инновационной стратегии, реализуемых в рамках комплексного подхода к развитию.

При оперативном формировании и реализации предложенной интегрированной национальной стратегии инновационного развития у России появляется шанс радикально повысить эффективность экономического развития в условиях очередного витка западных санкций.

References

1. «U odnogo Putina est' strana»: Satanovskiy nazval vinovnyh v zamorozke rezervov Rossii na Zapade. https://www.osnmedia.ru/politika/u-odnogo-putina-est-strana-satanovskij-nazval-vinovnyh-v-zamorozke-rezervov-rossii-na-zapade/ (data obrascheniya 30.03.2022)

2. A pochemu rezervy Centrobanka RF – za granicey? Pravda ot finansovyh ekspertov. https://online-buhuchet.ru/a-pochemu-rezervy-centrobanka-rf-za-granicej-pravda-ot-finansovyx-ekspertov (data obrascheniya 30.03.2022)

3. Andrey Nechaev: 20 let stagnacii – eto real'nost'. https://newizv.ru/news/economy/20-10-2016/248183-andrej-nechaev-20-let-stagnacii-eto-realnost (data obrascheniya 30.03.2022)

4. Anisimov E.G., Tebekin A.V. O frontah gibridnoy voyny v ekonomicheskom i geopoliticheskom prostranstve. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2020. − T. 6. − № 5. −S. 60-74.

5. V Banke Rossii zayavili o neizbezhnosti novogo krizisa. https://regnum-ru.turbopages.org/regnum.ru/s/news/3304251.html?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fstory%2FVBanke_Rossii_zayavili_oneizbezhnosti_novogo_krizisa--777ed8cf46f586d02b14f0df5ea57955 (data obrascheniya 30.03.2022)

6. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federacii «Nauchno-tehnicheskoe razvitie Rossiyskoy Federacii». Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 29 marta 2019 g. №377 (red. Ot 22.10.2021). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73264841/ (data obrascheniya 30.03.2022)

7. Dmitriy Oreshkin: Eta model' ne mozhet izmenyat'sya, ona mozhet tol'ko ruhnut' v odnochas'e. https://19rus.info/index.php/vlast-i-politika/item/149358-dmitrij-oreshkin-eta-model-ne-mozhet-izmenyatsya-ona-mozhet-tolko-rukhnut-v-odnochase? (data obrascheniya 30.03.2022)

8. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Vybor podhoda k formirovaniyu strategii, obespechivayuschey vyhod iz global'nogo social'no-ekonomicheskogo krizisa 2020 goda. // Teoreticheskaya ekonomika. − 2020. − № 5 (65). − S. 44-67.

9. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Strategicheskoe vliyanie shestogo tehnologicheskogo uklada na nauchno-proizvodstvennye, ekonomicheskie, social'nye i politicheskie aspekty razvitiya mirovogo i nacional'nogo hozyaystva. // Epomen. − 2020. − № 49. − S. 85-100.

10. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Formirovanie shkoly upravleniya chelovecheskim kapitalom kak novyy etap v razvitii sovremennogo menedzhmenta. // Transportnoe delo Rossii. − 2021. − № 1. − S. 87-93.

11. Edinyy plan po dostizheniyu nacional'nyh celey razvitiya rossiyskoy federacii na period do 2024 goda i na planovyy period do 2030 goda. Pravitel'stvo Rossiyskoy Federacii. 1 oktyabrya 2021 goda. https://www.economy.gov.ru/material/file/ffccd6ed40dbd803eedd11bc8c9f7571/Plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_do_2024g.pdf (data obrascheniya 30.03.2022)

12. Zhigulin V.G. Tebekin A.V. Nauchno-prakticheskie problemy importozamescheniya v sfere informacionno-kommunikacionnyh tehnologiy. V sbornike: O problemah importozamescheniya v tamozhennyh organah i novyh razrabotkah v sfere informacionno-kommunikacionnyh tehnologiy. Sbornik materialov Mezhvedomstvennoy nauchnoy konferencii. Rossiyskaya tamozhennaya akademiya. − 2016. − S. 81-91.

13. Ivasenko A.G., Nikonova Ya.I. Konceptual'nye podhody k formirovaniyu gosudarstvennoy strategii innovacionnogo razvitiya v Rossii i za rubezhom // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Koncept». – 2015. – T. 13. – S. 2301–2305.

14. Kolin K.K. Nacional'nye proekty v novoy strategii innovacionnogo razvitiya Rossii. // Strategicheskie prioritety. – 2019. − №2. − S. 66-91.

