Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
Рассматривая складывающуюся в Российской Федерации тяжелую экономическую ситуацию, осложненную беспрецедентными западными санкциями, формулируются предложения по оперативному формированию национальной стратегии инновационного развития. В этой связи представлены результаты исследования достоинств и недостатков вариантов стратегий инновационного развития, соответствующих сигнальному, индуцирующему и комплексному подходам. Установлено, что в сложившихся геополитэкономических условиях, сопровождающихся ростом интенсификации событий практически на всех фронтах не утихающих гибридных войн против Российской Федерации, целесообразно оперативно сформировать интегрированную национальную стратегию инновационного развития, включающую элементы: эволюционной инновационной стратегии, бенчмаркинговой инновационной стратегии (реализуемых в рамках сигнального подхода); инновационной стратегии на основе человеческого капитала, инновационно активной стратегии (реализуемых в рамках индуцирующего подхода); инжиниринговой инновационной стратегии, реинжениринговой инновационной стратегии и инфраструктурной инновационной стратегии (реализуемых в рамках комплексного подхода). Показано, что при оперативном формировании и реализации предложенной интегрированной национальной стратегии инновационного развития у России появляется шанс радикально повысить эффективность экономического развития в условиях очередного витка западных санкций.
западные санкции, стратегическое инновационное развитие, национальная экономика
Введение
Очередной виток западных санкций против Российской Федерации [81], эскалация которых началась с конца февраля 2022 г., обострил копившиеся десятилетиями экономические [3, 49, 62], геополитэкономические проблемы развития России [65], на которых неоднократно акцентировалось внимание в ходе исследований прежних лет [9, 46], включая:
− проблемы научно-технического развития [20, 75];
− проблемы производственно-технологического развития [77, 79];
− проблемы экономического развития [61, 63];
− проблемы социального развития [21, 64];
− политические проблемы развития [4, 42];
− проблемы управления финансами [43, 45];
− и т.д.
Очередной виток западных санкций фактически вверг Российскую Федерацию в очередной экономический кризис [39] (а точнее ускорил его развитие [24]), который хоть и нельзя назвать непредсказуемым [5, 8, 22, 59], также как и глобальный экономический кризис 2020-го года (прогнозированного еще в середине 2000-х [66, 70]), тем не менее явился для управленцев национальной экономикой полной неожиданностью как по срокам, так и по масштабам [40].
Премьер-министр М. Мишустин сообщил, что правительство разработало план для стабилизации отечественной экономики [50, 51], который в настоящее время носит скорее бутафорский характер по временному смягчению фискальных мер, позволяя формально отчитаться, что «меры приняты», но не более того (рис. 1).
Рис. 1. Планы правительства по стабилизации отечественной экономики на 2022 г. [50, 51]
Но ожидать эффективность даже более масштабных мер правительства по стабилизации российской экономики в современных условиях усиления западных санкций [85] достаточно сложно по целому ряду причин на первый взгляд объективного характера, но содержащих при приближающем рассмотрении высокую долю субъективизма.
Во-первых, время, когда можно было предвосхитить кризис [69], уже упущено, что демонстрирует качество функционирования аналитико-прогностического аппарата правительства, призванного реализовывать систему стратегического планирования [83], в первую очередь в лице Минэкономразвития РФ.
Во-вторых, в силу специфики компетенций нынешнего топ-менеджмента в системе высшего госуправления, можно ожидать реактивных мер дальнейшего несущественного ослабления мер фискального характера со стороны государства. Появления же со стороны правительства созидательных мер проактивного характера по преодолению текущего кризиса в связи с вышеизложенным маловероятно.
В-третьих, как показывает опыт реализации национальных антикризисных программ в новейшей российской истории (табл. 1) [23], в большинстве случаев они заканчивались негативным результатом, обусловленным недостаточной масштабностью и эффективностью принимаемых мер, пролонгируя кризис до момента его завершения по причинам объективного характера.
Таблица 1
Результаты обобщения опыта реализации национальных антикризисных программ в новейшей российской истории
№ |
Дата принятия |
Название антикризисного плана |
Основные положения антикризисного плана |
Динамика ВВП РФ в год, следующий за годом принятия антикризисного плана, в млрд долл. США |
Динамика уровня безработицы в год, следующий за годом принятия антикризисного плана |
1 |
16 ноября 1992 г. |
"Программа неотложных мер по оздоровлению экономической ситуации" [54]
|
Основные направления программы: - стабилизация производства и стимулирование инвестиций; - неотложные меры в области социальной политики; - финансовая политика; - отношения в СНГ и рублевой зоне; - внешнеэкономическая политика |
- 8,7% |
+0,8% |
2 |
22 мая 1998 г.
