The paper concerns the problem of engaging employers in the educational process at higher education institutions in order to improve quality of future employees’ professional training in the context of meeting requirements, introduced by educational standards of the new generation. Presented is the Program of interaction between employers and higher school teachers on issues of improving students’ professional training. Also considered are various forms of social partnership, as one among a number of factors conducive to fostering professional competencies in future specialists.
professional training, employers, educational process subjects, social partnership, forms of social interaction.
Современные тенденции модернизации российского образования отображают требования к профессиональной подготовке выпускника высшей школы, обладающего ключевыми компетенциями, необходимыми для решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности. Социальным заказом востребованы кадры, готовые к решению профессиональных задач в быстро изменяющихся условиях рынка труда, т.е. профессионально мобильные выпускники. Традиционные подходы к обучению оказываются малоэффективными и, как результат, не обеспечивают качественной реализации требований образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на выполнение социального заказа. Выпускники вузов часто сталкиваются с проблемой трудоустройства, так как профессиональная компетентность многих из них не соответствует современным запросам работодателей. Система высшего профессионального образования, обладая возможностями и располагая необходимыми условиями для подготовки высокопрофессиональных специалистов, должна способствовать формированию таких профессиональных качеств, которые необходимы современному обществу. В условиях реализации образовательных стандартов нового поколения, разработанных с учетом потребностей работодателей, и компетентностного подхода к обучению, ориентированного на получение качественного результата, становится актуальным поиск путей оптимизации процесса профессиональной подготовки кадров в образовательных учреждениях.
Исследователи отмечают, что особенности и эффективность профессиональной подготовки специалистов зависят от соответствия содержания образования требованиям профессиональной среды и потребностям общества. Так, О.Н. Олейникова, исследуя проблему социального партнерства в профессиональном образовании, замечает, что глубокие изменения, происходящие в области труда и занятости, необходимость разрешения экономических проблем в целях обеспечения конкурентоспособности и эффективности предприятий, быстрого и адекватного реагирования на изменения, связанные с развитием новых технологий и ростом «нематериальных инвестиций», требуют соответствующей организации квалифицированного труда и особого внимания к профессиональной подготовке специалистов [7].
1. Bondareva S.R. Protivorechiya i puti vzaimodeystviya osnovnykh sub"ektov obrazovatel´noy sredy v realizatsii FGOS-3 srednego professional´nogo obrazovaniya [Contradictions and ways of cooperation the main subjects of the educational environment in the implementation of the GEF-3 secondary vocational education]. Regional´naya nauchno-prakticheskaya internet-konferentsiya «Filosofiya obrazovatel´nogo uchrezhdeniya v usloviyakh realizatsii FGOS novogo pokoleniya [Regional Scientific and Practical Internet Conference "Philosophy of educational institution in the conditions of implementation of the new generation of GEF]. 2012. 8 February. Available at: http://lfostu.ucoz.ru/publ/filosofija_brazovatelnogo_uchrezhdenija/problemy_realizacii_fgos_tretego_pokolenija/18
2. Borisova A.A. Kachestvo professional´noy podgotovki spetsialistov po upravleniyu trudom: mnenie ekspertov [The quality of training of specialists in labor management: expert opinion]. Ekonomika truda [Labor Economics]. 2012, I. 6. Available at: http://www.uecs.ru/ economika-truda/item/1415-2012-06-19-05-26-29
3. Glushanok T.M. Sotsial´noe partnerstvo kak sredstvo povysheniya kachestva professional´nogo obrazovaniya [Social partnership as a means of improving the quality of vocational education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2008, I. 6, pp. 80-83. Available at: www.science-education.ru/30-1144
4. Davydenko T.M. Rol´ rabotodateley v protsesse razvitiya professional´nykh kompetentsiy studentov pri realizatsii uchebnykh i proizvodstvennykh praktik [The role of employers in the development of professional competencies of students in the implementation of educational and industrial practices]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2012, I. 2. Available at: www.science-education.ru/102-5753
5. Lavrukhina E.A. Sotsial´nye spros i zakaz v obrazovanii [Social demand and order in education]. Credo [Credo]. 2002. Available at: http:// credonew.ru/content/view/265/54/
6. Novikov A.M. Professional´naya pedagogika [rofessional education]. Moscow, EGVES Publ., 2009. 456 p.
7. Oleynikova O.N. Sotsial´noe partnerstvo v sfere professional´nogo obrazovaniya [Social partnership in vocational education]. Materialy obrazovatel´nogo foruma [Proceedings of the educational forum]. Perm´, 2006. Available at: http://edu.rspp.ru/site.xp
8. Permyakov O.E. Razvitie sistem otsenki kachestva podgotovki spetsialistov. Dokt. Diss. [The development of quality systems training specialists. Doct. Diss.]. St. Petersburg, 2009. 28 p.