15. Konotopov, M.V. Ekonomicheskaya istoriya: uchebnik dlya bakalavrov / M. V. Konotopov, S. I. Smetanin, A. V. Tebekin. — 12-e izd. − Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2019. − 641 s.

16. Kudrin zayavil ob izzhivshey sebya modeli ekonomiki v Rossii. https://www.rbc.ru/economics/02/08/2021/61070b8d9a79473e03d8f54a

17. Markovskiy process/ A.V. Prohorov// Bol'shaya rossiyskaya enciklopediya: [v 35 t.]. – Moskva. Bol'shaya rossiyskaya enciklopediya. 2004-2017.

18. Mingaleva Zh.A. Modernizaciya nacional'noy ekonomiki na osnove strategii innovacionnogo razvitiya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2012. – № 2.

19. Minfin zayavil o zamorozke $300 mlrd zolotovalyutnyh rezervov iz-za sankciy. https://www.rbc.ru/economics/13/03/2022/622dd6ee9a7947081b63341c (data obrascheniya 30.03.2022)

20. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Buduschee obschestvennoy i chastnoy sobstvennosti v chasti intellektual'nogo produkta v svete proishodyaschih tehniko-tehnologicheskih i social'no-ekonomicheskih transformaciy. // Transportnoe delo Rossii. − 2021. − № 5. − S. 20-28.

21. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Vzglyad "snizu" na razrabatyvaemuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii do 2030 g. v chasti perspektiv dostizheniya nacional'noy celi "dostoynyy, effektivnyy trud i uspeshnoe predprinimatel'stvo". // Epomen. − 2021. − № 59. − S. 72-92.

22. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya polozheniy shkoly pozicionirovaniya dlya resheniya problem preodoleniya ekonomicheskogo krizisa 2020. // Transportnoe delo Rossii. − 2020. − № 5. − S. 53-58.

23. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. K voprosu o realizacii nacional'nyh antikrizisnyh programm. // Epomen. − 2020. − № 46. − S. 76-97.

24. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Kompleksnyy analiz perspektiv primeneniya polozheniy shkoly predprinimatel'stva Y. Shumpetera pri razrabotke strategiy preodoleniya global'nogo ekonomicheskogo krizisa 2020-h godov. // Transportnoe delo Rossii. − 2021. − № 5. − S. 3-10.

25. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. kriterii ocenki chelovecheskogo kapitala kak faktora razvitiya innovacionnoy ekonomiki. // Transportnoe delo Rossii. − 2020. − № 1. − S. 3-6.

26. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Scenariy strategicheskogo innovacionnogo razvitiya ekonomiki Rossii na osnove reinzhiniringovogo podhoda. V sbornike: Finansovo-ekonomicheskoe i informacionnoe obespechenie innovacionnogo razvitiya regiona. Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Otv. redaktor A.V. Olifirov. Simferopol', 2021. S. 75-80.

27. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Kompleksnyy analiz perspektiv primeneniya polozheniy shkoly predprinimatel'stva Y. Shumpetera pri razrabotke strategiy preodoleniya global'nogo ekonomicheskogo krizisa 2020-h godov. // Transportnoe delo Rossii. − 2021. − № 5. − S. 3-10.

28. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Modernizaciya veroyatnostnoy modeli ocenki chelovecheskogo kapitala. // Transportnoe delo Rossii. − 2020. − № 6. − S. 51-54.

29. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Formirovanie universal'nogo kriteriya obobschennoy ocenki chelovecheskogo Kapitala. Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2020. − T. 6. − № 6. − S. 82-105.

30. Nazvany podrobnosti novyh antirossiyskiy sankciy. https://lenta.ru/news/2022/03/14/sanc/ (data obrascheniya 30.03.2022)

31. O merah po stabilizacii social'no-ekonomicheskogo polozheniya v strane. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10 iyulya 1998 g. N 762. https://base.garant.ru/1577086/ (data obrascheniya 30.03.2022)

32. O plane pervoocherednyh meropriyatiy po obespecheniyu ustoychivogo razvitiya ekonomiki i social'noy stabil'nosti v 2015 g. (s izmeneniyami i dopolneniyami). Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27 yanvarya 2015 g. N 98-r. https://base.garant.ru/70852914/ (data obrascheniya 30.03.2022)

33. Ob utverzhdenii Zayavleniya Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii i Central'nogo banka Rossiyskoy Federacii o politike ekonomicheskoy i finansovoy stabilizacii (s izmeneniyami i dopolneniyami). Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20 iyulya 1998 g. N 851. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20959/0946685fb9bdba2e8c417a96810bca0e7f140920/ (data obrascheniya 30.03.2022)