|
"План первоочередных мер Правительства Российской Федерации" [35] |
Основные направления программы:
- Налогово-бюджетная политика;
- структурная реформа;
- социальная политика
|
-8,7% |
-0,7% |
3 |
10 июля 1998 г. |
«Программа |
Основные направления программы: - меры по преодолению бюджетного кризиса; -меры по поддержке производства; - социальная политика |
-8,7% |
-0,7% |
4 |
20 декабря 1998 г. |
"О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации по стабилизации социально- экономического положения в стране" [33] |
Основные направления программы: - нормализация условий жизни населения; - создание условий устойчивого функционирования экономики; - восстановление и развитие реального сектора; - укрепление российской государственности и единой системы исполнительной власти как ресурса повышения эффективности экономики |
-8,7% |
-0,7% |
5 |
6 ноября 2008 г. |
"План действий, направленный на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики" [47] |
Основные направления программы: - развитие финансовой и банковской системы; - поддержка внутреннего спроса; - поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан; - жилищное строительство; - сельское хозяйство; - автомобилестроение и сельскохозяйственное машиностроение; - оборонно-промышленный комплекс; - сырьевой комплекс; - транспортный комплекс; - малый бизнес |
-8,2% |
+1,2% |
6 |
29 ноября 2008 г. |
"Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса" [41] |
Перечень первоочередных мер: - курсовая политика; - поддержка банковской системы; - поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений; - налоговая и бюджетная политика; - тарифная политика; - содействие занятости населения; - жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья; - поддержка деловой активности в реальном секторе экономики; - нефтяная промышленность; - автомобилестроение; - сельхозмашиностроение; - оборонно-промышленный комплекс; - малый и средний бизнес; - авиационные перевозки; - розничная торговля; - аграрно-промышленный комплекс; - инфраструктурные проекты; - организационное сопровождение реализации антикризисных мер |
-8,2% |
+1,2% |
7 |
6 апреля 2009 г. |
"Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год" [52] |
Основные направления программы: - потенциала; - снижение административного давления на бизнес; - повышение устойчивости национальной финансовой системы; - макроэкономическая политика |
+24,7% |
-0,8% |
8 |
19 июня 2009 г. |
Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. [53] |
Основные направления программы: - выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала;- активизация внутреннего спроса и инноваций, развитие промышленного и технологического потенциала; - совершенствование важнейших рыночных институтов и снятие необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности; - формирование мощной финансовой системы; - обеспечение макроэкономической стабильности; - реализация антикризисных мер в субъектах Российской Федерации |
+24,7% |
-0,8% |
9 |
30 декабря 2009 г. |
"Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 г." [37] |
Основные направления действий: - поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения; - поддержка оживления экономики; - модернизационные меры |
+24,7% |
-0,8% |
10 |
2 марта 2010 г. |
"План по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 г." [48] |
Основные направления действий: - поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения; - поддержка оживления экономики; - модернизационные меры |
+25,2% |
-0,9% |
11 |
27 января 2015 г. |
План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. [32] |
Основные направления первоочередных мероприятий: - активизация экономического роста; - поддержка отраслей экономики; - обеспечение социальной стабильности; - мониторинг и контроль ситуации в экономике и социальной сфере |
-5,9% |
-0,1% |
12 |
23 сентября 2020 г. |
Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике [36] |
Основные задачи общенационального плана:
|
+12,8% |
-13,8% |
В-четвертых, даже традиционный акцент антикризисных мер правительства (табл. 1) на социальную и финансовую сферу (рис. 2) сегодня затруднительны, поскольку примерно существенная часть золотовалютных резервов страны и Фонда национального благосостояния, хранящиеся за границей (за что чиновников ЦБ и Минфина эксперты многие годы критиковали) [2], сегодня заморожены западными санкциями [19], и судя по всему в страну для решения задач национального благосостояния уже никогда не вернутся [1].
Рис. 2. Соотношение акцентов антикризисных мер Правительства РФ в программах и планах с 1992 по 2020 г. на социальную, финансовую сферу и производственную сферу соответственно
В-пятых, учитывая существующие на сегодняшний день программные документы Правительства РФ, направленные на достижение национальных целей на период до 2030-го г. [11, 34], определенные Указом Президента РФ № 474 от 21 июля 2020 г. [82], сложно представить возможность их реализации без решения проблемы импортозамещения, в частности [12], и без реализации стратегии инновационного развития экономики страны [26] как основного вектора развития, в целом.
В этой связи возникает необходимость в проработке вариантов стратегий инновационного развития национальной экономики, адекватных текущим геополитическим и социально-экономическим реалиям развития.
Цель исследования
Таким образом, целью представленных исследований явился поиск путей эффективного стратегического инновационного развития национальной экономики, отвечающих текущим внешним условиям, включающим очередной виток западных санкций, и внутреннему потенциалу развития страны.
Методическая база исследований
Методическую базу представленных исследований составили известные научные труды по формированию национальной стратегии инновационного развития таких авторов, как Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. [13], Колин К.К. [14], Мингалева Ж.А. [18], Сатторкулов О.Т. [57], Третьякова Г.В., Лебедев К.А. [80] и др., а также авторские наработки по теме исследований [26, 27, 67, 71, 72, 73] и др.
