СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме привлечения работодателей к участию в учебном процессе с целью повышения качества профессиональной подготовки кадров в условиях реализации требований образовательных стандартов нового поколения. Представлена программа взаимодействия работодателей и преподавателей по вопросам профессиональной подготовки кадров. Рассмотрены формы социального партнерства как одного из факторов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

Ключевые слова:
профессиональная подготовка, работодатели, субъекты образовательного процесса, социальное партнерство, формы социального взаимодействия.
Текст

Современные тенденции модернизации российского образования отображают требования к профессиональной подготовке выпускника высшей школы, обладающего ключевыми компетенциями, необходимыми для решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности. Социальным заказом востребованы кадры, готовые к решению профессиональных задач в быстро изменяющихся условиях рынка труда, т.е. профессионально мобильные выпускники. Традиционные подходы к обучению оказываются малоэффективными и, как результат, не обеспечивают качественной реализации требований образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на выполнение социального заказа. Выпускники вузов часто сталкиваются с проблемой трудоустройства, так как профессиональная компетентность многих из них не соответствует современным запросам работодателей. Система высшего профессионального образования, обладая возможностями и располагая необходимыми условиями для подготовки высокопрофессиональных специалистов, должна способствовать формированию таких профессиональных качеств, которые необходимы современному обществу. В условиях реализации образовательных стандартов нового поколения, разработанных с учетом потребностей работодателей, и компетентностного подхода к обучению, ориентированного на получение качественного результата, становится актуальным поиск путей оптимизации процесса профессиональной подготовки кадров в образовательных учреждениях.

Исследователи отмечают, что особенности и эффективность профессиональной подготовки специалистов зависят от соответствия содержания образования требованиям профессиональной среды и потребностям общества. Так, О.Н. Олейникова, исследуя проблему социального партнерства в профессиональном образовании, замечает, что глубокие изменения, происходящие в области труда и занятости, необходимость разрешения экономических проблем в целях обеспечения конкурентоспособности и эффективности предприятий, быстрого и адекватного реагирования на изменения, связанные с развитием новых технологий и ростом «нематериальных инвестиций», требуют соответствующей организации квалифицированного труда и особого внимания к профессиональной подготовке специалистов [7].

Список литературы

1. Бондарева С.Р. Противоречия и пути взаимодействия основных субъектов образовательной среды в реализации ФГОС-3 среднего профессионального образования / С.Р. Бондарева, Ю.В. Колосова // Региональная научно-практическая интернет-конференция «Философия образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС нового поколения. 2012. 8 февраля. http://lfostu.ucoz.ru/publ/filosofija_brazovatelnogo_uchrezhdenija/problemy_realizacii_fgos_tretego_pokolenija/18

2. Борисова А.А. Качество профессиональной подготовки специалистов по управлению трудом: мнение экспертов / А.А. Борисова // Экономика труда. 2012. № 6. http://www.uecs.ru/economika-truda/item/1415-2012-06-19-05-26-29

3. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования / Т.М. Глушанок // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6. С. 80–83. www.science-education.ru/30-1144

4. Давыденко Т.М. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик / Т.М. Давыденко, А.П. Пересыпкин, Л.В. Верзунова // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. www.science-education.ru/102-5753

5. Лаврухина Е.А. Социальные спрос и заказ в образовании / Е.А. Лаврухина // Credo. 2002.

6. Новиков А.М. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. 3-е изд. М.: ЭГВЕС, 2009. 456 с.

7. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования / О.Н. Олейникова // Материалы образовательного форума. Пермь, 2006. http://edu.rspp.ru/site.xp

8. Пермяков О.Е. Развитие систем оценки качества подготовки специалистов: Автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 2009. 28 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?