34. Ob utverzhdenii perechnya iniciativ social'no-ekonomicheskogo razvitiya RF do 2030 g. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 6 oktyabrya 2021 g. № 2816-r. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402792803/ (data obrascheniya 30.03.2022)

35. Ob utverzhdenii Plana pervoocherednyh mer Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii. Utverzhdeno Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 22 maya 1998 g. N 496. https://base.garant.ru/178761/ (data obrascheniya 30.03.2022)

36. Obschenacional'nyy plan deystviy, obespechivayuschih vosstanovlenie zanyatosti i dohodov naseleniya, rost ekonomiki i dolgosrochnye strukturnye izmeneniya v ekonomike. Odobren na zasedanii Pravitel'stva RF 23 sentyabrya 2020 g. (protokol N 36, razdel VII) N P13-60855 ot 2 oktyabrya 2020 g.). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74678576/ (data obrascheniya 30.03.2022)

37. Osnovnye napravleniya antikrizisnyh deystviy Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii na 2010 god. Odobreny na zasedanii Pravitel'stva RF (protokol ot 30.12.2009 N 42). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12072030/ (data obrascheniya 30.03.2022)

38. Otchet pravitel'stva Mishustina – polnoe otsutstvie svyazi s real'nost'yu, po mneniyu ekonomista V. Zhukovskogo. https://vesti-kareliya.mirtesen.ru/blog/43503955212/Otchet-pravitelstva-Mishustina-polnoe-otsutstvie-svyazi-s-realno? (data obrascheniya 30.03.2022)

39. Oceneny posledstviya zapadnyh sankciy dlya ekonomiki Rossii. https://finance.rambler.ru/markets/48284515-otseneny-posledstviya-zapadnyh-sanktsiy-dlya-ekonomiki-rossii/ (data obrascheniya 30.03.2022)

40. Pervyy opros CB posle zhestkih sankciy. Chto mozhet zhdat' ekonomiku Rossii. https://www.rbc.ru/economics/10/03/2022/622a1c289a7947821fa7a5e2 (data obrascheniya 30.03.2022)

41. Perechen' pervoocherednyh mer, predprinimaemyh Pravitel'stvom Rossiyskoy Federacii po bor'be s posledstviyami mirovogo finansovogo krizisa. http://www.prorazvitie.ru/show.php?action=show_stat&mykey=1025 (data obrascheniya 30.03.2022)

42. Petrov V.S., Tebekin A.V. Analiz aktual'nyh problem, zamedlyayuschih vyhod nacional'noy ekonomiki iz krizisa i vliyayuschih na social'no-politicheskuyu situaciyu v strane. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 3. − S. 18-31.

43. Petrov V.S., Tebekin A.V. Analiz putey ozdorovleniya finansovoy sistemy rossii cherez prizmu posledstviy izmeneniy v gosudarstvennoy dolgovoy sisteme na fondovom rynke. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 3. − S. 38-46.

44. Petrov V.S., Tebekin A.V. Analiz struktury rashodov sredstv federal'nogo byudzheta Rossiyskoy Federacii. // Transportnoe delo Rossii. − 2021. − № 1. − S. 17-21.

45. Petrov V.S., Tebekin A.V. Disfunkcii v sisteme upravleniya finansami v Rossii na sovremennom etape. // Transportnoe delo Rossii. − 2021. − № 3. − S. 3-8.

46. Petrov V.S., Tebekin A.V. Ekonomicheskie poteri i poteryannaya ekonomika. // Innovacii i investicii. − 2019. − № 12. − S. 276-281.

47. Plan deystviy, napravlennyh na ozdorovlenie situacii v finansovom sektore i otdel'nyh otraslyah ekonomiki. Utverzhden Predsedatelem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii 6 noyabrya 2008 g. № 4863p-P13. https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1647160862&tld=ru&lang=ru&name=PPut.doc&text= (data obrascheniya 30.03.2022)

48. Plan po realizacii osnovnyh napravleniy antikrizisnyh deystviy i politiki modernizacii rossiyskoy ekonomiki Pravitel'stva RF na 2010 god. Utverzhden Predsedatelem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii 2 marta 2010 g. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98787/ (data obrascheniya 30.03.2022)

49. Pochemu za 20 let Rossiya tak i ne pereshla ot stagnacii k razvitiyu. Rossiyskaya ekonomika 1999–2019. Specproekt «Vedomostey» i «Ekspert RA. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/08/813068-20-let-stagnatsii (data obrascheniya 30.03.2022)