Основные результаты исследований
В основу представленного исследования были положены известные стратегии инновационного развития, базирующиеся на сигнальном, индуцирующем и комплексном подходах (рис. 3) [67].
Рис. 3. Стратегии инновационного развития, базирующиеся на сигнальном, индуцирующем и комплексном подходах [67]
Исследования стратегий инновационного развития, базирующиеся на сигнальном, индуцирующем и комплексном подходах (рис. 3) как потенциальных вариантов эффективного стратегического инновационного развития национальной экономики, отвечающих текущим внешним условиям, включающим очередной виток западных санкций, и внутреннему потенциалу развития страны показали следующее.
Безусловно, в системе стратегического инновационного развития национальной экономики должны присутствовать стратегии на основе сигнального подхода (рис. 3), поскольку внешняя среда посылает национальной экономике все новые вызовы [30] (сигналы), требующие оперативной и конструктивной реакции в рамках реактивной парадигмы.
При этом представляется целесообразным использование стратегии эволюционного развития (рис. 3), при которой инновационное развитие «естественным» образом [67] – от генерируемого на внутреннем рынке платежеспособного спроса к формированию адекватного предложения путем решения проблемы импортозамещения. Хотя данный вид стратегий инновационного развития и не нацелен изначально на достижение революционных результатов, тем не менее он позволяет оттолкнуться от имеющейся сырьевой, материально-технической, производственно-технологической и информационной базы.
Также представляется целесообразным использование бенчмаркинговой стратегии (рис. 3), которая позволяет оперативно освоить имеющийся в мировой практике передовой опыт (на чем собственно и было изначально построено «экономическое чудо» «азиатских тигров» [15]), хотя использование данного вида стратегии инновационного развития и сопряжено с системным закладыванием отставания (в первую очередь, технологического) от мировых лидеров [67].
В то же время использование мэждеринговой инновационной стратегии (рис. 3), поскольку она предполагает дальнейшую монополизацию в различных сферах национальной экономики, уровень которой, уничтожающий внутристрановую конкуренцию как главный двигатель развития отечественной экономики, и так уже носит зашкаливающий характер [58], на что неоднократно обращали внимание различные эксперты [7, 16, 38, 62].
Непрерывный рост внешнего давления на национальную экономику усиливает настоятельность применения стратегий инновационного развития национальной экономики на основе индуцирующего подхода (рис. 3) как встречной проактивной реакции на происходящие изменения во внешней среде.
При этом брендинговую инновационную стратегию можно рассматривать как долгосрочную цель, эффективное достижение которой (как показывает опыт развития Японии, Южной Кореи, Китая и ряда других стран [86]) возможно только при:
а) наличии соответствующей концепции и стратегии развития;
б) неизменное следование этому курсу на протяжении нескольких десятилетий.
При существующих же походах стратегического развития национальной экономики, демонстрирующих скорее Марковские процессы [17] как случайные процессы, эволюция которых после заданного значения временного параметра (срока исполнения предыдущей стратегии развития), не зависит от предшествующей эволюции (т.е. от результатов выполнения предыдущей стратегии развития), реализация брендинговой инновационной стратегии представляется маловероятной.
Большие шансы на успех имеет стратегия инновационного развития на основе человеческого капитала (рис. 3), поскольку именно человек является главной производительной силой, формирующей человеческий капитал компании [25, 28, 29, 60], способной создавать не только материальные ценности, обращаемые в финансовый результат деятельности компании (рис. 4), но и генерировать новые знания, что особенно ценно при выводе экономики из затяжного кризиса в рамках парадигмы инновационного развития [10, 68, 78], включая развитие знания ёмкого производства [76]. Кроме того, нынешняя внешнеполитическая ситуация невольно способствует сокращению потока «утечки мозгов» за рубеж.
Рис. 4. Пирамида главных ценностей организации, вершину которой составляет человеческий капитал
Однако реализация стратегии инновационного развития на основе человеческого капитала (рис. 3) сопряжена с целым рядом сложностей [25].
Во-первых, это засилье в отечественной экономике государственных (или с государственным участием) монополий, квазимонополий или олигополий, доминирующих в условиях государственного капитализма в современной России, что осложняет развитие человеческого капитала в конкурентной среде.
Во-вторых, как следствие отсутствуют благоприятные условия для свободной конкуренции, а, следовательно, для развития малого и среднего предпринимательства как основных источников приложение сил инновационно активного человеческого капитала, рассматриваемого в качестве генератора роста темпов инновационного развития национальной экономики.
В-третьих, реализацию стратегии инновационного развития на основе человеческого капитала серьезно затрудняет недостаточный уровень бюджетных ассигнований науки, снижая ее конкурентоспособность на мировом уровне.
В-четвертых, большие проблемы реализации инновационного развития на основе человеческого капитала связаны с технологической отсталостью страны и отсутствием действенных мер по решению проблемы импортозамещения в производственно-технологической сфере.
