Статья посвящена проблеме привлечения работодателей к участию в учебном процессе с целью повышения качества профессиональной подготовки кадров в условиях реализации требований образовательных стандартов нового поколения. Представлена программа взаимодействия работодателей и преподавателей по вопросам профессиональной подготовки кадров. Рассмотрены формы социального партнерства как одного из факторов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.
профессиональная подготовка, работодатели, субъекты образовательного процесса, социальное партнерство, формы социального взаимодействия.
Современные тенденции модернизации российского образования отображают требования к профессиональной подготовке выпускника высшей школы, обладающего ключевыми компетенциями, необходимыми для решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности. Социальным заказом востребованы кадры, готовые к решению профессиональных задач в быстро изменяющихся условиях рынка труда, т.е. профессионально мобильные выпускники. Традиционные подходы к обучению оказываются малоэффективными и, как результат, не обеспечивают качественной реализации требований образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на выполнение социального заказа. Выпускники вузов часто сталкиваются с проблемой трудоустройства, так как профессиональная компетентность многих из них не соответствует современным запросам работодателей. Система высшего профессионального образования, обладая возможностями и располагая необходимыми условиями для подготовки высокопрофессиональных специалистов, должна способствовать формированию таких профессиональных качеств, которые необходимы современному обществу. В условиях реализации образовательных стандартов нового поколения, разработанных с учетом потребностей работодателей, и компетентностного подхода к обучению, ориентированного на получение качественного результата, становится актуальным поиск путей оптимизации процесса профессиональной подготовки кадров в образовательных учреждениях.
Исследователи отмечают, что особенности и эффективность профессиональной подготовки специалистов зависят от соответствия содержания образования требованиям профессиональной среды и потребностям общества. Так, О.Н. Олейникова, исследуя проблему социального партнерства в профессиональном образовании, замечает, что глубокие изменения, происходящие в области труда и занятости, необходимость разрешения экономических проблем в целях обеспечения конкурентоспособности и эффективности предприятий, быстрого и адекватного реагирования на изменения, связанные с развитием новых технологий и ростом «нематериальных инвестиций», требуют соответствующей организации квалифицированного труда и особого внимания к профессиональной подготовке специалистов [7].
1. Бондарева С.Р. Противоречия и пути взаимодействия основных субъектов образовательной среды в реализации ФГОС-3 среднего профессионального образования / С.Р. Бондарева, Ю.В. Колосова // Региональная научно-практическая интернет-конференция «Философия образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС нового поколения. 2012. 8 февраля. http://lfostu.ucoz.ru/publ/filosofija_brazovatelnogo_uchrezhdenija/problemy_realizacii_fgos_tretego_pokolenija/18
2. Борисова А.А. Качество профессиональной подготовки специалистов по управлению трудом: мнение экспертов / А.А. Борисова // Экономика труда. 2012. № 6. http://www.uecs.ru/economika-truda/item/1415-2012-06-19-05-26-29
3. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования / Т.М. Глушанок // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6. С. 80–83. www.science-education.ru/30-1144
4. Давыденко Т.М. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик / Т.М. Давыденко, А.П. Пересыпкин, Л.В. Верзунова // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. www.science-education.ru/102-5753
5. Лаврухина Е.А. Социальные спрос и заказ в образовании / Е.А. Лаврухина // Credo. 2002.
6. Новиков А.М. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. 3-е изд. М.: ЭГВЕС, 2009. 456 с.
7. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования / О.Н. Олейникова // Материалы образовательного форума. Пермь, 2006. http://edu.rspp.ru/site.xp
8. Пермяков О.Е. Развитие систем оценки качества подготовки специалистов: Автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 2009. 28 с.