PROFESSIONAL STRESS OF GRADUATES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE PROCESS OF JOB CONNECTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this study considering problem of stress among young specialists related with job search. Revealing reasons of stress influence on young specialists and their health, as well as on the level of competitiveness on the labor market. Particular attention is given to problem of graduate self-presentation skills to the employer during the interview in order to form the graduates skills of effective communication with the employer.This study provides examples of creation and preparation of self-presentation, as well as a number of recommendations to improve the competitive advantages at the job market.

Keywords:
stress; university graduates; employment; self-presentation; competence; competitiveness.
Text

В последнее десятилетие не без оснований особой популярностью пользуются исследования в области трудового стресса. Действительно, развитие стресса на рабочем месте — важная научная проблема, серьезно влияющая на работоспособность, производительность труда и здоровье работников в целом. Индикатором осознания важности данной проблемы явилось появление среди критериев при отборе кандидатов на замещение вакантной должности такого качества, как стрессоустойчивость. Однако с профессиональным стрессом сталкиваются не только лица, уже осуществляющие свою профессиональную деятельность, но и молодые специалисты — выпускники вузов, впервые выходящие на рынок труда. 

В различных исследованиях трудового стресса предпринимаются попытки дать четкое определение этого явления.

Л.В. Куликов, О.А. Михайлова приводят следующие виды стресса, возникающие в трудовой деятельности:

  • рабочий стресс (в иностранной литературе job stress, work stress) — возникает из-за причин, непосредственно cвязанных с работой, — условия труда;
  • профессиональный стресс (occupation stress) — появляется из-за причин, связанных с профессией или родом деятельности;
  • организационный стресс (organization stress) — формируется вследствие негативного влияния на работника особенностей той организации, в которой он трудится [4].

Однако в литературе данные термины используются как синонимы. Наиболее часто прибегают к понятию профессионального стресса.

Проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований профессионального стресса позволяет сделать вывод о том, что в целом существует три основных типа моделей данного явления. Рассмотрим каждый из них.

Первый тип определяет стресс в терминах физиологических последствий широкого рода защитных и отрицательных стимулов. Он трактует стресс как зависимую переменную — физиологический ответ на опасную среду. Этот подход получил название физиологического.

Второй тип рассматривает профессиональный стресс как создающий негативное отношение или отрицательную характеристику трудовой среды и трактует его как независимую переменную — экзогенную причину нарушения здоровья. Это так называемый инженерный подход.

Третий тип учитывает влияние внешней среды при формировании профессионального стресса у специалистов.

Рассмотренные первые два подхода практически не учитывают индивидуальных различий в психологической природе и процессах восприятия и познания стресса, которые могут быть фундаментальными. Вместе с тем они не принимают во внимание существующее взаимодействие между индивидом и внешней средой.

На наш взгляд, профессиональный стресс, возникающий у молодых специалистов — выпускников вузов, целесообразно рассматривать с позиции третьего подхода, учитывающего динамичное взаимодействие молодого специалиста с рынком труда.

References

1. Gandapas Radislav. Kamasutra dlya oratora. Desyat' glav o tom, kak poluchat' i dostavlyat' maksimal'noe udovol'stvie, vystupaya publichno. — M.: Olimmp-biznes, 2005.

2. Gofman I. Predstavlenie sebya drugim v povsednevnoy zhizni. — M., 2000.

3. Dmitrieva Yu.A. Konkurentosposobnyy vypusknik vuza s pozitsii rabotodatelya // Kadrovyy menedzhment. — 2010. — № 2. — S. 67—75.

4. Kir'yanova E.N. Stress v professional'noy deyatel'nosti // Upravlenie personalom. — 1997. — № 2. — S. 42—50.

5. Mikhaylova E.V. Samoprezentatsiya: teorii, issledovaniya, trening. — SPb., 2007.

6. Sel'e G. Stress bez distressa: per. s angl. — M.: Nauka, 1982.

7. Spravochnik kar'erista-2012 // Ezhegodnyy proekt gazety «Vedomosti».

Login or Create
* Forgot password?