Серьезным источником развития национальной экономики может стать формирование и реализация инновационно активных стратегий (рис. 3), предполагающей интенсификацию процессов на всех этапах жизненного цикла инноваций – от активного формирования научных заделов до оперативной коммерциализации передовых отечественных разработок и действенного стимулирования спроса на них [67].
Однако, реализация инновационно активных стратегий требует серьезного перераспределения бюджетных средств, что не предусмотрено нынешней национальной финансовой и бюджетной политикой [44] (Россия в разы проигрывает ведущим странам мира по объемам финансирования НИОКР в процентах от ВВП), и не устроит нынешних ключевых бюджетных интересантов. То есть, для реализации инновационно активных стратегий национального развития требуется то, что называется твердая политическая воля руководства.
Большие перспективы для инновационного развития отечественной экономики имеет и реализация комплексного подхода (рис. 3).
В первую очередь, это касается стратегий развития инновационной инфраструктуры (рис. 3), поскольку именно опережающие развитие инновационной инфраструктуры обеспечивает снятие инфраструктурных ограничений в развитии инновационной структуры в рамках национальной инновационной системы [67]. При этом надо признать, что элементы стратегий развития национальной инновационной инфраструктуры получили определенное воплощение и в «Стратегии-2020» [55], и в государственных программах (в частности, в государственной программе «Научно-техническое развитие Российской Федерации» [6]), а также нашли отражение в стратегических инициативах Правительства РФ [56] и в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации [11]. Хотя с точки зрения обеспечения цельности, продуктивности и эффективности необходимо еще проделать огромную работу, чтобы эти элементы стратегий развития национальной инновационной инфраструктуры свести в единую, полноценную и работоспособную систему.
Важное значение для эффективного развития национальной экономики могут иметь инжиниринговые стратегии (рис. 3), которые позволяют создавать и внедрять улучшающие инновации на основе базовых инновационных решений (продуктовых и процессных) [67], однако с учетом косности [7] действующей в национальной экономике модели государственного квазимонополитического капитализма реализовать эту модель будет крайне сложно.
Наиболее сильное влияние на процесс развития национальной экономики может оказать реинжиниринговая инновационная стратегия (рис. 3), базирующаяся на генерации и воплощении радикальных инноваций [67], что способно значительно повысить не только независимость от импорта национальной экономики, но и существенно поднять уровень международной конкурентоспособности продукции, производимой в Российской Федерации [74].
Поскольку воплощение реинжиниринга как такового базируется на четырех ключевых понятиях [84] (рис. 5), то с учетом, в первую очередь, необходимости фундаментального переосмысления, реализация реинжиниринговой инновационной стратегии в интересах обеспечения эффективного развития национальной экономики вновь упирается в политическую волю руководства.
Рис. 5. Основные понятия, отражающие воплощение реинжиниринга
Результаты обобщения оценок перспектив использования различных инновационных стратегий для эффективного развития национальной экономики в условиях усиления западных санкций приведены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты обобщения оценок перспектив использования различных инновационных стратегий для эффективного развития национальной экономики в условиях усиления западных санкций
№ |
Подход |
Стратегия |
Достоинства |
Недостатки |
Резюме о целесообразности использования |
1
|
Сигнальный |
Эволюционная |
Позволяет оттолкнуться от имеющейся базы |
Не обеспечивает скачка в развитии |
Целесообразно |
Бенчмаркинговая |
Позволяет оперативно освоить передовой мировой опыт |
Автоматически закладывает отставание от мировых лидеров |
Целесообразно |
||
Мэджеринговая |
Позволяет оперативно коммерциализировать в крупных компаниях достижения малого бизнеса путем поглощения первыми последних |
Сокращает и без того крайне низкую внутристрановую конкуренцию |
Не целесообразно |
||
2 |
Индуцирующий |
Брэндинговая |
Создает долгосрочную положительную репутацию |
Может сыграть долгосрочную отрицательную реакцию при негативном отношении к бренду |
Не целесообразно |
На основе человеческого капитала |
Обеспечивает развитие человеческого капитала как главной ценности особо значимой в условиях развития знание ёмкого производства |
Реализация стратегии инновационного развития на основе человеческого капитала сопряжена с со следующими сложностями: - засилье в отечественной экономике государственных (или с государственным участием) монополий, квазимонополий или олигополий, доминирующих в условиях государственного капитализма в современной России, что осложняет развитие человеческого капитала в конкурентной среде; - отсутствуют благоприятные условия для свободной конкуренции, а, следовательно, для развития малого и среднего предпринимательства как основных источников приложение сил инновационно активного человеческого капитала, рассматриваемого в качестве генератора роста темпов инновационного развития национальной экономики; - недостаточный уровень бюджетных ассигнований науки, снижая ее конкурентоспособность на мировом уровне; - технологическая отсталость страны и отсутствие действенных мер по решению проблемы импортозамещения в производственно-технологической сфере |