50. Pravitel'stvo ob'yavilo o novyh merah podderzhki biznesa. https://www.rbc.ru/economics/02/03/2022/621f545e9a79477b47c17a60 (data obrascheniya 30.03.2022)

51. Pravitel'stvo razrabotalo plan dlya stabilizacii rossiyskoy ekonomiki. https://lenta.ru/news/2022/03/09/mery/ (data obrascheniya 30.03.2022)

52. Programma antikrizisnyh mer Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii na 2009 god (S uchetom mneniy ekspertov, grazhdan RF, predstaviteley partiy, obschestvennyh i politicheskih organizaciy, proekt po sostoyaniyu na 6 aprelya 2009 goda). https://rg.ru/2009/03/20/programma-antikrisis-dok.html (data obrascheniya 30.03.2022)

53. Programma antikrizisnyh mer Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii na 2009 god. Utverzhdena Pravitel'stvom Rossiyskoy Federacii 19 iyunya 2009 g. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12068944/ (data obrascheniya 30.03.2022)

54. Programma neotlozhnyh mer po ozdorovleniyu ekonomicheskoy situacii. (odobrena na zasedanii Pravitel'stva RF 16.11.1992). http://gaidar-arc.ru/file/bulletin-1/DEFAULT/org.stretto.plugins.bulletin.core.Article/file/3554 (data obrascheniya 30.03.2022)

55. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018) (vmeste s "Koncepciey dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2020 goda") http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (data obrascheniya 30.03.2022)

56. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 6 oktyabrya 2021 g. № 2816-r. Ob utverzhdenii perechnya iniciativ social'no-ekonomicheskogo razvitiya RF do 2030 g. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402792803/ (data obrascheniya 30.03.2022)

57. Sattorkulov O.T. Razvitie nacional'noy innovacionnoy sistemy i ee osobennosti / O.T. Sattorkulov, B.B. Toshboev. — Tekst: neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. − 2016. − № 11 (115). − S. 959-962.

58. Tebekin A.V. Analiz variantov strategiy razvitiya nacional'noy ekonomiki. // Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. 2017. № 4. S. 60-73.

59. Tebekin A.V. Analiz krizisov s poziciy ekonomicheskoy teorii. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2018. − T. 4. − № 12. − S. 3-9.

60. Tebekin A.V. Analiz podhodov k ocenke chelovecheskogo kapitala s tochki zreniya perspektiv ih ispol'zovaniya v usloviyah postindustrial'noy ekonomiki. V sbornike: Genezis noonomiki: NTP, diffuziya sobstvennosti, socializaciya obschestva, solidarizm. Sbornik plenarnyh dokladov Ob'edinennogo mezhdunarodnogo kongressa SPEK-PNO-2020. Pod obschey redakciey S.D. Bodrunova. − Moskva, 2021. S. 347-357.

61. Tebekin A.V. Vzglyad "vpered" kak osnova strategicheskogo razvitiya nacional'noy ekonomiki. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2021. − T. 7. − № 3. − S. 3-11.

62. Tebekin A.V. Vzglyad "nazad" kak fundament strategicheskogo razvitiya upravlyaemyh social'no-ekonomicheskih sistem. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2021. − № 2 (54). − S. 123-137.

63. Tebekin A.V. Vzglyad "sverhu" na razrabatyvaemuyu strategiyu social'noekonomicheskogo razvitiya nacional'noy ekonomiki. // Transportnoe delo Rossii. − 2021. − № 4. − S. 11-20.

64. Tebekin A.V. Vzglyad "snizu" na razrabatyvaemuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii do 2030 g. v chasti perspektiv dostizheniya nacional'noy celi "sohranenie naseleniya, zdorov'e i blagopoluchie lyudey" Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2021. − T. 7. − № 3. − S. 3-21.

65. Tebekin A.V. Geopolitekonomicheskiy aspekt issledovaniya prodvizheniya k novomu kachestvu tehnologiy, ekonomiki i obschestva. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2021. − No 3 (55). S. 38–54.

66. Tebekin A.V. Innovacionnoe razvitie ekonomiki / A. V. Tebekin. − Moskva: MGADA, 2008. − 347 s.

67. Tebekin A.V. Innovacionnyy menedzhment: uchebnik dlya bakalavrov / A. V. Tebekin. — 2-e izd., pererab. i dop. − Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020. − 481 s.

68. Tebekin A.V. K voprosu o formirovanii koncepcii menedzhmenta 2030-h gg. // Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. − 2019. − № 2. − S. 168-176.