Целесообразно |
||
|
|
Инновацион-но активная |
Интенсификация процессов на всех этапах жизненного цикла инноваций – от активного формирования научных заделов до оперативной коммерциализаии передовых отечественных разработок и действенного стимулирования спроса на них
|
Реализация инновационно активных стратегий требует серьезного перераспределения бюджетных средств, что не предусмотрено нынешней национальной финансовой и бюджетной политикой, и не устроит нынешних ключевых бюджетных интересантов. То есть, для реализация инновационно активных стратегий национального развития требуется твердая политическая воля руководства |
Целесообразно |
3 |
Комплексный подход |
Развитие инновационной инфраструктуры |
Опережающие развитие инновационной инфраструктуры обеспечивает снятие инфраструктурных ограничений в развитии инновационной структуры в рамках национальной инновационной системы. Элементы стратегий развития национальной инновационной инфраструктуры получили воплощение и в «Стратегии-2020» [55], и в государственных программах (в частности в государственной программе «Научно-техническое развитие Российской Федерации» [6]), а также нашли отражение в стратегических инициативах Правительства РФ [56] и в едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации [11] |
С точки зрения обеспечения цельности, продуктивности и эффективности необходимо еще проделать огромную работу, чтобы эти элементы стратегий развития национальной инновационной инфраструктуры свести в единую, полноценную и работоспособную систему |
Целесообразно |
|
|
Инжиниринговые стратегии |
Позволяют создавать и внедрять улучшающие инновации на основе базовых инновационных решений (продуктовых и процессных) |
С учетом косности действующей в национальной экономике модели государственного квазимонополитического капитализма реализовать эту модель будет крайне сложно |
Целесообразно |
|
|
Реинжиниринговая инновационная стратегия |
Базируется на генерации и воплощении радикальных инноваций, что способно значительно повысить не только независимость от импорта национальной экономики, но и существенно поднять уровень международной конкурентоспособности продукции. |
Воплощение реинжиниринга, базирующееся, в первую очередь, на фундаментальном переосмыслении и радикальном перепроектировании бизнес-процессов, обеспечивающих их существенное улучшение, требует проявления политической воли руководства. |
Целесообразно |
Обсуждение результатов и выводы
Таким образом, проведенные исследования показали, что в сложившихся геополитэкономических условиях, сопровождающихся ростом интенсификации событий практически на всех фронтах не утихающих гибридных войн против Российской Федерации, целесообразно оперативно сформировать интегрированную национальную стратегию инновационного развития, включающую элементы:
− эволюционной инновационной стратегии и бенчмаркинговой инновационной стратегии, реализуемых в рамках сигнального подхода к развитию;
− инновационной стратегии на основе человеческого капитала и инновационно активной стратегии, реализуемых в рамках индуцирующего подхода развития;
− инжиниринговой инновационной стратегии, реинжиниринговой инновационной стратегии и инфраструктурной инновационной стратегии, реализуемых в рамках комплексного подхода к развитию.
При оперативном формировании и реализации предложенной интегрированной национальной стратегии инновационного развития у России появляется шанс радикально повысить эффективность экономического развития в условиях очередного витка западных санкций.
1. «У одного Путина есть страна»: Сатановский назвал виновных в заморозке резервов России на Западе. https://www.osnmedia.ru/politika/u-odnogo-putina-est-strana-satanovskij-nazval-vinovnyh-v-zamorozke-rezervov-rossii-na-zapade/ (дата обращения 30.03.2022)
2. А почему резервы Центробанка РФ – за границей? Правда от финансовых экспертов. https://online-buhuchet.ru/a-pochemu-rezervy-centrobanka-rf-za-granicej-pravda-ot-finansovyx-ekspertov (дата обращения 30.03.2022)
3. Андрей Нечаев: 20 лет стагнации – это реальность. https://newizv.ru/news/economy/20-10-2016/248183-andrej-nechaev-20-let-stagnacii-eto-realnost (дата обращения 30.03.2022)
4. Анисимов Е.Г., Тебекин А.В. О фронтах гибридной войны в экономическом и геополитическом пространстве. // Журнал исследований по управлению. − 2020. − Т. 6. − № 5. −С. 60-74.
5. В Банке России заявили о неизбежности нового кризиса. https://regnum-ru.turbopages.org/regnum.ru/s/news/3304251.html?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fstory%2FVBanke_Rossii_zayavili_oneizbezhnosti_novogo_krizisa--777ed8cf46f586d02b14f0df5ea57955 (дата обращения 30.03.2022)
6. Государственная программа Российской Федерации «Научно-техническое развитие Российской Федерации». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. №377 (ред. От 22.10.2021). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73264841/ (дата обращения 30.03.2022)
7. Дмитрий Орешкин: Эта модель не может изменяться, она может только рухнуть в одночасье. https://19rus.info/index.php/vlast-i-politika/item/149358-dmitrij-oreshkin-eta-model-ne-mozhet-izmenyatsya-ona-mozhet-tolko-rukhnut-v-odnochase? (дата обращения 30.03.2022)
8. Егорова А.А., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Выбор подхода к формированию стратегии, обеспечивающей выход из глобального социально-экономического кризиса 2020 года. // Теоретическая экономика. − 2020. − № 5 (65). − С. 44-67.
9. Егорова А.А., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Стратегическое влияние шестого технологического уклада на научно-производственные, экономические, социальные и политические аспекты развития мирового и национального хозяйства. // Эпомен. − 2020. − № 49. − С. 85-100.
10. Егорова А.А., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Формирование школы управления человеческим капиталом как новый этап в развитии современного менеджмента. // Транспортное дело России. − 2021. − № 1. − С. 87-93.
11. Единый план по достижению национальных целей развития российской федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Правительство Российской Федерации. 1 октября 2021 года. https://www.economy.gov.ru/material/file/ffccd6ed40dbd803eedd11bc8c9f7571/Plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_do_2024g.pdf (дата обращения 30.03.2022)
12. Жигулин В.Г. Тебекин А.В. Научно-практические проблемы импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий. В сборнике: О проблемах импортозамещения в таможенных органах и новых разработках в сфере информационно-коммуникационных технологий. Сборник материалов Межведомственной научной конференции. Российская таможенная академия. − 2016. − С. 81-91.
13. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Концептуальные подходы к формированию государственной стратегии инновационного развития в России и за рубежом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2301–2305.
14. Колин К.К. Национальные проекты в новой стратегии инновационного развития России. // Стратегические приоритеты. – 2019. − №2. − С. 66-91.
15. Конотопов, М.В. Экономическая история: учебник для бакалавров / М. В. Конотопов, С. И. Сметанин, А. В. Тебекин. — 12-е изд. − Москва: Издательство Юрайт, 2019. − 641 с.
16. Кудрин заявил об изжившей себя модели экономики в России. https://www.rbc.ru/economics/02/08/2021/61070b8d9a79473e03d8f54a
17. Марковский процесс/ А.В. Прохоров// Большая российская энциклопедия: [в 35 т.]. – Москва. Большая российская энциклопедия. 2004-2017.
18. Мингалева Ж.А. Модернизация национальной экономики на основе стратегии инновационного развития // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.
19. Минфин заявил о заморозке $300 млрд золотовалютных резервов из-за санкций. https://www.rbc.ru/economics/13/03/2022/622dd6ee9a7947081b63341c (дата обращения 30.03.2022)
20. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Будущее общественной и частной собственности в части интеллектуального продукта в свете происходящих технико-технологических и социально-экономических трансформаций. // Транспортное дело России. − 2021. − № 5. − С. 20-28.
21. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Взгляд "снизу" на разрабатываемую стратегию социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. в части перспектив достижения национальной цели "достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство". // Эпомен. − 2021. − № 59. − С. 72-92.
22. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Возможности использования положений школы позиционирования для решения проблем преодоления экономического кризиса 2020. // Транспортное дело России. − 2020. − № 5. − С. 53-58.
23. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. К вопросу о реализации национальных антикризисных программ. // Эпомен. − 2020. − № 46. − С. 76-97.
24. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Комплексный анализ перспектив применения положений школы предпринимательства Й. Шумпетера при разработке стратегий преодоления глобального экономического кризиса 2020-х годов. // Транспортное дело России. − 2021. − № 5. − С. 3-10.
25. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. критерии оценки человеческого капитала как фактора развития инновационной экономики. // Транспортное дело России. − 2020. − № 1. − С. 3-6.
26. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Сценарий стратегического инновационного развития экономики России на основе реинжинирингового подхода. В сборнике: Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор А.В. Олифиров. Симферополь, 2021. С. 75-80.
27. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Комплексный анализ перспектив применения положений школы предпринимательства Й. Шумпетера при разработке стратегий преодоления глобального экономического кризиса 2020-х годов. // Транспортное дело России. − 2021. − № 5. − С. 3-10.
28. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Модернизация вероятностной модели оценки человеческого капитала. // Транспортное дело России. − 2020. − № 6. − С. 51-54.
29. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Формирование универсального критерия обобщенной оценки человеческого Капитала. Журнал исследований по управлению. − 2020. − Т. 6. − № 6. − С. 82-105.