69. Tebekin A.V. Osnovy antikrizisnogo upravleniya: uchebnik / A.V. Tebekin, V.S. Petrov, G.A. Lukoshevichus, A.Yu. Manyushis, A.Yu. Valyavskiy; pod red. A.V. Tebekina. − Moskva: RUSAYNS, 2020. − 162 s.

70. Tebekin A.V. Osnovy menedzhmenta organizacii / A.V. Tebekin, A.A. Filatov - Moskva: VINITI, 2005. 208 s.

71. Tebekin A.V. Ocenka strategicheskih perspektiv innovacionnogo razvitiya ekonomiki Rossii. V sbornike: Finansovo-ekonomicheskoe i informacionnoe obespechenie innovacionnogo razvitiya regiona. Materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Otvetstvennyy redaktor A.V. Olifirov. 2020. S. 75-80.

72. Tebekin A.V. Perspektivy strategicheskogo innovacionnogo razvitiya ekonomiki Rossii. V sbornike: Finansovo-ekonomicheskoe i informacionnoe obespechenie innovacionnogo razvitiya regiona. Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Posvyaschaetsya 75-letiyu Gumanitarno-pedagogicheskoy akademii (filial) FGAOU VO "KFU im. V.I. Vernadskogo" v g. Yalte. Otvetstvennyy redaktor A.V. Olifirov. − 2019. − S. 113-116.

73. Tebekin A.V. Perspektivy strategicheskogo innovacionnogo razvitiya nacional'noy ekonomiki. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2019. − T. 5. − № 2. − S. 3-6.

74. Tebekin A.V. Primenenie metoda AVS-analiza pri opredelenii urovnya nacional'noy konkurentosposobnosti. // Vestnik MFYuA. – 2020. − №2. − S. 32-40.

75. Tebekin A.V. Problemy integracii proizvodstva, nauki i obrazovaniya v sovremennyh usloviyah. // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 5. − № 1. − S. 23-39.

76. Tebekin A.V. Problemy razvitiya znanieemkogo proizvodstva v rossii i potencial'nye puti ih resheniya. V sbornike: Proizvodstvo, nauka i obrazovanie v epohu transformaciy: Rossiya v [de]globaliziruyuschemsya mire (PNO-VI). Sbornik materialov VI Mezhdunarodnogo kongressa. Pod obschey redakciey S.D. Bodrunova. − 2020. − S. 273-281.

77. Tebekin A.V. Problemy strategicheskogo innovacionnogo razvitiya predpriyatiy otechestvennogo mashinostroeniya i potencial'nye puti ih resheniya. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2018. − T. 4. −№ 8. − S. 10-25.

78. Tebekin A.V. Problemy upravleniya processami sozdaniya intellektual'nogo kapitala v postindustrial'noy ekonomike. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2017. − T. 3. − № 4. − S. 25-30.

79. Tebekin A.V., Tebekina A.A. Ekonomicheskie posledstviya krizisa 2008-2009 gg. dlya razlichnyh otrasley sfery obrabatyvayuschih proizvodstv nacional'noy ekonomiki. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2018. − T. 4. − № 10. − S. 10-16.

80. Tret'yakova G.V., Lebedev K.A. Formirovanie nacional'nyh innovacionnyh sistem // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. – 2021. – № 8-1. – S. 75-79.

81. Udar po vsem otraslyam: glavnoe o novyh sankciyah. https://pravo.ru/story/239494/ (data obrascheniya 30.03.2022)

82. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 “O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (data obrascheniya 30.03.2022)

83. Federal'nyy zakon "O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federacii" ot 28.06.2014 N 172-FZ (poslednyaya redakciya). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ade441c93e1d1adff1712d4d876ddee3dc971651/ (data obrascheniya 30.03.2022)

84. Hammer M., Champi Dzh. Reinzheniring korporacii: Manifest revolyucii v biznese. Per. s angl. – Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo S.-Peterburgskogo universiteta, 1997. − 332 s.

85. Chto vazhno znat' o novyh sankciyah G7 protiv Rossii. https://www.rbc.ru/economics/12/03/2022/622b963b9a7947080df51e4d (data obrascheniya 30.03.2022)

86. EKONOMIChESKAYa ISTORIYa MIRA. Vorob'ev Yu.F., Dzarasov S.S., Egorov A.Yu., Kabakova S.I., Konotopov M.V., Kuznecova A.I., Lanin B.E., Larionov A.N., Safronova A.A., Sil'vestrov S.N., Sel'skov A.V., Tebekin A.V. Moskva, 2012. Tom 6, Kniga 2 Ekonomicheskaya istoriya mira. Tom 6, kniga 2. – 528 s.

Login or Create
* Forgot password?