30. Названы подробности новых антироссийский санкций. https://lenta.ru/news/2022/03/14/sanc/ (дата обращения 30.03.2022)
31. О мерах по стабилизации социально-экономического положения в стране. Постановление Правительства РФ от 10 июля 1998 г. N 762. https://base.garant.ru/1577086/ (дата обращения 30.03.2022)
32. О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. (с изменениями и дополнениями). Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. N 98-р. https://base.garant.ru/70852914/ (дата обращения 30.03.2022)
33. Об утверждении Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике экономической и финансовой стабилизации (с изменениями и дополнениями). Постановление Правительства РФ от 20 июля 1998 г. N 851. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20959/0946685fb9bdba2e8c417a96810bca0e7f140920/ (дата обращения 30.03.2022)
34. Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 г. Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2021 г. № 2816-р. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402792803/ (дата обращения 30.03.2022)
35. Об утверждении Плана первоочередных мер Правительства Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. N 496. https://base.garant.ru/178761/ (дата обращения 30.03.2022)
36. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. Одобрен на заседании Правительства РФ 23 сентября 2020 г. (протокол N 36, раздел VII) N П13-60855 от 2 октября 2020 г.). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74678576/ (дата обращения 30.03.2022)
37. Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год. Одобрены на заседании Правительства РФ (протокол от 30.12.2009 N 42). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12072030/ (дата обращения 30.03.2022)
38. Отчет правительства Мишустина – полное отсутствие связи с реальностью, по мнению экономиста В. Жуковского. https://vesti-kareliya.mirtesen.ru/blog/43503955212/Otchet-pravitelstva-Mishustina-polnoe-otsutstvie-svyazi-s-realno? (дата обращения 30.03.2022)
39. Оценены последствия западных санкций для экономики России. https://finance.rambler.ru/markets/48284515-otseneny-posledstviya-zapadnyh-sanktsiy-dlya-ekonomiki-rossii/ (дата обращения 30.03.2022)
40. Первый опрос ЦБ после жестких санкций. Что может ждать экономику России. https://www.rbc.ru/economics/10/03/2022/622a1c289a7947821fa7a5e2 (дата обращения 30.03.2022)
41. Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. http://www.prorazvitie.ru/show.php?action=show_stat&mykey=1025 (дата обращения 30.03.2022)
42. Петров В.С., Тебекин А.В. Анализ актуальных проблем, замедляющих выход национальной экономики из кризиса и влияющих на социально-политическую ситуацию в стране. // Журнал экономических исследований. − 2020. − Т. 6. − № 3. − С. 18-31.
43. Петров В.С., Тебекин А.В. Анализ путей оздоровления финансовой системы россии через призму последствий изменений в государственной долговой системе на фондовом рынке. // Журнал экономических исследований. − 2020. − Т. 6. − № 3. − С. 38-46.
44. Петров В.С., Тебекин А.В. Анализ структуры расходов средств федерального бюджета Российской Федерации. // Транспортное дело России. − 2021. − № 1. − С. 17-21.
45. Петров В.С., Тебекин А.В. Дисфункции в системе управления финансами в России на современном этапе. // Транспортное дело России. − 2021. − № 3. − С. 3-8.
46. Петров В.С., Тебекин А.В. Экономические потери и потерянная экономика. // Инновации и инвестиции. − 2019. − № 12. − С. 276-281.
47. План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Утвержден Председателем Правительства Российской Федерации 6 ноября 2008 г. № 4863п-П13. https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1647160862&tld=ru&lang=ru&name=PPut.doc&text= (дата обращения 30.03.2022)
48. План по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства РФ на 2010 год. Утвержден Председателем Правительства Российской Федерации 2 марта 2010 г. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98787/ (дата обращения 30.03.2022)
49. Почему за 20 лет Россия так и не перешла от стагнации к развитию. Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/08/813068-20-let-stagnatsii (дата обращения 30.03.2022)
50. Правительство объявило о новых мерах поддержки бизнеса. https://www.rbc.ru/economics/02/03/2022/621f545e9a79477b47c17a60 (дата обращения 30.03.2022)
51. Правительство разработало план для стабилизации российской экономики. https://lenta.ru/news/2022/03/09/mery/ (дата обращения 30.03.2022)
52. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (С учетом мнений экспертов, граждан РФ, представителей партий, общественных и политических организаций, проект по состоянию на 6 апреля 2009 года). https://rg.ru/2009/03/20/programma-antikrisis-dok.html (дата обращения 30.03.2022)
53. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. Утверждена Правительством Российской Федерации 19 июня 2009 г. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12068944/ (дата обращения 30.03.2022)
54. Программа неотложных мер по оздоровлению экономической ситуации. (одобрена на заседании Правительства РФ 16.11.1992). http://gaidar-arc.ru/file/bulletin-1/DEFAULT/org.stretto.plugins.bulletin.core.Article/file/3554 (дата обращения 30.03.2022)
55. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения 30.03.2022)
56. Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2021 г. № 2816-р. Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 г. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402792803/ (дата обращения 30.03.2022)
57. Сатторкулов О.Т. Развитие национальной инновационной системы и её особенности / О.Т. Сатторкулов, Б.Б. Тошбоев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. − 2016. − № 11 (115). − С. 959-962.
58. Тебекин А.В. Анализ вариантов стратегий развития национальной экономики. // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2017. № 4. С. 60-73.
59. Тебекин А.В. Анализ кризисов с позиций экономической теории. // Журнал экономических исследований. − 2018. − Т. 4. − № 12. − С. 3-9.
60. Тебекин А.В. Анализ подходов к оценке человеческого капитала с точки зрения перспектив их использования в условиях постиндустриальной экономики. В сборнике: Генезис ноономики: НТП, диффузия собственности, социализация общества, солидаризм. Сборник пленарных докладов Объединенного международного конгресса СПЭК-ПНО-2020. Под общей редакцией С.Д. Бодрунова. − Москва, 2021. С. 347-357.
61. Тебекин А.В. Взгляд "вперед" как основа стратегического развития национальной экономики. // Журнал исследований по управлению. − 2021. − Т. 7. − № 3. − С. 3-11.
62. Тебекин А.В. Взгляд "назад" как фундамент стратегического развития управляемых социально-экономических систем. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. − 2021. − № 2 (54). − С. 123-137.
63. Тебекин А.В. Взгляд "сверху" на разрабатываемую стратегию социальноэкономического развития национальной экономики. // Транспортное дело России. − 2021. − № 4. − С. 11-20.
64. Тебекин А.В. Взгляд "снизу" на разрабатываемую стратегию социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. в части перспектив достижения национальной цели "сохранение населения, здоровье и благополучие людей" Журнал экономических исследований. − 2021. − Т. 7. − № 3. − С. 3-21.
65. Тебекин А.В. Геополитэкономический аспект исследования продвижения к новому качеству технологий, экономики и общества. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. − 2021. − No 3 (55). С. 38–54.
66. Тебекин А.В. Инновационное развитие экономики / А. В. Тебекин. − Москва: МГАДА, 2008. − 347 с.
67. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / А. В. Тебекин. — 2-е изд., перераб. и доп. − Москва: Издательство Юрайт, 2020. − 481 с.
68. Тебекин А.В. К вопросу о формировании концепции менеджмента 2030-х гг. // Вестник Московского финансово-юридического университета. − 2019. − № 2. − С. 168-176.
69. Тебекин А.В. Основы антикризисного управления: учебник / А.В. Тебекин, В.С. Петров, Г.А. Лукошевичус, А.Ю. Манюшис, А.Ю. Валявский; под ред. А.В. Тебекина. − Москва: РУСАЙНС, 2020. − 162 с.
70. Тебекин А.В. Основы менеджмента организации / А.В. Тебекин, А.А. Филатов - Москва: ВИНИТИ, 2005. 208 с.
71. Тебекин А.В. Оценка стратегических перспектив инновационного развития экономики России. В сборнике: Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор А.В. Олифиров. 2020. С. 75-80.
72. Тебекин А.В. Перспективы стратегического инновационного развития экономики России. В сборнике: Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Посвящается 75-летию Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" в г. Ялте. Ответственный редактор А.В. Олифиров. − 2019. − С. 113-116.
73. Тебекин А.В. Перспективы стратегического инновационного развития национальной экономики. // Журнал экономических исследований. − 2019. − Т. 5. − № 2. − С. 3-6.
74. Тебекин А.В. Применение метода АВС-анализа при определении уровня национальной конкурентоспособности. // Вестник МФЮА. – 2020. − №2. − С. 32-40.
75. Тебекин А.В. Проблемы интеграции производства, науки и образования в современных условиях. // Журнал педагогических исследований. − 2020. − Т. 5. − № 1. − С. 23-39.
76. Тебекин А.В. Проблемы развития знаниеемкого производства в россии и потенциальные пути их решения. В сборнике: Производство, наука и образование в эпоху трансформаций: Россия в [де]глобализирующемся мире (ПНО-VI). Сборник материалов VI Международного конгресса. Под общей редакцией С.Д. Бодрунова. − 2020. − С. 273-281.
77. Тебекин А.В. Проблемы стратегического инновационного развития предприятий отечественного машиностроения и потенциальные пути их решения. // Журнал экономических исследований. − 2018. − Т. 4. −№ 8. − С. 10-25.
78. Тебекин А.В. Проблемы управления процессами создания интеллектуального капитала в постиндустриальной экономике. // Журнал исследований по управлению. − 2017. − Т. 3. − № 4. − С. 25-30.
79. Тебекин А.В., Тебекина А.А. Экономические последствия кризиса 2008-2009 гг. для различных отраслей сферы обрабатывающих производств национальной экономики. // Журнал экономических исследований. − 2018. − Т. 4. − № 10. − С. 10-16.
80. Третьякова Г.В., Лебедев К.А. Формирование национальных инновационных систем // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 8-1. – С. 75-79.
81. Удар по всем отраслям: главное о новых санкциях. https://pravo.ru/story/239494/ (дата обращения 30.03.2022)
82. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения 30.03.2022)
83. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ade441c93e1d1adff1712d4d876ddee3dc971651/ (дата обращения 30.03.2022)
84. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. – Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. − 332 с.
85. Что важно знать о новых санкциях G7 против России. https://www.rbc.ru/economics/12/03/2022/622b963b9a7947080df51e4d (дата обращения 30.03.2022)
86. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ МИРА. Воробьев Ю.Ф., Дзарасов С.С., Егоров А.Ю., Кабакова С.И., Конотопов М.В., Кузнецова А.И., Ланин Б.Е., Ларионов А.Н., Сафронова А.А., Сильвестров С.Н., Сельсков А.В., Тебекин А.В. Москва, 2012. Том 6, Книга 2 Экономическая история мира. Том 6, книга 2. – 528 с.